УДК 376.3(075.8)
ББК 74.3я73
С90
И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова, М.А. Зыкова,
Ю.А. Костенкова, Е.П. Кузьмичева, В.В. Линьков, Е.Ю. Малеванов,
Л.П. Носкова, Е.В. Пархалина, Л.А. Плуталова,
Н.В. Покровский, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий, Л.И. Руленкова,
И.Л. Соловьева, К.И. Туджанова, Л.А. Черкасова, Е.З. Яхнина
декан дефектологического факультета МПГУ,
профессор Б.П. Пузанов,
зав. кафедрой сурдопедагогики МГОПУ
им. М.А. Шолохова,
профессор кафедры педагогики МПГУ Н.Н. Рощина
доцент Е.А. Малхасьян,
С90
Сурдопедагогика : учебник для студ. высш. пед. учеб.
заведений / [И.Г. Багрова и др.] ; под ред. Е.Г. Речиц
кой. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. —
655 с. — (Коррекционная педагогика).
ISBN 5691013203.
Агентство CIP РГБ.
В учебнике представлены современные системы обучения
и воспитания детей с нарушениями слуха, изложены общие
теоретические основы развивающего личностно ориентирован
ного образования лиц с нарушениями слуха, дидактика специ
ального образования глухих и слабослышащих детей, описаны
современные образовательные тенденции в обучении детей
с проблемами слуха. Издание адресовано студентам педагоги
ческих вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедаго
гика», а также всем, кто работает с детьми, имеющими нару
шения слуха.
УДК 376.3(075.8)
ББК 74.3я73
© Коллектив авторов, 2004
© Речицкая Е.Г., научное редактирование,
2004
© ООО «Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС», 2004
© Серия «Коррекционная педагогика» и се
рийное оформление. ООО «Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС», 2004
ISBN 5691013203
2
Р е ц е н з е н т ы:
А в т о р ы:
© Макет. ООО «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2004
Стр.3
Оглавление
От научного редактора ............................................................. 9
Раздел I. Общие основы сурдопедагогики ................................. 11
Глава 1. Сурдопедагогика как наука ............................... 12
Объект, субъект, предмет сурдопедагогики
(В.В. Линьков) ......................................................... 12
Цели и задачи сурдопедагогики (В.В. Линьков) ............ 26
Взаимосвязь сурдопедагогики с другими отраслями
знаний (Е.Ю. Малеванов) ......................................... 40
Методы исследования в сурдопедагогике
(Е.Г. Речицкая) ........................................................ 43
Личностные и профессионально значимые качества
сурдопедагога (Е.Г. Речицкая) ................................... 48
Глава 2. История развития сурдопедагогики
(Н.В. Покровский) ............................................ 64
Основные этапы развития зарубежной
сурдопедагогики ...................................................... 64
Развитие российской сурдопедагогики ........................ 72
Глава 3. Психологопедагогическая характеристика детей
с нарушениями слуха ........................................ 83
Особенности психического развития детей
и подростков с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова) .... 83
Классификация детей с нарушениями слуха
(Е.Г. Речицкая, Е.З. Яхнина) ..................................... 98
Диагностика нарушений слуха (И.В. Речицкий)......... 105
Глава 4. Современные теории, тенденции и системы
обучения и воспитания детей
с нарушениями слуха ...................................... 116
Современные теории обучения (Е.Г. Речицкая) .......... 116
Современные тенденции обучения детей
с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ...................... 133
Личностнодеятельностный подход в современной
сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая) .............................. 135
Проблема интеграции в сурдопедагогике
(Е.Г. Речицкая) ...................................................... 148
Билингвистическая система обучения глухих
(Е.Г. Речицкая) ...................................................... 160
3
Стр.4
О г л а в л е н и е
Верботональная система обучения детей
с нарушениями слуха (Л.И. Руленкова, Е.З. Яхнина) .... 164
Штайнеровская педагогика и возможности
ее использования в обучении детей с нарушениями
слуха (Е.Г. Речицкая) ............................................. 175
Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц
с нарушениями слуха (Л.А. Плуталова) ................... 186
Раздел II. Современная система воспитания и образования
детей с нарушениями слуха .................................... 199
Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха ............ 200
Современные проблемы воспитания детей
с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ...................... 200
Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания
