Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

От Пушкина до поэтов XXI века. Сопоставительный анализ поэтического языка в цифровую эпоху (924,00 руб.)

0   0
Первый авторМарголис Яков
ИздательствоМ.: ЯСК
Страниц307
ID804797
АннотацияГлавный герой книги и объект исследований — русский поэтический язык, представленный в словах и числах от XVIII века и до начала XXI века. Цель исследований — обнаружение скрытых в поэтическом языке зависимостей, а статистические методы — только инструмент для их поиска. Рассмотрены словари, конкордансы, поэтические корпуса выдающихся поэтов XVIII–ХХ веков (Г. Державина, А. Пушкина, М. Цветаевой, И. Бродского) и современных поэтов XXI века, определено какие существительные (лексемы) убывают из их языка (день, душа, любовь), какие появляются в нем (время, земля, тело), а какие составляют его ядро и находятся в первых рядах постоянно на протяжении трех веков русской поэзии. Проведена количественная оценка эгоцентризма поэтов, и использования цветов небесной радуги и лексемы «любовь» в русском поэтическом языке.
Кому рекомендованоКнига предназначена не только ученым-филологам, преподавателям, аспирантам, студентам, но и вдумчивым любителям поэзии и русского языка, а также поэтам XXI века. Книга содержит много литературных фактов и может быть использована преподавателями и студентами университетов как учебное пособие.
ISBN978-5-907498-27-3
УДК801:811.161.1
ББК83.3(2)
Марголис, Я. От Пушкина до поэтов XXI века. Сопоставительный анализ поэтического языка в цифровую эпоху : монография / Я. Марголис .— Москва : ЯСК, 2022 .— 307 с. — (Studia philologica. Series minor) (Язык, семиотика, культура. Малая серия) .— Библиогр.: с. 275-282 .— ISBN 978-5-907498-27-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/804797 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

От_Пушкина_до_поэтов_XXI_века._Сопоставительный_анализ_поэтического_языка_в_цифровую_эпоху.pdf
УДК 801.161.1 ББК 83.3(2) М 25 М 25 Марголис Я. От Пушкина до поэтов XXI века. Сопоставительный анализ поэтического языка в цифровую эпоху. М.: Издательский Дом ЯСК, 2022. — 296 с. — (Язык, семиотика, культура. Малая серия). ISBN 978-5-907498-27-3 Главный герой книги и объект исследований — русский поэтический язык, представленный в словах и числах от XVIII века и до начала XXI века. Цель исследований — обнаружение скрытых в поэтическом языке зависимостей, а статистические методы — только инструмент для их поиска. Рассмотрены словари, конкордансы, поэтические корпуса выдающихся поэтов XVIII–ХХ веков (Г. Державина, А. Пушкина, М. Цветаевой, И. Бродского) и современных поэтов XXI века, определено какие существительные (лексемы) убывают из их языка (день, душа, любовь), какие появляются в нем (время, земля, тело), а какие составляют его ядро и находятся в первых рядах постоянно на протяжении трех веков русской поэзии. Проведена количественная оценка эгоцентризма поэтов, и использования цветов небесной радуги и лексемы «любовь» в русском поэтическом языке. Книга предназначена не только ученым-филологам, преподавателям, аспирантам, студентам, но и вдумчивым любителям поэзии и русского языка, а также поэтам XXI века. Книга содержит много литературных фактов и может быть использована преподавателями и студентами университетов как учебное пособие. В оформлении обложки использован рисунок Рушевой Надежды Николаевны (1952–1969): «А. С. Пушкин после свадьбы», 1969 г. Бумага, перо, тушь. 13,8 х 9,7. ГМП 19116. Публикуется с разрешения Государственного музея им. А. С. Пушкина (ГМП). Фото автора на обложке — работа Виктора Старшенко УДК 801.161.1 ББК 83.3(2) © Я. Марголис, 2022 © Издательский Дом ЯСК, оригинал-макет, 2022
Стр.6
