Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Непрерывное социально-экологическое образование (220,00 руб.)

0   0
АвторыНиязова Амина Абтрахмановна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц139
ID807608
АннотацияНаучно-методический комплекс «Непрерывное социально-экологическое образование» представляет собой руководство с рекомендациями по организации и реализации непрерывного социально-экологического образования. В каждом блоке пособия выделено научное обоснование непрерывного социально-экологического образования с учетом его уровней (общее, профессиональное и дополнительное). В содержательном блоке представлены: содержание непрерывного социально-экологического образования по образовательным областям общего образования, рабочие программы дисциплин и дисциплин по выбору, используемых в профессиональной подготовке будущего учителя, программа повышения квалификации для учителей. В технологическом блоке представлены теория и методика проведения квест-игр, технология социально-экологического проектирования и т. д. В диагностическом блоке представлены критерии и показатели исследуемого результата социально-экологического образования и комплекс психодиагностических методик. Научно-методический комплекс является результатом исследовате.льской деятельности автора в области непрерывного социально-экологического образования и представлен в виде методического пособия, которое может быть полезно для преподавателей высшей школы, учителей-предметников, педагогов, психологов, воспитателей образовательных организаций и обучающихся (учащиеся школ, студенты – бакалавры и магистры направлений 44.03.01, 44.03.05, 44.04.01 Педагогическое образование, слушатели)
Непрерывное социально-экологическое образование : научно-методический комплекс / А.А. Ниязова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2021 .— 139 с. — URL: https://rucont.ru/efd/807608 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Непрерывное_социально-экологическое_образование.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ниязова Амина Абтрахмановна НЕПРЕРЫВНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Сургут, 2021
Стр.1
УДК 37.033(078) ББК 74.005.28я81 Н 71 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: Г.И. Егорова, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогического и специального образования БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Т.А. Яркова, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и социального образования Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал ТюмГУ) Ниязова, А. А. Н 71 Непрерывное социально-экономическое образование : научно-методический комплекс / А. А. Ниязова ; Департамент образования и молодежной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры БУ «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО СурГПУ, 2021. – 138 [1] с. – Текст : непосредственный. Научно-методический комплекс «Непрерывное социально-экологическое образование» представляет собой руководство с рекомендациями по организации и реализации непрерывного социально-экологического образования. В каждом блоке пособия выделено научное обоснование непрерывного социально-экологического образования с учетом его уровней (общее, профессиональное и дополнительное). В содержательном блоке представлены: содержание непрерывного социально-экологического образования по образовательным областям общего образования, рабочие программы дисциплин и дисциплин по выбору, используемых в профессиональной подготовке будущего учителя, программа повышения квалификации для учителей. В технологическом блоке представлены теория и методика проведения квест-игр, технология социальноэкологического проектирования и т.д. В диагностическом блоке представлены критерии и показатели исследуемого результата социально-экологического образования и комплекс психодиагностических методик. Научно-методический комплекс является результатом исследовательской деятельности автора в области непрерывного социально-экологического образования и представлен в виде методического пособия, которое может быть полезно для преподавателей высшей школы, учителей – предметников, педагогов, психологов, воспитателей образовательных организаций и обучающихся (учащиеся школ, студенты – бакалавры и магистры направлений 44.03.01, 44.03.05, 44.04.01 Педагогическое образование, слушатели). УДК 37.033(078 ББК74.005.28я81  Ниязова А. А., 2021  БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................................................................... 4 I. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК ................................................................................................................................................... 6 1.1. НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .................................................................................................................................. 6 1.1.1. ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ........................................................................................... 6 1.1.2. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ..................................................................................................................................................... 8 1.1.3. ОСНОВНАЯ ШКОЛА ....................................................................................................................................................... 10 1.1.4. СРЕДНЯЯ ШКОЛА ........................................................................................................................................................... 12 1.2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ .................................................................................. 