ПСИХОДИАГНОСТИКА
КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Учебно-методическое пособие
Улан-Удэ
2023
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
ПСИХОДИАГНОСТИКА
КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Рекомендовано Учебно-методическим советом
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2023
Стр.2
УДК 159.9:612(075.8)
ББК 88.7я73
П 863
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова
Протокол №3 от 11 апреля 2023 г.
Р е ц е н з е н т ы
Н. Г. Батуева
кандидат медицинских наук, заведующая отделением
судебно-психиатрической экспертизы ГБУЗ РПНД
И. П. Убеева
доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой инфекционных
болезней МИ БГУ имени Доржи Банзарова
П 863 Психодиагностика когнитивных процессов и интеллектуальной
сферы: учебно-методическое пособие / составители В. А. Дубанова,
С. В. Лубсанова, Е. А. Очирова, Е. А. Убеева. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского
госуниверситета, 2023. 74 с.
ISBN 978-5-9793-1847-9
Учебное пособие содержит материалы по организации самостоятельной
внеаудиторной и аудиторной работы по дисциплине «Психология и
педагогика». Состоит из отдельных тем, содержащих определение когнитивного
процесса, описание их основных свойств, психодиагностических
методик, стимульного материала, описание инструкции для их выполнения,
задания для самоконтроля. В приложениях даны ключи к психодиагностическим
методикам. Такая логика изложения материала позволяет
иметь достаточно полное и последовательное представление
об измерительных инструментах когнитивных психических процессов и дает
возможность отработки практических психодиагностических навыков.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности
31.05.01 Лечебное дело, и соответствует требованиям общеобразовательного
стандарта высшего образования по данной специальности.
УДК 91:33(075.8)
ББК 65.04Я73
© В. А. Дубанова, С. В. Лубсанова,
ISBN 978-5-9793-1847-9
Е. А. Очирова, Е. А. Убеева, составление, 2023
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2023
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................. 4
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
1.1 Психодиагностика как наука ............................................................... 5
Задания для самоконтроля ........................................................................ 7
ТЕМА 2. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССА ВНИМАНИЯ
2.1 Внимание: определение, виды и свойства ....................................... 8
2.2 Нарушения внимания ........................................................................... 8
2.3 Психодиагностические методики исследования
процесса внимания ..................................................................................... 9
Задания для самоконтроля ........................................................................ 14
ТЕМА 3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ
3.1 Память: определение, свойства, типы ............................................... 15
3.2 Нарушения памяти ................................................................................ 16
3.3 Психодиагностические методики исследования
процесса памяти .......................................................................................... 17
Задания для самоконтроля ........................................................................ 22
ТЕМА 4. ПСИХОДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ
4.1 Мышление: определение, операции, формы и виды ...................... 23
4.2 Нарушения мышления .......................................................................... 25
4.3 Психодиагностические методики исследования
процесса мышления .................................................................................... 26
Задания для самоконтроля ........................................................................ 31
ТЕМА 5. ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА
5.1 Интеллект: определение, структура ................................................... 32
5.2 Патология интеллекта .......................................................................... 33
5.3 Психодиагностические методики исследования интеллекта ....... 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................................. 65
ПРИЛОЖЕНИЕ ................................................................................................... 66
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Основной целью изучения дисциплины «Психология и педагогика»
(обязательной дисциплины базового блока образовательной программы
по специальности «Лечебное дело» 31.05.01) является создание
у студента психолого-педагогического, этического мировоззрения
как фундамента для изучения дисциплин профессионального цикла
и для последующей профессиональной деятельности.
В результате обучения студент высшего профессионального образования
должен не просто запомнить определенный объем информации
по предметам, а уметь ее использовать при решении задач определенного
класса, и, для обоснования клинических ситуаций — профессиональных
или познавательных.
Одной из компетенций, на формирование которой направлено
изучение дисциплины «Психология и педагогика» является:
УК 1 Способность осуществлять критический анализ проблемных
ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию
действий.
Сформированность компетенции определяется индикатором УК.С1.1:
формирует собственные мнения и суждения, аргументирует свои
выводы и точку зрения.
Это предполагает наличие следующих знаний:
- основных направлений и концепций современной психологической
науки
- важнейших фактов и дат психологической науки, определяющих
общую логику развития отечественного и мирового образования
- определений познавательных психических процессов, их основных
свойств и характеристик
умений:
- выделять особенности ведущих психологических теорий, концепций;
-
осуществлять анализ источников и других материалов, авторских
работ, сравнение различных подходов и парадигм в психологии;
и владение навыками:
- навыками письменного аргументированного изложения собственной
точки зрения; способностью сравнивать, обобщать, систематизировать
информацию с дальнейшей постановкой целей и задач;
способностью осознавать и оценивать роль мыслительных операций
в социальной и профессиональной деятельности.
4
Стр.5
ТЕМА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
1.1 Психодиагностика как наука
Психология — одна из важнейших наук гуманитарного цикла, которая
помогает лучше разобраться как в собственных эмоциях и переживаниях,
так и окружающих. Значение психолого-педагогической
подготовки врача трудно переоценить, так как понимание психологического
состояния пациента является неотъемлемой частью лечебного
процесса.
Основные разделы психологии:
- общая психология;
- возрастная психология;
- психодиагностика;
- медицинская психология
- психология труда;
- психология индивидуальных различий и т. д.
Психодиагностика — одна из ключевых отраслей психологии, которая
предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуальнопсихологических
и психофизиологических особенностей человека,
а также выявления различий между группами людей, объединенных
по какому-либо признаку.
Области знания психодиагностики: 1) предметная область психологии,
изучающая соответствующее психическое явление (память — общая
психология, статусное положение человека в группе — социальная психология
и т. д.); 2) психометрика — наука об измерении индивидуальных
различий в диагностируемых переменных и технологиях конструирования
методик; 3) практика использования психологического знания
(практическая сфера применения психодиагностики).
Общие задачи психодиагностики
1. Установление и определение у человека тех или иных психических
свойств или особенностей поведения.
2. Установление развитости данного свойства, его выражения
в качественных и количественных единицах.
5
Стр.6