ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ниязова Амина Абтрахмановна
НЕПРЕРЫВНОЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Сургут, 2021
Стр.1
УДК 37.033(078)
ББК 74.005.28я81
Н 71
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Г.И. Егорова, доктор педагогических наук, профессор, профессор
кафедры педагогического и специального образования
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Т.А. Яркова, доктор педагогических наук, профессор, профессор
кафедры педагогики, психологии и социального образования
Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал ТюмГУ)
Ниязова, А. А.
Н 71
Непрерывное социально-экономическое образование : научно-методический комплекс /
А. А. Ниязова ; Департамент образования и молодежной политики ХМАО – Югры, Бюджетное
учреждение высшего образования ХМАО – Югры БУ «Сургутский государственный педагогический
университет». – Сургут : РИО СурГПУ, 2021. – 138 [1] с. – Текст : непосредственный.
Научно-методический комплекс «Непрерывное социально-экологическое образование» представляет
собой руководство с рекомендациями по организации и реализации непрерывного социально-экологического
образования.
В каждом блоке пособия выделено научное обоснование непрерывного социально-экологического
образования с учетом его уровней (общее, профессиональное и дополнительное). В содержательном блоке
представлены: содержание непрерывного социально-экологического образования по образовательным
областям общего образования, рабочие программы дисциплин и дисциплин по выбору, используемых
в профессиональной подготовке будущего учителя, программа повышения квалификации для учителей.
В технологическом блоке представлены теория и методика проведения квест-игр, технология социальноэкологического
проектирования и т.д. В диагностическом блоке представлены критерии и показатели
исследуемого результата социально-экологического образования и комплекс психодиагностических методик.
Научно-методический
комплекс является результатом исследовательской деятельности автора
в области непрерывного социально-экологического образования и представлен в виде методического
пособия, которое может быть полезно для преподавателей высшей школы, учителей – предметников,
педагогов, психологов, воспитателей образовательных организаций и обучающихся (учащиеся школ, студенты
– бакалавры и магистры направлений 44.03.01, 44.03.05, 44.04.01 Педагогическое образование,
слушатели).
УДК 37.033(078
ББК74.005.28я81
Ниязова А. А., 2021
БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................................................................... 4
I. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК ................................................................................................................................................... 6
1.1. НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .................................................................................................................................. 6
1.1.1. ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ........................................................................................... 6
1.1.2. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ..................................................................................................................................................... 8
1.1.3. ОСНОВНАЯ ШКОЛА ....................................................................................................................................................... 10
1.1.4. СРЕДНЯЯ ШКОЛА ........................................................................................................................................................... 12
1.2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ .................................................................................. 17
1.2.1. ВУЗ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ .................................................................................................................. 17
1.2.2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» ............................................................. 18
1.2.3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
«ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» ........................................................................... 27
1.2.4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА» ......................... 48
1.3. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ................................................................................. 58
1.3.1. ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИКАЦИИ «ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ
К РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ .......... 58
II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК ............................................................................................................................................... 69
2.1. ЭКО-КВЕСТ «МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» ............................................................................................................ 70
2.2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ .............................................................................................. 96
2.2.1. СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ» .......... 96
III. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК .............................................................................................................................................. 103
3.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКООЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ .................................................................. 103
3.1.1. МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ (С.С. Кашлев, С.Н. Глазычев) ..................................... 104
3.1.2. ТЕСТ-ОПРОСНИК «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (Е.В. Асафова) .................................................................... 106
3.1.3. ТЕСТ «САМООЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» ДЛЯ 9-х КЛАССОВ
(Е.Ю. Ногтева, И.Д. Лушников) ............................................................................................................................................... 108
3.1.4. МЕТОДИКА «ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» (7-11 классы)
(A.B. Гагарин, С.Д. Дерябо) ...................................................................................................................................................... 111
3.1.5. МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ» ..................................................................................... 112
3.2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ............... 115
3.2.1. АНКЕТИРОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА ......................................................................................................... 117
3.2.2. МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(методика К. Замфир, в модификации А. А. Реана) .............................................................................................................. 117
3.2.3. МЕТОДИКА «АЛЬТЕРНАТИВА», НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗУЧЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ТИПА
МОТИВАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ (В.А. Ясвин) ......................................................... 118
3.2.4. МЕТОДИКА «СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» (А.В. Гагарин) ............ 120
3.2.5. ТЕСТ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ» .................................................. 124
3.2.6. АНКЕТА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ» (авторская) ................................................................................................................................................... 128
3.2.7. ТЕСТ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОРЗИНА ПЕДАГОГА-ЭКОЛОГА» (Н.П. Несговорова) .................................. 129
3.2.8. ОПРОСНИК «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ» (Е.Е. Рукавишникова) ................................................................................................ 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................................................................................................ 132
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................................................... 133
ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................................................................................ 136
– 3 –
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Экологическая ситуация XXI века отличается остротой, противоречивостью, возрастающими
кризисами не только в социоприродной среде, но и кризисным состоянием самого человека, обусловленным
веками сложившимся образом его жизни, потребностями, действиями и поведением. В связи
с чем возникает необходимость в формировании личности, ориентированной на гармонизацию
отношений общества и природы, социально-экологическое взаимодействие в системе «человекприрода-общество».
