Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Адаптация студентов к стрессу на севере России: функциональные и психологические аспекты

0   0
АвторыПопова Марина Алексеевна, Щербакова Александра Эдуардовна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц82
ID824797
АннотацияВ монографии рассмотрены северные аспекты адаптации студентов к учебному стрессу в периоды экзаменационных сессий, дистанционному формату обучения при карантинных мерах при пандемии CОVID-19 и после его завершения. Выявлены факторы риска высокой распространенности среди северных студентов патологических психических и сердечно-сосудистых реакций, связанных с напряженностью учебного процесса в северных общеобразовательных учреждениях, обусловленных с нарушениями фотопериодизма и критическими перепадами атмосферного давления. Определены предикторы снижения стрессоустойчивости и определенных когортах северных студентов и возможности снижения риска развития стрессиндуцированных дисфункций
ISBN978-5-93190-411-5
Адаптация студентов к стрессу на севере России: функциональные и психологические аспекты : монография / М.А. Попова, А.Э. Щербакова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 82 с. — ISBN 978-5-93190-411-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/824797 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Адаптация_студентов_к_стрессу_на_севере_России_функциональные_и_психологические_аспекты.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ» М.А. Попова, А.Э. Щербакова АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К СТРЕССУ НА СЕВЕРЕ РОССИИ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОГРАФИЯ 15-летию лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья» Сургутского государственного педагогического университета посвящается Сургут, 2023 1
Стр.1
УДК 159.923.2:378.124+616-092.6 ББК 88.623-69+52.525.1 П 58 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Авторы: Попова Марина Алексеевна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья», профессор кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» Щербакова Александра Эдуардовна, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья», доцент кафедры медико-биологических дисциплин БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензент : Рагозин Олег Николаевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной терапии Ханты-Мансийской государственной медицинской академии Попова, М. А. П 58 Адаптация студентов к стрессу на севере России: функциональные и психологические аспекты : монография / М.А. Попова, А.Э. Щербакова ; Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 81 [1] с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-93190-411-5 В монографии рассмотрены северные аспекты адаптации студентов к учебному стрессу в периоды экзаменационных сессий, дистанционному формату обучения при карантинных мерах при пандемии CОVID-19 и после его завершения. Выявлены факторы риска высокой распространенности среди северных студентов патологических психических и сердечно-сосудистых реакций, связанных с напряженностью учебного процесса в северных общеобразовательных учреждениях, обусловленных с нарушениями фотопериодизма и критическими перепадами атмосферного давления. Определены предикторы снижения стрессоустойчивости и определенных когортах северных студентов и возможности снижения риска развития стрессиндуцированных дисфункций. УДК 159.923.2:378.124+616-092.6 ББК 88.623-69+52.525.1 ISBN 978-5-93190-411-5 © Попова М.А., Щербакова А.Э., 2023 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ............................................................................................................ 5 РАЗДЕЛ 1. ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА СЕВЕРЕ РОССИИ ................. 7 1.1. Состояние вегетативных регуляторных механизмов и центральной нервной системы учащихся на севере России ............................ 7 1.2. Факторы риска нарушения здоровья студентов в процессе обучения в вузе .................................................................................... 10 1.3. Факторы риска развития психосоциального стресса у старших школьников и студентов ..................................................................... 14 1.4. Психофизиологические особенности студентов в условиях перехода на дистанционное обучение при пандемии COVID-19 ....................................... 20 ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ..... 27 2.1. Инструментальные методы функциональной диагностики сердечно-сосудистой системы .............................................................................. 27 2.2. Психофизиологические методы исследования функционального РАЗДЕЛ 2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ состояния и работоспособности центральной нервной системы ....................... 30 2.3. Методы диагностики психических состояний и качества жизни ............. 31 РАЗДЕЛ 3. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ПСИХИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЭКЗАМЕЦИОННОГО СТРЕССА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ................................................................................... 33 3.1. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и психологические особенности старших школьников и студентов в условиях экзаменационного стресса на севере России .................................... 33 3.2. Способ диагностики тревожно-депрессивных состояний и сердечно-сосудистых нарушений старших школьников и студентов на севере России ..................................................................................................... 41 РАЗДЕЛ 4. ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО СТРЕССА ПРИ ПАНДЕМИИ COVID-19 ............... 44 4.1. Психофизиологические показатели у студентов с различным личностным адаптационным потенциалом в условиях вынужденной самоизоляции (Совместно с А.С. Лакомкиной, В.В. Чистовой) ........................ 44 4.2. Психологические особенности и функциональное состояние центральной нервной системы у студентов после первой волны COVID-19 (Совместно с А.С. Лакомкиной, В.В. Чистовой) ................................................. 49 4.3. Психологическое состояние и качество жизни студентов северного вуза во время и после периода дистанционного обучения в первую волну COVID-19 (Совместно с А.С. Лакомкиной, В.В. Чистовой) .............................. 55 4.4. Вегетативная регуляция и гемодинамика у студентов после периода дистанционного обучения при пандемии COVID-19 .......................................... 58 Заключение ............................................................................................................. 63 Список литературы ................................................................................................ 67 3
