УДК 376(075.8)
ББК 74.3я7
Е50
Рецензенты:
А.В. Щукин, кандидат психологических наук, доцент
(Санкт-Петербургский государственный университет);
(Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина)
О.Г. Ивановская, кандидат педагогических наук, доцент
Е50
Елецкая О.В., Матвеева М.В., Логинова Е.А.
Специальная педагогика. Учебное пособие с практикумом для вузов /
[О.В. Елецкая, М.В. Матвеева, Е.А. Логинова] / Под общей редакцией
О.В. Елецкой. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2019. — 478 с.
ISBN 978-5-907101-59-3
44.03.03 «Учебник адресован студентам, обучающимся по направлению подготовки
Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавриат)
при изучении дисциплины «Специальная педагогика».
Рекомендуется для использования в качестве дополнительного пособия магифекстрантам,
обучающимся по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дены
тологическое) образование» (уровень магистратуры), осваивающим дисциплиния
«Современные проблемы науки и специального дефектологического образова»,
«Нормативно-правовое обеспечение специального образования», «Развитие
специального образования в России и за рубежом: традиции и современность»,
«Сравнительная специальная педагогика».
лов Содержание учебника включает теоретический материал для усвоения разде:
«Теория и история специальной педагогики», «Специальное образование лиц
с ограниченными возможностями здоровья», «Педагогические системы специального
образования», планы практических занятий, задания для самостоятельной работы
студентов, тестовые задания, вопросы к экзамену, списки основной и дополнительной
литературы по главам и т.д.
Учебник может быть полезен логопедам, психологам, дефектологам, педагогам,
с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
УДК 376(075.8)
ББК 74.3я7
ющим слушателям курсов повышения квалификации педагогических работников, работаISBN
978-5-907101-59-3
© Елецкая О.В., Матвеева М.В., Логинова Е.А., 2019
© ООО «Издательство ВЛАДОС», 2019
©© Художественное оформление. Издательство ВЛАДОС», 2019
Оригинал-макет. ООО «Издательство ВЛАДОС», 2019
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .............................................................................................................9
Раздел 1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ....................11
Ключевые понятия раздела ...............................................................................11
Глава 1. Общие вопросы теории специальной педагогики .........................11
1.1. Объект, предмет и задачи специальной педагогики ...............................11
1.2. Основные категории специальной педагогики .......................................15
1.3. Общие и специфические особенности развития детей
с ограниченными возможностями здоровья ...........................................23
План практической работы ................................................................................36
Контрольные вопросы и задания ......................................................................41
Тестовые вопросы по теме: «Общие вопросы теории специальной
педагогики» ................................................................................................41
Рекомендуемая литература (основная) ............................................................44
Рекомендуемая литература (дополнительная) ................................................44
Глава 2. История становления и развития специального образования .....45
2.1. Развитие системы специального образования в России
и за рубежом ...............................................................................................45
2.2. Нормативно-правовая база специального образования ........................88
План практической работы ................................................................................94
Контрольные вопросы и задания ......................................................................96
Тестовые вопросы по теме: «История становления и развития
специального образования» ......................................................................97
Рекомендуемая литература (основная) ............................................................99
Рекомендуемая литература (дополнительная) ................................................99
Глава 3. Дидактика специальной педагогики .............................................100
3.1. Принципы специального образования ..................................................100
3.2 Технологии и методы специального образования ................................106
3.3. Формы организации специального обучения предметноразвивающая
среда, материально-технические условия
и педагогические кадры ..........................................................................108
План практической работы ..............................................................................110
Контрольные вопросы и задания ....................................................................114
Тестовые вопросы по теме: «Дидактика специальной педагогики» ............114
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................115
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................116
Стр.3
Оглавление
Раздел II. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .....................................................................117
Ключевые понятия раздела .............................................................................117
Глава 1. Система оказания специальных образовательной
помощи в России ............................................................................................117
1.1. Медико-социально-педагогический патронаж .....................................117
1.2 Организационные модели деятельности ПМПК ....................................118
1.3. Система ранней комплексной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья ........................................................................126
1.4. Дошкольное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья ........................................................................130
1.5. Школьная система специального образования......................................134
1.6. Организация профессиональной ориентации лиц с особыми
образовательными потребностями ........................................................143
1.7. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными
возможностями здоровья ........................................................................147
План практической работы ..............................................................................150
Контрольные вопросы и задания ....................................................................153
Тестовые вопросы по теме: «Система оказания специальных
образовательных услуг в России» ............................................................154
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................156
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................156
