УДК 801.161.1
ББК 83.3(2)
М 25
М 25
Марголис Я.
От Пушкина до поэтов XXI века. Сопоставительный анализ
поэтического языка в цифровую эпоху. М.: Издательский Дом ЯСК,
2022. — 296 с. — (Язык, семиотика, культура. Малая серия).
ISBN 978-5-907498-27-3
Главный герой книги и объект исследований — русский поэтический
язык, представленный в словах и числах от XVIII века и до
начала XXI века. Цель исследований — обнаружение скрытых в поэтическом
языке зависимостей, а статистические методы — только
инструмент для их поиска. Рассмотрены словари, конкордансы, поэтические
корпуса выдающихся поэтов XVIII–ХХ веков (Г. Державина,
А. Пушкина, М. Цветаевой, И. Бродского) и современных поэтов
XXI века, определено какие существительные (лексемы) убывают
из их языка (день, душа, любовь), какие появляются в нем (время,
земля, тело), а какие составляют его ядро и находятся в первых рядах
постоянно на протяжении трех веков русской поэзии. Проведена
количественная оценка эгоцентризма поэтов, и использования цветов
небесной радуги и лексемы «любовь» в русском поэтическом
языке. Книга предназначена не только ученым-филологам, преподавателям,
аспирантам, студентам, но и вдумчивым любителям поэзии
и русского языка, а также поэтам XXI века.
Книга содержит много литературных фактов и может быть
использована преподавателями и студентами университетов как
учебное пособие.
В оформлении обложки использован рисунок
Рушевой Надежды Николаевны (1952–1969):
«А. С. Пушкин после свадьбы», 1969 г.
Бумага, перо, тушь. 13,8 х 9,7. ГМП 19116.
Публикуется с разрешения Государственного музея
им. А. С. Пушкина (ГМП).
Фото автора на обложке — работа Виктора Старшенко
УДК 801.161.1
ББК 83.3(2)
© Я. Марголис, 2022
© Издательский Дом ЯСК, оригинал-макет, 2022
Стр.6
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................................... 15
Глава 1. Словари, конкордансы и корпуса
русской поэзии ......................................................... 25
1.1. Краткое содержание первой главы ............................. 25
1.2. Словари новой электронной версии поэтического
корпуса русского языка 2021 года .............................. 26
1.3. Анализ словарей русских поэтов конца ХIХ —
первой половины ХХ века ........................................... 30
1.4. Зависимость словарного запаса
словоформ от количества словоупотреблений
в стихах поэтов Серебряного века:
от И. Анненского до М. Цветаевой ............................. 32
1.5. Анализ словарей русских поэтов ХIХ века
от Е. Баратынского до Н. Языкова .............................. 35
1.6. Зависимость словарного запаса лексем
от количества словоупотреблений
в стихах поэтов Золотого века ..................................... 36
1.7. Словари поэтов XVIII века, словесные
потенциалы и возраст поэтов ...................................... 37
1.8. Сравнение словарных запасов поэтического
языка А. Пушкина и М. Лермонтова .......................... 42
1.9. Критерии эволюции поэтического языка
от Пушкина до наших дней ......................................... 47
1.10. Профили поэтов: слова, наиболее часто
используемые поэтами ХХ века ................................. 50
1.11. Каким глаголом «жечь сердца людей»
и какими существительными? .................................... 53
1.12. Перспектива: сравнительный анализ языка
молодых поэтов ХХI века ............................................ 55
1.13. Итоги первой главы ...................................................... 56
Глава 2. Эволюция языка русскоязычных поэтов XXI века
во времени и в пространстве .................................. 59
2.1. Краткое содержание второй главы .............................. 59
Стр.9
8
Яков Марголис. От ПушкИНА дО ПОэтОВ XXI ВЕкА
2.2. Четыре независимых жюри и отбор поэтов .............. 60
2.3. Выборки стихов российских поэтов XXI века .......... 61
2.4. Лексическая норма в стихах российских поэтов
начала ХХI века ............................................................ 64
2.5. Оценка транзита лексической нормы поэтов
ХХI века во времени и сравнение с поэтами трех эпох:
А. Пушкиным, М. Цветаевой, И. Бродским............... 65
2.6. Выборки стихов русскоязычных поэтов XXI века
из других стран ............................................................. 69
2.7. Лексические нормы: сравнение наиболее частотных
лексем российских поэтов и зарубежных поэтов,
живущих в другой языковой среде ............................. 72
2.8. Ключевые и тематические лексемы поэтов
начала XXI века в контексте стихов ........................... 75
2.9. Зависимость словарного запаса и количества
словоупотреблений поэтов XXI века .......................... 87
2.10. Языковая энергетика молодых поэтов ХХI века
по сравнению со словесными потенциалами
М. Лермонтова и Е. Баратынского .............................. 90
2.11. Итоги второй главы ...................................................... 95
Глава 3. Эволюция имен существительных русского
поэтического языка от Пушкина
до нашего времени .................................................. 97
3.1. Краткое содержание третьей главы ............................ 97
3.2. Введение в третью главу .............................................. 98
3.3. Новые частотные списки существительных