Современная
социокультурная и экологическая ситуации вывели деятельность учителя за пределы
узкопрофессиональной предметной подготовки, повысив его ответственность за воспитание
экологически культурной и образованной личности, что актуализировало непрерывное социальноэкологическом
образовании обучающихся.
Непрерывное социально-экологическое образование (НСЭО) – одно из ведущих направлений
стратегии устойчивого развития общества в быстро меняющихся условиях современности, обеспечивающее:
решение социально-экологических проблем на основе социально-экологических знаний,
умений применить их в социально-экологической деятельности в социоприродной среде; взаимодействие
всех участников образовательного процесса и повышение социально-экологической образованности
личности. Идея о непрерывном социально-экологическом образовании принята в мировом образовательном
сообществе в качестве ключевой.
Социально-экологическое образование – это целенаправленно организованный процесс непрерывного
обучения и воспитания детей и обучающихся, способствующий формированию экологически
культурной личности с высоким уровнем социально-экологической образованности, ценностносмысловым
отношением к социоприродной среде и экологоориентированным поведением в ней.
Непрерывное социально-экологическое образование – это образование на протяжении всей
жизни, связанное с овладением знаниями о социоприродной среде, приобретением умений и опыта
решения социально-экологических проблем, предвидением возможных негативных последствий и их
предупреждением, обеспечением коэволюции природы и человека
Непрерывное социально-экологическое образование включает в себя общее (дошкольное,
начальное, основное, среднее), профессиональное образование (бакалавриат, магистратура), подготовку
кадров высшей квалификации, дополнительное образование и т.д.
Развитие системы непрерывного социально-экологического образования определено рядом
нормативно-правовых документов: Концепцией перехода РФ к устойчивому развитию (№ 440
от 01.04.1996 г.); распоряжением «Основы государственной политики в области экологического развития
Российской Федерации на период до 2030 г.» (30 апреля 2012 г.), Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» и т.д.
Непрерывное социально-экологическое образование актуализировано рядом противоречий различных
уровней:
социальный, проявляющийся в потребности общества в эко-личности, строящего свою жизнедеятельность
в контексте коэволюции общества с природой и недостаточности её включения в социокультурные
и социально-экологические процессы;
научно-теоретический, определяющий непрерывность социально-экологического образования
личности и отсутствие концепции непрерывного социально-экологического образования;
научно-педагогический, обусловленный требованиями ФГОС общего и профессионального
образования к подготовке обучающихся, способных к взаимодействию в социоприродной среде, обладающих
системой научных знаний, в том числе социально-экологических, умением решать различные
виды задач и отсутствием технологии подготовки учителя к реализации непрерывного социально-экологического
образования;
научно-методический, определяющий востребованность использования инновационных,
информационных, проектных педагогических технологий, стимулирующих развитие экологической
культуры обучающихся и социально-экологической образованности учителя, и недостаточность их
внедрения в образовательный процесс.
Важная роль в непрерывном социально-экологическом образовании принадлежит современному
учителю, поэтому необходимо говорить о профессиональной подготовке учителя к ее реализации.
Одним из критериев цивилизованного общества является высокий уровень социально-экологической
подготовки специалистов, от которого зависит сложившаяся в обществе система ценностей, её сознательный
пересмотр молодым поколением, личная ответственность каждой личности за будущее.
– 4 –
Стр.4
Представленный научно-методический комплекс построен на основе теоретико-методологических
подходов: коэволюционного, междисциплинарного, системно-деятельностного, социальноэкологического,
средовового и ситуационного, определяющие направленность непрерывного социально-экологического
образования через вытекающие закономерности и принципы, положенные
в основу непрерывного социально-экологического образования.
Научно-методический комплекс направлен на формирование профессиональной компетентности
будущего учителя, обеспечивающей эффективную организацию и реализацию непрерывного социально-экологического
образования обучающихся.
Научно-методический комплекс выступает пособием, который состоит из трех блоков.
Первый блок – содержательный, включает характеристику содержания общего образования
(дошкольное, начальное, основное, среднее) на основе ФГОС, раскрывает цель и задачи социальноэкологического
образования каждого уровня, образовательные области и их роль в социально-экологическом
образовании. Непрерывность социально-экологического образования выделена в системе
профессиональной подготовки будущего учителя. Содержательный аспект социально-экологического
образования представлен в предметной подготовке будущего учителя через учебные дисциплины
«Социальная экология», «Тренинг социально-экологического взаимодействия» и дисциплины по выбору
«Экологическая педагогика». Дополнительное образование представлено программой курсов
повышения квалификации «Подготовка учителя к непрерывному социально-экологическому образованию
обучающихся».
Второй блок – технологический, раскрывает теорию и технологию организации воспитательных
мероприятий в форме экологических квестов, обучающих семинаров по социально-экологическому
проектированию и т.д.
Третий блок – диагностический, представляет результат непрерывного социально-экологического
образования обучающихся и будущего учителя. Основным результатом социально-экологического
образования определена экологическая культутра обучающихся социально-экологического
образования будущего учителя в вузе является социально-экологическая образованность.
Научно-методический комплекс является результатом исследовательской деятельности автора
в области непрерывного социально-экологического образования и представлен в виде методического
пособия, которое может быть полезно для преподавателей высшей школы, учителей – предметников,
педагогов, психологов, воспитателей образовательных организаций и обучающихся (учащиеся школ,
студенты – бакалавры и магистры, слушатели).
– 5 –
Стр.5