ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ»
М.А. Попова, А.Э. Щербакова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ
К СТРЕССУ НА СЕВЕРЕ РОССИИ:
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МОНОГРАФИЯ
15-летию лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья»
Сургутского государственного педагогического университета посвящается
Сургут, 2023
1
Стр.1
УДК 159.923.2:378.124+616-092.6
ББК 88.623-69+52.525.1
П 58
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Авторы:
Попова Марина Алексеевна,
доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник,
руководитель научно-исследовательской лаборатории
«Здоровый образ жизни и охрана здоровья»,
профессор кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности
БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
Щербакова Александра Эдуардовна,
кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории
«Здоровый образ жизни и охрана здоровья»,
доцент кафедры медико-биологических дисциплин
БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
Рецензент :
Рагозин Олег Николаевич,
доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной терапии
Ханты-Мансийской государственной медицинской академии
Попова, М. А.
П 58
Адаптация студентов к стрессу на севере России: функциональные и психологические
аспекты : монография / М.А. Попова, А.Э. Щербакова ; Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования
ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут :
РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 81 [1] с. –
Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-93190-411-5
В монографии рассмотрены северные аспекты адаптации студентов к учебному стрессу в периоды
экзаменационных сессий, дистанционному формату обучения при карантинных мерах при пандемии
CОVID-19 и после его завершения. Выявлены факторы риска высокой распространенности среди
северных студентов патологических психических и сердечно-сосудистых реакций, связанных с напряженностью
учебного процесса в северных общеобразовательных учреждениях, обусловленных с нарушениями
фотопериодизма и критическими перепадами атмосферного давления. Определены предикторы
снижения стрессоустойчивости и определенных когортах северных студентов и возможности
снижения риска развития стрессиндуцированных дисфункций.
УДК 159.923.2:378.124+616-092.6
ББК 88.623-69+52.525.1
ISBN 978-5-93190-411-5
© Попова М.А., Щербакова А.Э., 2023
© БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2023
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ............................................................................................................ 5
РАЗДЕЛ 1. ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ОРГАНИЗМА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА СЕВЕРЕ РОССИИ ................. 7
1.1. Состояние вегетативных регуляторных механизмов
и центральной нервной системы учащихся на севере России ............................ 7
1.2. Факторы риска нарушения здоровья студентов
в процессе обучения в вузе .................................................................................... 10
1.3. Факторы риска развития психосоциального стресса
у старших школьников и студентов ..................................................................... 14
1.4. Психофизиологические особенности студентов в условиях перехода
на дистанционное обучение при пандемии COVID-19 ....................................... 20
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ..... 27
2.1. Инструментальные методы функциональной диагностики
сердечно-сосудистой системы .............................................................................. 27
2.2. Психофизиологические методы исследования функционального
РАЗДЕЛ 2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
состояния и работоспособности центральной нервной системы ....................... 30
2.3. Методы диагностики психических состояний и качества жизни ............. 31
РАЗДЕЛ 3. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ
СИСТЕМЫ И ПСИХИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЭКЗАМЕЦИОННОГО СТРЕССА
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ................................................................................... 33
3.1. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы
и психологические особенности старших школьников и студентов
в условиях экзаменационного стресса на севере России .................................... 33
3.2. Способ диагностики тревожно-депрессивных состояний
и сердечно-сосудистых нарушений старших школьников и студентов
на севере России ..................................................................................................... 41
РАЗДЕЛ 4. ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ
ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО СТРЕССА ПРИ ПАНДЕМИИ COVID-19 ............... 44
4.1. Психофизиологические показатели у студентов с различным
личностным адаптационным потенциалом в условиях вынужденной
самоизоляции (Совместно с А.С. Лакомкиной, В.В. Чистовой) ........................ 44
4.2. Психологические особенности и функциональное состояние
центральной нервной системы у студентов после первой волны COVID-19
(Совместно с А.С. Лакомкиной, В.В. Чистовой) ................................................. 49
4.3. Психологическое состояние и качество жизни студентов северного вуза
во время и после периода дистанционного обучения в первую волну
COVID-19 (Совместно с А.С. Лакомкиной, В.В. Чистовой) .............................. 55
4.4. Вегетативная регуляция и гемодинамика у студентов после периода
дистанционного обучения при пандемии COVID-19 .......................................... 58
Заключение ............................................................................................................. 63
Список литературы ................................................................................................ 67
3
Стр.3
Список сокращений
АД – артериальное давление
АОП – активная ортостатическая проба
АР – адаптационные резервы
ВНС – вегетативная нервная система
ВОЗ – всемирная организация здравоохранения
ВРС – вариабельность ритма сердца
ЗМР (ПЗМР) – зрительно-моторная реакция (простая зрительно-моторная
реакция)
ЗОЖ – здоровый образ жизни
КЖ – качество жизни
ЛАП – личностный адаптационный потенциал
НПУ – нервно-психическая устойчивость
СПО – стабильный период обучения
ССС – сердечно-сосудистая система
ТФАР – тревожность, фрустрированность, агрессивность, ригидность
ТФС – текущее функциональное состояние
УР – устойчивость реакции
УФВ – уровень функциональных возможностей
УФФС – уровень функционирования физиологической системы
ФУС – функциональный уровень системы
ЦНС – центральная нервная система
ЭП – экзаменационный период
4
Стр.4
Предисловие
20 лет назад в 2003 году в Сургутском педагогическом институте
по инициативе декана факультета физического воспитания и спорта Геннадия
Михайловича Акушева и заведующего кафедрой медико-биологических
дисциплин Владимира Ивановича Корчина было организовано обследование
студентов с участием выпускников факультета физического воспитание
и спорта, в программу обучения которых входила дисциплина «Врачебный
контроль». Навыки, необходимые для врачебно-педагогического контроля
в процессе профессиональной деятельности будущих педагогов и тренеров,
были отработаны в условиях реальной практики комплексного обследования
студентов.
