УДК 37.012
ББК 74вб
К35
Редакционный совет серии
ЯРОСЛАВ КУЗЬМИНОВ, ИСАК ФРУМИН, ВАЛЕРИЙ АНАШВИЛИ,
ЕЛЕНА ПЕНСКАЯ, МАРИЯ ЮДКЕВИЧ, СЕРГЕЙ ФИЛОНОВИЧ, ЛЕВ ЛЮБИМОВ,
АЛЕКСАНДР СИДОРКИН, ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВ, ВИКТОР БОЛОТОВ
Дизайн серии
ВАЛЕРИЙ КОРШУНОВ
Научный редактор перевода
ЛЕВ ЛЮБИМОВ
К35
Кеннеди, К., Питерс, М., Томас, М.
ни Как использовать анализ данных о добавленной стоимости для улучшея
обучения школьников. Руководство для школ и лидеров школьных окрупгов
[Электронный ресурс] : учеб. пособие / К. Кеннеди, М. Питерс, М. Томас ;
шер. с англ. О. Лобачевой ; под ред. Л. Любимова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая
2 кола экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf :
н66 с.). — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Библиотека журAала
«Вопросы образования»). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо
dobe Digital Editions 4.5 ; экран 10".
ISBN 978-5-7598-1489-4
Книга посвящена объяснению, способам применения и интерпретирования технологии
оценивания деятельности как образовательных институтов (региональных и муниципальных
органов управления образованием), так и участников образовательного
процесса (в первую очередь учителей и учеников) методом измерения добавленной
стоимости. Авторы этой инновации применили данный термин из экономической теории
к задачам школьного образования, связанным с многогранной проблемой оценивания
результатов. Добавленная стоимость в этой книге — разница между начальной успеваемостью
ученика (результатами тестов прошлого года) и его текущей успеваемостью
(результатами тестов этого года). речь идет не о разовом контроле разницы в результатах
за определенный промежуток времени, а о создании системы статистического учета
данных, их накопления, обработки специальными статистическими методами и обеспечения
их транспарентности с целью постоянного анализа и принятия конкретных
решений в отношении всех субъектов школьной образовательной деятельности.
Значимость этой книги для российского читателя в том, что она ярко и зримо демонстрирует
признаки высокой образовательной культуры во всех ее аспектах — организационных,
этических, межличностных, гуманистических и т. д. Несомненно, книга станет
настольной у тех, для кого школа — профессия и смысл жизни.
УДК 37.012
ББК 74вб
Деривативное электронное издание на основе печатного издания: Как использовать
анализ данных о добавленной стоимости для улучшения обучения школьников.
Руководство для школ и лидеров школьных округов [Текст] : учеб. пособие / К. Кеннеди,
М. Питерс, М. Томас ; пер. с англ. О. Лобачевой ; под ред. Л. Любимова ; Нац. исслед. ун-т
«Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 264 с. —
(Библиотека журнала «Вопросы образования»). — ISBN 978-5-7598-1224-1. — ISBN 978-14129-9633-4
(англ.).
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации.
Translation from English language edition: How to Use Value-Added Analysis to Improve Student Learning:
A Field Guide for School and District Leaders by Kate Kennedy, Mary Peters, and Mike Thomas.
Перевод публикуется с разрешения правообладателя.
ISBN 978-5-7598-1489-4
©© 2012 by Corwin. All rights reserved
И Перевод на русский язык, оформление.
