Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История русской литературы первой трети XIX века (220,00 руб.)

0   0
АвторыЛаркович Дмитрий Владимирович, Колягина Татьяна Юрьевна, Усанова Ирина Алексеевна, Кашкарева Алена Петровна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц140
ID807614
АннотацияУчебно-методическое пособие выполнено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) № 125 от 15.03.2018. Издание содержит тезисы лекционного материала, а также подробные рекомендации по организации всех видов контроля самостоятельной работы обучающихся, в том числе планы практических занятий с заданиями и методическими рекомендациями по их выполнению задания рубежных контролей, списки произведений, обязательных к про-чтению, вспомогательные планы характеристики базовых литературоведческих категорий, примерные схемы анализа текстов, а также критерии оценивания устных и письменных работ обучающихся. Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / Направленность «Русский язык и Литература», слушателей курсов повышения квалификации, педагогов дополнительного образования, преподавателей высшей школы.
ISBN978-5-93190-402-3
История русской литературы первой трети XIX века : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Русский язык и Литература» / Д.В. Ларкович, Т.Ю. Колягина, И.А. Усанова, А.П. Кашкарева .— Сургут : РИО СурГПУ, 2022 .— 140 с. — ISBN 978-5-93190-402-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/807614 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_русской_литературы_первой_трети_XIX_века.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
История_русской_литературы_первой_трети_XIX_века.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Д.В. Ларкович, Т.Ю. Колягина, И.А. Усанова, А.П. Кашкарева ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность «Русский язык и Литература» Сургут, 2022 ~ 1 ~
Стр.1
УДК 821.161.1.09"18"(075.8) ББК 83.3(2=411.2)52я73-9 И 90 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: Семёнов А.Н., доктор педагогических наук, профессор Ганущак Н.В., кандидат филологических наук, доцент История русской литературы первой трети XIX века : учебно-методическое пособие : И 90 направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Русский язык и Литература» / Д. В. Ларкович., Т. Ю. Колягина, И. А. Усанова, А. П. Кашкарева ; Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022. – 139 [1] с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-93190-402-3 Учебно-методическое пособие выполнено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) № 125 от 15.03.2018. Издание содержит тезисы лекционного материала, а также подробные рекомендации по организации всех видов контроля самостоятельной работы обучающихся, в том числе планы практических занятий с заданиями и методическими рекомендациями по их выполнению задания рубежных контролей, списки произведений, обязательных к прочтению, вспомогательные планы характеристики базовых литературоведческих категорий, примерные схемы анализа текстов, а также критерии оценивания устных и письменных работ обучающихся. Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / Направленность «Русский язык и Литература», слушателей курсов повышения квалификации, педагогов дополнительного образования, преподавателей высшей школы. УДК 821.161.1.09"18"(075. ББК 83.3(2=411.2)52я73-9 ISBN 978-5-93190-402-3  Ларкович Д. В., Колягина Т. Ю., Усанова И. А., Кашкарева А. П., 2022  БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022 ~ 2 ~
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение .................................................................................................................................................. 4 Структура разделов ................................................................................................................................ 6 Раздел 1. Русский романтизм и поэтические открытия в русской литературе первой трети XIX века ...................................................................................... 9 У.Э. 1.1. Национальное своеобразие русской литературы XIX века ................................................. 13 У.Э. 1.2. Романтизм и его национальные особенности в России ....................................................... 16 У.Э. 1.3. Творчество Василия Андреевича Жуковского (1783–1852) ............................................... 19 У.Э. 1.4. Лирическая поэзия В.А. Жуковского .................................................................................... 22 У.Э. 1.5. Творчество Константина Николаевича Батюшкова (1787–1855) ....................................... 25 У.Э. 1.6. Творчество Евгения Абрамовича Баратынского (1800–1844) ............................................ 28 У.