Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

0   0
АвторыБолгарова Мария Андреевна, Коротовских Татьяна Владимировна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц74
ID824802
АннотацияУчебно-методическое пособие написано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат, направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование). В данном издании определяются требования к результатам обучения при про-хождении практики Б2.О.10 (П) Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями) и формулируются критерии их оценивания, представлено содержание программы практики, примерный перечень заданий и указания по их выполнению, необходимые источники для самостоятельной подготовки, рекомендации по составлению отчетных материалов. Учебно-методическое пособие адресовано студентам очного и заочного обучения, наставникам, специалистам ДОУ.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, направленность «Дошкольная дефектология», уровень бакалавриата / М.А. Болгарова, Т.В. Коротовских .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 74 с. — URL: https://rucont.ru/efd/824802 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Коррекционно-педагогическая_работа_с_детьми_дошкольного_возраста_с_интеллектуальными_нарушениями.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность «Дошкольная дефектология» Уровень бакалавриата УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки Сургут, 2023
Стр.1
УДК 376.4:378.14 (075.8) ББК 74.550.0,3р30я73-9 К68 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: И.А. Алексеев, к.п.н, доцент, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». Н.Г. Капустина, к.п.н., доцент кафедры педагогического и специального образования БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» К68 Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, направленность «Дошкольная дефектология», уровень бакалавриата / Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; авторы-составители М. А. Болгарова, Т. В. Коротовских. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 73, [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие написано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат, направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование). В данном издании определяются требования к результатам обучения при прохождении практики Б2.О.10(П) Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями) и формулируются критерии их оценивания, представлено содержание программы практики, примерный перечень заданий и указания по их выполнению, необходимые источники для самостоятельной подготовки, рекомендации по составлению отчетных материалов. Учебно-методическое пособие адресовано студентам очного и заочного обучения, наставникам, специалистам ДОУ. УДК 376.4:378.14 (075.8) ББК 74.550.0,3р30я73-9 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ .............................................................................................................................. 3 Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП ПРАКТИКИ ............................................................ 16 1.1. Содержание индивидуального задания практики (Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями)) ............. 16 1.2. Содержание рабочего графика проведения практики (Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями)) ............. 18 1.3. Содержание дневника практики (Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями)) ............. 19 Раздел 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРАКТИКИ ................................................................. 21 2.1. Анализ сайта образовательной организации, осуществляющей образование детей с интеллектуальными нарушениями .............................................................................................. 21 2.2. Анализ документов педагога-дефектолога, работающего с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями .......................................... 27 2.3. Анализ и оценка РППС и методического обеспечения деятельности педагога-дефектолога с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями ..... 27 2.4. Анализ индивидуального сайта педагога-дефектолога ДОУ ............................................ 34 Раздел 3. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП ПРАКТИКИ ............................................................ 35 3.1. Портфолио диагностических методик для психолого-педагогического изучения ребенка с интеллектуальными нарушениями ................................................................................ 35 3.2. Психолого-педагогическая диагностика ребенка с интеллектуальными нарушениями и анализ ее результатов .................................................................................................................. 38 3.3. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и рекомендации ................................................................... 39 3.4. Анализ коррекционно-развивающих занятий педагога-дефектолога с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями .......................................... 43 3.5. Разработка коррекционно-развивающих занятий педагога-дефектолога с обучающимися с интеллектуальными нарушениями по образовательным областям ............... 57 3.6. Адаптированная образовательная программа обучающегося с интеллектуальными нарушениями .............................................................................................. 58 3.7. Методические рекомендации для педагогов и родителей ................................................. 65 Раздел 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРАКТИКИ ............................................................... 66 4.1. План профессионального развития .................................................................................... 66 4.2. Отчет по итогам прохождения практики ............................................................................ 67 ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................................................. 68 ПРИЛОЖЕНИЕ ............................................................................................................................... 69 – 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Современный этап развития системы высшего образования в Российской Федерации выдвигает новые задачи профессиональной подготовки выпускников в вузе. Перед педагогическими вузами стоит задача максимально приблизить образовательные программы к реальным условиям профессиональной деятельности. Для решения данных задач в учебный план бакалавров по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование в Блок 2 «Практики» включена производственная практика «Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями интеллекта)», прохождение которой регламентируется следующими документами:  Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» № 301 от 5 апреля 2017 г.;  Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации «О практической подготовке обучающихся» № 885/390 от 5 августа 2020 г.;  Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 123);  Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам магистратуры. СМК НП 115;  Положение о практической подготовке обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы магистратуры (СМК НП 190);  Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению программы практики. СМК ИМ-06. Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет психолого-педагогическое и методическое сопровождение производственной практики «Педагогическая практика (коррекционнопедагогическая работа с детьми с нарушениями интеллекта)». Целью практики «Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями интеллекта)» является формирование у студентов умений и опыта осуществления диагностико-консультативной, коррекционно-педагогической и исследовательской деятельности в образовательных организациях, осуществляющих образование детей с нарушениями интеллекта. Задачи практики: 1. Формировать профессиональные умения анализировать и оценивать среду образовательной организации и условия коррекционно-педагогического процесса в дошкольной образовательной организации и компенсирующих группах для детей с нарушениями интеллекта. 2. Формировать профессиональные умения и опыт организации и проведения психологопедагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями с целью составления характеристики, отражающей особенности психофизического развития ребенка и индивидуальной программы развития. 3. Формировать профессиональные умения и опыт анализа коррекционно-педагогической деятельности педагога-дефектолога и проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями на основе индивидуального дифференцированного и комплексного подходов с учетом возраста и контингента детей. 4. Формировать профессиональные умения и опыт просветительской работы с педагогами и родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие компетенции в соответствии с ФГОС ВО:  способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1);  способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ОПК-3); – 4 –
Стр.4
 способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4);  способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении (ОПК-5);  способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями (ОПК-6);  способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ (ОПК-7);  способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ (ОПК-8);  способен осуществлять обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий (ПК-1);  способен проводить профилактические мероприятия, диагностическую, коррекционную и консультативно-просветительскую работу с обучающимися с ОВЗ, их родителями (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума (ПК-2). Практика «Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями интеллекта)» включена в Блок 2. Практика. Обязательная часть по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Практике «Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями интеллекта)» предшествует изучение учебных дисциплин: «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ», «Психология детей с интеллектуальными нарушениями», «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ»; «Специальная педагогика», «Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта». Прохождение данного вида производственной практики обеспечивает условия для проведения экспериментального исследования в рамках выполнения курсовой работы и предваряет аналогичную деятельность студентов в ходе подготовки выпускной квалификационной работы. Практика «Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями интеллекта)» проводится на базе образовательных организаций города, оказывающих образовательные услуги в области специального образования детей с интеллектуальными нарушениями. Предусматривается возможность проведения практики на базе Университета. – 5 –
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.