Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Психодиагностика когнитивных процессов и интеллектуальной сферы

0   0
АвторыДубанова Виктория Анатольевна, Лубсанова Светлана Викторовна, Очирова Елена Александровна, Убеева Елена Александровна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц75
ID823890
АннотацияУчебное пособие содержит материалы по организации самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы по дисциплине «Психология и педагогика». Состоит из отдельных тем, содержащих определение когнитивного процесса, описание их основных свойств, психодиагностических методик, стимульного материала, описание инструкции для их выполнения, задания для самоконтроля. В приложениях даны ключи к психодиагностическим методикам. Такая логика изложения материала позволяет иметь достаточно полное и последовательное представление об измерительных инструментах когнитивных психических процессов и дает возможность отработки практических психодиагностических навыков. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 31.05.01 Лечебное дело, и соответствует требованиям общеобразовательного стандарта высшего образования по данной специальности.
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело
ISBN978-5-9793-1847-9
УДК159.9:612(075.8)
ББК88.7я73
Психодиагностика когнитивных процессов и интеллектуальной сферы / В.А. Дубанова, С.В. Лубсанова, Е.А. Очирова, Е.А. Убеева .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2023 .— 75 с. — ISBN 978-5-9793-1847-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/823890 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психодиагностика_когнитивных_процессов_и_интеллектуальной_сферы.pdf
ПСИХОДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ Учебно-методическое пособие Улан-Удэ 2023
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА ПСИХОДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ Рекомендовано Учебно-методическим советом в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2023
Стр.2
УДК 159.9:612(075.8) ББК 88.7я73 П 863 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова Протокол №3 от 11 апреля 2023 г. Р е ц е н з е н т ы Н. Г. Батуева кандидат медицинских наук, заведующая отделением судебно-психиатрической экспертизы ГБУЗ РПНД И. П. Убеева доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой инфекционных болезней МИ БГУ имени Доржи Банзарова П 863 Психодиагностика когнитивных процессов и интеллектуальной сферы: учебно-методическое пособие / составители В. А. Дубанова, С. В. Лубсанова, Е. А. Очирова, Е. А. Убеева. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2023. 74 с. ISBN 978-5-9793-1847-9 Учебное пособие содержит материалы по организации самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы по дисциплине «Психология и педагогика». Состоит из отдельных тем, содержащих определение когнитивного процесса, описание их основных свойств, психодиагностических методик, стимульного материала, описание инструкции для их выполнения, задания для самоконтроля. В приложениях даны ключи к психодиагностическим методикам. Такая логика изложения материала позволяет иметь достаточно полное и последовательное представление об измерительных инструментах когнитивных психических процессов и дает возможность отработки практических психодиагностических навыков. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 31.05.01 Лечебное дело, и соответствует требованиям общеобразовательного стандарта высшего образования по данной специальности. УДК 91:33(075.8) ББК 65.04Я73 © В. А. Дубанова, С. В. Лубсанова, ISBN 978-5-9793-1847-9 Е. А. Очирова, Е. А. Убеева, составление, 2023 © Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова, 2023
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................. 4 ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 1.1 Психодиагностика как наука ............................................................... 5 Задания для самоконтроля ........................................................................ 7 ТЕМА 2. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССА ВНИМАНИЯ 2.1 Внимание: определение, виды и свойства ....................................... 8 2.2 Нарушения внимания ........................................................................... 8 2.3 Психодиагностические методики исследования процесса внимания ..................................................................................... 9 Задания для самоконтроля ........................................................................ 14 ТЕМА 3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ 3.1 Память: определение, свойства, типы ............................................... 15 3.2 Нарушения памяти ................................................................................ 16 3.3 Психодиагностические методики исследования процесса памяти .......................................................................................... 17 Задания для самоконтроля ........................................................................ 22 ТЕМА 4. ПСИХОДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ 4.1 Мышление: определение, операции, формы и виды ...................... 23 4.2 Нарушения мышления .......................................................................... 25 4.3 Психодиагностические методики исследования процесса мышления .................................................................................... 26 Задания для самоконтроля ........................................................................ 31 ТЕМА 5. ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА 5.1 Интеллект: определение, структура ................................................... 32 5.2 Патология интеллекта .......................................................................... 33 5.3 Психодиагностические методики исследования интеллекта ....... 34 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................................. 65 ПРИЛОЖЕНИЕ ................................................................................................... 66
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Основной целью изучения дисциплины «Психология и педагогика» (обязательной дисциплины базового блока образовательной программы по специальности «Лечебное дело» 31.05.01) является создание у студента психолого-педагогического, этического мировоззрения как фундамента для изучения дисциплин профессионального цикла и для последующей профессиональной деятельности. В результате обучения студент высшего профессионального образования должен не просто запомнить определенный объем информации по предметам, а уметь ее использовать при решении задач определенного класса, и, для обоснования клинических ситуаций — профессиональных или познавательных. Одной из компетенций, на формирование которой направлено изучение дисциплины «Психология и педагогика» является: УК 1 Способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий. Сформированность компетенции определяется индикатором УК.С1.1: формирует собственные мнения и суждения, аргументирует свои выводы и точку зрения. Это предполагает наличие следующих знаний: - основных направлений и концепций современной психологической науки - важнейших фактов и дат психологической науки, определяющих общую логику развития отечественного и мирового образования - определений познавательных психических процессов, их основных свойств и характеристик умений: - выделять особенности ведущих психологических теорий, концепций; - осуществлять анализ источников и других материалов, авторских работ, сравнение различных подходов и парадигм в психологии; и владение навыками: - навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; способностью сравнивать, обобщать, систематизировать информацию с дальнейшей постановкой целей и задач; способностью осознавать и оценивать роль мыслительных операций в социальной и профессиональной деятельности. 4
Стр.5
ТЕМА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 1.1 Психодиагностика как наука Психология — одна из важнейших наук гуманитарного цикла, которая помогает лучше разобраться как в собственных эмоциях и переживаниях, так и окружающих. Значение психолого-педагогической подготовки врача трудно переоценить, так как понимание психологического состояния пациента является неотъемлемой частью лечебного процесса. Основные разделы психологии: - общая психология; - возрастная психология; - психодиагностика; - медицинская психология - психология труда; - психология индивидуальных различий и т. д. Психодиагностика — одна из ключевых отраслей психологии, которая предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуальнопсихологических и психофизиологических особенностей человека, а также выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Области знания психодиагностики: 1) предметная область психологии, изучающая соответствующее психическое явление (память — общая психология, статусное положение человека в группе — социальная психология и т. д.); 2) психометрика — наука об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных и технологиях конструирования методик; 3) практика использования психологического знания (практическая сфера применения психодиагностики). Общие задачи психодиагностики 1. Установление и определение у человека тех или иных психических свойств или особенностей поведения. 2. Установление развитости данного свойства, его выражения в качественных и количественных единицах. 5
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.