Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Опыт организации воспитательной деятельности кафедры социально-экономического образования и философии (220,00 руб.)

0   0
АвторыАминов Салават Рифгатович, Богдан Сергей Сергеевич, Власова Ольга Владимировна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц127
ID807613
АннотацияВ учебно-методическом пособии рассмотрен опыт организации и реализации воспитательного процесса в контексте компетентностного подхода в высшем учебном заведении преподавателями кафедры социально-экономического образования и философии. Предназначено для преподавателей высшей школы, специалистов по воспитательной работе, педагогов-организаторов.
Опыт организации воспитательной деятельности кафедры социально-экономического образования и философии : учебно-методическое пособие / С.Р. Аминов, С.С. Богдан, О.В. Власова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2021 .— 127 с. — URL: https://rucont.ru/efd/807613 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Опыт_организации_воспитательной_деятельности_кафедры_социально-экономического_образования_и_философии.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет управления Кафедра социально-экономического образования и философии ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФИЛОСОФИИ Учебно-методическое пособие Сургут 2021
Стр.1
УДК 378.147(075.8) ББК 74.489.00я73-9 О-62 Печатается по рекомендации отдела воспитательной работы Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социально-экономического образования и философии «13» марта 2021 года, протокол № 07 Рецензент: Н.Н. Нацаренус, кандидат педагогических наук, проректор по воспитательной работе и молодежной политики БУ «Сургутский государственный педагогический университет» О-62 Опыт организации воспитательной деятельности кафедры социальноэкономического образования и философии : учебно-методическое пособие / Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; авторы-составители: Аминов С.Р., Богдан С.С., Власова О.В. [и др.] ; отв. ред. Аминов С.Р. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – 126, [1] с. – Текст: непосредственный. В учебно-методическом пособии рассмотрен опыт организации и реализации воспитательного процесса в контексте компетентностного подхода в высшем учебном заведении преподавателями кафедры социально-экономического образования и философии. Предназначено для преподавателей высшей школы, специалистов по воспитательной работе, педагогов-организаторов. УДК 378.147(075.8) ББК 74.489.00я73-9 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................... 4 РАЗДЕЛ 1. ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ ................................... 6 1.1. Воспитательная деятельность в вузе: результаты социологического опроса ....................................................... 6 РАЗДЕЛ 2. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ............................................................................................ 18 2.1. Деловые игры ............................................................................................. 18 2.2. Конкурс профессионального мастерства ................................................ 56 2.3. Кейс-технологии ........................................................................................ 60 2.4. Проектное обучение .................................................................................. 67 РАЗДЕЛ 3. ОПЫТ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРОВ ... 92 3.1. Сценарий кураторского часа «Основы педагогической риторики» ..... 93 3.2. Сценарий кураторского часа «Сократические беседы о вечных жизненных ценностях» ........................................................... 100 3.3. Сценарий кураторского часа «Тайм-менеджмент» .............................. 104 3.4. Сценарий кураторского часа «Анализ этических аспектов поведения глазами студентов» .................................................................................. 108 РАЗДЕЛ 4. ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ............... 111 4.1. Проект «Умные каникулы» .................................................................... 111 4.2. Конкурс проектов «От качества управления к качеству жизни» ........ 115 4.3. Конкурс рисунков «Мир менеджмента глазами школьников» ........... 118 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 124 Приложение 1 ................................................................................................ 125