Э. 1.7. Литературное творчество поэтов-декабристов .................................................................... 30 У.Э. 1.8. Творчество Александра Сергеевича Грибоедова (1795–1829) ........................................... 34 У.Э. 1.9. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» ............................................................................. 36 У.Э. 1.10. Творчество Ивана Андреевича Крылова – баснописца ..................................................... 40 У.Э. 1.11. Национальная, стилевая и индивидуально-авторская специфика литературного развития России первой трети XIX века .................................................................... 42 Раздел 2. Творчество Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837) .............................................. 45 У.Э. 2.1. Логика развития поэтического гения А.С. Пушкина ........................................................... 48 У.Э. 2.2. Основные этапы развития лирической поэзии А.С. Пушкина ........................................... 51 У.Э. 2.3. Лирика А.С. Пушкина ............................................................................................................ 54 У.Э. 2.4. Поэмы А.С. Пушкина ............................................................................................................. 57 У.Э. 2.5. Роман в стихах в жанровой системе творчества А.С. Пушкина ......................................... 62 У.Э. 2.6. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» .............................................................................. 66 У.Э.2.7. Исследование Ю.М. Лотмана «Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”» ........................ 68 У.Э. 2.8. Драматургия А.С. Пушкина ................................................................................................... 70 У.Э. 2.9. Прозаическое творчество А.С. Пушкина .............................................................................. 74 У.Э. 2.10. Эстетическая позиция и литературная критика А.С. Пушкина ........................................ 82 У.Э. 2.11. Художественная система А.С. Пушкина ............................................................................ 84 Раздел 3. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841) ................................................ 86 У.Э. 3.1. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова ...................................................................... 89 У.Э. 3.2. Жанр поэмы в художественной системе М.Ю. Лермонтова .............................................. 95 У.Э. 3.3. Жанр романа в художественной системе М.Ю. Лермонтова ............................................. 97 У.Э. 3.4. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» .............................................................. 99 У.Э. 3.5. Драматургия М.Ю. Лермонтова ............................................................................................ 102 У.Э. 3.6. Художественная система М.Ю. Лермонтова ....................................................................... 104 Раздел 4. Творчество Николая Васильевича Гоголя (1809–1852) ..................................................... 106 У.Э. 4.1. Повести Н.В. Гоголя ............................................................................................................... 109 У.Э. 4.2. Драматургия Н.В. Гоголя ....................................................................................................... 111 У.Э. 4.3. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» ............................................................................................ 113 У.Э. 4.4. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» .................................................................................... 116 У.Э. 4.5. Исследование Ю.В. Манна «Поэтика Гоголя» ..................................................................... 118 У.Э. 4.6. Художественная система Н.В. Гоголя .................................................................................. 120 Заключение ............................................................................................................................................. 122 Учебно-методическое и информационное обеспечение ..................................................................... 123 Приложение 1. Списки текстов для обязательного чтения, заучивания наизусть и конспектирования ........................................................................................... 128 Приложение 2. Планы характеристики базовых литературоведческих категорий ......................... 130 Приложение 3. Перечни аспектов анализа и примерные схемы анализа художественного произведения ............................................................................................................ 132 Приложение 4. Критерии оценивания устных ответов и письменных работ обучающихся .......... 136 ~ 3 ~
