Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Университеты в России. Как это работает (2475,00 руб.)

0   0
Первый авторКузьминов Ярослав Иванович
АвторыЮдкевич Мария Марковна
ИздательствоИздательский дом ВШЭ
Страниц617
ID799871
АннотацияВ этой книге рассказывается, как устроена система российского высшего образования. Является ли российское высшее образование в большей степени продуктом европейского опыта, заимствования ключевых идей у более зрелых университетских систем, или это самобытный феномен, специфичный именно для нашей страны, особенностями которого и объясняются ее выдающиеся успехи и глубокие кризисы? Как устроены и работают университеты? Как и почему изменяются их миссии, структуры, принципы финансирования? Какую роль в их работе играет государство? Кто и чему учится в университетах? Как устроено российское преподавательское сообщество и какую роль в университетах играет наука? На эти и многие другие «как и почему» отвечает эта книга.
Кому рекомендованоИздание адресовано тем, кто хочет лучше понять устройство системы высшего образования в своей стране, оценить институциональные альтернативы и взаимосвязи отдельных институтов системы, увидеть ее место и перспективы в глобальном пространстве формирования человеческого капитала и производства научного знания.
ISBN978-5-7598-2423-7
УДК378.4
ББК74.48(2Рос)
Кузьминов, Я. И. Университеты в России. Как это работает / М. М. Юдкевич; Я. И. Кузьминов .— 2-е изд., эл., перераб. и доп. — : Издательский дом ВШЭ, 2022 .— 617 с. — 1 файл pdf : 617 с. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. — Систем. тре- бования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. — ISBN 978-5-7598-2423-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/799871 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Университеты_в_России._Как_это_работает.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Университеты_в_России._Как_это_работает.pdf
УДК 378.4 ББК 74.48(2Рос) К89 Рецензенты: А. Е. Волков, доктор технических наук, профессор, директор Института общественных стратегий Московской школы управления «Сколково»; И. Д. Фрумин, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ К89 Кузьминов, Ярослав Иванович. Университеты в России. Как это работает / Я. И. Кузьминов, М. М. Юдкевич ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл., перераб. и доп. — 1 файл pdf : 617 с. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. ISBN 978-5-7598-2423-7 В этой книге рассказывается, как устроена система российского высшего образования. Является ли российское высшее образование в большей степени продуктом европейского опыта, заимствования ключевых идей у более зрелых университетских систем, или это самобытный феномен, специфичный именно для нашей страны, особенностями которого и объясняются ее выдающиеся успехи и глубокие кризисы? Как устроены и работают университеты? Как и почему изменяются их миссии, структуры, принципы финансирования? Какую роль в их работе играет государство? Кто и чему учится в университетах? Как устроено российское преподавательское сообщество и какую роль в университетах играет наука? На эти и многие другие «как и почему» отвечает эта книга. Издание адресовано тем, кто хочет лучше понять устройство системы высшего образования в своей стране, оценить институциональные альтернативы и взаимосвязи отдельных институтов системы, увидеть ее место и перспективы в глобальном пространстве формирования человеческого капитала и производства научного знания. УДК 378.4 ББК 74.48(2Рос) Электронное издание на основе печатного издания: Университеты в России. Как это работает / Я. И. Кузьминов, М. М. Юдкевич ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. — 616 с. — ISBN 978-5-7598-2564-7. — Текст : непосредственный. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-7598-2423-7 © Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М., 2021; 2022
Стр.3
Оглавление Благодарности ..........................................................................................................9 Предисловие ........................................................................................................... 12 ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................................................25 Ключевые факты .............................................................................................26 1.1. Истоки системы высшего образования: XVIII в. ........................................27 1.2. Российское высшее образование XIX — начала XX в. .............................32 1.2.1. Становление системы ........................................................................32 1.2.2. Накануне революции: многообразие вузов и программ....................42 1.3. Советское высшее образование ...............................................................64 1.3.1. Университеты в новой политической реальности ..............................64 1.3.2. Политика конца 1920-х — 1930-х годов: новые задачи и ориентиры ............................................................................................... 71 1.3.3. Великая Отечественная война и ее последствия для вузов ..............78 Приложение ....................................................................................................82 Библиография .................................................................................................89 ГЛАВА 2. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ И ПЕРВОГО ПОСТСОВЕТСКОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ..................................................99 Ключевые факты ........................................................................................... 100 2.1. Высшее образование после Великой Отечественной войны .................. 101 2.1.1. Точки роста ..................................................................................... 101 2.1.2. Прием в вузы ................................................................................... 104 2.1.3. Преподаватели ................................................................................ 108 2.1.4. Образовательный процесс и специализация ...................................110 2.1.5. Стипендии и плата за обучение ........................................................113 2.2. Период стагнации: 1970–1980-е годы ......................................................116 2.2.1. Тревожные тренды 1970-х годов ......................................................116 2.2.2. Осознание необходимости реформ ................................................ 123 2.3. Постсоветские годы: от плана к рынку .................................................... 126 2.3.1. (Воз)рождение негосударственного сектора .................................. 128 2.3.2. Новые студенты и новые направления подготовки ......................... 130 2.3.3. Взаимодействие между секторами ................................................. 132 2.3.4. Финансовая ситуация в высшей школе ........................................... 135
Стр.4