здательский дом Высшей школы экономики, 2017
Стр.5
соДЕржаниЕ
ПрЕДисловиЕ наУЧноГо рЕДаКТора
ПЕрЕвоДа 12
ПЕрЕЧЕнь рисУнКов и ТаБлиц 22
ПрЕДисловиЕ ДУГласа Б. ривза 24
ПроБираЯсь ЧЕрЕз лаБиринТы
ПрЕмУДросТЕЙ 24
оТ ПорицаниЙ К анализУ 25
оТ ТоЧЕЧноГо УПравлЕниЯ
К исслЕДованиЯм 26
ПрозраЧносТь и КонТролирУЕмосТь —
основа наУЧаЮщЕЙ сисТЕмы: ПЯТь
ПрЕДосТЕрЕжЕниЙ ДлЯ рУКовоДиТЕлЕЙ
сФЕры оБразованиЯ 27
ввЕДЕниЕ 30
в ЧЕм УниКальносТь эТоЙ КниГи 31
КраТКоЕ соДЕржаниЕ КниГи 33
сшаг I: Погружение в анализ данных о добавленной
тоимости 34
сшаг II: оценка результатов для выявления сильных
полученных результатов и разработка плана
торон образовательного процесса и вызовов 35
пошаги III и IV: выявление глубинных причин
шаг V: Действие, контроль, подстройка 36
импрувменту 36
осоБЕнносТи КниГи 36
КаК ПользоваТьсЯ эТоЙ КниГоЙ 37
оТЧЕТы По ДоБавлЕнноЙ сТоимосТи
КаК ЧасТь оБщЕЙ КарТины 38
рЕФормаТорсКиЕ инициаТивы 39
5
Стр.6
БлаГоДарносТи 42
БлаГоДарносТи изДаТЕлЕЙ 43
оБ авТорах 45
1. шаГ I: ЧТо ТаКоЕ анализ Данных
о ДоБавлЕнноЙ сТоимосТи? 47
ТЕзис 1. оПрЕДЕлЕниЕ анализа Данных
о ДоБавлЕнноЙ сТоимосТи 48
история двух учениц: Янира и элли 52
ТЕзис 2. социально-эКономиЧЕсКиЙ
сТаТУс 55
ТЕзис 3. анализ Данных о ДоБавлЕнноЙ
сТоимосТи: сПравЕДливаЯ сисТЕма
оцЕнКи 60
ТЕзис 4. «ДвоЙнаЯ сила»: ПроГрЕсс
и УсПЕваЕмосТь 63
ТЕзис 5. анализ Данных о ДоБавлЕнноЙ
сис сТоимосТи — ЧасТь сБалансированноЙ
ТЕмы оцЕниваниЯ 68
ТЕзис 6. знаЧимосТь УЧиТЕлЯ 70
вывоДы 73
ПраКТиЧЕсКиЕ шаГи и воПросы
ДлЯ оБсУжДЕниЯ 73
инсТрУмЕнТариЙ ДлЯ ПрЕПоДаваТЕлЕЙ
и рУКовоДиТЕлЕЙ 74
2. шаГ I: ПоГрУжЕниЕ в анализ Данных
о ДоБавлЕнноЙ сТоимосТи 75
ТЕзис 1. ФормированиЕ оБразоваТЕльноЙ
КУльТУры, основанноЙ на Данных
о ДоБавлЕнноЙ сТоимосТи 77
Придерживайтесь взятых обязательств 77
Коммуникация, коммуникация и еще раз
коммуникация 79
ТЕзис 2. оБЕсПЕЧЕниЕ эФФЕКТивноГо
ПроФЕссиональноГо развиТиЯ 83
Профессиональное развитие учителей 86
6
Стр.7
ТЕзис 3. оБЕсПЕЧЕниЕ ДосТУПа К оТЧЕТам
По ДоБавлЕнноЙ сТоимосТи 87
ТЕзис 4. ПрЕДосТавлЕниЕ ПрЕПоДаваТЕлЯм
инсТрУмЕнТов ДлЯ совмЕсТноГо
с изУЧЕниЯ инФормации о ДоБавлЕнноЙ
ТоимосТи 88
ТЕзис 5. ДвижЕниЕ оТ маКроК
миКроПоДхоДУ 91
вывоДы 93
ПраКТиЧЕсКиЕ шаГи и воПросы
ДлЯ оБсУжДЕниЯ 94
инсТрУмЕнТариЙ ДлЯ ПрЕПоДаваТЕлЕЙ
и рУКовоДиТЕлЕЙ 96
3. шаГ I: сТрУКТУра сисТЕмноГо
имПрУвмЕнТа 99
оБзор: ДвижЕниЕ К сТрУКТУрЕ сисТЕмноГо
имПрУвмЕнТа в оБразовании 100
ТЕзис 1: знаЧЕниЕ выражЕниЯ «сисТЕмныЙ
имПрУвмЕнТ в оБразовании»
измЕнилось 101
ТЕзис 2. анализ Данных о ДоБавлЕнноЙ
