ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Направленность «Дошкольная дефектология»
Уровень бакалавриата
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
Сургут, 2023
Стр.1
УДК 376.4:378.14 (075.8)
ББК 74.550.0,3р30я73-9
К68
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
И.А. Алексеев,
к.п.н, доцент, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет».
Н.Г. Капустина,
к.п.н., доцент кафедры педагогического и специального образования
БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
К68
Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными
нарушениями : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.03. Специальное
(дефектологическое) образование, направленность «Дошкольная дефектология», уровень
бакалавриата / Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение
высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
; авторы-составители М. А. Болгарова, Т. В. Коротовских. – Сургут : РИО БУ «Сургутский
государственный педагогический университет», 2023. – 73, [1] с. – Текст : непосредственный.
Учебно-методическое пособие написано в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования
бакалавриат, направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое)
образование). В данном издании определяются требования к результатам обучения при прохождении
практики Б2.О.10(П) Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа
с детьми с интеллектуальными нарушениями) и формулируются критерии их оценивания,
представлено содержание программы практики, примерный перечень заданий и указания
по их выполнению, необходимые источники для самостоятельной подготовки, рекомендации
по составлению отчетных материалов.
Учебно-методическое пособие адресовано студентам очного и заочного обучения,
наставникам, специалистам ДОУ.
УДК 376.4:378.14 (075.8)
ББК 74.550.0,3р30я73-9
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .............................................................................................................................. 3
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП ПРАКТИКИ ............................................................ 16
1.1. Содержание индивидуального задания практики (Педагогическая практика
(коррекционно-педагогическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями)) ............. 16
1.2. Содержание рабочего графика проведения практики (Педагогическая практика
(коррекционно-педагогическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями)) ............. 18
1.3. Содержание дневника практики (Педагогическая практика
(коррекционно-педагогическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями)) ............. 19
Раздел 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРАКТИКИ ................................................................. 21
2.1. Анализ сайта образовательной организации, осуществляющей образование детей
с интеллектуальными нарушениями .............................................................................................. 21
2.2. Анализ документов педагога-дефектолога, работающего
с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями .......................................... 27
2.3. Анализ и оценка РППС и методического обеспечения деятельности
педагога-дефектолога с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями ..... 27
2.4. Анализ индивидуального сайта педагога-дефектолога ДОУ ............................................ 34
Раздел 3. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП ПРАКТИКИ ............................................................ 35
3.1. Портфолио диагностических методик для психолого-педагогического изучения
ребенка с интеллектуальными нарушениями ................................................................................ 35
3.2. Психолого-педагогическая диагностика ребенка с интеллектуальными нарушениями
и анализ ее результатов .................................................................................................................. 38
3.3. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста
с интеллектуальными нарушениями и рекомендации ................................................................... 39
3.4. Анализ коррекционно-развивающих занятий педагога-дефектолога
с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями .......................................... 43
3.5. Разработка коррекционно-развивающих занятий педагога-дефектолога
с обучающимися с интеллектуальными нарушениями по образовательным областям ............... 57
3.6. Адаптированная образовательная программа обучающегося
с интеллектуальными нарушениями .............................................................................................. 58
3.7. Методические рекомендации для педагогов и родителей ................................................. 65
Раздел 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРАКТИКИ ............................................................... 66
4.1. План профессионального развития .................................................................................... 66
4.2. Отчет по итогам прохождения практики ............................................................................ 67
ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................................................. 68
ПРИЛОЖЕНИЕ ............................................................................................................................... 69
– 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современный этап развития системы высшего образования в Российской Федерации выдвигает
новые задачи профессиональной подготовки выпускников в вузе. Перед педагогическими вузами
стоит задача максимально приблизить образовательные программы к реальным условиям профессиональной
деятельности.
Для решения данных задач в учебный план бакалавров по направлению подготовки 44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование в Блок 2 «Практики» включена производственная
практика «Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями
интеллекта)», прохождение которой регламентируется следующими документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам
магистратуры» № 301 от 5 апреля 2017 г.;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства
просвещения Российской Федерации «О практической подготовке обучающихся» № 885/390
от 5 августа 2020 г.;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, 44.03.03 Специальное
(дефектологическое) образование (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22 февраля 2018 г. № 123);
Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам высшего образования – программам бакалавриата, программам магистратуры.
СМК НП 115;
Положение о практической подготовке обучающихся, осваивающих образовательные программы
высшего образования – программы бакалавриата, программы магистратуры (СМК НП 190);
Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию
и оформлению программы практики. СМК ИМ-06.
Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет психолого-педагогическое и методическое
сопровождение производственной практики «Педагогическая практика (коррекционнопедагогическая
работа с детьми с нарушениями интеллекта)».
Целью практики «Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа с детьми
с нарушениями интеллекта)» является формирование у студентов умений и опыта осуществления
диагностико-консультативной, коррекционно-педагогической и исследовательской деятельности
в образовательных организациях, осуществляющих образование детей с нарушениями интеллекта.
Задачи практики:
1. Формировать профессиональные умения анализировать и оценивать среду образовательной
организации и условия коррекционно-педагогического процесса в дошкольной образовательной организации
и компенсирующих группах для детей с нарушениями интеллекта.
2. Формировать профессиональные умения и опыт организации и проведения психологопедагогического
обследования детей с интеллектуальными нарушениями с целью составления характеристики,
отражающей особенности психофизического развития ребенка и индивидуальной
программы развития.
3. Формировать профессиональные умения и опыт анализа коррекционно-педагогической деятельности
педагога-дефектолога и проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с интеллектуальными
нарушениями на основе индивидуального дифференцированного и комплексного
подходов с учетом возраста и контингента детей.
4. Формировать профессиональные умения и опыт просветительской работы с педагогами
и родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие
компетенции в соответствии с ФГОС ВО:
способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными
правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1);
способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность
обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии
с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ОПК-3);
– 4 –
Стр.4
способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых
национальных ценностей (ОПК-4);
способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся,
выявлять и корректировать трудности в обучении (ОПК-5);
способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности,
необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся
с особыми образовательными потребностями (ОПК-6);
способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации
образовательных программ (ОПК-7);
способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации
образовательных программ (ОПК-8);
способен осуществлять обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных
образовательных технологий (ПК-1);
способен проводить профилактические мероприятия, диагностическую, коррекционную
и консультативно-просветительскую работу с обучающимися с ОВЗ, их родителями (законными
представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума (ПК-2).
Практика «Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями
интеллекта)» включена в Блок 2. Практика. Обязательная часть по направлению подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.
Практике «Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями
интеллекта)» предшествует изучение учебных дисциплин: «Психолого-педагогическое
взаимодействие участников образовательного процесса», «Психолого-педагогическая диагностика
развития лиц с ОВЗ», «Психология детей с интеллектуальными нарушениями», «Проектирование
индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ»; «Специальная педагогика», «Воспитание
и обучение детей с нарушениями интеллекта». Прохождение данного вида производственной
практики обеспечивает условия для проведения экспериментального исследования в рамках выполнения
курсовой работы и предваряет аналогичную деятельность студентов в ходе подготовки
выпускной квалификационной работы.
Практика «Педагогическая практика (коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями
интеллекта)» проводится на базе образовательных организаций города, оказывающих образовательные
услуги в области специального образования детей с интеллектуальными нарушениями.
Предусматривается возможность проведения практики на базе Университета.
– 5 –
Стр.5