УДК 37.013.42 (07)
ББК 74.60я73
М25
М. А. Галагузова, доктор педагогических наук, профессор
С. Н. Фомина, доктор педагогических наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
М25 Социальная педагогика: социальное воспитание :
учебник для студентов средних и высших учебных
заведений, магистрантов и аспирантов / Л. В. Мардахаев. –
Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 391 с.
DOI: 10.23681/496697
И. А. Федосеева, доктор педагогических наук, профессор
Мардахаев Л. В.
ISBN 978-5-4475-9741-2
Учебник «Социальная педагогика: социальное воспитание» ориентирован
на профессиональную подготовку студентов средних и
высших учебных заведений, по направлениям «педагогическое образование»,
«психолого-педагогическое образование» и «организация
работы с молодёжью». Он включает материал, отвечающий требованиям
современного уровня социального и социальнопедагогического
образования, а также вопросы для самоконтроля и
литературу, позволяющую студентам углубить знания по темам.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов и вузов, занимающихся
подготовкой специалистов педагогического и психолого-педагогического
направления, организации работы молодежью;
преподавателям, аспирантам и докторантам, изучающим вопросы,
связанные с социальным воспитанием, а также слушателям системы
дополнительного социально-педагогического образования.
УДК 37.013.42 (07)
ББК 74.60я73
ISBN 978-5-4475-9741-2
© Мардахаев Л. В., текст, 2018
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019
Стр.3
Оглавление
Предисловие ................................................................................................ 9
Раздел I. Основы социального воспитания
несовершеннолетних ........................................................................... 15
Глава 1. Воспитание и воспитанность
несовершеннолетнего, сущность и проблемы ........................ 15
1.1. Назначение, сущность и содержание воспитания ............. 15
1.2. Ситуацию развития воспитания
несовершеннолетнего как процесс .................................................... 18
1.3. Ситуация развития воспитания несовершеннолетнего
как явление (воспитанность несовершеннолетнего и ее
характеристика) ............................................................................................ 30
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 38
Литература ....................................................................................................... 39
Глава 2. Социальное воспитание: сущность
и содержание ........................................................................................... 40
2.1. Сущность и содержание социального воспитания ............ 40
2.2. Социальное воспитание с позиции государства
(общества) ........................................................................................................ 50
2.3. Социальное воспитание с позиции социальных
институтов и самой личности как его субъектов ...................... 56
2.4. Деструктивное воспитание, его сущность, причины,
возможности предупреждения ............................................................. 62
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 69
Литература ....................................................................................................... 69
Глава 3. Родители как субъект социального воспитания
и рекомендации им как воспитателям ....................................... 71
3.1. Родители как субъект социального воспитания
своих детей ...................................................................................................... 71
3.2. Ошибки и недостатки в воспитании родителей,
рекомендации им как воспитателям ................................................. 79
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 86
Стр.4
Литература ...................................................................................................... 87
Глава 4. Педагог, воспитатель и другие субъекты
воспитания ................................................................................................ 88
4.1. Педагог как субъект воспитания, его место и роль
в повышение своего воспитательного воздействия ............... 88
4.2. Социальный педагог, воспитатель и другие
субъекты воспитания несовершеннолетних ............................... 96
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 102
Литература .................................................................................................... 103
Глава 5. Индивидуальное воспитание ребенка .................... 104
5.1. Истоки индивидуально-ориентированного
воспитания ребенка в семье ................................................................ 104
5.2. Социально-педагогические проблемы и трудности
привлечения к индивидуальному воспитанию няни
и домашнего воспитателя ..................................................................... 108
5.3. Индивидуализация в процессе семейного
образования .................................................................................................. 115
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 117
Литература .................................................................................................... 117
Глава 6. Индивидуальный подход в воспитании
несовершеннолетних ........................................................................ 119
6.1. Истоки индивидуального подхода в воспитании
несовершеннолетних ............................................................................... 119
6.2. Сущность и содержание индивидуального подхода
в воспитании несовершеннолетних ................................................ 125
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 135
Литература .................................................................................................... 136
Раздел II. Воспитание несовершеннолетних в различных
средах ........................................................................................................ 138
Глава 7. Воспитание ребенка в семье и пути повышения
ее воспитательных возможностей .............................................. 138
7.1. Особенности воспитания ребенка в семье ........................... 138
7.2. Основные причины негативной направленности
в воспитании ребенка в семье ............................................................. 143
4
Стр.5
7.3. Пути повышения воспитательных возможностей
семьи ................................................................................................................. 153
Вопросы для и задания самоконтроля .......................................... 156
Литература .................................................................................................... 156
Глава 8. Воспитание ребенка в приемной семье и пути
повышения ее воспитательных возможностей ................... 158
8.1. Привлечение и подготовка приемных родителей к
приему и воспитанию ребенка .......................................................... 158
8.2. Адаптация ребенка и приемной семьи ................................. 163
8.3. Пути повышения воспитательных возможностей
приемной семьи ......................................................................................... 167
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 173
Литература .................................................................................................... 174
Глава 9. Воспитание в организации для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, и пути
его совершенствования ................................................................... 176
9.1. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, и их влияние на воспитание ............. 176
9.2. Пути повышения воспитательной роли организации
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей ...................................................................................................... 181