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Данное учебно-методическое пособие поддерживает дисциплину «История русской литературы», которая относится к модулю «Предметно-содержательный» обязательной части учебного плана направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность «Русский язык и Литература». «История русской литературы» – один из базовых и наиболее значительных курсов предметной подготовки студентов, обучающихся по программе «Русский язык и Литература», как по объему входящего в него фактического материала, так и по своему колоссальному эстетическому и интеллектуальному потенциалу. Период развития отечественной литературы, который хронологически приходится на первую треть XIX столетия и открывается «истинно человеческой» (Вл. Соловьев) поэзией В.А. Жуковского, в филологической науке по праву именуется золотым веком. Именно к этому времени русская литература органично сформировала сложные связи и отношения как с явлениями мирового литературного процесса, так и внутри себя. Ее диалогические контакты – это прямые линии взаимодействия и влияния (Жуковский и немецкие романтики, Пушкин и Байрон, Гоголь и Данте и проч.). Типологические связи выразились в объединении художественных явлений теми или иными чертами по сходству и подобию. Эти сходные свойства обозначились в жанрововидовых и иных формообразующих моделях, стилевых особенностях, прямых заимствованиях и творческих интерпретациях. Раскрытие многообразных контактных и типологических связей, предусмотренных программой данного курса, дает живую картину литературной жизни России в первые десятилетия XIX века. Именно поэтому постижение закономерностей историко-литературного процесса, изучение студентами шедевров литературной классики организовано и направлено на формирование системных представлений, а проведение учебных занятий обусловлено необходимостью сочетания теоретически ангажированного и практико-ориентированного изучения всех историколитературных явлений и фактов. При изучении конкретных произведений в их художественной целостности используются такие понятия, как «художественный метод» и «стиль». В нашем понимании, художественный метод – это совокупность (система) ведущих творческих принципов (способов) освоения и отображения действительности. Общие для всех ведущих художественных методов данной литературной эпохи (сентиментализм, романтизм, реализм) принципы таковы: принцип творческого претворения, принцип эстетической оценки, принцип художественного обобщения. В теснейшей связи с методом находится стиль, который является его воплощением. Литературный стиль – это целенаправленное единство основных свойств содержания и формы, его воплощающей, отдельного произведения или творчества писателя в целом. Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и способы деятельности, освоенные ими в ходе изучения дисциплин «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История зарубежной литературы». Результаты, полученные в ходе изучения дисциплины «История русской литературы», обучающиеся могут применять при прохождении педагогических практик (преподавательской по литературе и стажерской), предметно-содержательной практики (организация проектной деятельности по литературе в основной школе), технологической (проектнотехнологической), практики по обучению литературе, выполнении научно-исследовательской работы, а также в ходе дальнейшей профессиональной деятельности. Цель дисциплины – изучить процесс становления и основные этапы развития литературы в России, выявить характер ее взаимосвязей с развитием эстетики, философии, журналистики, раскрыть ее роль в культурном процессе и русском общественном движении на протяжении первой трети XIX века. Задачи дисциплины: 1) формировать представления о процессах динамического развития романтизма как центрального литературного направления в русской литературе первой трети XIX века; 2) выявить логику литературного развития в ракурсе смены и преемственности художественного метода в творчестве А.С. Пушкина; 3) сформировать систему историко-литературных представлений о роли и месте творчества М.Ю. Лермонтова в русском литературном процессе первой трети XIX столетия; 4) определить закономерности жанрового развития творчества Н.В. Гоголя на различных его этапах. ~ 4 ~
Стр.4
