ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
А.В. Иванова
Е.В. Митющенко
С.А. Терехова
Методические рекомендации
по разработке
онлайн-курса
на платформе Moodle
Сургут, 2022
1
Стр.1
УДК 378.147:004.4(076)
ББК 32.972.133р30я81
И 20
Печатается по рекомендации
отдела мониторинга качества обучения
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензент:
Захожая Татьяна Михайловна,
кандидат исторических наук, доцент,
первый проректор БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Иванова, А. В.
И
И 20
Методические рекомендации по разработке онлайн-курса на платформе Moodle :
методическое пособие / А. В. Иванова, Е. В. Митющенко, С. А. Терехова ; Департамент
образования и науки Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры, Бюджетное учреждение
высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический
университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет»,
2022. – 42, [1] с. – Текст : непосредственный.
В методических рекомендациях установлены требования к техническим и общим параметрам создаваемых
онлайн-курсов, приведены практические рекомендации по созданию онлайн-курса на платформе
Moodle, обеспечивающие их единообразие на электронных ресурсах БУ «Сургутский государственный
педагогический университет». Данные рекомендации подготовлены в рамках проекта
«Онлайн-образование в СурГПУ».
Предназначено для профессорско-преподавательского состава и специалистов БУ «Сургутский
государственный педагогический университет» для создания образовательных онлайн-курсов,
для организации обучения по программам высшего и дополнительного образования, профессионального
обучения.
УДК 378.147:004.4(076)
ББК 32.972.133р30я81
Иванова А.В., Митющенко Е.В., Терехова С.А., 2022
БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..................................................................................................................................................... 4
I. Требования к онлайн-курсам, разрабатываемым в Университете .................................................. 5
1. Паспорт онлайн-курса .......................................................................................................................... 5
2. Требования к оформлению образовательного контента онлайн-курса
(технические и общие параметры) ........................................................................................................... 7
2.1. Объем материала для компонентов онлайн-курса .......................................................................... 7
2.2. Требования к презентациям, размещаемые в ОК ............................................................................ 8
2.3. Требования к учебным видео, размещаемые в ОК ......................................................................... 8
2.4. Требования к образовательному контенту в виде текста, размещаемого в ОК ........................... 10
3. Требования к лицензионной чистоте .................................................................................................. 11
II. Технология создания онлайн-курса .................................................................................................... 12
1. Схема онлайн-курса (шаблон) ............................................................................................................. 12
2. Варианты и способы реализации сценария онлайн-курса ............................................................... 14
2.1. Сценарии ОК и его отдельных документов .................................................................................... 14
2.1.1. Педагогический сценарий ОК ........................................................................................................ 14
2.1.2. Сценарий ОК ................................................................................................................................... 15
2.1.3. Сценарий учебного видео ............................................................................................................... 16
2.1.4. Сценарий семинара ......................................................................................................................... 16
2.2. Настройка журнала оценок ............................................................................................................... 20
2.3. Автоматизация оценивания результатов ......................................................................................... 25
2.3.1. Элемент «Тест» ................................................................................................................................ 25
2.3.2. Элемент «Лекция» .......................................................................................................................... 26
2.3.3. Элемент «Интерактивный контент» .............................................................................................. 27
2.3.4. Элемент «HotPot» ............................................................................................................................ 27
2.3.5. Элемент «H5P» ................................................................................................................................ 27
2.3.6. Элемент «Глоссарий» ...................................................................................................................... 28
2.3.7. Элемент «Пакет SCORM» .............................................................................................................. 29
2.3.8. Элемент «Задание» .......................................................................................................................... 29
2.3.9. Элемент «Взаимное оценивание» .................................................................................................. 29
2.4. Способы построения индивидуального образовательного маршрута .......................................... 30
2.5. Автоматизация движения обучающегося внутри курса ................................................................ 31
2.6. TimeLine как способ проектирования движения по курсу ............................................................ 33
3. Резервное копирование и восстановление курса ............................................................................... 34
III. Методические рекомендации по педагогическому обеспечению онлайн-курсов ........................ 36
Приложение ............................................................................................................................................... 41
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие Методические рекомендации по разработке онлайн-курса на платформе Moodle
(далее – Методические рекомендации) устанавливают требования к техническим и общим параметрам
создаваемых онлайн-курсов и предлагают практические рекомендации по созданию онлайнкурса
на платформе Moodle, обеспечивающие их единообразие на электронных платформах
БУ «Сургутский государственный педагогический университет».
Онлайн-курс – вид учебных занятий с применением электронного обучения (далее – ЭО), дистанционных
образовательных технологий (далее – ДОТ).
Освоение курса и оценка результатов обучения осуществляется с использованием электронных
образовательных ресурсов (далее – ЭОР), размещенных в электронной информационной среде
с организацией доступа к ней через Интернет.
Использование онлайн-курсов как ресурса для формального и неформального образования –
одна из современных мировых тенденций, подтверждающаяся ежегодным возрастанием числа слушателей,
изучающих (добровольно) курсы различной тематики на онлайн-платформах. Ведущие
российские университеты (МГУ, НИУ ВШЭ, ТГУ, СПбГУ и др.) в последние годы выстроили институциональную
практику включения онлайн-курсов (как собственных, так и других, включая зарубежные,
университетов) в учебные планы своих образовательных программ или в индивидуальные
учебные планы студентов. Практически все университеты мирового класса размещают свои
курсы на крупнейших онлайн-платформах, обеспечивая возможность свободного доступа к учебному
контенту, взимая плату только за итоговое оценивание, которое требует идентификации личности
для снижения рисков университета-создателя курса при выдаче сертификата, подтверждающего
освоение онлайн-курса именно в этом университете. Качество онлайн-курсов на ряде онлайнплатформ
в текущий момент таково, что курсы, реализуемые в таком формате, можно использовать
как полноценную замену учебных дисциплин, входящих в учебные планы университетов.
В БУ «Сургутский государственный педагогический университет» создано достаточное количество
электронных образовательных ресурсов, которые могут служить базой для разработки собственных
онлайн-курсов. Возможная аудитория онлайн-курсов университета может включать в себя
обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования,
обучающихся по программам дополнительного образования, профессионального обучения.
Настоящее Методические рекомендации разработаны с учетом следующих правовых и нормативных
документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 05 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам
магистратуры»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г.
№ 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным профессиональным программам»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г.
№ 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным программам профессионального обучения»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных
программ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.04.2014 № 31823);
Устава Университета и иных локальных нормативных актов.
Методические рекомендации предназначены для профессорско-преподавательского состава
и специалистов БУ «Сургутский государственный педагогический университет» для создания образовательных
онлайн-курсов, предназначенных для организации обучения по программам высшего
и дополнительного образования, профессионального обучения.
Методические рекомендации являются обязательными для использования профессорскопреподавательским
составом, должностными лицами и сотрудниками всех структурных подразделений
БУ «Сургутский государственный педагогический университет», принимающими участие
в разработке, экспертизе, апробации и внедрении электронных курсов обучения в учебный процесс
Университета.
4
Стр.4