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Современное состояние российского общества и процессы, которые происходят в политической, экономической, духовной жизни нашей страны заставляют по-новому взглянуть на проблемы воспитания в целом и на формирование личности в частности. Важнейшим назначением высшего образования в России является подготовка поколения высоконравственных, интеллектуально развитых, творчески работающих профессионалов. Перед высшим образованием в настоящее время ставят новые более сложные задачи. Образование не должно сводиться исключительно к передаче знаний и переучиванию людей, оно должно изменять отношение человека к окружающей его социальной, культурной среде, обеспечить пригодность человека к деятельности в меняющихся условиях труда и производства, способствовать формированию гибкого мышления и установок на диалог и сотрудничество. Таким образом, учитывая современные тенденции развития, высшее образование не сводится лишь к овладению узко профессиональными знаниями и навыками. Высшие учебные заведения (ВУЗ) следует считать воспитательной системой, в которой созданы оптимальные условия для развития личности обучающегося, где студентам оказывается помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта. Не стоит забывать о том, что высшие учебные заведения всегда являлись опорными социокультурными точками исторического процесса. Следует воспитывать будущего специалиста независимо от профиля, способным рассматривать свою деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции глобальных мировых социокультурных и технологических процессов, с позиций мирового сотрудничества и сближения народов и культур. Вуз сегодня призван решать задачи предоставления каждому гражданину возможности для интеллектуального, культурного и нравственного развития, поскольку именно в нем молодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности, осознавая, принимая или отрицая общественно значимые ценности. Социальный заказ по воспитанию обучающихся содержится в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Законом определена главная цель: подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, юридически грамотного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Воспитание является частью единого образовательного процесса. Воспитание реализуется в образовательном процессе в учебное и во внеучебное время. Следует отметить, что в соответствии с Календарным планом воспитательной работы для каждого направления подготовки студентам предлагается широкий спектр воспитательных мероприятий: конкурсы профессиональ4
Стр.4
ного мастерства и самомаркетинга, конференции, олимпиады, интеллектуальные и деловые игры, спортивные квесты, дебаты и др. Организация воспитательной работы в вузе должна быть направлена на личностно-гуманистический подход, при котором студент становится организатором воспитательной работы и его активным соучастником. Цель учебно-методического пособия – обобщить опыт проектирования и реализации воспитательного процесса в контексте компетентностного подхода в высшем образовании преподавателями кафедры социальноэкономического образования и философии. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1. охарактеризовать результаты социологического опроса студентов о воспитательной деятельности в СурГПУ в контексте применения деятельностного подхода. 2. обобщить опыт применения методов интерактивного обучения во внеучебной деятельности преподавателей кафедры социально-экономического образования и философии. Структура пособия В Разделе 1 «Опыт социологического исследования воспитательной деятельности в вузе» представлены результаты социологического опроса студентов СурГПУ, направленного на выявление мнения студентов о воспитательной деятельности в вузе. В Разделе 2 «Опыт проведения внеаудиторных мероприятий» представлены наиболее актуальные методические наработки преподавателей кафедры. Представлены следующие формы: деловые игры, проектная работа, кейсы, конкурс профессионального мастерства. Применение этих форм обучения позволяет решать следующие задачи:  формировать интерес к изучаемому предмету;  развивать самостоятельность студентов;  обогащать социальный опыт студентов путем переживания жизненных ситуаций;  комфортно чувствовать себя на занятиях;  проявлять свою индивидуальность в учебном процессе. В Разделе 3 «Опыт внеучебной деятельности кураторов» представлены сценарии проведения кураторских часов. В Разделе 4 «Опыт профориентационной работы» представлен опыт реализации профориентационного проекта «Умные каникулы», в рамках которого проходят различные мероприятия и конкурсы с потенциальными абитуриентами. Авторы-составители: Макущенко Л.В. (Р1, стр. 6-17; Р2, стр. 18-32, 6168), Задимидченко А.М. (Р2, стр. 39-43), Филиппова Д.И. (Р2, стр. 44-49), Шкляева Н.А. (Р2, стр. 50-55), Аминов С.Р. (Р2, стр. 56-59; Р4, стр. 111-114), Богдан С.С. (Р2, стр. 68-70), Думинская М.В. (Р2, стр. 56-59), Думинская М.В. и Миллер В.И. (Р3, стр. 92-103), Петрова Д.С. (Р2, стр. 32-38), Антонова Н.В. (Р3, стр. 104-107), Лукиянчина Е.В. (Р3, стр. 108-110), Латыпова Л.В. (Р4, стр. 115117), Селиверстова М.В. (Р4, стр. 118-123), Власова О.В. (Р2, стр. 70-91). 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.