ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет управления
Кафедра социально-экономического образования и философии
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФИЛОСОФИИ
Учебно-методическое пособие
Сургут
2021
Стр.1
УДК 378.147(075.8)
ББК 74.489.00я73-9
О-62
Печатается по рекомендации отдела
воспитательной работы
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры
социально-экономического образования и философии
«13» марта 2021 года, протокол № 07
Рецензент:
Н.Н. Нацаренус, кандидат педагогических наук,
проректор по воспитательной работе и молодежной политики
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
О-62 Опыт организации воспитательной деятельности кафедры социальноэкономического
образования и философии : учебно-методическое пособие /
Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное
учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный
педагогический университет» ; авторы-составители: Аминов С.Р., Богдан
С.С., Власова О.В. [и др.] ; отв. ред. Аминов С.Р. – Сургут : РИО БУ «Сургутский
государственный педагогический университет», 2021. – 126, [1] с. – Текст:
непосредственный.
В учебно-методическом пособии рассмотрен опыт организации и реализации
воспитательного процесса в контексте компетентностного подхода в высшем учебном
заведении преподавателями кафедры социально-экономического образования и
философии.
Предназначено для преподавателей высшей школы, специалистов по воспитательной
работе, педагогов-организаторов.
УДК 378.147(075.8)
ББК 74.489.00я73-9
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................... 4
РАЗДЕЛ 1. ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ ................................... 6
1.1. Воспитательная деятельность в вузе:
результаты социологического опроса ....................................................... 6
РАЗДЕЛ 2. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ............................................................................................ 18
2.1. Деловые игры ............................................................................................. 18
2.2. Конкурс профессионального мастерства ................................................ 56
2.3. Кейс-технологии ........................................................................................ 60
2.4. Проектное обучение .................................................................................. 67
РАЗДЕЛ 3. ОПЫТ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРОВ ... 92
3.1. Сценарий кураторского часа «Основы педагогической риторики» ..... 93
3.2. Сценарий кураторского часа «Сократические беседы
о вечных жизненных ценностях» ........................................................... 100
3.3. Сценарий кураторского часа «Тайм-менеджмент» .............................. 104
3.4. Сценарий кураторского часа «Анализ этических аспектов поведения
глазами студентов» .................................................................................. 108
РАЗДЕЛ 4. ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ............... 111
4.1. Проект «Умные каникулы» .................................................................... 111
4.2. Конкурс проектов «От качества управления к качеству жизни» ........ 115
4.3. Конкурс рисунков «Мир менеджмента глазами школьников» ........... 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 124
Приложение 1 ................................................................................................ 125
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современное состояние российского общества и процессы, которые
происходят в политической, экономической, духовной жизни нашей страны
заставляют по-новому взглянуть на проблемы воспитания в целом и на формирование
личности в частности.
Важнейшим назначением высшего образования в России является подготовка
поколения высоконравственных, интеллектуально развитых, творчески
работающих профессионалов. Перед высшим образованием в настоящее
время ставят новые более сложные задачи. Образование не должно сводиться
исключительно к передаче знаний и переучиванию людей, оно должно
изменять отношение человека к окружающей его социальной, культурной
среде, обеспечить пригодность человека к деятельности в меняющихся условиях
труда и производства, способствовать формированию гибкого мышления
и установок на диалог и сотрудничество.
Таким образом, учитывая современные тенденции развития, высшее
образование не сводится лишь к овладению узко профессиональными знаниями
и навыками. Высшие учебные заведения (ВУЗ) следует считать воспитательной
системой, в которой созданы оптимальные условия для развития
личности обучающегося, где студентам оказывается помощь в самовоспитании,
самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении
широкого круга социального опыта.
Не стоит забывать о том, что высшие учебные заведения всегда являлись
опорными социокультурными точками исторического процесса. Следует
воспитывать будущего специалиста независимо от профиля, способным рассматривать
свою деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции
глобальных мировых социокультурных и технологических процессов, с позиций
мирового сотрудничества и сближения народов и культур. Вуз сегодня
призван решать задачи предоставления каждому гражданину возможности для
интеллектуального, культурного и нравственного развития, поскольку именно
в нем молодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности,
осознавая, принимая или отрицая общественно значимые ценности.
Социальный заказ по воспитанию обучающихся содержится в Федеральном
законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации». Законом определена главная цель: подготовка квалифицированного
работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного,
юридически грамотного, ответственного, свободно владеющего профессией
и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной
работе на уровне мировых стандартов, к профессиональному росту,
социальной и профессиональной мобильности.
Воспитание является частью единого образовательного процесса. Воспитание
реализуется в образовательном процессе в учебное и во внеучебное
время. Следует отметить, что в соответствии с Календарным планом воспитательной
работы для каждого направления подготовки студентам предлагается
широкий спектр воспитательных мероприятий: конкурсы профессиональ4
Стр.4
ного мастерства и самомаркетинга, конференции, олимпиады, интеллектуальные
и деловые игры, спортивные квесты, дебаты и др.
Организация воспитательной работы в вузе должна быть направлена на
личностно-гуманистический подход, при котором студент становится организатором
воспитательной работы и его активным соучастником.
Цель учебно-методического пособия – обобщить опыт проектирования
и реализации воспитательного процесса в контексте компетентностного
подхода в высшем образовании преподавателями кафедры социальноэкономического
образования и философии.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать результаты социологического опроса студентов о
воспитательной деятельности в СурГПУ в контексте применения деятельностного
подхода.
2. обобщить опыт применения методов интерактивного обучения во
внеучебной деятельности преподавателей кафедры социально-экономического
образования и философии.
Структура пособия
В Разделе 1 «Опыт социологического исследования воспитательной деятельности
в вузе» представлены результаты социологического опроса студентов
СурГПУ, направленного на выявление мнения студентов о воспитательной
деятельности в вузе.
В Разделе 2 «Опыт проведения внеаудиторных мероприятий» представлены
наиболее актуальные методические наработки преподавателей кафедры.
Представлены следующие формы: деловые игры, проектная работа,
кейсы, конкурс профессионального мастерства.
Применение этих форм обучения позволяет решать следующие задачи:
формировать интерес к изучаемому предмету;
развивать самостоятельность студентов;
обогащать социальный опыт студентов путем переживания жизненных
ситуаций;
комфортно чувствовать себя на занятиях;
проявлять свою индивидуальность в учебном процессе.
В Разделе 3 «Опыт внеучебной деятельности кураторов» представлены
сценарии проведения кураторских часов.
В Разделе 4 «Опыт профориентационной работы» представлен опыт
реализации профориентационного проекта «Умные каникулы», в рамках которого
проходят различные мероприятия и конкурсы с потенциальными абитуриентами.
Авторы-составители:
Макущенко Л.В. (Р1, стр. 6-17; Р2, стр. 18-32, 6168),
Задимидченко А.М. (Р2, стр. 39-43), Филиппова Д.И. (Р2, стр. 44-49), Шкляева
Н.А. (Р2, стр. 50-55), Аминов С.Р. (Р2, стр. 56-59; Р4, стр. 111-114), Богдан
С.С. (Р2, стр. 68-70), Думинская М.В. (Р2, стр. 56-59), Думинская М.В. и
Миллер В.И. (Р3, стр. 92-103), Петрова Д.С. (Р2, стр. 32-38), Антонова Н.В. (Р3,
стр. 104-107), Лукиянчина Е.В. (Р3, стр. 108-110), Латыпова Л.В. (Р4, стр. 115117),
Селиверстова М.В. (Р4, стр. 118-123), Власова О.В. (Р2, стр. 70-91).
5
Стр.5