Пролетарии всех стран, присоединяйтесь! И подписывайтесь. Подписные индексы П1029, П1033, П1189
штамм «омикрон» создан В ПроБирке.
АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛ
с. 8-9
пВыходито средам
www.argumenti.ru
Юрий Башмет
оБ Украине, эмиграции
и лЮдях В чЁрном
ПОДРОБНОСТИ
Что главнее – скрипка или альт? Как в японском издании книги «Альтист
Данилов» появился раскосый Башмет? Почему советские артисты бежали за
границу, а сейчас наших виртуозов там не ждут? Что случилось с европейской
музыкальной школой? За какие заслуги в жюри Конкурса имени Чайковского
тащат западных «виолончелистов с пятого пульта»? Может ли музыка предотвратить
столкновение с Украиной? За что западные украинцы Киев не любят
больше, чем Москву? Почему халтура – это хорошо? Обо всём этом и многом
другом главному редактору «Аргументов недели» Андрею УГЛАНОВУ рассказывает
великий альтист, дирижёр, педагог, народный артист СССР, лауреат
Государственной премии СССР, четырёх премий Российской Федерации и
премии «Грэмми» Юрий БАШМЕТ.
инструмент моцарта
и Паганини
– Здравствуйте, Юрий Абрамович. Ещё в
советское время я прочитал книгу Владимира
Орлова «Альтист Данилов» с чертовщинкой в
содержании, где и сам главный герой, по сути,
бес. Возможно, многие только тогда услышали
о таком инструменте – альт. Нечто среднее
между скрипкой и виолончелью. А потом появились
вы, всегда в чёрном, с демоническим
взглядом.
– Я и мой друг Иоганн Себастьян Бах ка–
То есть маленькая и большая виола?
– Да. Виола – самый старый струнный
наши мУзыканты слишком хороши для еВроПы
Подписывайтесь
– Да. Вместе с моим другом, к сожалесмычковый
инструмент. У нас в Госколлекции
есть два инструмента Гаспаро да Сало.
Это очень большие инструменты. Настолько
большие, что некоторым приходилось на
них играть в виолончельной позиции, ставя
инструмент на пол.
– Возникает вопрос – если альт «главнее»,
то почему скрипка популярнее?
– Тут в нашей истории появляется Никтегорически
не согласны, что альт – это нечто
среднее между скрипкой и виолончелью.
Альт – это центр, по краям которого стоят
скрипка и виолончель. Бах сказал – играя
на альте, я ощущаю себя в сердце полифонии.
Италию вместе с Германией можно
считать синонимом понятия «классическая
музыка». Так вот в итальянском языке альт –
это виола. Так написано на всех наших альтовых
партиях. Партия скрипки – виолино.
Партия виолончели – виолончелло.
12+
коло Паганини. В его жизни был период,
когда он невероятно увлёкся альтом. У него
был инструмент работы Страдивари, моей
мечтой когда-то было просто подержать
его в руках. Несколько лет назад эта мечта
сбылась, и на одном из концертов в Москве
я играл на альте Паганини работы Страдивари.
Второй мечтой было сыграть на альте
Моцарта, и это я давно уже сделал. Более
того, альт Моцарта работы того же мастера,
что и мой инструмент. Мистика. Это инструменты-братья.
–
Этот мастер – Паоло Тесторе?
нию ныне покойным, Олегом Каганом я
в Зальцбурге играл на альте Моцарта, а
он – на скрипке. А с «Альтистом Даниловым»,
о котором вы упомянули, связана
феноменальная история. Когда вышла эта
книга, я находился в кульминации завоевания
своей аудитории. Я играл в больших
и малых городах нашей страны, собирались
полные залы. Правда, в Европе, Америке
и Японии я концертировал гораздо
больше. Причём сольные концерты альтистов
в этих странах проходили впервые.
Я играл в таких залах, как Мюзикферайн
в Вене, Концертбаум в Амстердаме, Карнеги-холл
в Нью-Йорке, Сантори-холл в
Токио и, конечно, Ла Скала. Но я очень
хотел играть дома. Очень помогла в этом
Московская филармония. И тут появляется
роман «Альтист Данилов». И это вдруг
стало мешать. Мне постоянно стали задавать
вопросы – это вы стали прообразом
героя романа? Я честно отрицал, но меня
это вконец замучило.
Я когда-то вёл передачу «Вокзал мечты».
Пригласил в эту программу и писателя,
и человека, ставшего прообразом героя
книги, и посвятил всю передачу развенчиванию
этого мифа. Владимир Викторович
Орлов, автор романа, рассказал, как он начал
писать роман. Представил своего друга
альтиста, который работал в Большом театре.
К концу передачи я решил, что победил,
представил всем прообраз героя книги. Передача
заканчивается, мы благодарим друг
друга, и тут Орлов достаёт книжку и говос.
3
« где искать ноВого
доктора менгеле»?
1 №1 (796)2–18 января
2022 г.
«Казахстан встречает
// ЧИТАем беСТСеллер
16+
Северный поток — 3»
с. 11
с. 16
на YouTube-канал
#ЗАУГЛОМ
рит: «Она вышла в Японии, где вас очень
любят, и японцы попросили изобразить вас
на обложке. А поскольку вы тоже в какойто
степени альтист Данилов, то я, не посоветовавшись
с вами, согласился и теперь
дарю вам экземпляр этой книги». И я увидел,
что на обложке действительно я, только
с несколько раскосыми глазами. И последний
штрих. Если вы помните, в романе
альтист Данилов играет на инструменте
мастера Альбани. И когда во время одной
интересной акции я играл на инструменте
нашей Госколлекции, то выяснилось, что
это был инструмент именно этого мастера.
Снова мистика.
– А ваш образ очень соответствовал этой
чертовщинке.
– Да, у меня были длинные волосы. А тогда
это было не очень принято, и мне постоянно
советовали постричься. Но когда
я играл с Рихтером, который был в общемто
лысым, он мне сказал: «Вообще-то я не
очень люблю длинноволосых мужчин, но
вам идёт. Только дальше не отращивайте,
так достаточно». Так что я получил «благословение»
своей причёске у самого Рихтера.
Во Франции меня называли «Паганини на
альте» и «Воронье крыло».
Окончание на с. 3
сВежие ноВости ежеднеВно читайте на www.argumenti.ru
ISSN 1991-5381
Стр.1