сТоимосТи оТражаЕТ эФФЕКТивносТь
ПроГрамм 103
ТЕзис 3. оКрУГ, шКола и Класс —
о взаимозависимыЕ сисТЕмы, вложЕнныЕ
Дна в ДрУГУЮ 105
азбука системного импрувмента 107
ТЕзис 4. оБъЕКТивнаЯ инФормациЯ —
с эТо КлЮЧ К ПониманиЮ ТЕКУщЕГо
осТоЯниЯ сисТЕмы 107
Что такое текущее состояние системы? 107
ТЕзис 5. ФоКУс на сисТЕмЕ — соЕДинЕниЕ
ис УровнЕЙ анализа и эТаПов
слЕДованиЯ
109
ТЕзис 6. важносТь ФоКУса 111
вывоДы 113
ПраКТиЧЕсКиЕ шаГи и воПросы
ДлЯ оБсУжДЕниЯ 113
7
Стр.8
4. шаГ II: оцЕнКа оТЧЕТов По ДоБавлЕнноЙ
сТоимосТи на УровнЕ оКрУГа
и ДлЯ выЯвлЕниЯ сильных сТорон
вызовов 115
ТЕзис 1. наУЧиТЕсь ЧиТаТь основныЕ оТЧЕТы
По ДоБавлЕнноЙ сТоимосТи на УровнЕ
оКрУГа 116
этап 1. найти оценку среднего балла NCE 120
этап 2. определить средний годовой прирост 121
этап 3. определить средний прирост за три года 122
нормативомэтап 4. сравнить результат с установленным
прогресса 122
ответ на ключевой вопрос 122
ТЕзис 2. созДаЙТЕ маТрицУ «ФоКУс на моЕм
р оКрУГЕ», ЧТоБы оцЕниТь ТЕКУщиЕ
ЕзУльТаТы 123
ТЕзис 3. изУЧиТЕ ДЕзаГрЕГированныЕ
с ДанныЕ, ЧТоБы оПрЕДЕлиТь сильныЕ
Тороны и вызовы 127
определение приоритетов округа 132
вывоДы 137
ПраКТиКУм 138
ПраКТиЧЕсКиЕ шаГи и воПросы
ДлЯ оБсУжДЕниЯ 138
инсТрУмЕнТариЙ ДлЯ ПрЕПоДаваТЕлЕЙ
и рУКовоДиТЕлЕЙ 140
5. шаГ II: оцЕнКа оТЧЕТов По ДоБавлЕнноЙ
сТоимосТи на УровнЕ шКолы
ДлЯ оПрЕДЕлЕниЯ сильных сТорон
и вызовов 141
ТЕзис 1. наУЧиТЕсь ЧиТаТь шКольныЕ оТЧЕТы
По ДоБавлЕнноЙ сТоимосТи 144
школьные отчеты по добавленной стоимости 144
ТЕзис 2. сФормирУЙТЕ маТрицУ «ФоКУс
р на моЕЙ шКолЕ», ЧТоБы УвиДЕТь ТЕКУщиЕ
ЕзУльТаТы 148
изучение агрегированных данных 149
8
Стр.9
ТЕзис 3. изУЧиТЕ ДЕзаГрЕГированныЕ
с ДанныЕ, ЧТоБы оПрЕДЕлиТь сильныЕ
Тороны и вызовы 151
вывоДы 154
ПраКТиКУм 155
ПраКТиЧЕсКиЕ шаГи и воПросы
ДлЯ оБсУжДЕниЯ 156
инсТрУмЕнТариЙ ДлЯ ПрЕПоДаваТЕлЕЙ
и рУКовоДиТЕлЕЙ 157
6. шаГ II: оцЕнКа оТЧЕТов По ДоБавлЕнноЙ
сТоимосТи на УровнЕ ПрЕПоДаваТЕлЯ
и ДлЯ выЯвлЕниЯ сильных сТорон
вызовов 158
ввЕДЕниЕ. оТЧЕТы По ДоБавлЕнноЙ
сТоимосТи, УКазываЮщЕЙ на УровЕнь
ПрЕПоДаваТЕлЯ 159
ТЕзис 1. инФормациЯ о ДоБавлЕнноЙ
сТоимосТи на УровнЕ ПрЕПоДаваТЕлЯ —
рУКовоДсТво К ДЕЙсТвиЮ 161
ТЕзис 2. с инФормациЕЙ о ДоБавлЕнноЙ
сТоимосТи на УровнЕ ПрЕПоДаваТЕлЯ
нУжно оБращаТьсЯ ДЕлиКаТно 167
ТЕзис 3. ДлЯ ПравильноЙ оТЧЕТносТи
и нЕоБхоДимо сооТнЕсЕниЕ УЧиТЕлЯ
УЧЕниКа 173
ТЕзис 4. анализ Данных о ДоБавлЕнноЙ
сТоимосТи на УровнЕ ПрЕПоДаваТЕлЯ
оТражаЕТ рЕзУльТаТы ЕГо раБоТы 176
ТЕзис 5. КоллЕГиальныЙ анализ
на Данных о ДоБавлЕнноЙ сТоимосТи