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................................... 15 Глава 1. Словари, конкордансы и корпуса русской поэзии ......................................................... 25 1.1. Краткое содержание первой главы ............................. 25 1.2. Словари новой электронной версии поэтического корпуса русского языка 2021 года .............................. 26 1.3. Анализ словарей русских поэтов конца ХIХ — первой половины ХХ века ........................................... 30 1.4. Зависимость словарного запаса словоформ от количества словоупотреблений в стихах поэтов Серебряного века: от И. Анненского до М. Цветаевой ............................. 32 1.5. Анализ словарей русских поэтов ХIХ века от Е. Баратынского до Н. Языкова .............................. 35 1.6. Зависимость словарного запаса лексем от количества словоупотреблений в стихах поэтов Золотого века ..................................... 36 1.7. Словари поэтов XVIII века, словесные потенциалы и возраст поэтов ...................................... 37 1.8. Сравнение словарных запасов поэтического языка А. Пушкина и М. Лермонтова .......................... 42 1.9. Критерии эволюции поэтического языка от Пушкина до наших дней ......................................... 47 1.10. Профили поэтов: слова, наиболее часто используемые поэтами ХХ века ................................. 50 1.11. Каким глаголом «жечь сердца людей» и какими существительными? .................................... 53 1.12. Перспектива: сравнительный анализ языка молодых поэтов ХХI века ............................................ 55 1.13. Итоги первой главы ...................................................... 56 Глава 2. Эволюция языка русскоязычных поэтов XXI века во времени и в пространстве .................................. 59 2.1. Краткое содержание второй главы .............................. 59
Стр.9
8 Яков Марголис. От ПушкИНА дО ПОэтОВ XXI ВЕкА 2.2. Четыре независимых жюри и отбор поэтов .............. 60 2.3. Выборки стихов российских поэтов XXI века .......... 61 2.4. Лексическая норма в стихах российских поэтов начала ХХI века ............................................................ 64 2.5. Оценка транзита лексической нормы поэтов ХХI века во времени и сравнение с поэтами трех эпох: А. Пушкиным, М. Цветаевой, И. Бродским............... 65 2.6. Выборки стихов русскоязычных поэтов XXI века из других стран ............................................................. 69 2.7. Лексические нормы: сравнение наиболее частотных лексем российских поэтов и зарубежных поэтов, живущих в другой языковой среде ............................. 72 2.8. Ключевые и тематические лексемы поэтов начала XXI века в контексте стихов ........................... 75 2.9. Зависимость словарного запаса и количества словоупотреблений поэтов XXI века .......................... 87 2.10. Языковая энергетика молодых поэтов ХХI века по сравнению со словесными потенциалами М. Лермонтова и Е. Баратынского .............................. 90 2.11. Итоги второй главы ...................................................... 95 Глава 3. Эволюция имен существительных русского поэтического языка от Пушкина до нашего времени .................................................. 97 3.1. Краткое содержание третьей главы ............................ 97 3.2. Введение в третью главу .............................................. 98 3.3. Новые частотные списки существительных в поэтическом языке поэтов трех эпох: А. Пушкина, М. Цветаевой, И. Бродского — и в лексической норме поэтов XXI века .................. 100 3.4. Ядро существительных русского поэтического языка .................................................... 102 3.5. Сравнение частотных существительных А. Пушкина и поэтов других эпох: общие и различные лексемы ..................................... 104 3.6. Какие лексемы более характерны для поэзии А. Пушкина, чем для его прозы? .............................. 106
Стр.10
ОГЛАВЛЕНИЕ 9 3.7. Транзит лексемы «любовь» у А. Пушкина по годам жизни ........................................................... 108 3.8. Лексемы в контексте: конкордансы и поэтические корпуса ............................................... 109 3.9. «Теория относительности» для филологов, или куда убывает «душа»? ........................................ 115 3.10. «Материалы к Частотному словарю языка А. С. Пушкина» и уточнение частот .............. 116 3.11. «Конкорданс к стихам А. С. Пушкина» Дж. Т. Шоу и лексема «друг» у Пушкина................. 118 3.12. Итоги третьей главы................................................... 120 Глава 4. Лексические нормы Золотого и Серебряного веков русской поэзии .................. 123 4.1. Краткое содержание четвертой главы ...................... 123 4.2. Введение в четвертую главу: что такое лексическая норма поэтов? ....................... 