232
ЫУСУЛЬМАІІСКОК ИСКУССТВО
занявъ тотъ плп другой христіанскій городъ,
нер дко отд ляли для себя часть талошняго
храма, оставляя другую часть поб жденнымъ.
Т мъ не мен е, мечети могутъ быть разд лены
на дв группы: 1) огромный, по большеіі
частп квадратный дворъ, обнесенный со вс хъ
сторонъ крытыми галлереями. іюторыя въ
однон сторои глубже. ч мъ въ осталышхъ, и
пдутъ въ н сколько рядовъ (напр., мечеть
Амру, въ Каир ). п 2) зданіе, подобное византійсиимъ
центрально-куполыіымъ церквамъ, съ
примыкающимъ къ нему дворомъ (иапр., мечеть
Магомета II, въ Константшюпол ). Въ
зданіяхъ того и другого рода не создано арабскимъ
искусствомъ какой-либо новой конструктивпо
і сист мы, но выказано много няходчпвости
и орпгинальности въ разработа
обходнтся безъ барабана, а если посл диій и
является подъ нвмъ, то бываетъ очень ыизКІІМЪ.
Кром полныхъ куполовъ, употребляются
и полукуполы, подобно тому, і;акъ въ константинопольской
св. Софіи. Свойствепная восточнымъ
народамъ любовь къ роскоши п обилію
украшеній выразилась въ арабскомъ зодчеств
отд лкою, какъ плоскихъ потолочныхь
покрытій, таісъ и иуполовъ, опалактитами—
въ высшей стеаени оригпналі.ною орнаментаціей,
представляющею ряды выступаюіцнх-ь
другь надъ другомъ маленышхъ углубленій и
выпуклостей, похожихъ,
ві. своей совочупности,
на разр
занішй сотъ меда
или на известковую
наішпь, образующуюся
въ н которыхъ
пещерахъ огъ просачиванія
воды сквозь
почву. Эта очень
краспвая и своеобразная
орнаментація
погівилась прежде
всего какъ свя"
^
і.
J
ф
зующее звеію при переход
" г
' 4
'
оть прямолинейнаго
низа зданія і.ъ крпвпзн купола,
т.
деталей. Посл днее можпо сказать особенно
относительно арокъ. которыя получили въ мечетяхъ
большое прим неніе—даже бол е значительное,
ч мъ въ христіаисішхъ церквахъ.
И зд сь, какъ п тамъ. арки являются въ разд
леиіи внутренности зданія на нефы, съ наружной
стороны галлерей, окруямющпхъ дворъ,
для поддержии і:уполовъ п т. д.; ио визаитійская
полуциркульпая арка вскор зам няется
треыя новыми форлами, составляющими хаpawxepnyio
прпнадлежность М. архитектуры:
стр льчатою аркою
(фиг. 1), поді;овообразиою
(фпг. 2) п
ішлеппдною (фпг. 3).
Впосл дствіи, лпнія
аркіі, въ особснности
стр льчатой и
подиовообразноіі.
стала дробиться ц
иредставлять совскупность
небольпіпхъ
дугь, которыя,
наконецъ, превратились какъ-бы въ ыелкую
гофрировку соффита(фпг. 4 ц 5). Часто,
для приданія болыпей высоты здапію. арки
гро.чоздятся на арпахъ u взаимно перес каются
(см. табл. I, фпг. 1). Подпорами для
нихъ слуагатъ или колонны, взятыя изъ христіанскихъ
зданій, или подражанія такпмі.
колоянамъ, съ капителями корип скаго. ио
сильно изм неннаго характера. Покрытіе мечетей.
а также дворовыхъ галлерей составляютъ
либо плоскін потолокъ, либо куполъ, то
не высокій, какъ въ Бизантш, то возвышениый
и представляющій въ своемъ контур
ириблизительно т ліе три рода линій, которыя
мы находпмъ въ аркахъ. Куполь вообіце
. на м ст византійскихъ пандантпвовъ.
Своимъ происхожденіемъ она обязана, по всей
в роятности, сассанидскому пскусству Персіи,
которое, вм сто пандантивовъ, употребляло
нпши, ограниченныя н сколышми концентрцческпмп
арками, постепенно умепьшаюіцимися
по м р
удаленія
отъ
купола. Арабы
до такой степени
полюбнли
эту орнаіМентацію,
что стали
прим нять ее <
повсюду — ві'
карнизахъ .
фрпзахъ, соффптахъ,
даже
въ капителяхъ
колоннъ,—я сплошь покрывать ею цотоліш и
вогнутость куполовъ. Эффеі;тность сталаититовон
отд лки возвышалась ярі;оіо расіфаскою
й позолотою, пгравшиып важную роль въ
М. ориаыентнстпг; . Эта посл дняя состояли
вообиш не столыго въ ЛІИВОПИСНОМЪ расчлемсніи
поверхностей, сколько въ дестрой mpli
выд ланныхъ на ппхъ плосі;о-рельефныхъ узоровъ,
въ которыхъ офантазированныя формы
растительнаго царства соединялись съ заг ііливымъ
сплетеніемъ геометричесішхъ лыпііі u
фигуръ — узоровъ, которымъ присвоено. no
имеии народа, вазваще арабесокъ. Каісъ орнаменталыіый
элементъ, і;ъ этимъ узорамъ
пер дко прим шивались нзреченія и суры і;орана,
начертанныя куфическііми буквамп. Вся
нарядность этой, блестящимц яркііми краскаыи
и зодотомъ, орнаментаціи сосредоточнвалась
внутри зданій, а имеыно иа потолк и
вверху ст нъ, тогда какъ низъ посл днихъ облицовывался
мраморною или кафельною мозаикою,
предсгавлявшею ив тпыя геометрпческія
Стр.1