в поэтическом языке поэтов трех эпох:
А. Пушкина, М. Цветаевой, И. Бродского —
и в лексической норме поэтов XXI века .................. 100
3.4. Ядро существительных русского
поэтического языка .................................................... 102
3.5. Сравнение частотных существительных
А. Пушкина и поэтов других эпох:
общие и различные лексемы ..................................... 104
3.6. Какие лексемы более характерны для поэзии
А. Пушкина, чем для его прозы? .............................. 106
Стр.10
ОГЛАВЛЕНИЕ
9
3.7. Транзит лексемы «любовь» у А. Пушкина
по годам жизни ........................................................... 108
3.8. Лексемы в контексте: конкордансы
и поэтические корпуса ............................................... 109
3.9. «Теория относительности» для филологов,
или куда убывает «душа»? ........................................ 115
3.10. «Материалы к Частотному словарю
языка А. С. Пушкина» и уточнение частот .............. 116
3.11. «Конкорданс к стихам А. С. Пушкина»
Дж. Т. Шоу и лексема «друг» у Пушкина................. 118
3.12. Итоги третьей главы................................................... 120
Глава 4. Лексические нормы Золотого
и Серебряного веков русской поэзии .................. 123
4.1. Краткое содержание четвертой главы ...................... 123
4.2. Введение в четвертую главу:
что такое лексическая норма поэтов? ....................... 124
4.3. Единая лексическая норма четырех эпох русской
поэзии в абсолютных частотах употребления имен
существительных ....................................................... 126
4.4. Методика построения единой
лексической нормы .................................................... 127
4.5. Единая лексическая норма четырех эпох
русской поэзии в относительных частотах
употребления существительных ............................... 129
4.6. Единая лексическая норма и постоянное ядро
имен существительных .............................................. 130
4.7. Тематические и ключевые лексемы поэтов ............. 131
4.8. Три концепта имен существительных
в лексической норме .................................................. 133
4.9. Эволюция поэтических концептов от эпохи к эпохе:
от частотных лексем к обобщенному концепту ...... 135
4.10. Дополнение и уточнение
единой лексической нормы ....................................... 136
4.11. Сопоставительный анализ
трех лексических норм .............................................. 138
Стр.11
10
Яков Марголис. От ПушкИНА дО ПОэтОВ XXI ВЕкА
4.12. Уточнение лексических норм имен
существительных и имен прилагательных
Золотого века русской поэзии ................................... 140
4.13. Лексическая норма имен существительных
поэтов Серебряного века ........................................... 144
4.14. Сопоставление лексических норм Золотого,
Серебряного веков русской поэзии и первых
двух десятилетий XXI века ....................................... 146
4.15. Проблемы определения лексической нормы
поэтического языка поэтов второй половины
ХХ века и дальнейшие перспективы ........................ 150
4.16. Итоги четвертой главы ............................................... 151
Глава 5. Эгоцентризм в поэтическом языке
четырех эпох русской поэзии ............................... 153
5.1. Краткое содержание пятой главы ............................. 153
5.2. Введение в пятую главу: психологический
и поэтический эгоцентризм ....................................... 154
5.3. Эгоцентризм в языке поэтов XVIII века .................. 156
5.4. Эгоцентризм в языке поэтов Золотого века
русской поэзии ............................................................ 158
5.5. Эгоцентризм в поэтическом языке А. Пушкина
до и после важных событий ...................................... 159
5.6. Эгоцентризм в языке поэтов Серебряного века
русской поэзии ............................................................ 161
5.7. Эгоцентризм В. Маяковского до и после
октябрьской революции 1917 года ............................ 163
5.8. Эгоцентризм в языке поэтов второй
половины ХХ века ...................................................... 165
5.9. Эгоцентризм И. Бродского до и после эмиграции .. 166
5.10. Эгоцентризм в языке российских
поэтов ХХI века .......................................................... 168
5.11. Эгоцентризм в языке русскоязычных
зарубежных поэтов ХХI века .................................... 170
5.12. Сводная таблица эгоцентризма в языке
поэтов разных эпох и групп ...................................... 174
5.13. Итоги пятой главы ...................................................... 176
Стр.12
ОГЛАВЛЕНИЕ
11
Глава 6. Цвета небесной радуги
в языке русской поэзии ......................................... 179
6.1. Краткое содержание шестой главы ........................... 179
6.2. Введение в шестую главу .......................................... 180
6.3. Цвета поэтов XVIII века ............................................ 182
6.4. Цвета поэтов Золотого века русской поэзии ............ 185
6.5. Белый цвет у А. Пушкина по годам творчества ...... 189
6.6. Цветовая лексическая норма
поэтов Золотого века .................................................. 191
6.7. Цвета поэтов Серебряного века.
