УДК 372.881.161.1
ББК 74.268.1Рус
Н62
Н62
Никифорова В.В.
Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение
А.А. Короткова и письмо. 1 класс : пособие для учителя / В.В. Никифорова,
. – 8-е изд., эл. – 1 файл pdf : 481 с. – Москва
: ВАКО, 2022. – (В помощь школьному учителю). –
Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital
Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-05951-5
Предлагаемые поурочные разработки по обучению грамоте составлены
в соответствии с требованиями ФГОС для учителей, работающих
по УМК Л.Ф. Климановой и др. (образовательная система «Перспектива»).
Порядок изучения тем соответствует учебнику «Азбука» (Просвеущение,
2019–2021), входящему в действующий федеральный перечень
кчебников. В книге учитель найдет все, что необходимо для подготовки
уроку и его проведения: тематическое планирование учебного материала,
подробные конспекты уроков, упражнения на развитие речевого
аппарата и эмоционально-волевой сферы школьников, занимательный
и игровой материал, позволяющий детям на доступном уровне
осваивать язык как знаковую систему, средство общения и познания,
формировать культуру общения.
Адресовано учителям начальных классов общеобразовательных
организаций, студентам педагогических вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Азбука» в составе УМК Л.Ф. Климановой,
С.Г. Макеевой 2019–2021 гг. выпуска.
УДК 372.881.161.1
ББК 74.268.1Рус
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс : пособие для учителя / В.В. Никифорова,
А.А. Короткова. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : ВАКО,
2022. – 480 с. – (В помощь школьному учителю). – ISBN 978-5-408-05802-0. –
Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05951-5
© ООО «ВАКО», 2015,
2022, с изменениями
Стр.3
Содержание
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . 6
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
УМир общенияр о к 1. Знакомство с учебной книгой – «Азбукой». Давайте
знакомиться . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
УУ р о к 2. Мы теперь ученики. Книжки – мои друзья . . . . . . . . . . 17
У р о к 3. Слово в общении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
У р о к 4. Жесты – помощники в общении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
У р о к 5. Общение без слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
У р о к 6. Как понять животных? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
У р о к 7. Могут ли разговаривать предметы? . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
У р о к 8. Слова или предметы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
У р о к 9. Рисунки и предметы в общении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
У р о к 10. Рисунки и знаки в общении. Дорожные знаки . . . . . . 46
У р о к 11. В Цветочном городе. Знаки охраны природы . . . . . . . 49
р о к 12. Загадочное письмо. Подведем итоги . . . . . . . . . . . . . . . 53
УУМир полон звуковр о к 13. Звуки вокруг нас . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
У р о к 14. Как звучат слова? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
У р о к 15. Гласные и согласные звуки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
У р о к 16. Твердые и мягкие согласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
У р о к 17. Звучание и значение слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
У р о к 18. Слова и слоги. Ударение в слове . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
У р о к 19. Слово и предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
У р о к 20. Подведем итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
У р о к 1. Твои новые друзья. Дорога в школу . . . . . . . . . . . . . . . . 84
У р о к 2. Первое задание. На уроке. Что в центре круга? . . . . . . . 88
У р о к 3. Большие и маленькие. Сравни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
р о к 4. Каких цветов больше? Направление. Найди
короткий путь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
УУ р о к 5. Чем похожи? Где чей домик? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
У р о к 6. Лото. Найди пару . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
У р о к 7. У речки. Сколько? Столько . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
У р о к 8. Целое и часть. На компьютере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
У р о к 9. Часть и целое. Целое из частей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
р о к 10. Головоломка. Овал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Стр.476
476
Содержание
УУ р о к 11. В квартире. Веселые превращения . . . . . . . . . . . . . . . 112
У р о к 12. Сравни дома. В магазине одежды . . . . . . . . . . . . . . . . 115
У р о к 13. В походе. На отдыхе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
У р о к 14. На коньках. Контуры и силуэты . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
У р о к 15. На волнах. Морские путешествия . . . . . . . . . . . . . . . . 121
У р о к 16. На лугу. Мы рисуем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
У р о к 17. Под грибом. Сравни, подумай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
У р о к 18. Мы – спортсмены. Выбирай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
У р о к 19. Кто построил домики? Сравни и подумай . . . . . . . . . 129
У р о к 20. Рассмотри и расскажи. В гости к бабушке . . . . . . . . . 132
У р о к 21. Распиши посуду. Наличники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
У р о к 22. Расшитые полотенца. Лоскутное одеяло . . . . . . . . . . 136
р о к 23. Прогулка в парк. Знаки в городе. Подбери пару.
