УДК 374.32
ББК 74.200.58
Е70
Е70
Ерёмин В.А.
Истоки воспитания: Каким мы хотим видеть новое поколение
в России? : пособие для учителей и родителей / В.А. Ерёмин. —
М. : Издательство ВЛАДОС, 2018. — 88 с.
ISBN 978-5-906992-87-1
В книге рассматриваются вопросы современного воспитания подрастающего
поколения в России.
Дается краткий анализ западноевропейских и американских систем
воспитания на примере ярких представителей различных педагогических
школ, таких как Дж. Локк, К. Гельвеций, И. Песталоцци, М. Монтессори,
и возможность их применения в российских условиях.
Отдельная глава посвящается описанию русской, советской и российской
системы воспитания, начиная от «Домостроя» и заканчивая педагогической
деятельностью К. Ушинского, Н. Пирогова и А. Макаренко по воспитанию
творческой личности, устремленной к постоянному самосовершенствованию
и преобразованию общества.
В завершающей части книги процессы воспитания рассматриваются
в комплексе с существующими социально-экономическими проблемами
нашего общества, которые оказывают основное влияние на развитие образования
и воспитания российской молодежи первой четверти XXI века.
Книга адресована учителям начального и среднего образования,
преподавателям колледжей и вузов, дистанционного обучения, студентам,
родителям, задумывающимся о воспитании своих детей самостоятельными,
творчески мыслящими людьми.
УДК 374.32
ББК 74.200.58
© Ерёмин В.А., 2018
© ООО «Издательство ВЛАДОС», 2018
© Художественное оформление.
ООО «Издательство ВЛАДОС», 2018
ISBN 978-5-906992-87-1
Учебное издание
Ерёмин Виталий Аркадьевич
ИСТОКИ ВОСПИТАНИЯ:
Каким мы хотим видеть новое поколение в России?
Подписано в печать 02.10.2017. Формат 60 90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 5,5.
Тираж 5 000 экз. (1-й завод 1–500 экз.). Зак. №
Тел./факс: (495) 984-40-21, 984-40-22, 940-82-54
Email: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru
ООО «Издательство ВЛА ДОС».
119571, Мо с к ва, а/я 19.
182100, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12.
Тел./факс (811-53) 3-62-95.
E-mail: zakaz@veltip.ru
Сайт: http://www.veltip.ru
ООО «Великолукская городская типография».
© Оригинал-макет. ООО «Издательство
ВЛАДОС», 2018
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
ИХ ВОСПИТАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Англия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Франция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Германия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Западная трудовая этика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Джон Локк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Клод Гельвеций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Иоганн Песталоцци . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Западные моралисты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Мария Монтессори . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Баден-Пауэлл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
НАШЕ ВОСПИТАНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Домострой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Юности честное зерцало . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Дворянское воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Иван Бецкой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Константин Ушинский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Николай Шелгунов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Николай Пирогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Наши моралисты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Антон Макаренко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Педагогические извращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
Педология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
ЧТО НАМ МЕШАЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Когда поднимем педагога? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Воспитание «Я» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Стр.4
4
Содержание
Технологии и манипуляции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Средняя культурность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
Личный кодекс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Воспитание девочек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
Семья — государство: партнеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Мастерская дьявола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
«Мужик» и «мат». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
Инфекция мозга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Ребенок — отец мужчины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
Родительское тщеславие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
Фактор трудной судьбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Советское воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58
Наше гражданское общество… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
Менталитет и ментальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
КАКОГО МЫ ПЛЕМЕНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Воины с детства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Корни славянской отваги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
«Нет людей честней и добродушней». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
Создатели суда присяжных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
Страсть к политической свободе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Гардарика — Русь — Россия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
Два взгляда на русскую историю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73
СОЗИДАЙТЕ ДУХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
Что значит быть русским . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
Идеалы и закон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Дух нации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
КАК ВОСПИТЫВАТЬ?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
Страна сильна моралью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
Порочная установка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
Принципы воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82
Практические навыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
Национальный вопрос. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
Фундаментальные мысли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .84
Вместо заключения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
Стр.5