Цвета Цветаевой ......................................................... 192
6.8. Цветовая лексическая норма поэтов
Серебряного века ........................................................ 194
6.9. Красный цвет в поэтическом языке
В. Маяковского ........................................................... 195
6.10. Цвета поэтов второй половины ХХ века.................. 197
6.11. Цветовой конкорданс к поэзии И. Бродского .......... 200
6.12. Цвета российских поэтов ХХI века .......................... 201
6.13. Цвета русскоязычных зарубежных
поэтов ХХI века .......................................................... 204
6.14. Цветовые потенциалы разных эпох русской поэзии.
«Цветовые дыры» в языке поэтов ............................. 206
6.15. Языковая энергетика разных эпох
русской поэзии ............................................................ 207
6.16. Движение цветов радуги по волнам времени .......... 209
6.17. Ода белому цвету и белый цвет Андрея Белого ...... 212
6.18. Итоги шестой главы ................................................... 214
Глава 7. Ядро имен существительных в языке русских
поэтов XVIII–XXI веков ...................................... 217
7.1. Краткое описание и введение в седьмую главу ....... 217
7.2. Частотные списки имен существительных в
поэтическом языке русских поэтов XVIII–XXI веков:
эволюция от Г. Державина до наших дней .............. 218
7.3. Эволюция существительных «душа» и «земля» во
времени в относительных частотах
употребления лексем.................................................. 225
Стр.13
12
Яков Марголис. От ПушкИНА дО ПОэтОВ XXI ВЕкА
7.4. Ядро существительных языка русских поэтов
XVIII–XXI веков и его изменение во времени ........ 226
7.5. Зависимость величины поэтического ядра
от интервалов времени, границ ранга и количества
выбранных поэтов ...................................................... 229
7.6. Расщепление поэтического ядра на падежные
словоформы и полнота использования лексем
в языке поэтов ............................................................. 230
7.7. Расщепление других лексем ядра
поэтического языка .................................................... 233
7.8. Семантические связи имен существительных
поэтического ядра между собой и с другими
частями речи, эволюция поэтического языка .......... 235
7.9. Заключение и основные результаты
исследования седьмой главы ..................................... 238
Глава 8. Лексема «любовь» и ее окрестности
в языке поэтов ........................................................ 239
8.1. Краткое содержание восьмой главы ......................... 239
8.2. Введение в восьмую главу ......................................... 240
8.3. Эволюция лексемы «любовь» в частотных списках
имен существительных языка русских поэтов
XVIII–XXI веков ......................................................... 241
8.4. Лексема «любовь» и ее окрестности
в поэтическом языке .................................................. 242
8.5. Семантические связи лексемы «любовь»
в стихах поэтов ........................................................... 243
8.6. Имена существительные и другие части речи
поэтов разных эпох в окрестностях
лексемы «любовь» ...................................................... 248
8.7. Зависимость частоты употребления лексемы «любовь»
по годам жизни поэтов ............................................... 251
8.8. Первое и последнее упоминание лексемы
«любовь» в стихах выдающихся поэтов .................. 255
8.9. Словоформы лексемы «любовь»
у поэтов разных эпох ................................................. 259
8.10. Основные результаты восьмой главы ....................... 262
Стр.14
ОГЛАВЛЕНИЕ
13
8.11. Гипотеза о независимости поэтического ядра
имен существительных от языка и времени ............ 265
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, или восемь глав книги —
восемь новых фактов и основных выводов ............. 267
Повторение — мать учения, или Игра с читателями:
«Что? Где? Когда?» ..................................................... 270
Благодарности ....................................................................... 273
Список источников используемой литературы .................. 275
ПРИЛОЖЕНИЕ ..................................................................... 283
Основные понятия и сокращения в книге ....................... 283
Новые понятия и сокращения ............................................ 283
Сокращения имен поэтов ................................................... 284
Обозначение веков .............................................................. 284
Краткая аннотация глав книги на английском языке ....... 285
Стр.15