4 Оглавление Приложение .................................................................................................. 138 Библиография ............................................................................................... 139 ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЛАНДШАФТ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .....................................143 Ключевые факты ........................................................................................... 144 3.1. Спрос на высшее образование в российском обществе ......................... 145 3.2. Ландшафт системы: предложение в сфере высшего образования ......... 154 3.2.1. Государственные и частные вузы..................................................... 154 3.2.2. Типология вузов .............................................................................. 160 3.2.3. Уровни образования: бакалавриат, магистратура, специалитет ...... 168 3.2.4. Программы очного и заочного образования ...................................171 3.2.5. Филиалы высших учебных заведений ............................................. 176 3.3. Спрос встречает предложение ................................................................ 179 3.3.1. Направления подготовки ................................................................ 179 3.3.2. Плата за обучение ........................................................................... 185 3.4. География вузов и образовательная мобильность .................................. 192 Приложение ..................................................................................................200 Библиография ...............................................................................................209 ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ И РЕСУРСЫ ...................................................................213 Ключевые факты ............................................................................................214 4.1. Регулирование высшего образования .....................................................215 4.1.1. Общая рамка регулирования: уровни и логика подчинения, стейкхолдеры университетов ...................................................................215 4.1.2. Особенности регулирования высшего образования в России ....... 221 4.1.3. Управление содержанием: образовательные стандарты ................ 224 4.1.4. Функции контроля и надзора .........................................................230 4.1.5. Третьи стороны в управлении вузом ...............................................236 4.2. Финансирование системы высшего образования ................................... 244 4.2.1. Общая характеристика финансирования....................................... 244 4.2.2. Принципы функционирования системы бюджетного финансирования в высшем образовании ................................................ 251 4.2.3. Источники дополнительных доходов вузов .................................... 267 4.2.4. Расходы вузов .................................................................................274 Приложение .................................................................................................. 276 Библиография ...............................................................................................288 ГЛАВА 5. ДОРОГА В ВУЗЫ: ИЗ ШКОЛЫ И НЕ ТОЛЬКО ......................................293 Ключевые факты ...........................................................................................294 5.1. Школьное образование ..........................................................................295
Стр.5
Оглавление 5 5.1.1. Международный контекст ...............................................................295 5.1.2. Начальное общее образование ......................................................298 5.1.3. Основное общее образование ........................................................305 5.1.4. Старшая (или средняя (полная)) школа ...........................................311 5.1.5. Особенности российской школы .....................................................315 5.2. Поступление в бакалавриат .................................................................... 324 5.2.1. Профильные вступительные испытания (до 2009 г.) ........................ 327 5.2.2. Единый государственный экзамен ..................................................330 5.2.3. Сравнение новой и старой систем................................................... 331 5.2.4. Олимпиады школьников для отбора талантов ................................336 Приложение ..................................................................................................338 Библиография ...............................................................................................340 ГЛАВА 6. СТУДЕНТЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ...................................345 Ключевые факты ...........................................................................................346 6.1. Характеристики студентов и выбор вуза ................................................. 347 6.1.1. Социальный состав российских студентов в контексте ЕГЭ ............ 347 6.1.2. Выбор вузов и образовательных программ, установки к обучению ..............................................................................................350 6.2. Академическая успеваемость и особенности образовательного процесса .......................................................................... 351 6.2.1. Ранняя специализация ....................................................................352 6.2.2. Жесткий учебный план ....................................................................355 6.2.3. ЕГЭ, эффекты сообучения и сети ....................................................359 6.2.4. Пересдачи и отчисления .................................................................360 6.3. Расходы и доходы во время обучения ....................................................362 6.3.1. Затраты студентов на обучение .......................................................362 6.3.2. Источники покрытия расходов ........................................................363 6.4. Практики академической жизни студентов .............................................368 6.4.1. Вовлеченность в учебный процесс ..................................................368 6.4.2. Участие в научной деятельности ..................................................... 370 6.4.3. Проблемы недобросовестного поведения .......................................371 6.4.4. Студенты за пределами академического процесса ......................... 375 6.5. От студента к выпускнику ........................................................................ 377 6.5.1. Работа во время обучения .............................................................. 377 6.5.2. Переход «вуз — рынок труда» ........................................................ 381 6.5.3. Выпускники и их вузы .....................................................................386 Библиография ...............................................................................................388 ГЛАВА 7. АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ И КОНТРАКТЫ ................................395 Ключевые факты ...........................................................................................396 7.1. Портрет преподавателей российских вузов ............................................. 397