(Е.А. Большакова) .................................................. 208
Содержание, формы и методы воспитания
(Е.А. Большакова) .................................................. 213
Содержание и организация жизни и деятельности
детей с недостатками слуха в интернате
(Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова) ............................. 228
Работа с родителями детей, имеющих нарушения
слуха (Е.В. Пархалина) .......................................... 244
Глава 2. Современная система образования лиц
с нарушениями слуха ..................................... 255
Непрерывная система образования — важное условие
социальной адаптации лиц с нарушениями слуха
в современном обществе (Е.Г. Речицкая) ................... 255
Коррекционноразвивающая работа с глухими
и слабослышащими детьми раннего возраста
(Л.А. Плуталова) .................................................. 259
Система дошкольного образования детей
с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ...................... 268
Современная система образования детей школьного
возраста с нарушениями слуха (Л.А. Черкасова) ........ 275
Типы среднего и высшего профессионального
образования лиц с нарушениями слуха
(Е.Г. Речицкая) ...................................................... 290
Дополнительное образование лиц с нарушениями
слуха (Е.Г. Речицкая) ............................................. 296
4
Стр.5
О г л а в л е н и е
Раздел III. Дидактика школы глухих ..................................... 307
Глава 1. Общая характеристика процесса обучения
в школе глухих (К.И. Туджанова) .................... 308
Предмет и задачи дидактики.................................... 308
Процесс обучения в школе глухих ............................ 309
Функции процесса обучения .................................... 313
Сущность процесса обучения.................................... 316
Особенности овладения знаниями глухими
учащимися ............................................................ 322
Глава 2. Формирование учебной деятельности глухих
школьников (Е.Г. Речицкая) ............................ 329
Структура учебной деятельности .............................. 329
Личностноролевой подход к формированию учебной
деятельности ......................................................... 331
Особенности формирования мотивации учебной
деятельности у детей младшего школьного возраста
с нарушениями слуха .............................................. 335
Глава 3. Содержание образования в школе глухих
(К.И. Туджанова) ........................................... 345
Роль образования в развитии личности
глухого школьника ................................................. 345
Учебный план специальной школы для глухих
детей ..................................................................... 348
Содержание основных компонентов учебного плана .... 356
Учебные программы школы глухих .......................... 370
Учебники для школы глухих ................................... 373
Глава 4. Принципы и методы обучения в школе глухих ... 378
Общие принципы обучения (К.И. Туджанова) ........... 378
Специфические принципы обучения
(К.И. Туджанова) .................................................. 388
Общая характеристика методов обучения
(Е.Г. Речицкая) ...................................................... 400
Особенности использования некоторых методов
в обучении детей с нарушениями слуха
(Е.Г. Речицкая) ...................................................... 406
Специфика использования методов обучения
на разных уроках в школах для глухих
и слабослышащих детей (Е.Г. Речицкая) ................... 414
5
Стр.6
О г л а в л е н и е
Глава 5. Организация обучения в школе глухих
(К.И. Туджанова) ........................................... 427
Формы организации обучения .................................. 427
Урок — основная форма организации обучения .......... 432
Условия организации урока ..................................... 433
Структура урока ..................................................... 435
Типы уроков .......................................................... 458
Анализ урока ......................................................... 460
Формы организации обучения в старших классах ....... 463
Глава 6. Пути и средства совершенствования обучения
глухих детей .................................................. 469
Совершенствование обучения глухих детей в процессе
предметнопрактической деятельности
(Е.Г. Речицкая) ...................................................... 469
Развитие самостоятельности глухих учащихся
в процессе обучения (Е.Г. Речицкая) ......................... 471
Использование проблемных ситуаций
(Е.Г. Речицкая) ...................................................... 477
