УДК 376.1-056.263 (075.8)
ББК 74.3я73
П24
Авторы:
Е.Г. Речицкая, Т.Г. Богданова, Е.А. Горбунова, К.И. Туджанова,
Е.З. Яхнина, Е.В. Кулакова, В.В. Линьков, Л.А. Плуталова,
И.В. Речицкий, И.Л. Соловьева, А.Л. Филоненко-Алексеева,
В.В. Альминдеров, А.В. Альминдерова, А.А. Андрейкин, А.Д. Байдильдина,
Д.В. Визер, И.А. Волохова, Ю.В. Гайдова, Д.А. Краснобаев,
Т.Ю. Кулигина, Е.Ю. Малеванов, И.Н. Филоненко-Алексеева
П24
Педагогические технологии воспитательной работы в специальных
(коррекционных) школах I и II вида. Учебник для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика».
В двух частях. Часть 2 / под ред. Е.Г. Речицкой. — М. :
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. — 389 с. — (Коррекционная
педагогика).
ISBN 978-5-691-01734-6
ISBN 978-5-691-01736-0(Ч.2)
Агентство CIP РГБ
В учебнике рассматриваются вопросы содержания и организации
воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах
I и II вида. Представлены инновационные личностно-социально
ориентированные педагогические технологии, способствующие
активизации речевой, познавательной деятельности и личностной
сферы детей с нарушениями слуха в различных видах внеурочной
деятельности. Рассматриваются вопросы планирования воспитательной
работы, организации самоуправления, профориентационной
работы, внеклассного чтения, слухоречевой реабилитации,
социальной интеграции и др. аспекты воспитательной работы.
Содержание учебника соответствует вузовскому стандарту по
специальности «Сурдопедагогика». Учебник предназначен для
студентов дефектологических факультетов педагогических вузов,
может быть полезен педагогам, работающим с детьми, имеющими
нарушения слуха.
УДК 376.1-056.263 (075.8)
ББК 74.3я73
ISBN 978-5-691-01734-6
ISBN 978-5-691-01736-0(Ч.2)
© Коллектив авторов, 2009
© ООО «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2009
© Оформление. ООО «Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС», 2009
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Часть II. Педагогические технологии воспитательной работы
в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях I и II вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Технологии профессиональной ориентации школьников
с нарушением слуха (Е.Г. Речицкая, И.А. Волохова,
Е.Ю. Малеванов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Технология подготовки школьников с нарушением слуха
к профессиональной деятельности (Т.Г. Богданова) . . . . . . . . . . . . 33
Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания
школьников с нарушением слуха (Е.Г. Речицкая,
И.А. Волохова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Система физического воспитания детей и подростков
с активным привлечением их к занятиям оздоровительной
физкультурой и спортом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Медико-профилактическое направление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Психологическое направление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Игровые педагогические технологии (Е.Г. Речицкая) . . . . . . . . . . 150
Технология дидактической игры (Е.Г. Речицкая) . . . . . . . . . . . . . 160
Технология сюжетно-ролевой игры (Е.Г. Речицкая) . . . . . . . . . . . 174
Развитие речевого слуха глухих детей с помощью
специально организованных игр (Л.А. Плуталова) . . . . . . . . . . . . 186
Технология самоподготовки (К.И. Туджанова). . . . . . . . . . . . . . . . 201
Технология дополнительного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Кружковая работа по изобразительному искусству
(Е.Г. Речицкая, Е.С. Морозова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Кружковая работа по математике
(И.Н. Филоненко-Алексеева). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Технология формирования экологической культуры младших
школьников с нарушениями слуха (А.Л. Филоненко-Алексеева) . . 256
Психолого-педагогическая помощь детям с эмоциональноповеденческими
нарушениями (Е.Г. Речицкая) . . . . . . . . . . . . . . . 268
Технология развития эмоциональной сферы младших
школьников (Т.Ю. Кулигина). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Педагогические технологии развития творческих способностей
(Е.Г. Речицкая, В. В. Альминдеров, А.В. Альминдерова) . . . . . . . . . 296
Педагогические технологии организации и проведения
общешкольных праздников (Е.З. Яхнина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
Педагогические технологии организации и проведения
родительского собрания (Е.В. Кулакова). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
Технология развития слуховой функции
(И.В. Речицкий, Д.В. Визер) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
Психолого-педагогическое консультирование в коррекционновоспитательной
работе с подростками с нарушениями слуха
(А.Д. Байдильдина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
Технология групповых консультативных
занятий (А.Д. Байдильдина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381
3
Стр.4