ИЗДАТЕЛЬСТВО
ВВЕДЕНИЕ
В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ
ПРОФЕССИЮ
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бурятский государственный университет
имени Доржи Банзарова
Т. В. Сидорова, Г. Н. Фомицкая
ВВЕДЕНИЕ
В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического
пособия
для обучающихся по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое
образование
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2022
Стр.3
УДК 378.147
ББК 74.489
С 34
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского госуниверситета
Рецензенты
Н. Ж. Дагбаева, доктор педагогических наук, профессор,
Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова
Е. А. Петраш, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
среднего общего образования и социального проектирования,
Псковский государственный университет
Сидорова Т. В.
С 34
Введение в педагогическую профессию : учебно-методическое
пособие / Т. В. Сидорова, Г. Н. Фомицкая. Улан-Удэ : Издательство
Бурятского госуниверситета, 2022. 200 с.
ISBN 978-5-9793-1705-2
В пособии представлены конспекты лекций и планы практических, семинарских
занятий по девяти основным темам курса, тестовые задания по каждой
теме, вопросы для подготовки к промежуточной аттестации, перечень литературы
и методические рекомендации, необходимые для подготовки к практическим
занятиям. В конспектах лекций рассмотрен широкий круг вопросов, связанных
с организацией педагогической деятельности: особенности педагогики
как науки и взаимосвязи педагогической теории и педагогической практики,
представлена структура отечественной системы образования, основные требования
к личности учителя и уровню сормированности его профессиональной
компетентности.
Предназначено для обучающихся направлению подготовки «Педагогическое
образование» с двумя профилями подготовки очной и заочной форм обучения.
УДК
378.147
ББК74.489
ISBN 978-5-9793-1705-2
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2022
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Инновационная политика государства в сфере образования, а
также модернизация школьного обучения и воспитания обусловливает
потребность в качественно новой подготовке будущих специалистов.
Современные вызовы общества: кризис духовности, переход
к информационной реальности, усложняющиеся межличностные
контакты — требуют от учителя проявления высокого профессионализма,
безусловного авторитета и безукоризненных нравственных
установок и принципов. Студентов, выбравших направление обучения
«Педагогическое образование», необходимо подготовить к осознанному
вхождению в педагогическую деятельность. Это становится
возможным только при условии развития субъектности самих
студентов, их активной деятельности на семинарских занятиях, педагогической
практике, спецсеминарах, коллоквиумах, КТД и деятельном
участии в различных видах научно-практической работы.
Современная Россия остро нуждается в учителях, сознательно
выбирающих педагогическую профессию, которых не пугают трудности,
готовы к ежедневному педагогическому творчеству.
Настоящее издание подготовлено в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования и учетом современных общественных реалий.
Выполнение различных видов работ позволит студенту подойти к
осознанному пониманию сути педагогической деятельности и перспектив
профессионального роста. В пособии представлен основной
курс профессионально-педагогического цикла, без усвоения которого
невозможно овладеть системой педагогического знания. Дисциплина
«Введение в педагогическую профессию» (изучается на 1-м
курсе в 1-м семестре) является пропедевтической и освещает общие
основы педагогической деятельности, раскрывает ее основные категории,
понятия и требования к личности современного учителя. На
2-м и 3-м курсах обучения студенты продолжат изучать педагогику
по таким направлениям, как «Теоретическая педагогика, «Практическая
педагогика» и «История образования и педагогической мысли».
Содержание пособия определяется структурой рабочих программ,
разработанных преподавателями кафедры общей педагогики
Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.
3
Стр.5
В начале раздела дается пояснительная записка, затем кратко перечисляются
темы лекционного курса. Авторы представили подробное
описание логики подготовки к семинарским занятиям. При подготовке
к практическому занятию студенту предлагается сделать обязательно
задание, выполнение которого проверяется в ходе семинара.
Также при подготовке к семинарскому занятию студенту предлагается
выполнить одно или несколько творческих заданий, которые составлены
с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В пособии
приведены методические рекомендации по выполнению некоторых
видов творческих заданий, предполагаемые вопросы к зачетам
или экзаменам и списки рекомендуемой литературы.
Специфика обучения педагогической специальности в вузе состоит
в том, что обучающим является не только сам семинар или лекция,
но и стиль его проведения. Если в ходе практического занятия
студенту представлена возможность публично выступить, провести
фрагмент урока или классного часа, то вхождение в профессию будет
проходить более естественно. Получая первый позитивный или негативный
опыт ведения учебных занятий, студент занимается самопознанием,
самоанализом и саморефлексией, что крайне важно в будущей
профессии. Авторы согласны с народной мудростью: «Можно
лошадь силой привести к реке, но заставить ее пить невозможно».
Так и осознанная педагогическая деятельность невозможна без самообразования
и саморазвития. Полноценное усвоение курса «Введение
в педагогическую профессию» немыслимо без побуждения студентов
к размышлениям, именно на это направлены многочисленные
задания к семинарским занятиям по педагогическим дисциплинам.
Учителей на своем жизненном пути человек встречает много, но
на всю жизнь остаются в памяти те, кто сыграл в его судьбе особую
роль, кто когда-то поддержал, помог найти призвание, сумел своей
мудростью и даром убеждения уберечь от ошибок и т. д.
Основная цель данного учебно-методического пособия — помочь
обучающимся стать активными субъектами педагогического
процесса в вузе.
Образовательный процесс вуза обеспечивает активизацию самовоспитания,
самообучения и саморазвития, способствующих формированию
профессиональной компетентности, креативности и
творчества.
4
Стр.6
Содержание
Предисловие
Пояснительная записка
Лекция 3. Учитель как субъект педагогической деятельности
Лекция 4. Профессиональная компетентность педагога
Лекция 9. Профессиональное становление педагога
Раздел II. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Миссия учителя в контексте современного образования
Тема 2. Предмет и задачи педагогики.
3
5
Раздел I. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Лекция 1. Современное образование и педагогическая деятельность 9
Лекция 2. Педагогика как наука
26
37
48
Лекция 5. Педагогическая этика: понятие, особенности, принципы 55
Лекция 6-7. Особенности педагогического общения
Лекция 8. Система образования в РФ
70
98
106
121
121
126
Тема 3. Спектр педагогических профессий. Образовательные орга- 128
низации
Тема 4. Этика и культура межличностного общения педагога
Тема 5. Основы педагогического мастерства учителя-воспитателя
Тема 6. Педагогическое общение как основа организации деятель132
134
140
ности
педагога
Тема 7. Педагогический конфликт и способы его разрешения
Тема 8. Профессионально-этические нормы и принципы проведения
публичного выступления
Тема 9. Источники педагогических идей. Современная педагогическая
публицистика, научная и художественная литература
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
143
147
150
157
158
163
Стр.200