Организация и соблюдение протокола обследования проведено под
непосредственным контролем специалиста по спортивной медицине Поповой
М.А., преподавателей кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности
жизнедеятельности Корчиной Т.Я., Говорухиной А.А. и др.
Анализ результатов обследования показал катастрофическое положение
с состоянием здоровья и функциональными возможностями студентов
не только «неспортивных факультетов», но и будущих преподавателей физической
культуры.
По различным аспектам полученных результатов было выполнено несколько
выпускных квалификационных работ. Выпускница СурГПИ Т.Ф. Сырбу
в Томском государственном университете представила результаты по состоянию
физического здоровья и степени физической подготовки северных
студентов.
Проблема была озвучена на окружной конференции по здоровьесбережению
в 2004 в докладе Поповой М.А., которая преподавала дисциплину
врачебный контроль на медицинском факультете Сургутского государственного
университета и на факультете физической культуры и спорта Сургутского
государственного педагогического университета. Это позволило провести
сравнительный анализ состояния первокурсников и выпускников
различных профилей обучения в двух северных университетах.
Выявленные нарушения психического и физического здоровья послужили
основанием для углубленного обследования студентов с использованием
методов воздействия климатических факторов на циркадные ритмы организма.
Для этого к обследованию студентов нами были привлечены специалисты
функциональной диагностики из лечебно-профилактических учреждений
Сургута – О.Г. Петриченко и Н.А. Вологжанина, которые выявили изменения
суточного профиля артериального давления как проявления десинхронозов
у студентов физической активности
Выпускница Сургутского педагогического университета А.Э. Щербакова
провела исследование вариабельности ритма сердца, особенности циркадных
ритмов артериального давления и сердечного ритма были изучены
5
Стр.5
Р.М. Сафиным, изменение функционального состояния сердечно-сосудистой
системы при широко распространенных пространственных изменениях позвоночника
было изучено А.Ю. Дронь.
В дальнейшем А.Э. Щербаковой с привлечением студентов В.В. Чистовой
и А.С. Лакомкиной было проведено изучение стрессоустойчивости
студентов СурГПУ.
В процессе 20-летнего мониторирования психического и физиологического
состояния определены северные аспекты адаптации студентов к учебному
стрессу в периоды стабильного обучения и экзаменационных сессий,
дистанционному формату обучения при карантинных мерах при пандемии
CОVID-19 и после его завершения.
При анализе комплексного функционального обследования выявлены
факторы риска высокой распространенности среди северных студентов
патологических психических и сердечно-сосудистых реакций, связанных
с напряженностью учебного процесса в северных общеобразовательных
учреждениях, обусловленных с нарушениями фотопериодизма и критическими
перепадами атмосферного давления.
Определены предикторы снижения стрессоустойчивости и определенных
когортах северных студентов и возможности снижения риска развития
стрессиндуцированных дисфункций, которые легли в основу методических
рекомендаций по диагностике и профилактике стресса и его последствий
в образовательных учреждениях урбанизированных северных регионов России.
Исследования,
представленные в монографии, были выполнены в рамках
государственных заданий «Прогнозирование профессиональной пригодности;
моделирование сохранения психического и физического здоровья
в северном регионе» и «Эффективное управление процессами сохранения
физического и психического здоровья коренных и некоренных жителей стратегически
значимого северного региона на этапах образовательного процесса
и в социальной сфере» и оказались возможными благодаря поддержке руководства
Сургутского государственного педагогического университета, лично
ректора Н. Коноплиной и деканов Г.М. Акушева и А.В. Фурсова.
Основные результаты были получены в научно-исследовательской лаборатории
«Здоровый образ жизни и охрана здоровья» Сургутского педагогического
университета. В выполнении исследований принимали участие
наши коллеги: Виктория Васильевна Чистова, Анастасия Сергеевна Лакомкина,
которым мы искренне признательны за творческий вклад в работу.
Эта книга, разумеется, не претендует на фундаментальное освещение
всех аспектов адаптации студентов к психосоциальному стрессу в гипокомфортных
условиях Севера, но мы убеждены, что она будет полезной при реализации
практических мероприятий по профилактике стрессиндуцированных
состояний в образовательной среде.
М.А. Попова
А.Э. Щербакова
6
Стр.6