сбор команды 186
изучение агрегированных данных 186
изучение дезагрегированных данных 189
вывоДы 190
9
оПрЕДЕлиТь ПриориТЕТныЕ наПравлЕниЯ
имПрУвмЕнТа 184
УровнЕ ПрЕПоДаваТЕлЯ ПомоГаЕТ
Стр.10
ПраКТиКУм 192
ПраКТиЧЕсКиЕ шаГи и воПросы
ДлЯ оБсУжДЕниЯ 192
инсТрУмЕнТариЙ ДлЯ ПрЕПоДаваТЕлЕЙ
и рУКовоДиТЕлЕЙ 193
7. шаГи III и IV: выЯвлЕниЕ ГлУБинных
П ПриЧин ПолУЧЕнных в оТЧЕТах
р о ДоБавлЕнноЙ сТоимосТи
ПЕзУльТаТов и разраБоТКа Плана
о имПрУвмЕнТУ 195
резуобщий обзор: выявите глубинные причины отчетных
льтатов и составьте план импрувмента 196
зачем исследовать глубинные причины? 196
ТЕзис 1. ГлУБинныЕ ПриЧины оТЧЕТных
ры рЕзУльТаТов ПрЕДосТавлЯЮТ мощныЕ
ЧаГи ДлЯ имПрУвмЕнТа 197
ТЕзис 2. анализ ГлУБинных ПриЧин
ПолУЧЕнных рЕзУльТаТов основан
на Том, ЧТо УЧиТЕлЯ ПринимаЮТ на сЕБЯ
ПЕрсональнУЮ оТвЕТсТвЕнносТь
за ТЕКУщЕЕ ПоложЕниЕ ДЕл 198
ТЕзис 3. оЧЕнь важно анализироваТь
сильныЕ сТороны КоманДы ПЕДаГоГов 199
ТЕзис 4. сПисоК ГлУБинных ПриЧин
оТЧЕТных рЕзУльТаТов нЕоБхоДимо
соКраТиТь, осТавив ТольКо ТЕ, ЧТо
нЕПосрЕДсТвЕнно оТвЕЧаЮТ за
КонКрЕТныЙ рЕзУльТаТ УЧЕниКов 203
ТЕзис 5. ПосТавьТЕ сТраТЕГиЧЕсКУЮ,
и измЕримУЮ, ДосТижимУЮ, аКТУальнУЮ
SMAR оГраниЧЕннУЮ во врЕмЕни цЕль, или
По мЕТоДиКЕ BFK•ФоКУс 205
Пример анализа глубинных причин позитивных
к и негативных учебных показателей на уровне
ласса 208
и окризучение глубинных причин на уровне школы
работа с агрегированными данными 217
уга 217
10
Диаграммы исикавы («рыбьи скелеты») для школ
и округов 217
T-цЕль, и сосТавьТЕ План ДЕЙсТвиЙ
Стр.11
вывоДы 218
ПраКТиЧЕсКиЕ шаГи и воПросы
ДлЯ оБсУжДЕниЯ 218
инсТрУмЕнТариЙ ДлЯ ПрЕПоДаваТЕлЕЙ
и рУКовоДиТЕлЕЙ 219
8. шаГ V: ДЕЙсТвиЕ, КонТроль,
ПоДсТроЙКа 225
оБзор. ДЕЙсТвУЙТЕ, ПровЕрЯЙТЕ
и КоррЕКТирУЙТЕ 226
ТЕзис 1. исПользУЙТЕ инФормациЮ
р о ДоБавлЕнноЙ сТоимосТи ДлЯ
сЕшиТЕльных ДЕЙсТвиЙ, наЧниТЕ
Два вида контроля 229
ТЕзис. 3. оцЕниТЕ УсПЕшносТь рЕализации
вашЕГо Плана имПрУвмЕнТа 232
ТЕзис 4. ПолУЧив свЕжиЕ ДанныЕ, наЧинаЙТЕ
всЕ снаЧала 234
вывоДы 237
ПраКТиЧЕсКиЕ шаГи и воПросы
ДлЯ оБсУжДЕниЯ 237
инсТрУмЕнТариЙ ДлЯ ПрЕПоДаваТЕлЕЙ
и рУКовоДиТЕлЕЙ 238
заКлЮЧЕниЕ 241
цели анализа данных о добавленной стоимости 242
сБудущее анализа данных о добавленной
тоимости 242
руководство 244
Повышение эффективности преподавания 245
ГлоссариЙ 248
БиБлиоГраФиЯ 250
ПрЕДмЕТно-ТЕмаТиЧЕсКиЙ и имЕнноЙ
УКазаТЕль 253
11
внЕДрЕниЯ Плана имПрУвмЕнТа 227
ТЕзис 2. слЕДиТЕ за имПлЕмЕнТациЕЙ
вашЕГо Плана и При нЕоБхоДимосТи
КоррЕКТирУЙТЕ свои ДЕЙсТвиЯ 228
Стр.12