Требования к результатам освоения дисциплины (компетенции): способен научить анализировать литературный текст для формирования мировоззренческого и духовно-нравственного компонентов структуры личности (ПК–2). Требования к знаниям и умениям, которые должны продемонстрировать обучающиеся по окончанию изучения дисциплины: знать:  основные закономерности отечественного литературного процесса первой трети XIX века;  содержание произведений русской литературы первой трети XIX века;  классические литературоведческие теории Ю.М. Лотмана, Ю.В. Манна;  содержание литературно-критических работ И.А. Гончарова, В.Г. Белинского, К.С. Аксакова, Д.С. Мережковского; уметь:  анализировать литературно-критический текст;  формулировать цель анализа художественного текста;  выбирать вид и метод анализа в соответствии с целью;  выявлять значимые элементы художественного текста;  определять функцию значимых элементов художественного текста;  оценивать результат анализа художественного текста в соответствии с поставленной целью;  выбирать формы презентации результатов исследования художественного текста в соответствии с ее целью;  отбирать материал для презентации результатов исследования;  применять результаты классических и современных научных исследований в практике работы с художественным текстом; владеть:  способом определения базовых художественных категорий в отношении конкретного текста;  критериями оценки анализа художественного текста;  способами презентации результатов исследования художественного текста; иметь опыт:  анализа литературно-критических работ;  использования различных методов и видов анализа художественного текста;  анализа художественного текста в соответствии с особенностями индивидуального стиля писателя, спецификой его художественной картины мира;  выразительного чтения художественного произведения;  рефлексии результатов проведенного анализа художественного текста;  презентации результатов исследования художественного текста. Структура дисциплины. Содержание всего учебного материала разбито на четыре тематических раздела, освоение которых регламентирует комплекс соответствующих учебных элементов (далее сокращенно – У.Э.). Объем дисциплины составляет 108 часов. Дисциплина включает лекционные и практические занятия, часть часов выделена на самостоятельное изучение. Виды контроля. Текущий и рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся осуществляется в форме вариативных заданий, домашних и аудиторных практических работ, коллоквиумов, минизачетов. Промежуточная аттестация (экзамен) предусматривает прохождение обучающимися итогового компьютерного тестирования (ИТК). Учебно-методическое пособие включает тезисы лекционного материала, а также подробные рекомендации по организации всех видов контроля самостоятельной работы обучающихся, в том числе планы занятий, практические задания, задания рубежных контролей, списки произведений, обязательных к прочтению, планы характеристики базовых литературоведческих категорий, примерные схемы анализа текстов, а также критерии оценивания устных и письменных работ обучающихся, градуированного по 10-балльной шкале. ~ 5 ~
Стр.5
СТРУКТУРА РАЗДЕЛОВ Название раздела Раздел 1. РУССКИЙ РОМАНТИЗМ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА Цель раздела Выявить генетические и типологические истоки развития романтизма как центрального литературного направления в русской литературе первой трети XIX века Задачи раздела 1. Научиться выделять характерные черты национального своеобразия русской литературы XIX века. 2. Научиться структурировать информацию о художественном методе на примере романтизма. 3. Научиться характеризовать элегико-созерцательное течение русского романтизма на материале творчества В.А. Жуковского. 4. Научиться выявлять специфические черты, определяющие идейно-художественное своеобразие лирического творчества В.А. Жуковского, специфику характера романтизма в произведениях поэта. 5. Научиться характеризовать гедонистическое течение русского романтизма на материале творчества К.Н. Батюшкова. 6. Научиться характеризовать философское течение русского романтизма на материале творчества Е.А. Баратынского. 7. Научиться характеризовать гражданское течение русского романтизма на материале литературного творчества поэтов-декабристов. 8. Научиться характеризовать художественную систему А.С. Грибоедова. 9. Научиться определять новаторский характер и идейно-художественное своеобразие комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 10. Научиться выявлять особенности басенного творчества И.А. Крылова 11. Научиться характеризовать ключевые черты литературного развития России первой трети XIX века в его национальной, стилевой и индивидуально-авторской специфике. Учебные элементы (У.Э.) раздела У.Э. 1.1. Национальное своеобразие русской литературы XIX века У.Э. 1.2. Романтизм и его национальные особенности в России У.Э. 1.3. Творчество Василия Андреевича Жуковского (1783–1852) У.Э. 1.4. Лирическая поэзия В.А. Жуковского У.Э. 1.5. Творчество Константина Николаевича Батюшкова (1787–1855) У.Э. 1.6. Творчество Евгения Абрамовича Баратынского (1800–1844) У.Э. 1.7. Литературное творчество поэтовдекабристов У.Э. 1.8. Творчество Александра Сергеевича Грибоедова (1795–1829) У.Э. 1.9. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» У.Э. 1.10. Творчество Ивана Андреевича Крылова – баснописца У.Э. 1.11. Национальная, стилевая и индивидуально-авторская специфика литературного развития России первой трети XIX века ~ 6 ~