Разгадай секрет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
УУ р о к 24. Подумай и сравни. В спортивном зале. Догадайся . . . 141
р о к 25. На велосипедах. Собери машину. Проверь себя. Подумай и сравни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
УУСтрана АБВГДейкар о к и 21, 26. Звук [а]. Буквы А, а . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
У р о к и 22, 27. Звук [о]. Буквы О, о . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
У р о к и 23, 28. Звук [у]. Строчная буква у . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
р о к и 24, 29. Закрепление изученного о гласных звуках.
Заглавная буква У . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
УУ р о к 30. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
У р о к и 25, 31. Звук [и]. Буквы И, и . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
У р о к и 26, 32. Звук [ы]. Буква ы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
У р о к и 27, 33. Звук [э]. Строчная буква э . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
р о к и 28, 34. Закрепление изученного о гласных звуках.
Заглавная буква Э . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
УУ р о к 35. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
У р о к и 29, 36. Узелки на память. Буквенная мозаика . . . . . . . 179
У р о к и 30, 37. Узелки на память. Пиши, да не спеши . . . . . . . 183
У р о к и 31, 38; 32, 39. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . 185
У р о к 40. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
У р о к и 33, 41. Звуки [м] и [м’]. Буквы М, м . . . . . . . . . . . . . . . 187
У р о к и 34, 42. Звуки [с] и [с’]. Буквы С, с . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
У р о к и 35, 43. Звуки [н] и [н’]. Буквы Н, н . . . . . . . . . . . . . . . . 196
У р о к и 36, 44. Звуки [л] и [л’]. Буквы Л, л . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
У р о к 45. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
р о к и 37, 46. Чтение предложений и текстов. Игры
со словами . Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
УУ р о к и 38, 47. Звуки [т] и [т’]. Буквы Т, т . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
р о к и 39, 48. Звуки [к] и [к’]. Буквы К, к . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Стр.477
Содержание
477
У р о к и 40, 49. Чтение слов и текстов с изученными буквами.
Загадки слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
р о к и 41, 51. Узелки на память. Буквенная мозаика. Пиши,
да не спеши . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
УУ р о к 50. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
УУ р о к и 42, 52. Звуки [р] и [р’]. Буквы Р, р . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
р о к и 46, 57. Парные по глухости-звонкости звуки [г] – [к],
[г’] – [к’] . Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
У р о к и 43, 53. Звуки [в] и [в’]. Буквы В, в . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
У р о к и 44, 54. Звуки [п] и [п’]. Буквы П, п . . . . . . . . . . . . . . . . 236
У р о к 55. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
У р о к и 45, 56. Звуки [г] и [г’]. Буквы Г, г . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
У р о к и 47, 58. Упражнения в чтении. Игры со словами .
Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
У р о к и 48, 59. Буквы Е, е в начале слова и после гласных.
Буквы Е, е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
р о к и 49, 61. Буквы Ё, ё в начале слова и после гласных.
Буквы Ё, ё . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
УУ р о к 60. Повторение. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
У р о к и 50, 62. Обозначение мягкости согласных буквами е,
ё . Чтение и письмо слов с буквами е, ё . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
У р о к и 51, 63. Чтение слов с изученными буквами.
Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
р о к и 53, 66. Звуки [б] и [б’] . Парные по глухостизвонкости
звуки [б] – [п], [б’] – [п’]. Буквы Б, б.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости
согласными звуками [б] – [п], [б’] – [п’] . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
р о к и 55, 68. Парные по глухости-звонкости согласные
звуки [з] – [с] , [з’] – [с’]. Упражнения в чтении и письме.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости
согласными звуками [з] – [с], [з’] – [с’] . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
У р о к и 52, 64. Узелки на память. Игры со словами.
Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
УУ р о к 65. Закрепление изученного. Буквенная мозаика . . . . . . 273
УУ р о к и 54, 67. Звуки [з] и [з’]. Буквы З, з . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
У р о к и 56, 69. Повторение – мать учения . Правописание
слов с парными по глухости-звонкости согласными
звуками [з] – [с], [з’] – [с’] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
УУ р о к 70. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
р о к и 57, 71. Звуки [д] и [д’] . Парные по глухостизвонкости
согласные звуки [д] – [т], [д’] – [т’]. Буквы Д, д.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости
согласными звуками [д] – [т], [д’] – [т’] . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
У р о к и 58, 72. Звук [ж]. Правописание слов
с буквосочетанием жи . Строчная буква ж . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Стр.478
478
Содержание
У р о к и 59, 73. Мои первые книжки. Заглавная буква Ж . . . . 301
У р о к и 60, 74. Загадки слов. Веселые картинки .
Правописание слов с буквосочетанием жи . . . . . . . . . . . . . . . 305
УУ р о к 75. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
р о к и 61, 76. Узелки на память. Игры со словами.