124 4.3. Единая лексическая норма четырех эпох русской поэзии в абсолютных частотах употребления имен существительных ....................................................... 126 4.4. Методика построения единой лексической нормы .................................................... 127 4.5. Единая лексическая норма четырех эпох русской поэзии в относительных частотах употребления существительных ............................... 129 4.6. Единая лексическая норма и постоянное ядро имен существительных .............................................. 130 4.7. Тематические и ключевые лексемы поэтов ............. 131 4.8. Три концепта имен существительных в лексической норме .................................................. 133 4.9. Эволюция поэтических концептов от эпохи к эпохе: от частотных лексем к обобщенному концепту ...... 135 4.10. Дополнение и уточнение единой лексической нормы ....................................... 136 4.11. Сопоставительный анализ трех лексических норм .............................................. 138
Стр.11
10 Яков Марголис. От ПушкИНА дО ПОэтОВ XXI ВЕкА 4.12. Уточнение лексических норм имен существительных и имен прилагательных Золотого века русской поэзии ................................... 140 4.13. Лексическая норма имен существительных поэтов Серебряного века ........................................... 144 4.14. Сопоставление лексических норм Золотого, Серебряного веков русской поэзии и первых двух десятилетий XXI века ....................................... 146 4.15. Проблемы определения лексической нормы поэтического языка поэтов второй половины ХХ века и дальнейшие перспективы ........................ 150 4.16. Итоги четвертой главы ............................................... 151 Глава 5. Эгоцентризм в поэтическом языке четырех эпох русской поэзии ............................... 153 5.1. Краткое содержание пятой главы ............................. 153 5.2. Введение в пятую главу: психологический и поэтический эгоцентризм ....................................... 154 5.3. Эгоцентризм в языке поэтов XVIII века .................. 156 5.4. Эгоцентризм в языке поэтов Золотого века русской поэзии ............................................................ 158 5.5. Эгоцентризм в поэтическом языке А. Пушкина до и после важных событий ...................................... 159 5.6. Эгоцентризм в языке поэтов Серебряного века русской поэзии ............................................................ 161 5.7. Эгоцентризм В. Маяковского до и после октябрьской революции 1917 года ............................ 163 5.8. Эгоцентризм в языке поэтов второй половины ХХ века ...................................................... 165 5.9. Эгоцентризм И. Бродского до и после эмиграции .. 166 5.10. Эгоцентризм в языке российских поэтов ХХI века .......................................................... 168 5.11. Эгоцентризм в языке русскоязычных зарубежных поэтов ХХI века .................................... 170 5.12. Сводная таблица эгоцентризма в языке поэтов разных эпох и групп ...................................... 174 5.13. Итоги пятой главы ...................................................... 176
Стр.12
ОГЛАВЛЕНИЕ 11 Глава 6. Цвета небесной радуги в языке русской поэзии ......................................... 179 6.1. Краткое содержание шестой главы ........................... 179 6.2. Введение в шестую главу .......................................... 180 6.3. Цвета поэтов XVIII века ............................................ 182 6.4. Цвета поэтов Золотого века русской поэзии ............ 185 6.5. Белый цвет у А. Пушкина по годам творчества ...... 189 6.6. Цветовая лексическая норма поэтов Золотого века .................................................. 191 6.7. Цвета поэтов Серебряного века. Цвета Цветаевой ......................................................... 192 6.8. Цветовая лексическая норма поэтов Серебряного века ........................................................ 194 6.9. Красный цвет в поэтическом языке В. Маяковского ........................................................... 195 6.10. Цвета поэтов второй половины ХХ века.................. 197 6.11. Цветовой конкорданс к поэзии И. Бродского .......... 