Моделирование как средство обучения
(Е.Г. Речицкая) ...................................................... 479
Дифференциация и индивидуализация обучения
(Е.Г. Речицкая) ...................................................... 481
Использование технических средств в обучении
глухих школьников (Е.Г. Речицкая) ......................... 483
Использование компьютеров в обучении школьников
с нарушениями слуха (И.В. Речицкий)...................... 486
Проверка и оценка результатов обучения
(М.А. Зыкова) ........................................................ 493
Глава 7. Педагогическая характеристика системы
обучения глухих школьников языку
(Л.П. Носкова) .............................................. 501
Научнотеоретическое обоснование системы
обучения языку ...................................................... 501
Принципы системы обучения ................................... 507
Характеристика структурной организации системы
обучения языку ...................................................... 512
6
Стр.7
О г л а в л е н и е
Глава 8. Развитие нарушенной слуховой функции,
восприятия и воспроизведения устной речи
у глухих школьников
(Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина) ........................ 521
Значение специальной работы по развитию
нарушенной слуховой функции, восприятия
и воспроизведения устной речи у глухих детей ........... 521
Сенсорная основа восприятия и воспроизведения
устной речи при нарушенном слухе........................... 522
Организация работы по развитию нарушенной
слуховой функции, восприятия и воспроизведения
устной речи в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях I вида........................ 528
Задачи и содержание работы по развитию
слухового восприятия у глухих школьников .............. 538
Задачи и содержание работы по развитию
произносительной стороны речи у глухих
школьников ........................................................... 543
Раздел IV. Дидактика школы слабослышащих ....................... 553
Глава 1. Дифференцированное обучение учащихся школы
для слабослышащих и позднооглохших детей
(К.И. Туджанова) .......................................... 554
Проблемы дифференцированного обучения................ 554
Процесс обучения слабослышащих ........................... 560
Дидактические принципы обучения слабослышащих
детей ..................................................................... 563
Методы, средства и формы обучения слабослышащих
детей ..................................................................... 569
Педагогическая характеристика системы обучения
слабослышащих учащихся языку ............................. 578
Глава 2. Развитие слухового восприятия и обучение
произношению слабослышащих школьников ..... 583
Задачи и значение работы по развитию восприятия
речи на слух слабослышащими детьми
(И.Г. Багрова)........................................................ 583
Организация работы (И.Г. Багрова) .......................... 585
Оснащенность техническими средствами
и дидактическим материалом (И.Г. Багрова) ............. 589
7
Стр.8
О г л а в л е н и е
Содержание работы по развитию восприятия речи
на слух (И.Г. Багрова) ............................................ 590
Обучение произношению (Е.З. Яхнина) .................... 594
Раздел V. Особенности развития и обучения лиц
с комплексными нарушениями ............................... 601
Глава 1. Модель дифференцированного обучения детей
с комплексными нарушениями развития
(Е.Г. Речицкая, И.Л. Соловьева) ....................... 602
Глава 2. Характеристика детей с нарушениями слуха
и задержкой психического развития
(Ю.А. Костенкова)......................................... 611
Глава 3. Особенности обучения и воспитания глухих
детей с нарушениями интеллекта
(И.Л. Соловьева) ............................................. 620
Раздел VI. Психологопедагогические основы социальной
ориентации, адаптации и трудовой реабилитации
лиц с нарушениями слуха ..................................... 629
Глава 1. Содержание трудового и профессионального
обучения в современной школе глухих
и слабослышащих детей
(К.И. Туджанова, Е.Г. Речицкая) ...................... 630
Система профессиональнотрудовой подготовки ......... 630
Профессиональная ориентация школьников
с нарушениями слуха .............................................. 636
Пути совершенствования профессиональнотрудовой
подготовки учащихся с недостатками слуха ............... 638
Глава 2. Условия и пути социальной ориентации,
адаптации и трудовой реабилитации лиц
с нарушениями слуха (Е.Ю. Малеванов)........... 644
Литература ........................................................................ 652
8
Стр.9