Раздел III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ................................................................................................158
Ключевые понятия раздела .............................................................................158
Глава 1. Образование детей с интеллектуальными нарушениями ...........158
1.1. Характеристика нарушений при умственной отсталости .....................158
1.2. Система обучения, воспитания и реабилитации детей
с нарушениями интеллекта .....................................................................170
1.3. Интегрированное обучение и воспитание детей с нарушениями
интеллектуального развития ..................................................................173
План практической работы ..............................................................................174
Контрольные вопросы и задания ....................................................................176
Тестовые вопросы по теме: «Образование детей с интеллектуальными
нарушениями» ..........................................................................................177
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................181
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................181
Глава 2. Организация процесса обучения и воспитания детей
с задержкой психического развития ............................................................182
2.1. Этиология и классификация задержки психического развития ..........182
2.2. Характеристика отклонений при задержке психического развития ...188
4
Стр.4
Оглавление
2.3. Система оказания психолого-педагогической помощи детям
с задержкой психического развития ......................................................191
План практической работы ..............................................................................193
Контрольные вопросы и задания ....................................................................195
Тестовые вопросы по теме: «Организация процесса обучения
и воспитания детей с задержкой психического развития» ...................196
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................197
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................197
Глава 3. Система педагогической помощи детям
с нарушениями речи ......................................................................................199
3.1. Предмет и задачи логопедии. Внутрисистемные и межсистемные
связи логопедии со смежными дисциплинами .....................................199
3.2. Анатомо-физиологические механизмы речи и формы речи ...............201
3.3. Развитие речи в онтогенезе ....................................................................206
3.4. Причины нарушений речи ......................................................................209
3.5. Классификации речевых нарушений ......................................................211
3.6. Характеристика видов речевых нарушений ..........................................215
3.7. Принципы и задачи логопедической работы по преодолению
нарушений речи. Методы логопедического воздействия .....................237
3.8. Специальные образовательные условия развития, воспитания
и обучения детей с нарушениями речи ..................................................240
План практической работы ..............................................................................242
Контрольные вопросы и задания ....................................................................243
Тестовые вопросы по теме: «Система педагогической помощи детям
с нарушениями речи» ..............................................................................244
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................248
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................248
Глава 4. Педагогические системы образования лиц
с нарушениями слуха .....................................................................................249
4.1. Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская
реабилитация ...........................................................................................249
4.2. Педагогическая классификация лиц с нарушениями слуха ..................251
4.3. Технические средства для глухих и слабослышащих ............................254
4.4. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми
дошкольного и школьного возраста .......................................................255
4.5. Организация работы с детьми после кохлеарной имплантации .........258
План практической работы ..............................................................................265
Контрольные вопросы и задания ....................................................................267
Тестовые вопросы по теме: «Педагогические системы образования
лиц с нарушениями слуха» ......................................................................268
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................270
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................270
5
Стр.5
Оглавление
Глава 5. Специальное образование лиц с нарушениями зрения ..............271
5.1. Причины и последствия нарушений зрения и способы его
компенсации ............................................................................................271
5.2. Особенности речи у детей с нарушениями зрения................................282
5.3. Основные принципы коррекционно-педагогической работы
с детьми с нарушениями зрения .............................................................286
5.4. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением .....................306
5.5. Обучение детей с недостатками зрения в школе ...................................310
5.6. Сенсорное обучение и воспитание как средство социальной
адаптации детей с нарушениями зрения ...............................................311
5.7. Профориентация, профессиональное образование и трудовая
деятельность слепых и слабовидящих ....................................................319
План практической работы ..............................................................................321
Контрольные вопросы и задания ....................................................................324
Тестовые вопросы по теме: «Специальное образование лиц
с нарушениями зрения» ...........................................................................325
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................326
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................326
Глава 6. Специальное образование детей с расстройствами
аутистического спектра .................................................................................329
6.1. Понятие и этиология расстройств аутистического спектра..................329
6.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
с расстройствами аутистического спектра .............................................330
6.3. Возможности развития, образования и социализации детей