17 1.2.1. ВУЗ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ .................................................................................................................. 17 1.2.2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» ............................................................. 18 1.2.3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» ........................................................................... 27 1.2.4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА» ......................... 48 1.3. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ................................................................................. 58 1.3.1. ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИКАЦИИ «ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ .......... 58 II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК ............................................................................................................................................... 69 2.1. ЭКО-КВЕСТ «МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» ............................................................................................................ 70 2.2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ .............................................................................................. 96 2.2.1. СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ» .......... 96 III. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК .............................................................................................................................................. 103 3.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКООЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ .................................................................. 103 3.1.1. МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ (С.С. Кашлев, С.Н. Глазычев) ..................................... 104 3.1.2. ТЕСТ-ОПРОСНИК «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (Е.В. Асафова) .................................................................... 106 3.1.3. ТЕСТ «САМООЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» ДЛЯ 9-х КЛАССОВ (Е.Ю. Ногтева, И.Д. Лушников) ............................................................................................................................................... 108 3.1.4. МЕТОДИКА «ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» (7-11 классы) (A.B. Гагарин, С.Д. Дерябо) ...................................................................................................................................................... 111 3.1.5. МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ» ..................................................................................... 112 3.2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ............... 115 3.2.1. АНКЕТИРОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА ......................................................................................................... 117 3.2.2. МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (методика К. Замфир, в модификации А. А. Реана) .............................................................................................................. 117 3.2.3. МЕТОДИКА «АЛЬТЕРНАТИВА», НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗУЧЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ТИПА МОТИВАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ (В.А. Ясвин) ......................................................... 118 3.2.4. МЕТОДИКА «СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» (А.В. Гагарин) ............ 120 3.2.5. ТЕСТ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ» .................................................. 124 3.2.6. АНКЕТА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ» (авторская) ................................................................................................................................................... 128 3.2.7. ТЕСТ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОРЗИНА ПЕДАГОГА-ЭКОЛОГА» (Н.П. Несговорова) .................................. 129 3.2.8. ОПРОСНИК «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ» (Е.Е. Рукавишникова) ................................................................................................ 130 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................................................................................................ 132 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................................................... 133 ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................................................................................ 136 – 3 –
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Экологическая ситуация XXI века отличается остротой, противоречивостью, возрастающими кризисами не только в социоприродной среде, но и кризисным состоянием самого человека, обусловленным веками сложившимся образом его жизни, потребностями, действиями и поведением. В связи с чем возникает необходимость в формировании личности, ориентированной на гармонизацию отношений общества и природы, социально-экологическое взаимодействие в системе «человекприрода-общество». Современная социокультурная и экологическая ситуации вывели деятельность учителя за пределы узкопрофессиональной предметной подготовки, повысив его ответственность за воспитание экологически культурной и образованной личности, что актуализировало непрерывное социальноэкологическом образовании обучающихся. Непрерывное социально-экологическое образование (НСЭО) – одно из ведущих направлений стратегии устойчивого развития общества в быстро меняющихся условиях современности, обеспечивающее: решение социально-экологических проблем на основе социально-экологических