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 189
Литература .................................................................................................... 190
Глава 10. Формирование детского воспитательного
коллектива и повышение его воспитательной роли ........ 191
10.1. Группа, коллектив и их социально-педагогическая
характеристика........................................................................................... 191
10.2. Формирование детского воспитательного
коллектива .................................................................................................... 196
10.3. Повышение социально-педагогической роли
воспитательного коллектива ............................................................. 207
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 212
Литература .................................................................................................... 213
5
Стр.6
Раздел III. Социальные отклонения и проблемы
воспитания различных категорий
несовершеннолетних ........................................................................ 214
Глава 11. Социальные отклонения в воспитанности
несовершеннолетних, их причины
и пути преодоления ........................................................................... 214
11.1. Норма и патология в воспитанности
несовершеннолетнего, причины социальных
отклонений .................................................................................................... 214
11.2. Основные направления социально-педагогической
деятельности по профилактике и преодолению
девиантного поведения детей и подростков ............................. 222
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 229
Литература .................................................................................................... 229
Глава 12. Дети улицы и необходимость стимулирования
их ресоциализации ............................................................................. 231
12.1. Дети улицы и их социально-педагогическая
характеристика ........................................................................................... 231
12.2. Стимулирование ресоциализации и воспитания
несовершеннолетних в условиях социальнореабилитационного
центра .................................................................. 237
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 245
Литература .................................................................................................... 246
Глава 13. Трудные дети как социально-педагогическая
проблема ................................................................................................. 248
13.1. Трудные дети: понятие и сущность ...................................... 248
13.2. Основные категории детей, относящихся к трудным,
и их социально-педагогическая характеристика .................... 252
13.3. Место и роль педагога (воспитателя) в воспитании
трудных детей .............................................................................................. 257
13.4. Особенности и проблемы работы с детьми,
трудными в воспитательном отношении .................................... 259
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 263
Литература .................................................................................................... 264
6
Стр.7
Глава 14. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины,
проблемы воспитательной работы ............................................. 266
14.1. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной
педагогике ..................................................................................................... 266
14.2. В. Н. Сорока-Росинский о типичных группах
трудновоспитуемых и их особенностях ........................................ 274
14.3. Формы проявления трудновоспитуемости
несовершеннолетних и проблемы их воспитания .................. 280
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 285
Литература .................................................................................................... 286
Глава 15. Социально-педагогическая запущенность
детей, ее предупреждение и преодоление ............................. 288
15.1. Понятие, сущность и основные группы социальнопедагогической
запущенности детей ............................................ 288
15.2. Основные причины формирования социальнопедагогической
запущенности детей ............................................ 294
15.3. Пути предупреждения и преодоления социальнопедагогической
запущенности детей ............................................ 302
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 307
Литература .................................................................................................... 308
Глава 16. Проблемные дети: понятие, основные
категории, особенности их воспитания и обучения .......... 310
16.1. Понятия «проблемный ребенок», «проблемные
дети» и их социально-педагогическая характеристика ..... 310
16.2. Трудности, с которыми сталкивается социальный
педагог (педагог, воспитатель) в работе с проблемным
ребенком ........................................................................................................ 317
16.3. Ребенок в связи с проблемой и оказание ему
социально-педагогической помощи ............................................... 322
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 324
Литература .................................................................................................... 325
Раздел IV. Коррекция и исправление воспитательной
деятельности и воспитанности несовершеннолетних ..... 326
7
Стр.8
Глава 17. Коррекция в социальной педагогике, типичные
отклонения, требующие социально-педагогической
коррекции ............................................................................................... 326
17.1. Сущность коррекции в социальной педагогике ............ 326
17.2. Коррекция недостатков характера,
преимущественно обусловленных эмоциональными
особенностями ребенка .......................................................................... 334
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 345
Литература .................................................................................................... 346
Глава 18. Коррекция воспитательной деятельности
в семье....................................................................................................... 347
18.1. Воспитательная деятельность в семье, ее сущность
и содержание ................................................................................................ 347
18.2. Сущность коррекции воспитательной деятельности
в семье .............................................................................................................. 353
18.3. Коррекция воспитательной деятельности и
взаимоотношений подростка и родителей ................................. 358
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 363
Литература .................................................................................................... 363
Глава 19. Исправление и перевоспитание человека ......... 364
19.1. Сущность и содержание исправления и
перевоспитания .......................................................................................... 364
19.2. Исправительно-воспитательный процесс ........................ 369
19.3. Основные направления, средства, методы и формы
перевоспитания осужденных .............................................................. 377
19.4. Особенности процесса перевоспитания некоторых
категорий осужденных ........................................................................... 381
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 386
Литература .................................................................................................... 386
Литература ............................................................................................. 388
Стр.9