Буквенная мозаика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
У р о к и 62, 77. Буква я в начале слова и после гласных .
Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я.
Буквы Я, я . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
У р о к и 63, 78. Составление рассказа по картинкам. Игра
в слова . Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
р о к и 65, 81. Мягкий знак – показатель мягкости
согласных. Буква ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
7, 83. Буквы Ю, ю в начале слова и после гласных . . . 340
УУ р о к и 64, 79. Звуки [х] и [х’]. Строчная буква х . . . . . . . . . . . 323
У р о к 80. Заглавная буква Х. Закрепление изученного . . . . . . . 327
Уроки 6У р о к и 66, 82. Звук [й’]. Буквы Й, й . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
У р о к и 68, 84. Обозначение мягкости согласных буквой ю .
Приговорки, игры, загадки, песенки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
р о к и 69, 86. Узелки на память. Упражнения в чтении .
Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
УУ р о к 85. Буквенная мозаика. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . 350
У р о к и 70, 87. Звук [ш]. Правописание слов
с буквосочетаниями жи – ши . Буквы Ш, ш . . . . . . . . . . . . . . . 357
У р о к и 71, 88. Закрепление изученного . Правописание слов
с буквосочетаниями жи – ши . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
У р о к и 72, 89. Звук [ч’]. Буквы Ч, ч . Правописание слов
с буквосочетаниями ча, чу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
УУ р о к 90. Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу . . . . . 367
УУ р о к и 74, 92. Звук [ц]. Буквы Ц, ц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
р о к и 73, 91. Звук [щ’]. Буквы Щ, щ . Правописание слов
с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
р о к и 75, 93. Звуки [ф] и [ф’]. Буквы Ф, ф . Парные по
глухости-звонкости согласные звуки [в] – [ф], [в’] – [ф’] . . . 379
р о к и 77, 96. Узелки на память. Упражнения в чтении .
Наблюдения над словами. Закрепление изученного . . . . . . . 392
У р о к и 76, 94. Разделительные твердый и мягкий знаки.
Буква ъ . Правописание слов с разделительными ъ и ь . . . . . . 384
УУ р о к 95. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389
У р о к и 78, 97. Знаки вокруг нас. Знаки городов России.
Слово – это знак . Значение слова. Буквенная мозаика.
Закрепление изученного. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . 395
У р о к и 79, 98. Старинные азбуки и буквари . Отработка
написания элементов букв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
У р о к и 80, 99. По страницам старинных азбук . Отработка
написания элементов букв – плавных линий с точкой . . . . . 404
Стр.479
Содержание
479
У р о к 100. Отработка написания элементов букв – прямых
линий с одним и двумя закруглениями и плавными
линиями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 410
У р о к и 81, 101. Из старинных книг для чтения . Отработка
написания элементов букв – прямых линий с петлей внизу . . . 412
У р о к и 82, 102. На что клад, когда в семье лад . Подведем итоги. Отработка написания элементов букв – прямых
линий с петлей вверху и внизу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
У р о к и 83, 103. Проверка читательских умений . Отработка
написания элементов букв – овалов и полуовалов . . . . . . . . 422
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
УПро всё на свете
У р о к и 84, 104. Упражнения в чтении. Отработка написания
элементов букв . Кроссворд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
У р о к 105. Отработка написания элементов букв . . . . . . . . . . . 428
р о к и 85, 106. Про всё на свете. Отработка написания
элементов букв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432
У р о к и 86, 107. Что, где, когда и почему? Удивительное
рядом . Отработка написания элементов букв . . . . . . . . . . . . . 436
У р о к и 87, 108. С чего начинается общение? Отработка
написания элементов букв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
У р о к и 88, 109. Разговоры, разговоры… Отработка
написания элементов букв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444
У р о к 110. Отработка написания элементов букв .
Правописание имен собственных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450
У р о к и 89, 111. Об одном и том же по-разному.
Чтобы представить слово . Отработка написания элементов
с букв. Правописание имен собственных, слов
буквосочетанием чк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453
У р о к и 90, 112. Книга природы. Сравни и подумай .
Упражнения в написании букв. Обозначение мягкости
согласных буквами е, ё, ю, я, и . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458
У р о к и 91, 113. Большие и маленькие секреты. Волшебство
слова . Загадки. Считалочки в стране Считалия. Сказки.
Присказки. Обозначение мягкости согласных с помощью
мягкого знака. Правописание слов с разделительным
мягким знаком, с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща,
чу – щу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462
У р о к и 92, 114. Семейное чтение. Подведем итоги .
Правописание слов с разделительным твердым знаком . . . . 466
У р о к 115. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 471
ПРИЛОЖЕНИЕ
Физкультминутки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
Стр.480