с расстройствами аутистического спектра .............................................334
6.4. Коррекционно-педагогическая помощь при расстройствах
аутистического спектра ...........................................................................335
6.5. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей
с расстройствами аутистического спектра .............................................340
План практической работы ..............................................................................340
Контрольные вопросы и задания ....................................................................343
Тестовые вопросы по теме: «Специальное образование детей
с расстройствами аутистического спектра» ...........................................343
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................344
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................344
Глава 7. Специальное образование лиц с нарушениями
опорно-двигательного аппарата ..................................................................345
7.1. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного
аппарата. Детский церебральный паралич понятие
и классификация ......................................................................................345
7.2. Двигательные нарушения при ДЦП ........................................................352
7.3. Нарушения психики при ДЦП .................................................................357
7.4. Речевые нарушения при ДЦП ..................................................................360
6
Стр.6
Оглавление
7.5. Образование детей с ДЦП ........................................................................367
7.6. Система медико-психолого-педагогической помощи детям,
страдающим церебральным параличом ................................................371
План практической работы ..............................................................................372
Контрольные вопросы и задания ....................................................................374
Тестовые вопросы по теме: «Специальное образование лиц
с нарушениями опорно-двигательного аппарата» ................................375
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................376
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................376
Глава 8. Развитие и образование детей с тяжелыми
и множественными нарушениями развития ..............................................379
8.1. Понятие о сложном нарушении развития ..............................................379
8.2. Основные группы детей с сочетанными нарушениями
и значение их психолого-педагогического изучения ...........................380
8.4. Пути и способы организации специального образования для лиц
со сложными множественными нарушениями развития .....................386
8.3. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц
со сложным дефектом ..............................................................................382
План практической работы ..............................................................................388
Контрольные вопросы и задания ....................................................................392
Тестовые вопросы по теме: «Развитие и образование детей
с тяжелыми и множественными нарушениями развития» ...................393
Ситуационные задачи по материалам раздела ..............................................400
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................401
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................401
Раздел IV. IIЕРСПЕКИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ .........403
Ключевые понятия раздела .............................................................................403
Глава 1. Профилактика, выявление и ранняя комплексная помощь
детям с ограниченными возможностями здоровья ...................................403
1.1. Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи .................403
1.2. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России .................405
1.3. Система государственной помощи детям раннего возраста
с ограниченными возможностями здоровья .........................................410
План практической работы ..............................................................................416
Контрольные вопросы и задания ....................................................................418
Тестовые вопросы по теме: «Профилактика, выявление
и ранняя комплексная помощь детям с ограниченными
возможностями здоровья» ......................................................................420
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................426
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................426
7
Стр.7
Оглавление
Глава 2. Организация и содержание специальной помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации
специальных федеральных государственных стандартов (ФГОС) ...........428
2.1. Федеральный государственный образовательный стандарт
для лиц с ограниченными возможностями здоровья ...........................428
2.2. Функции специальных федеральных государственных стандартов
образования детей с ограниченными возможностями здоровья ........429
2.3. Требования к структуре основных образовательных программ ..........432
2.4. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы. ...............................................................................................434
2.5. Требования к ресурсному обеспечению (условиям) получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. .....436
2.6. Организация доступной среды для лиц с ограниченными
возможностями здоровья ........................................................................438
Контрольные вопросы и задания ....................................................................448
Тестовые вопросы по теме: «Профилактика, выявление и ранняя
комплексная помощь детям с ограниченными возможностями
здоровья» ..................................................................................................449
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................449
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................449
Темы курсовых работ .....................................................................................450
Темы рефератов .............................................................................................450
Вопросы к экзамену .......................................................................................451
Краткий словарь терминов и понятий ........................................................453
Список литературы
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................468
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................468
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы ........................................470
Приложение ....................................................................................................473
8
Стр.8