ББКУДК 159.92:343.98
88.4:67.52
Б43
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Белоусов А. Д., кандидат биологических наук, магистр психологии, доцент, ведущий
научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России».
Б43
Белоусов А. Д.
Психотехнологии НЛП для расследования преступлений : сборник авторских
научно-методических материалов. — Москва : Проспект, 2021. —
352 с.
ISBN 978-5-392-34476-5
Автор обобщает продолжительный личный опыт внедрения методов практической
психологии в практику расследования преступлений. Принципы и техники
одного из наиболее прикладных направлений современного психологического знавния
– нейролингвистического программирования (НЛП) доказали свою ценность
сфере психокоррекции, личностного развития, эффективной коммуникации и
могут быть с успехом применимы в правоохранительной деятельности.
Законодательство приведено по состоянию на январь 2021 г.
В сборник включены материалы на следующие темы:
• психология допроса;
• стили деятельности следователя;
• выявление деструктивных влияний в сети Интернет;
• составление психологического портрета неустановленного лица;
• психологические ресурсы следователя.
ББКУДК 159.92:343.98
88.4:67.52
Научное издание
ДЛЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Белоусов Алексей Дмитриевич
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ НЛП
Печать цифровая. Печ. л. 22,0. Тираж 1000 (1-й завод 300) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Сборник авторских научно-методических материалов
Подписано в печать 18.03.2021. Формат 60×90 1
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
.
ISBN 978-5-392-34476-5
© Белоусов А. Д., 2021
© ООО «Проспект», 2021
Стр.2
Author:
sBelousov A. D., Candidate of Biological Sciences, Master of Psychology, Assistant ProfesMinior,
Leading Researcher of the Federal State Institution “National Research Institute of the
stry of Interior of the Russian Federation”.
Belousov A. D.
ScNLP Psychotechnology for Crime Investigation : Collection of Copyright
ientific and Methodological Materials. — Moscow : Prospekt, 2021. — 352 p.
ISBN 978-5-392-34476-5
The author summarizes the long personal experience of implementing the methods of
practical psychology in the practice of crime investigation. The principles and techniques
of one of the most applied areas of modern psychological knowledge – neuro-linguistic
d programming (NLP) have proven their value in the field of psychocorrection, personal
f evelopment, and effective communication, and can be successfully applied in law enorcement.
The
legislation is as of January 2021.
The collection includes materials on the following topics:
• psychology of interrogation;
• styles of the investigator’s activity;
• identification of destructive influences on the Internet;
• drawing up a psychological portrait of an unidentified person;
• psychological resources of the investigator.
ISBN 978-5-392-34476-5
©© Belousov A. D., 2021
Prospekt LLC, 2021
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Краткое оглавление ..........................................................................................................5
Введение ...............................................................................................................................8
Как пользоваться сборником ....................................................................................11
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОЛУЧЕНИЯ
ДОСТОВЕРНЫХ ПОКАЗАНИЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ
И ОБВИНЯЕМЫХ ..........................................................................................................14
I.
II.
Общие положения ......................................................................................14
Общая психологическая модель получения достоверной
информации от подозреваемых и обвиняемых ............................23
III. Психологическая модель получения достоверной
информации от подозреваемых и обвиняемых,
открыто отказывающихся сотрудничать со следствием
(модель № 1) .................................................................................................51
IV.
Психологическая модель получения достоверной
информации от подозреваемых и обвиняемых,
скрывающих свое противодействие следствию
(модель № 2) .................................................................................................59
V.
Психологическая модель получения достоверной
информации от подозреваемых и обвиняемых,
сотрудничающих со следствием (модель № 3) ..............................80
Заключение ...............................................................................................................88
Список литературы ...................................................................................89
Стр.348
Оглавление
349
Глава 2
СТИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ...................................................93
I.
II.
Общие положения ......................................................................................93
Общая психологическая характеристика
деятельности следователя, дознавателя ...........................................95
III. Общие понятия о стиле в психологической науке .................... 100
IV. Стилевой подход в описании профессиональной
деятельности следователя и дознавателя ..................................... 121
V.
Психологические методы работы
с индивидуальными стилями деятельности.................................. 131
Заключение .............................................................................................................137
Список литературы .................................................................................137
Глава 3
УГРОЗЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
И ПРОФИЛАКТИКА ................................................................................................. 139
I.
II.
III.
IV.
V.
Общие положения ................................................................................... 139
Объективные условия новых угроз для подрастающего
поколения ................................................................................................... 141
Государственная защита несовершеннолетних
от деструктивных влияний ................................................................... 144
Актуальность освещения проблемы негативного влияния
сети Интернет на несовершеннолетних пользователей ..........147
Тематическое содержание монографии ........................................ 149
VI. Деструктивное влияние на отдельные уровни
личности несовершеннолетних ......................................................... 151
VII. Формирование мотивов отдельных видов
деструктивных, асоциальных и преступных действий
несовершеннолетних ..............................................................................177
VIII. Иерархическая структура в организованной
деятельности по оказанию деструктивного
влияния на несовершеннолетних ......................................................187
Стр.349
350
Оглавление
IX. Признаки умышленности деструктивных влияний
на несовершеннолетних в Интернете ............................................. 193
X. Меры противодействия угрозам из сети Интернет ................... 198
Заключение ............................................................................................................ 204
Список литературы ................................................................................ 205
Глава 4
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В КРИМИНАЛИСТИКЕ
I.
Общие положения ................................................................................... 209
II. Целесообразность составления психологического
портрета при розыске неустановленного лица,
совершившего преступление.............................................................. 211
III. Принципиальные различия двух подходов к составлению
психологического портрета разыскиваемого лица ................... 213
IV.
V.
Научное обоснование возможности установления связи
между признаками поведения (в том числе криминального)
и психологическими особенностями человека ........................... 215
Криминалистически значимые признаки личности
неустановленного лица, получаемые с помощью
разработки его психологического портрета ................................ 216
VI. Информация из материалов уголовного дела,
значимая для составления психологического
портрета разыскиваемого лица ......................................................... 219
VII. Правила фиксации отдельных сведений
о личности неизвестного для их возможной
психологической интерпретации ...................................................... 222
Заключение ............................................................................................................ 242
Список литературы ................................................................................ 242
Глава 5
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ:
СТРУКТУРА И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ
ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ
I.
Общие положения ................................................................................... 245
Стр.350
Оглавление
II.
351
Ресурсный подход к повышению эффективности
профессионала ......................................................................................... 263
III. Общая модель активизации
собственных личностных ресурсов .................................................. 275
IV. Диспозиционные психологические ресурсы следователя ..... 280
V.
Ситуационные психологические ресурсы следователя ........... 304
Заключение ............................................................................................................ 310
Список литературы ................................................................................ 311
Приложения
Приложение 1
Тест ИТО Л. Н. Собчик (Индивидуально типологический
опросник / Методика Собчик) ............................................................ 316
Приложение 2
Шкала общей самоэффективности Р. Шварца,
М. Ерусалема .............................................................................................. 321
Приложение 3
Опросник копинг-стратегий
(COPE, C. S. Carver, M. F. Scheier, J. K. Weintraub) ............................. 323
Приложение 4
Опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98»
В. И. Моросановой .................................................................................... 328
Приложение 5
Опросник профессиональной мотивации (ОПМ-2) ................... 336
Приложение 6
Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди,
адаптация Д. А. Леонтьева .................................................................... 338
Приложение 7
Бланк для оценивания убеждений ................................................... 342
Дополнительные уточнения .................................................................................... 343
Выражение признательности .................................................................................. 344
Сведения об авторе .................................................................................................... 346
Стр.351