200 6.12. Цвета российских поэтов ХХI века .......................... 201 6.13. Цвета русскоязычных зарубежных поэтов ХХI века .......................................................... 204 6.14. Цветовые потенциалы разных эпох русской поэзии. «Цветовые дыры» в языке поэтов ............................. 206 6.15. Языковая энергетика разных эпох русской поэзии ............................................................ 207 6.16. Движение цветов радуги по волнам времени .......... 209 6.17. Ода белому цвету и белый цвет Андрея Белого ...... 212 6.18. Итоги шестой главы ................................................... 214 Глава 7. Ядро имен существительных в языке русских поэтов XVIII–XXI веков ...................................... 217 7.1. Краткое описание и введение в седьмую главу ....... 217 7.2. Частотные списки имен существительных в поэтическом языке русских поэтов XVIII–XXI веков: эволюция от Г. Державина до наших дней .............. 218 7.3. Эволюция существительных «душа» и «земля» во времени в относительных частотах употребления лексем.................................................. 225
Стр.13
12 Яков Марголис. От ПушкИНА дО ПОэтОВ XXI ВЕкА 7.4. Ядро существительных языка русских поэтов XVIII–XXI веков и его изменение во времени ........ 226 7.5. Зависимость величины поэтического ядра от интервалов времени, границ ранга и количества выбранных поэтов ...................................................... 229 7.6. Расщепление поэтического ядра на падежные словоформы и полнота использования лексем в языке поэтов ............................................................. 230 7.7. Расщепление других лексем ядра поэтического языка .................................................... 233 7.8. Семантические связи имен существительных поэтического ядра между собой и с другими частями речи, эволюция поэтического языка .......... 235 7.9. Заключение и основные результаты исследования седьмой главы ..................................... 238 Глава 8. Лексема «любовь» и ее окрестности в языке поэтов ........................................................ 239 8.1. Краткое содержание восьмой главы ......................... 239 8.2. Введение в восьмую главу ......................................... 240 8.3. Эволюция лексемы «любовь» в частотных списках имен существительных языка русских поэтов XVIII–XXI веков ......................................................... 241 8.4. Лексема «любовь» и ее окрестности в поэтическом языке .................................................. 242 8.5. Семантические связи лексемы «любовь» в стихах поэтов ........................................................... 243 8.6. Имена существительные и другие части речи поэтов разных эпох в окрестностях лексемы «любовь» ...................................................... 248 8.7. Зависимость частоты употребления лексемы «любовь» по годам жизни поэтов ............................................... 251 8.8. Первое и последнее упоминание лексемы «любовь» в стихах выдающихся поэтов .................. 255 8.9. Словоформы лексемы «любовь» у поэтов разных эпох ................................................. 259 8.10. Основные результаты восьмой главы ....................... 262
Стр.14
ОГЛАВЛЕНИЕ 13 8.11. Гипотеза о независимости поэтического ядра имен существительных от языка и времени ............ 265 ЗАКЛЮЧЕНИЕ, или восемь глав книги — восемь новых фактов и основных выводов ............. 267 Повторение — мать учения, или Игра с читателями: «Что? Где? Когда?» ..................................................... 270 Благодарности ....................................................................... 273 Список источников используемой литературы .................. 275 ПРИЛОЖЕНИЕ ..................................................................... 283 Основные понятия и сокращения в книге ....................... 283 Новые понятия и сокращения ............................................ 283 Сокращения имен поэтов ................................................... 284 Обозначение веков .............................................................. 284 Краткая аннотация глав книги на английском языке ....... 285
Стр.15

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.