УДК 37.013.27
ББК 74.9+88.8
Н72
Переводчик Анна Богуславская
Новара Д.
Н72 Не кричите на детей! Как разрешать конфликты с детьми и делать
так, чтобы они вас слушали / Даниэле Новара ; Пер. с итал. — М. :
Альпина Паблишер, 2016. — 275 с.
ISBN 978-5-9614-5351-5
«Не кричите на детей!» — легче сказать, чем сделать. Конфликты
и споры — неотъемлемая часть жизни любой семьи. Не важно, сколько
лет вашим детям — четыре или четырнадцать, — всегда найдется
повод, по которому мнение ребенка не совпадает с родительским.
И часто в ситуации конфликта взрослые срываются на крик. Но кричать
на детей — бессмысленно. Кричат от бессилия, когда уже не хватает
терпения и любви, чтобы найти разумные доводы и вспомнить,
что перед вами не враг, а ваш близкий и дорогой человек.
Даниэле Новара, дипломированный итальянский педагог с огромным
опытом, считает, что конфликты могут быть весьма полезны для
развития личности и формирования здоровых отношений внутри
семьи, нужно лишь научиться правильно их «проживать». В этой книге
вы найдете практические советы о том, как построить общение с подростками
и ребятами школьного и дошкольного возраста с учетом
особенностей их психологии и как научиться держать себя в руках,
когда, казалось бы, никаких сил уже не осталось.
Книга будет полезна родителям детей всех возрастов.
УДК 37.013.27
ББК 74.9+88.8
Все права защищены. Никакая часть этой
книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы
то ни было средствами, включая размещение
в сети Интернет и в корпоративных сетях,
а также запись в память ЭВМ для частного
или публичного использования, без письменного
разрешения владельца авторских прав.
По вопросу организации доступа к электронной
библиотеке издательства обращайтесь
по адресу mylib@alpina.ru
ISBN 978-5-9614-5351-5 (рус.)
ISBN 978-88-17-07692-0 (итал.)
© RCS Libri S.p.A., Milan, 2014
© Издание на русском языке, перевод,
оформление. ООО «Альпина
Паблишер», 2016
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление ............................................................................................................. 9
Часть I
ВОСПИТЫВАТЬ — ЗНАЧИТ БЫТЬ ХОРОШИМ ОРГАНИЗАТОРОМ .... 13
1. Родителям нужно уметь разрешать конфликты
со своими детьми .............................................................................. 15
Воспитывать не означает унижать ........................................... 15
Слишком мягкие родители
в конце концов не выдерживают ................................................... 18
Слушаться или соблюдать правила? Воспитание
по-новому ................................................................................................... 25
Роль матери и роль отца: командная игра и развитие
самостоятельности ............................................................................. 31
Иметь смелость быть отцом .......................................................... 35
Конфликты с маленькими детьми сильно отличаются
от конфликтов с подростками ...................................................... 40
Родитель должен уметь улаживать
конфликты с детьми ........................................................................... 47
2. Разрешение конфликтов с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста ............................................ 51
Дети ссорятся между собой, но не с родителями! ................. 51
5
Стр.6
Не кричите на детей!
На помощь! Мой ребенок — тиран! .............................................. 56
Как избежать пяти ошибок, которые превратят
вашего ребенка в тирана ................................................................... 60
Хорошие привычки уменьшают количество ссор .................. 64
Правила — это заведенный порядок, а не суровое
принуждение ............................................................................................. 68
Пять характеристик правил,
полезных для воспитания ................................................................... 73
Наказания не помогают, они только ухудшают
поведение ребенка .................................................................................. 76
Корзина для гнева: инструмент, полезный и для
родителей .................................................................................................. 79
3. Разрешение конфликтов с детьми
предподросткового и подросткового возраста ............ 85
«Я грублю, чтобы отделиться от тебя» ..................................... 85
Преимущества того, чтобы научиться ссориться
в детстве ................................................................................................... 90
Сложности воспитания детей предподросткового
возраста ..................................................................................................... 97
Переход главной роли в воспитании подростка к отцу ...101
О важности установления правил для подростков ............105
Воспитательные техники для подростков: активное
молчание ...................................................................................................111
Воспитательные техники для подростков:
техника кошки......................................................................................114
Часть II
КАК РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ С ДЕТЬМИ ......................................... 117
4. Различать конфликт и агрессию:
умение конфликтовать не позволяет проявлять
агрессию .................................................................................................119
Конфликт и насилие — это не одно и то же ........................120
Дети, которых бьют .........................................................................125
6
Стр.7
Содержание
Позвольте ребенку выпускать наружу
свои темные стороны ........................................................................127
Мобберы не умеют ссориться ........................................................130
5. Не искать решение любой ценой .........................................135
У конфликта всегда есть скрытая часть ...............................135
Стремясь решить проблему любой ценой,
вы не оставляете себе шанса
на эффективное решение ................................................................140
Отойдите на безопасное расстояние, выслушайте,
постарайтесь понять .......................................................................144
6. Взять паузу и справиться с эмоциями ..............................153
«Ты меня бесишь!» Для общения с детьми одних эмоций
недостаточно ........................................................................................153
Реагировать немедленно — неэффективно ............................163
Родитель несет за собой свое детство со всеми
болевыми точками ..............................................................................168
Научиться отключать эмоции .....................................................172
7. Не осуждать, а концентрироваться на проблеме ......177
Внимательно относиться к проблеме — полезно,
а переходить на личности — нет ...............................................177
Что делать, если ребенок врет: повторяющийся
конфликт .................................................................................................180
Всегда с тобой одно и то же! Помочь детям учиться
на своих ошибках .................................................................................181
Он меня не слушает! ...........................................................................186
Техника позитивного прецедента ................................................189
8. Найти взаимную выгоду .............................................................193
Унижение ребенка и внушение ему чувства вины
не поможет справиться с конфликтом ...................................194
Когда выигрывает только один, проигрывают все .............201
Найти общую выгоду в конфликте между детьми
и родителями .........................................................................................208
7
Стр.8
Не кричите на детей!
Техника наводящих вопросов для нового стиля
воспитания .............................................................................................212
9. Не вмешивайтесь в конфликты детей
(и не вмешивайте детей в свои конфликты) ................219
Ссоры детей — не ваши ссоры.......................................................220
Научить детей ссориться правильно, используя
майевтический метод .......................................................................224
Первый шаг назад: не ищите виновного ...................................226
Второй шаг назад: не предлагайте готового решения ......227
Первый шаг вперед: поощрите детей
к разговору о ссоре ...............................................................................228
Второй шаг вперед: помогите детям договориться
между собой ............................................................................................233
Дети разведенных родителей ссорятся чаще?.......................236
Часть III
СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ВАС УСЛЫШАЛИ ............................................... 243
10. Как построить эффективное общение с детьми ........245
Излишняя словоохотливость родителей влечет
за собой конфликты с детьми .......................................................245
Воспитывать детей и говорить с ними — не одно
и то же .....................................................................................................250
Сделать так, чтобы дети вас слушали
(даже в конфликтных ситуациях) .............................................256
Три шага назад ......................................................................................256
Три шага вперед ....................................................................................261
Благодарности ..................................................................................................271
Библиография ....................................................................................................273
Стр.9