УДК 372.882
ББК 74.268.3
К95
К95
Кутявина С.В.
Поурочные разработки по литературному чтению.
эл. 2 класс : пособие для учителя / С.В. Кутявина. – 8-е изд.,
– 1 файл pdf : 431 с. – Москва : ВАКО, 2022. – (В помощь
школьному учителю). – Систем. требования: Adobe
Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст :
электронный.
ISBN 978-5-408-05947-8
му чтению для 2В пособии представлены поурочные разработки по литературнокласса,
составленные в соответствии с требованиями
ФГОС. Порядок тем соответствует учебнику Л.Ф. Климановой и др.
УМК «Перспектива» (М.: Просвещение), входящему в действующий
федеральный перечень учебников. Имеется дополнительный материал
В для учителя (биографии писателей, тексты физкультминуток и др.).
сценарии включены игровые и нестандартные задания, кроссворды,
и загадки, викторины, которые позволят повысить активность учащихся
Издание адресовано учителям начальной школы, студентам педагогических
вузов и колледжей.
сделать уроки насыщенными и интересными.
Л.Ф.Подходит к учебникам «Литературное чтение» в составе УМК
выпуска.
Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого 2019–2021 гг.
УДК 372.882
ББК 74.268.3
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по литературному чтению. 2 класс : пособие для учителя / С.В. Кутявина. –
7-е изд., перераб. – Москва : ВАКО, 2022. – 432 с. – (В помощь школьному
учителю). – ISBN 978-5-408-05852-5. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05947-8
© ООО «ВАКО», 2015,
2022, с изменениями
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
УПланируемые результаты обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
р о к 1. Введение. Знакомство с учебником . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
УУЛюбите книгур о к 2. Игра «Крестики-нолики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
У р о к 5. Книги из далекого прошлого. Книги из пергамента
из в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги
р о к 3. Знакомство с названием раздела. В. Боков «Книга –
учитель…». Н. Найденова «Мой друг». Пословицы о книге . . . . . . 19
У р о к 4. Ю. Энтин «Слово про слово». Г. Ладонщиков «Лучший
друг». М. Горький и Д. Лихачев о книгах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси . . . . . . 26
У р о к 6. Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» . . . . . . . 28
У р о к 7. Мои любимые художники-иллюстраторы: Владимир
Лебедев, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин . . . . . . . . . . . . . . . . 32
У р о к 8. Мы идем в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии.
Справочная литература для детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
У р о к 9. Самостоятельное чтение. Ю. Мориц «Трудолюбивая
старушка». Главная мысль стихотворения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
У р о к 10. Семейное чтение. Сокровища духовной народной
мудрости. Пословицы и поговорки о добре. С. Михалков
«Будь человеком» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
УКраски осенир о к 11. Знакомство с названием раздела. Основные понятия
раздела: сравнение, рассказ по картине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
У р о к 12. Осень в художественных произведениях А. Пушкина,
С. Аксакова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
У р о к 13. Осень в произведениях живописи И. Левитана,
В. Поленова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
У р о к 14. Осенняя зарисовка М. Пришвина. А. Твардовский
«Меж редеющих верхушек…». Н. Сладков «Сентябрь» . . . . . . . . . . 53
У р о к 15. А. Майков «Осень». С. Есенин «Закружилась листва
золотая…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Стр.425
Содержание
425
У р о к 16. И. Токмакова «Опустел скворечник…». А. Плещеев
«Осень наступила…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
У р о к 17. Произведения устного народного творчества об осени.
Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние
загадки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
У р о к 18. Самостоятельное чтение. Цвета осени. С. Маршак
«Сентябрь», «Октябрь». Л. Яхнин «Осень в лесу». А. Алексин
«Первый день» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
У р о к 19. Мы идем в библиотеку. Сборники стихотворений
и рассказов о природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
У р о к 20. Семейное чтение. С. Образцов «Стеклянный пруд».