Стр.3
Список сокращений АД – артериальное давление АОП – активная ортостатическая проба АР – адаптационные резервы ВНС – вегетативная нервная система ВОЗ – всемирная организация здравоохранения ВРС – вариабельность ритма сердца ЗМР (ПЗМР) – зрительно-моторная реакция (простая зрительно-моторная реакция) ЗОЖ – здоровый образ жизни КЖ – качество жизни ЛАП – личностный адаптационный потенциал НПУ – нервно-психическая устойчивость СПО – стабильный период обучения ССС – сердечно-сосудистая система ТФАР – тревожность, фрустрированность, агрессивность, ригидность ТФС – текущее функциональное состояние УР – устойчивость реакции УФВ – уровень функциональных возможностей УФФС – уровень функционирования физиологической системы ФУС – функциональный уровень системы ЦНС – центральная нервная система ЭП – экзаменационный период 4
Стр.4
Предисловие 20 лет назад в 2003 году в Сургутском педагогическом институте по инициативе декана факультета физического воспитания и спорта Геннадия Михайловича Акушева и заведующего кафедрой медико-биологических дисциплин Владимира Ивановича Корчина было организовано обследование студентов с участием выпускников факультета физического воспитание и спорта, в программу обучения которых входила дисциплина «Врачебный контроль». Навыки, необходимые для врачебно-педагогического контроля в процессе профессиональной деятельности будущих педагогов и тренеров, были отработаны в условиях реальной практики комплексного обследования студентов. Организация и соблюдение протокола обследования проведено под непосредственным контролем специалиста по спортивной медицине Поповой М.А., преподавателей кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Корчиной Т.Я., Говорухиной А.А. и др. Анализ результатов обследования показал катастрофическое положение с состоянием здоровья и функциональными возможностями студентов не только «неспортивных факультетов», но и будущих преподавателей физической культуры. По различным аспектам полученных результатов было выполнено несколько выпускных квалификационных работ. Выпускница СурГПИ Т.Ф. Сырбу в Томском государственном университете представила результаты по состоянию физического здоровья и степени физической подготовки северных студентов. Проблема была озвучена на окружной конференции по здоровьесбережению в 2004 в докладе Поповой М.А., которая преподавала дисциплину врачебный контроль на медицинском факультете Сургутского государственного университета и на факультете физической культуры и спорта Сургутского государственного педагогического университета. Это позволило провести сравнительный анализ состояния первокурсников и выпускников различных профилей обучения в двух северных университетах. Выявленные нарушения психического и физического здоровья послужили основанием для углубленного обследования студентов с использованием методов воздействия климатических факторов на циркадные ритмы организма. Для этого к обследованию студентов нами были привлечены специалисты функциональной диагностики из лечебно-профилактических учреждений Сургута – О.Г. Петриченко и Н.А. Вологжанина, которые выявили изменения суточного профиля артериального давления как проявления десинхронозов у студентов физической активности Выпускница Сургутского педагогического университета А.Э. Щербакова провела исследование вариабельности ритма сердца, особенности циркадных ритмов артериального давления и сердечного ритма были изучены 5
Стр.5
Р.М. Сафиным, изменение функционального состояния сердечно-сосудистой системы при широко распространенных пространственных изменениях позвоночника было изучено А.Ю. Дронь. В дальнейшем А.Э. Щербаковой с привлечением студентов В.В. Чистовой и А.С. Лакомкиной было проведено изучение стрессоустойчивости студентов СурГПУ. В процессе 20-летнего мониторирования психического и физиологического состояния определены северные аспекты адаптации студентов к учебному стрессу в периоды стабильного обучения и экзаменационных сессий, дистанционному формату обучения при карантинных мерах при пандемии CОVID-19 и после его завершения. При анализе комплексного функционального обследования выявлены факторы риска высокой распространенности среди северных студентов патологических психических и сердечно-сосудистых реакций, связанных с напряженностью учебного процесса в северных общеобразовательных учреждениях, обусловленных с нарушениями фотопериодизма и критическими перепадами атмосферного давления. Определены предикторы снижения стрессоустойчивости и определенных когортах северных студентов и возможности снижения риска развития стрессиндуцированных дисфункций, которые легли в основу методических рекомендаций по диагностике и профилактике стресса и его последствий в образовательных учреждениях урбанизированных северных регионов России. Исследования, представленные в монографии, были выполнены в рамках государственных заданий «Прогнозирование профессиональной пригодности; моделирование сохранения психического и физического здоровья в северном регионе» и «Эффективное управление процессами сохранения физического и психического здоровья коренных и некоренных жителей стратегически значимого северного региона на этапах образовательного процесса и в социальной сфере» и оказались возможными благодаря поддержке руководства Сургутского государственного педагогического университета, лично ректора Н. Коноплиной и деканов Г.М. Акушева и А.В. Фурсова. Основные результаты были получены в научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья» Сургутского педагогического университета. В выполнении исследований принимали участие наши коллеги: Виктория Васильевна Чистова, Анастасия Сергеевна Лакомкина, которым мы искренне признательны за творческий вклад в работу. Эта книга, разумеется, не претендует на фундаментальное освещение всех аспектов адаптации студентов к психосоциальному стрессу в гипокомфортных условиях Севера, но мы убеждены, что она будет полезной при реализации практических мероприятий по профилактике стрессиндуцированных состояний в образовательной среде. М.А. Попова А.Э. Щербакова 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.