знаний, умений применить их в социально-экологической деятельности в социоприродной среде; взаимодействие всех участников образовательного процесса и повышение социально-экологической образованности личности. Идея о непрерывном социально-экологическом образовании принята в мировом образовательном сообществе в качестве ключевой. Социально-экологическое образование – это целенаправленно организованный процесс непрерывного обучения и воспитания детей и обучающихся, способствующий формированию экологически культурной личности с высоким уровнем социально-экологической образованности, ценностносмысловым отношением к социоприродной среде и экологоориентированным поведением в ней. Непрерывное социально-экологическое образование – это образование на протяжении всей жизни, связанное с овладением знаниями о социоприродной среде, приобретением умений и опыта решения социально-экологических проблем, предвидением возможных негативных последствий и их предупреждением, обеспечением коэволюции природы и человека Непрерывное социально-экологическое образование включает в себя общее (дошкольное, начальное, основное, среднее), профессиональное образование (бакалавриат, магистратура), подготовку кадров высшей квалификации, дополнительное образование и т.д. Развитие системы непрерывного социально-экологического образования определено рядом нормативно-правовых документов: Концепцией перехода РФ к устойчивому развитию (№ 440 от 01.04.1996 г.); распоряжением «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» (30 апреля 2012 г.), Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» и т.д. Непрерывное социально-экологическое образование актуализировано рядом противоречий различных уровней:  социальный, проявляющийся в потребности общества в эко-личности, строящего свою жизнедеятельность в контексте коэволюции общества с природой и недостаточности её включения в социокультурные и социально-экологические процессы;  научно-теоретический, определяющий непрерывность социально-экологического образования личности и отсутствие концепции непрерывного социально-экологического образования;  научно-педагогический, обусловленный требованиями ФГОС общего и профессионального образования к подготовке обучающихся, способных к взаимодействию в социоприродной среде, обладающих системой научных знаний, в том числе социально-экологических, умением решать различные виды задач и отсутствием технологии подготовки учителя к реализации непрерывного социально-экологического образования;  научно-методический, определяющий востребованность использования инновационных, информационных, проектных педагогических технологий, стимулирующих развитие экологической культуры обучающихся и социально-экологической образованности учителя, и недостаточность их внедрения в образовательный процесс. Важная роль в непрерывном социально-экологическом образовании принадлежит современному учителю, поэтому необходимо говорить о профессиональной подготовке учителя к ее реализации. Одним из критериев цивилизованного общества является высокий уровень социально-экологической подготовки специалистов, от которого зависит сложившаяся в обществе система ценностей, её сознательный пересмотр молодым поколением, личная ответственность каждой личности за будущее. – 4 –
Стр.4
Представленный научно-методический комплекс построен на основе теоретико-методологических подходов: коэволюционного, междисциплинарного, системно-деятельностного, социальноэкологического, средовового и ситуационного, определяющие направленность непрерывного социально-экологического образования через вытекающие закономерности и принципы, положенные в основу непрерывного социально-экологического образования. Научно-методический комплекс направлен на формирование профессиональной компетентности будущего учителя, обеспечивающей эффективную организацию и реализацию непрерывного социально-экологического образования обучающихся. Научно-методический комплекс выступает пособием, который состоит из трех блоков. Первый блок – содержательный, включает характеристику содержания общего образования (дошкольное, начальное, основное, среднее) на основе ФГОС, раскрывает цель и задачи социальноэкологического образования каждого уровня, образовательные области и их роль в социально-экологическом образовании. Непрерывность социально-экологического образования выделена в системе профессиональной подготовки будущего учителя. Содержательный аспект социально-экологического образования представлен в предметной подготовке будущего учителя через учебные дисциплины «Социальная экология», «Тренинг социально-экологического взаимодействия» и дисциплины по выбору «Экологическая педагогика». Дополнительное образование представлено программой курсов повышения квалификации «Подготовка учителя к непрерывному социально-экологическому образованию обучающихся». Второй блок – технологический, раскрывает теорию и технологию организации воспитательных мероприятий в форме экологических квестов, обучающих семинаров по социально-экологическому проектированию и т.д. Третий блок – диагностический, представляет результат непрерывного социально-экологического образования обучающихся и будущего учителя. Основным результатом социально-экологического образования определена экологическая культутра обучающихся социально-экологического образования будущего учителя в вузе является социально-экологическая образованность. Научно-методический комплекс является результатом исследовательской деятельности автора в области непрерывного социально-экологического образования и представлен в виде методического пособия, которое может быть полезно для преподавателей высшей школы, учителей – предметников, педагогов, психологов, воспитателей образовательных организаций и обучающихся (учащиеся школ, студенты – бакалавры и магистры, слушатели). – 5 –
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