Создание текста по аналогии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
У р о к 21. Наш театр. Инсценирование произведения
Н. Сладкова «Осень» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
УМир народной сказкир о к 24. Знакомство с названием раздела. Основные понятия
раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел . . . . . . . . . . . . . . . 80
УУ р о к 25. Русская народная сказка «Заячья избушка» . . . . . . . . . . . . . 82
У р о к 26. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» . . . 84
У р о к 27. Чукотская сказка «Хвост». Сравнение героев сказок . . . . . 87
р о к 28. Русская народная сказка «Зимовье». Чтение сказки
по ролям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
У р о к 22. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
У р о к 23. Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
У р о к 29. Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Составление плана сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
У р о к 30. Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок . . . . . . . . . . 94
У р о к 31. Мы идем в библиотеку. Русские народные сказки . . . . . . . 96
У р о к и 32, 33. Семейное чтение. Русская народная сказка
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
У р о к 34. Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
У р о к 35. Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
УУ р о к 36. Наш театр. Инсценирование сказки «Лиса и журавль» . . . 110
У р о к 38. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
и Сочинение-описание лисы на основе опорных слов
р о к 37. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
прочитанных художественных произведений . . . . . . . . . . . . . . . 116
УУ р о к 39. Мастерская писателя. Сочиняем сказку . . . . . . . . . . . . . . . 118
р о к 40. КВН «Любимые сказки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
УВеселый хороводр о к 41. Знакомство с названием раздела. Основные понятия
раздела: потешки, заклички, небылицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
У р о к 42. Б. Кустодиев «Масленица». Устное сочинение
по картине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Стр.426
426
Содержание
У р о к 43. Проект «Мы идем в музей народного творчества».
Подготовка экскурсии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
У р о к 44. Народные заклички, приговорки, потешки,
перевертыши . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
У р о к 45. Переводная литература. Небылицы, перевертыши,
веселые стихи. Особенности авторских произведений,
созданных на основе народных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
У р о к 46. Мы идем в библиотеку. Справочная литература для
детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
У р о к 47. Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Веселый
старичок», «Небывальщина» (в обработке К. Чуковского) . . . . . 142
У р о к 48. Семейное чтение. К. Чуковский «Путаница».
Небылица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
У р о к 49. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
УМы – друзья
р о к 51. Знакомство с названием раздела. Основные
нравственные понятия раздела: дружба, терпение, уважение.
Пословицы о дружбе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
У р о к 50. Проект. Подготовка и проведение праздника «Веселый
хоровод» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
У р о к 52. Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский
«Настоящий друг». В. Орлов «Я и Мы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
У р о к 53. В. Осеева «До первого дождя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
У р о к 54. Н. Носов «На горке». Подробный пересказ от имени
героя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
УУ р о к 55. Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях . . . . . . . . . . . . . . 165
р о к 56. Самостоятельное чтение. С. Михалков «Как друзья
познаются». Главная мысль произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
У р о к 57. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
Обсуждение проблемы «Как найти друзей» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
У р о к 58. Семейное чтение. А. Гайдар «Чук и Гек». Обсуждение
содержания рассказа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
У р о к 59. Наш театр. И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Инсценирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
УЗдравствуй, матушка-зима!р о к 61. Знакомство с названием раздела. Основное понятие
раздела: выразительное чтение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
У р о к 62. Лирические стихотворения о зиме: А. Пушкин «Вот
север, тучи нагоняя…», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» . . . . . 186
У р о к 63. А. Барто «Дело было в январе…». Сказочное
в лирическом стихотворении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
У р о к 64. С. Есенин «Поет зима – аукает…». Средства
художественной выразительности: эпитет, сравнение . . . . . . . . . 192
У р о к 65. С. Маршак «Декабрь». Средства художественной
выразительности: олицетворение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
У р о к 60. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Стр.427
Содержание
427
У р о к 66. К. Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение . . . . . . . . . 197
У р о к 67. С. Есенин «Береза». Средства художественной
выразительности: эпитет, сравнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
У р о к 68. А. Гайдар «Чук и Гек». Отрывок. Готовимся
к новогоднему празднику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
У р о к 69. Загадки зимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
У р о к 70. Проект «Праздник начинается, конкурс
предлагается…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
У р о к 71. Игра «Поле чудес». Контрольная работа за I полугодие . . . 210
УЧудеса случаются!р о к 72. Знакомство с названием раздела. Основное понятие
раздела: авторская сказка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
У р о к 73. Мои любимые писатели. Сказки А. Пушкина . . . . . . . . . 216
У р о к 74. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки.
