Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Алгоритм работы с открытыми базами данных: Великая Отечественная война

0   0
АвторыБарабанова Ксения Сергеевна, Гололобов Евгений Ильич
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц60
ID824627
АннотацияУчебно-методическое пособие направлено на формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС, в частности умение работать с электронными информационными источниками. Пособие на примере работы с открытыми базами данных, посвященных истории Великой Отечественной войны, обучает извлекать и интерпретировать историческую информацию из электронных ресурсов. Оно ориентирует обучающихся на практическую деятельность.
Алгоритм работы с открытыми базами данных: Великая Отечественная война : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями), направленность "История и обществознание" / К.С. Барабанова, Е.И. Гололобов .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 60 с. — URL: https://rucont.ru/efd/824627 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Алгоритм_работы_с_открытыми_базами_данных_Великая_Отечественная_война.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» БАРАБАНОВА К.С., ГОЛОЛОБОВ Е.И. АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ОТКРЫТЫМИ БАЗАМИ ДАННЫХ: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) Направленность «История и обществознание» Сургут, 2023 1
Стр.1
УДК 004.58:94(470)«1941/1945»(075.8) ББК 32.973.43я73-9 + 63.3(2)622,88я73-9 Б 24 Печатается по рекомендации отдела мониторинга качества обучения БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Барабанова, К. С. Алгоритм работы с открытыми базами данных. Великая Отечественная война : учебноБ 24 методическое пособие ; направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями), направленность «История и обществознание» / К. С. Барабанова, Е. И. Гололобов ; Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 59, [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие направлено на формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС, в частности умение работать с электронными информационными источниками. Пособие на примере работы с открытыми базами данных, посвященных истории Великой отечественной войны, обучает извлекать и интерпретировать историческую информацию из электронных ресурсов. Оно ориентирует обучающихся на практическую деятельность. Учебно-методическое пособие «Алгоритм работы с открытыми базами данных. Великая Отечественная война» предназначено для бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями). Направленность: История и обществознание. УДК 004.58:94(470)«1941/1945»(075.8) ББК 32.973.43я73-9 + 63.3(2)622,88я73-9 © Барабанова К. С., Гололобов Е. И., 2023 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение .................................................................................................................................................. 4 Базы данных и источники в них ............................................................................................................ 6 I. Подготовка к поиску ........................................................................................................................... 6 Алгоритм составления семейного архива ............................................................................................ 6 Примерный вопросник ........................................................................................................................... 7 Проблемы поиска и их решения ........................................................................................................... 8 II. Поиск по базам данных ..................................................................................................................... 9 ОБД Мемориал (https://obd-memorial.ru/html/) .................................................................................... 9 Память народа (https://pamyat-naroda.ru/) ............................................................................................. 14 Блокада Ленинграда. Эвакуация (https://evacuation.spbarchives.ru/) .................................................. 23 База данных «Жертвы политического террора в СССР» (https://base.memo.ru/) ............................. 31 Государственный архив Югры – ЭБД «Жители ХМАО – Югры награжденные “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”» (http://gahmao.ru/) ........... 38 Победа одна на всех! (победа86.рф) ..................................................................................................... 40 III. Справочники и компьютерные программы в помощь с работой с базами данных ................... 44 Открытые базы данных .......................................................................................................................... 44 Справочники ........................................................................................................................................... 44 Сведения о пленных ............................................................................................................................... 44 Архивы .................................................................................................................................................... 44 Поиск ....................................................................................................................................................... 45 Заключение ............................................................................................................................................. 57 Литература .............................................................................................................................................. 58 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Сегодня в обществе наблюдается большой интерес к истории, особенно к событиям XX в. Изучение истории своего Отечества важная составляющая социализации личности, является условием трансляции ценностей и традиций общества молодому поколению, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти. История Великой Отечественной войны занимает здесь особое место. Во многом это обуславливает широкий интерес к судьбам участников этой великой войны. Сегодня одной из важнейших задач является возвращение имен солдат и мирного населения, чьи жизни разрушили боевые действия, оккупация, плен и эвакуация. Современные технологии позволяют самостоятельно найти или восстановить информацию об участниках событий, рассказать об их подвиге или трагедии. Современный учитель истории, безусловно, должен владеть навыками работы с электронными ресурсами сети Интернет и уметь организовать такую работу с обучающимися. Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для освоения студентами алгоритмов поиска необходимой информации в открытых базах данных по истории Великой Отечественной войны. Оно ориентировано на формирование у бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) направленности история и обществознание компетенции:  способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1). Самым доступным инструментом поиска информации являются открытые базы данных. Их основное преимущество перед другими инструментами поиска является их открытость и доступность, а также отсутствие необходимости личного обращения в различные инстанции. База данных – это упорядоченный набор структурированной информации или данных. Для поиска в них необходимой информации, используются запросы. Базы данных, посвященные Великой Отечественной войной, снабжены готовыми формами запросов, которые необходимо только заполнить. Отметим, что такой подход делает доступным поиск для пользователей с минимальной подготовкой. В основу баз данных, посвященных Великой Отечественной войне, положены оцифрованные архивные документы. То есть при поиске можно ознакомиться с цифровой копией документа и узнать его выходные данные, а также скачать себе на компьютер для формирования семейного архива. Это источники, хранящиеся в архивах Российской Федерации. Основной массив данных по Великой Отечественной войне сосредоточен в Центральном архиве Министерства обороны и его филиалах, в том числе Архиве военно-медицинских документов. Большой проект по восстановлению документов эвакуированных из Ленинграда запущен архивной службой Санкт-Петербурга. Важной составляющей для баз данных стали материалы немецких архивов по военнопленным и узникам концентрационных лагерей. Исследователь во время своих поисков сможет познакомиться с большим массивом статистических и делопроизводственных документов. В этих источниках отражены сведения о:  награжденных (наградные документы; учетные картотеки; юбилейные картотеки);  месте призыва, местах службы (документы военно-пересыльных пунктов);  погибших (донесения о безвозвратных потерях; документы госпиталей и медсанбатов; документы, уточняющие потери; приказы об исключении из списков);  пропавших без вести (документы, уточняющие потери; приказы об исключении из списков; документы о военнопленных);  раненных (документы госпиталей и медсанбатов);  местах захоронения (поименные списки захоронения). До появления баз данных самым доступным источником информации об участниках Великой Отечественной войны были Книги Памяти. Сегодня они оцифрованы и доступны в электронном варианте на сайтах баз данных. Учебное-методическое пособие содержательно и методически дополняет курс К.М.08.04 Источниковедение, на котором обучающиеся знакомятся с корпусом письменных источников российской истории, рассматривают важнейшие методологические аспекты источниковедения: понятие исторического источника, классификацию исторических источников, основные этапы источниковедческого анализа, историографию отечественного источниковедения. И курс К.М.01.01 История (история России, всеобщая история), на котором обучающиеся знакомятся с основными событиями XX в., их интерпретацией и осмыслением в научной литературе. 4
Стр.4
Структуризация материала пособия осуществлена по технологическому принципу. В нем представлены этапы работы с базами данных. На первом этапе осуществляется подготовка к поиску. На этом этапе необходимо систематизировать все имеющиеся данные лица, по которому будет осуществляться поиск информации. На втором этапе даны алгоритмы работы непосредственно с электронными базами данных. На третьем этапе показаны алгоритмы работы со справочниками и компьютерными программами, помогающими в работе с базами данных. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.