Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторО’Коннор Джозеф
АвторыМакдермотт Иан
ИздательствоМ.: Альпина Паблишер
Страниц257
ID810056
АннотацияДанная книга — введение в искусство системного мышления, рассказ о принципах и методах целостного понимания сложных систем, о свойствах, поведение которых определяется характером связей между их компонентами и представлениями вовлеченных в них людей. Авторам удалось достичь необычного сочетания образности и глубины благодаря описанию проблемных ситуаций при помощи причинно-следственных циклов — цепочек усиливающих и балансирующих обратных связей. Такой подход дает читателю уникальную возможность одновременно использовать свои способности к образному восприятию и логическому мышлению, чтобы найти неординарные творческие решения.
Кому рекомендованоШирокому кругу читателей, студентам, молодым ученым и специалистам она поможет сформировать и развить системное мировоззрение. Профессионалам — ученым и руководителям, вовлеченным в решение социально-политических, экономических, управленческих, психологических, экологических и других сложных проблем.
ISBN978-5-9614-5289-1
УДК159.9.01
ББК88.3
О’Коннор, Д. . Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / И. . Макдермотт; Д. . О’Коннор .— 9-е изд. — Москва : Альпина Паблишер, 2016 .— 257 с. — ISBN 978-5-9614-5289-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/810056 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Искусство_системного_мышления._Необходимые_знания_о_системах_и_творческом_подходе_к_решению_проблем.pdf
УДК 159.9.01 ББК 88.3 О-11 Перевод Б. Пинскера Научный редактор Ю. Рубаник Редактор И. Толстикова Выпускающий редактор П. Суворова О-11 О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт ; Пер. с англ. — 9-е изд. — М. : Альпина Паблишер, 2016. — 256 с. ISBN 978-5-9614-5289-1 Данная книга — введение в искусство системного мышления, рассказ о принципах и методах целостного понимания сложных систем, о свойствах, поведение которых определяется характером связей между их компонентами и представлениями вовлеченных в них людей. Авторам удалось достичь необычного сочетания образности и глубины благодаря описанию проблемных ситуаций при помощи причинно-след ственных циклов — цепочек усиливающих и балансирующих обратных связей. Такой подход дает читателю уникальную возможность одновременно использовать свои способности к образному восприятию и логическому мышлению, чтобы найти неординарные творческие решения. Книга написана простым, понятным языком, что делает ее доступной широкому кругу читателей. Студентам, молодым ученым и специалистам она поможет сформировать и развить системное мировоззрение. Профессионалам — ученым и руководителям, вовлеченным в решение социально-политических, экономических, управленческих, психологических, экологических и других сложных проблем, — книга дает мощный инструмент концептуального моделирования. Она может стать основой прорывных решений в любых областях. УДК 159.9.01 ББК 88.3 Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, а также запись в память ЭВМ для частного или публичного использования, без письменного разрешения владельца авторских прав. По вопросу организации доступа к электронной библиотеке издательства обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru ISBN 978-5-9614-5289-1 (рус.) ISBN 0-7225-3442-6 (англ.) © Joseph O’Connor and Ian McDermott, 1997. © Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2015
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Системное мышление как искусство правдивой простоты Предисловие к русскому изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17 Благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 Часть 1 МЫШЛЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОЧЕВИДНОГО . . . . . . . . . . . 27 Глава 1. Что такое система? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 Возникновение системных свойств — водовороты и радуги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 Простые и сложные системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36 Система как паутина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39 Стабильность и принцип рычага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41 Побочные эффекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45 Глава 2. Контурное мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48 Петли обратной связи — сущность систем . . . . . . . . . . . . . .48 Усиливающая обратная связь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53 Экспоненциальный рост — задачи «на засыпку» . . . . . . . .55 Уравновешивающая обратная связь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59 Упреждающая обратная связь — назад в будущее . . . . . . .66 Когда мы не учимся на опыте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70 Ответы на вопросы, связанные с экспоненциальным ростом . . . . . . . . . . . . . . . . .75 Резюме: часть первая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76 Оглавление 5
Стр.6
6 ИСКУССТВО СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ Часть 2 ПОСТРОЕНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . 79 Глава 3. Ментальные модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80 Как мы создаем свои ментальные модели . . . . . . . . . . . . . . .83 Ментальные модели как система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88 Проверка ментальных моделей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95 Ответ на задачу о трех коробках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96 Глава 4. Причина и следствие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97 Три заблуждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99 Две стороны хаоса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103 Глава 5. За пределами логики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110 Учет фактора времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112 Самоприменение и рекурсия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114 Ограничивающие ментальные модели . . . . . . . . . . . . . . . . .116 Ментальные модели как точка приложения рычага . . . . .122 Ответ на задачу о поездах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125 Резюме: часть вторая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126 Часть 3 МЫСЛИТЬ ПО-НОВОМУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 Глава 6. Обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130 Обучение как система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131 Порождающее обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135 Что нам мешает учиться? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140 Глава 7. Ракурс, перспектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .149 Взгляд изнутри или извне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152 Земля плоская или круглая? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157 Дорога в ад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .162 Резюме: часть третья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164 Часть 4 РИСУЕМ ВЫВОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 Переносим интуитивное знание на карту . . . . . . . . . . . . . .169 Правила построения системных моделей . . . . . . . . . . . . . . .172 Сюжетные линии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172 Бег на месте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181
Стр.7
Ограниченность природных ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . .184 Ограничения внешние и внутренние . . . . . . . . . . . . . . . . . .186 Борьба с лишним весом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .188 Изменение целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191 Долги и кредит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194 Латание дыр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .198 Когда лечение хуже болезни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200 Жизнь похожа на покер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .205 Монополия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207 Трагедия систем коллективного использования . . . . . . . . .211 Резюме: часть четвертая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .215 Часть 5 ЗАМЫКАЕМ КРУГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 Устанавливайте связи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .222 Наши действия имеют множество последствий . . . . . . . . .222 Результаты не соответствуют усилиям . . . . . . . . . . . . . . . . .223 Система не может действовать лучше, чем позволяет ее слабейшее звено . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .224 Задержки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227 Часть 6 ИСТОЧНИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231 Краткая история системного мышления . . . . . . . . . . . . . . . .232 Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .240 Системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .240 Кибернетика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .241 Разное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .241 Источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242 Интернет-ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .243 Программное обеспечение для компьютерного моделирования систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245 Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246 Обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252 Обучение в Москве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .253 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255 Оглавление 7
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