Стр.6
6 Оглавление 7.2. Организация академической карьеры .....................................................402 7.2.1. Ступени карьерной лестницы ..........................................................402 7.2.2. Продвижение по карьерной лестнице .............................................404 7.3. Доходы преподавателей ..........................................................................408 7.3.1. Общая характеристика доходов в университете .............................408 7.3.2. Структура доходов ...........................................................................411 7.4. Контрактные отношения университета с преподавателями ......................413 7.4.1. Академические контракты ................................................................413 7.4.2. Преподавательское сообщество: можно ли говорить о его однородности? ................................................................................423 7.5. Занятость и дополнительные доходы преподавателей ............................ 424 7.5.1. Занятость внутри университета: преподавание и исследования ..... 424 7.5.2. Дополнительная занятость ..............................................................429 7.6. Состояние и ценности академического сообщества ...............................432 7.6.1. Вызовы коррупции и их преодоление .............................................432 7.6.2. Социальный статус университетского преподавателя .....................434 7.6.3. Ценности академического сообщества ...........................................435 Библиография ...............................................................................................443 ГЛАВА 8. НАУКА В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ: ИСТОРИЯ ИЗГНАНИЯ И ВОЗВРАЩЕНИЯ ...........................................................447 Ключевые факты ...........................................................................................448 8.1. Высшие учебные заведения и наука: исторические основания ...............449 8.1.1. Наука в последние десятилетия имперского периода .....................449 8.1.2. Политика большевиков ...................................................................455 8.1.3. Послевоенная наука: симбиоз науки и политики ............................464 8.1.4. Роль и место исследований в советских университетах ..................469 8.1.5. Структурный портрет науки в конце советского периода ................ 472 8.2. Наука на сломе двух эпох: переход к новым принципам ......................... 475 8.2.1. Общие проблемы перехода ............................................................ 475 8.2.2. Финансирование науки: переход к новым принципам .................... 477 8.3. Современное состояние науки в российских университетах ................... 481 8.3.1. Аспирантура и воспроизводство научных кадров ...........................484 8.3.2. Источники и инструменты финансирования науки ..........................493 8.3.3. Государственная поддержка развития исследований ..................... 497 8.3.4. Состояние науки в вузах .................................................................500 Приложение ..................................................................................................508 Библиография ............................................................................................... 527 ГЛАВА 9. АКАДЕМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО УНИВЕРСИТЕТА .............................535 Ключевые факты ...........................................................................................536 9.1. Модель управления: административная структура и принятие решений ...................................................................................... 537
Стр.7
Оглавление 7 9.1.1. Ректор и ректорат............................................................................ 537 9.1.2. Организационная структура ...........................................................539 9.1.3. Кафедральная система и ее альтернативы ...................................... 541 9.1.4. Органы и системы управления ........................................................545 9.2. Стратегическое развитие университетов .................................................550 9.2.1. Проектный подход и смена управления ..........................................550 9.2.2. Проект «5-100» как драйвер движения к проектной парадигме ................................................................................................554 9.3. Университеты и рейтинги ........................................................................558 9.3.1. Российские вузы в международных рейтингах ................................558 9.3.2. Институциональный ответ на глобальные рейтинги ........................562 Библиография ............................................................................................... 573 ГЛАВА 10. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ...............................................................577 Ключевые факты ........................................................................................... 578 10.1. Общая характеристика интернационализации ...................................... 579 10.2. Международная включенность и связи академического сообщества ... 579 10.2.1. Период становления российской высшей школы (XIX — начало XX в.) ............................................................................... 579 10.2.2. Интернационализм первых десятилетий советской власти (1922 г. — начало 1930-х годов) .............................................................. 581 10.2.3. Околовоенные десятилетия: изоляция от врагов, советизация друзей (вторая половина 1930-х — первая половина 1950-х годов) ...........................................................................................583 10.2.4. Приоткрытие железного занавеса и начало интеграции (вторая половина 1950-х — начало 1970-х годов) ...................................589 10.2.5. Интеграция: современный этап (1991 г. — н.в.) ............................ 591 10.3. Иностранные преподаватели и студенты в российских вузах ................592 10.3.1. Иностранные преподаватели .......................................................592 10.3.2. Иностранные студенты в вузах страны: от мотивов политических к экономическим .............................................594 10.3.3. Международная кооперация российских вузов ...........................606 Библиография ................................................................................................612
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