Стр.6
Продолжение Название раздела Раздел 2. ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА (1799–1837) Цель раздела Выявить логику литературного развития в ракурсе смены и преемственности художественного метода в творчестве А.С. Пушкина Задачи раздела 1. Научиться определять основные этапы творческого пути поэта. 2. Научиться выделять ключевые особенности лирики А.С. Пушкина на каждом этапе ее развития. 3. Научиться выявлять специфические черты, определяющие идейно-художественное своеобразие лирического творчества А.С. Пушкина. 4. Научиться выделять характерные черты жанра поэмы в контексте различных периодов творчества А.С. Пушкина. 5. Научиться выделять характерные черты жанра «роман в стихах» в творческой системе А.С. Пушкина. 6. Научиться определять идейно-художественное своеобразие реалистического романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедии русской жизни». 7. Научиться проводить анализ художественных особенностей и поэтических принципов, выделенных Ю.М. Лотманом в пушкинском романе в стихах «Евгений Онегин». 8. Научиться определять ключевые черты драматургии А.С. Пушкина. 9. Научиться выявлять особенности жанра, проблематики и образной системы пушкинского прозаического произведения. 10. Научиться выявлять характерные черты эстетической позиции А.С. Пушкина. 11. Научиться характеризовать смысловые доминанты художественной системы А.С. Пушкина. Учебные элементы (У.Э.) раздела У.Э. 2.1. Логика развития поэтического гения А.С. Пушкина У.Э. 2.2. Основные этапы развития лирической поэзии А.С. Пушкина У.Э. 2.3. Лирика А.С. Пушкина У.Э. 2.4. Поэмы А.С. Пушкина У.Э. 2.5. Роман в стихах в жанровой системе творчества А.С. Пушкина У.Э. 2.6. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» У.Э.2.7. Исследование Ю.М. Лотмана «Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”» У.Э. 2.8. Драматургия А.С. Пушкина У.Э. 2.9. Прозаическое творчество А.С. Пушкина У.Э. 2.10. Эстетическая позиция и литературная критика А.С. Пушкина У.Э. 2.11. Художественная система А.С. Пушкина ~ 7 ~
Стр.7
Продолжение Название раздела Раздел 3. ТВОРЧЕСТВО МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА (1814–1841) Цель раздела Выявить логику развития творчества М.Ю. Лермонтова в русском литературном процессе первой трети XIX столетия Задачи раздела 1. Научиться давать характеристику мотивной структуры лирического произведения М.Ю. Лермонтова. 2. Научиться выделять особенности лермонтовского романтизма через анализ жанровых особенностей поэм «Демон» и «Мцыри». 3. Научиться давать характеристику художественнофилософской концепции романа М.Ю. Лермонтова. 4. Научиться выявлять жанрообразующие черты социально-психологического романа в эпическом художественном тексте (на примере романа Ю.М. Лермонтова «Герой нашего времени»). 5. Научиться выполнять аспектный анализ драматического произведения (на примере драмы Ю.М. Лермонтова «Маскарад»). 6. Научиться характеризовать смысловые доминанты художественной системы М.Ю. Лермонтова. Раздел 4. ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ (1809–1852) Определить закономерности жанрового развития творчества Н.В. Гоголя на различных его этапах 1. Научиться характеризовать повествовательный цикл как художественное целое (на материале повестей Н.В. Гоголя). 2. Научиться выявлять основания для анализа драматического произведения на примере творчества Н.В. Гоголя. 3. Научиться выделять основные черты творческой манеры Н.В. Гоголя – драматурга в комедии «Ревизор». 4. Научиться определять идейно-художественное своеобразие поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». 5. Научиться представлять результаты анализа основных принципов и категорий поэтики гоголевского творчества в соответствии с литературоведческой концепцией Ю.В. Манна. 6. Научиться характеризовать смысловые доминанты художественной системы Н.В. Гоголя. Учебные элементы (У.Э.) раздела У.Э. 3.1. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова У.Э. 3.2. Жанр поэмы в художественной системе М.Ю. Лермонтова У.Э. 3.3. Жанр романа в художественной системе М.Ю. Лермонтова У.Э. 3.4. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» У.Э. 3.5. Драматургия М.Ю. Лермонтова У.Э. 3.6. Художественная система М.Ю. Лермонтова У.Э. 4.1. Повести Н.В. Гоголя У.Э. 4.2. Драматургия Н.В. Гоголя У.Э. 4.3. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» У.Э. 4.4. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» У.Э. 4.5. Исследование Ю.В. Манна «Поэтика Гоголя» У.Э. 4.6. Художественная система Н.В. Гоголя ~ 8 ~
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.