Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Программирование на Python. Первые шаги (854,00 руб.)

0   0
Первый авторЩерба А. В.
ИздательствоМ.: Лаборатория знаний
Страниц253
ID822216
АннотацияВ книге описаны базовые конструкции программирования на языке Python: от именования переменных до многострочных программ с несколькими вложенными циклами и условными конструкциями. Материал содержит подробные пошаговые инструкции, множество примеров. В помощь читателю приведены иллюстрации и примеры интерактивных оболочек программных кодов, а также ссылки на источники и интернет-ресурсы. В каждой главе разбор возможных ошибок и задания с ответами в конце книги.
Кому рекомендованоКнига подойдет для дополнительного образования в школе и дома. Будет полезна учащимся средней и старшей школы, учителям, руководителям кружков и всем, кто интересуется программированием.
ISBN978-5-93208-578-3
УДК004.4
ББК32.973
Щерба, А.В. Программирование на Python. Первые шаги / А.В. Щерба .— Электрон. изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2022 .— 253 с. : ил. — (Школа юного программиста) .— Дериватив. изд. на основе печ. аналога (М.: Лаборатория знаний, 2022); Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10" .— ISBN 978-5-93208-578-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/822216 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Программирование_на_Python.pdf
Стр.3
Стр.247
Стр.248
Стр.249
Стр.250
Стр.251
Программирование_на_Python.pdf
УДК 004.9 ББК 32.973 Щ61 С е р и я о с н о в а н а в 2018 г. Щерба А. В. Щ61 Программирование на Python○R : Первые шаги / А. В. Щерба.—Электрон. изд.—М. : Лаборатория знаний, 2022.—253 с.—(Школа юного программиста).— Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10".— Загл. с титул. экрана.—Текст : электронный. ISBN 978-5-93208-578-3 В книге описаны базовые конструкции программирования на языке Python: от именования переменных до многострочных программ с несколькими вложенными циклами и условными конструкциями. Материал содержит подробные пошаговые инструкции, множество примеров. В помощь читателю приведены иллюстрации и примеры интерактивных оболочек программных кодов, а также ссылки на источники и интернет-ресурсы. В каждой главе разбор возможных ошибок и задания с ответами в конце книги. Книга подойдет для дополнительного образования в школе и дома. Будет полезна учащимся средней и старшей школы, учителям, руководителям кружков и всем, кто интересуется программированием. УДК 004.9 ББК 32.973 Деривативное издание на основе печатного аналога: Программирование на Python ○R : Первые шаги / А. В. Щерба.— М. : Лаборатория знаний, 2022.—250 с. : ил.—(Школа юного программиста).—ISBN 978-5-93208-235-5. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации ISBN 978-5-93208-578-3 © Лаборатория знаний, 2022
Стр.3
Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Программа и программирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 В чем ценность умения программировать? . . . . . . . . . . . 3 Глава 1. Знакомство со средой программирования IDLE и первая программа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Установка среды IDLE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Интерфейс среды IDLE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Первая программа на языке Python . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Оператор print() — вывод данных на экран . . . . . . . . . . 7 Эксперименты в интерактивной оболочке . . . . . . . . . . . . 8 Эксперименты с кавычками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Арифметические операторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 Разработка программ в IDLE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Первая многострочная программа . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Ключи оптимизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Что нового мы узнали в первой главе? . . . . . . . . . . . . . . 24 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Основные понятия главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Чтение кода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Поиск ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 Оптимизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Разработка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Глава 2. Переменные, типы данных . Функции input() и eval() . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 Понятие переменной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 Оператор input() — ввод данных в программу . . . . . . . . 37 Ключи оптимизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 Функция преобразования eval() . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Числовой тип данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 Результат арифметических операций с числами в Python . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Логический тип данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Строковый тип данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Стр.247
Оглавление Что нового мы узнали во второй главе? . . . . . . . . . . . . . 47 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 Основные понятия главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 Чтение кода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Поиск ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Оптимизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Разработка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Глава 3. Условия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Неполная форма ветвления: конструкция «если…, то…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Полная форма ветвления: конструкция «если…, то…, иначе…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Примеры неполной и полной форм ветвления . . . . . . . . 55 Условный оператор elif . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Операторы and и or . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 Что нового мы узнали в третьей главе? . . . . . . . . . . . . . 59 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 Основные понятия главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 Чтение кода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 Поиск ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Оптимизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 Разработка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 Глава 4. Циклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Цикл с заданным числом повторений — for . . . . . . . . . . 70 Функция range() . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 Переменная-счетчик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 Цикл с предусловием — while . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 Операторы break и continue . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 Вложенные циклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 Что нового мы узнали в четвертой главе? . . . . . . . . . . . 76 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Основные понятия главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Чтение кода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 Поиск ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Оптимизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Разработка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 247
Стр.248
248 Оглавление Глава 5. Псевдослучайные числа и математика . . . . . . 85 Подключение модулей и библиотек . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 Псевдослучайные числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 Модуль random . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 Игра «Угадай-ка!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 Модуль math . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Использование псевдонимов, оператор as . . . . . . . . . . . . 91 Что нового мы узнали в пятой главе? . . . . . . . . . . . . . . . 92 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 Основные понятия главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 Чтение кода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 Поиск ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 Оптимизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 Разработка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 Глава 6. Исполнитель Черепашка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 Команды перемещения и рисования Черепашки . . . . . . 100 Рисование элементарных фигур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 Отрезок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 Равносторонний треугольник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Квадрат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 Окружность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 Работа с цветом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 Работа с полем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 Реализация условных и циклических конструкций . . . 109 Что нового мы узнали в шестой главе? . . . . . . . . . . . . . 113 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 Основные понятия главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 Чтение кода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 Поиск ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Оптимизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 Разработка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Глава 7. Массивы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 Списки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 Операции со списками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 Конкатенация и дублирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 Добавление и удаление элементов . . . . . . . . . . . . . . . . 126 Очистка списка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Стр.249
Оглавление Еще несколько методов для списков . . . . . . . . . . . . . . 127 Сортировка числовых списков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Алгоритм сортировки «пузырьком» на Python . . . . . 128 Метод split() и функция len() . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Метод sort() . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 Подсчет количества элементов списка. Метод count() . . 136 Кортежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 Операции с кортежами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 Срезы списков, строк и кортежей . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 Словари . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 Операции со словарями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 Поиск по словарю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 Сортировка словаря по ключам . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 Что нового мы узнали в седьмой главе? . . . . . . . . . . . . . 152 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 Основные понятия главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 Чтение кода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 Поиск ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 Оптимизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 Разработка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 Глава 8. Строки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 Оператор преобразования в строку str() . . . . . . . . . . . . . 165 Строка как массив . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 Обращение по индексу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 Функция len() . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 Срезы строк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 Методы find, replace и count . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 Что нового мы узнали в восьмой главе? . . . . . . . . . . . . . 170 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 Основные понятия главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 Чтение кода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 Поиск ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 Оптимизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 Разработка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 Глава 9. Функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 От программы к подпрограмме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 Типы подпрограмм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 249
Стр.250
250 Оглавление Определение функции в программе, оператор def . . . . . 177 Передача параметров (аргументов) в функцию . . . . . . . . 178 Возврат значения из функции, оператор return . . . . . . 179 Стандартные функции Python . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 Ситуации, в которых целесообразно использование функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 Рекурсивные функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 Что нового мы узнали в девятой главе? . . . . . . . . . . . . . 185 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 Основные понятия главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 Чтение кода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Поиск ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Оптимизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 Разработка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192 Ответы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Стр.251

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.