Особенности литературной сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
У р о к 75. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит
сказка? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
У р о к 76. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Выставка
книг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
У р о к и 77, 78. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго
Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
Герои сказки. Чему учит сказка? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
У р о к 79. Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
У р о к 80. Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение
литературных сказок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
У р о к 81. Э. Распе. «Оттаявшие звуки». Особенности
литературной сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
У р о к 82. Мы идем в библиотеку. Литературные сказки . . . . . . . . . 244
У р о к 83. Мои любимые писатели. Сказки К. Чуковского . . . . . . . . 246
У р о к 84. Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги
«Приключения Бибигона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
У р о к 85. Семейное чтение. М. Горький «Воробьишко» . . . . . . . . . 252
У р о к 86. Наш театр. К. Чуковский «Краденое солнце».
Инсценирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
У р о к 87. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу. Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
УВесна, весна! И всё ей радо!
р о к 88. Знакомство с названием раздела. Основные понятия
раздела: олицетворение, воображение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
У р о к 89. А. Майков «Ласточка примчалась…». Прием контраста
в лирическом стихотворении. К. Паустовский «Весна» . . . . . . . . 264
У р о к 90. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…». Прием контраста
в лирическом стихотворении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
У р о к 91. Весна в лирических произведениях И. Никитина,
А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях
живописи А. Куинджи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Стр.428
428
Содержание
У р о к 92. Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета,
А. Барто . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
У р о к 93. Мы идем в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне . . . 278
У р о к 94. Самостоятельное чтение. С. Маршак, Саша Черный.
Семейное чтение. И. Токмакова, И. Соколов-Микитов . . . . . . . 281
У р о к 95. Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя
весна» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
У р о к 96. Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев».
Инсценирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
У р о к 97. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
УМои самые близкие и дорогие
р о к 98. Знакомство с названием раздела. Основные
нравственные понятия раздела: семья, родные, согласие,
ответственность. Стихи о маме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
У р о к 99. Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…». А. Барто «Перед
сном». Рассказ о маме. Дж. Родари «Кто командует?». Главная
мысль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
У р о к 100. Б. Заходер «С папой мы давно решили…». Л. Толстой
«Отец и сыновья». Е. Агранович «Нет в России семьи такой…».
Выразительное чтение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
У р о к 101. Мы идем в библиотеку. Книги о маме. Составление
каталога по теме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
У р о к 102. Самостоятельное чтение. Э. Успенский «Если был
бы я девчонкой», «Разгром». Б. Заходер «Никто» . . . . . . . . . . . . . 313
У р о к 103. Семейное чтение. Л. Толстой «Старый дед и внучек»,
«Правда всего дороже» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
У р о к 104. Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму
перехитрить». Инсценирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
УЛюблю все живоер о к 106. Знакомство с названием раздела. Основные
нравственные понятия раздела: общение, сопереживание,
сочувствие. И. Токмакова «Радость» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
У р о к 107. Саша Черный «Жеребенок». Авторское отношение
к изображаемому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
У р о к 108. С. Михалков «Мой щенок». Дополнение содержания
текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
УУ р о к 110. М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана . . . . 337
У р о к 105. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
У р о к 109. Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки
героев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
р о к 111. Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана
на основе опорных слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
У р о к 112. Сравнение художественного и научнопознавательного
текстов. Н. Рубцов «Про зайца». «Заяц»
(из энциклопедии) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
Стр.429
Содержание
429
У р о к 113. Проект «Создание фотоальбома о природе».
В. Берестов «С фотоаппаратом». А. Барто «Думают ли звери?» . . . 346
У р о к 114. Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе
В. Бианки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
У р о к 115. Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый Лис
и умная Уточка». Составление плана на основе опорных слов . . . 350
У р о к 116. Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы
Н. Сладкова. Составление рассказа по серии картинок . . . . . . . . 353
У р о к 117. Семейное чтение. В. Сухомлинский «Почему плачет
синичка?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
У р о к 118. Г. Снегирев «Куда улетают птицы на зиму?..».
Постановка вопросов к тексту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
У р о к 119. Наш театр. В. Бианки «Лесной колобок – колючий
бок». Инсценирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
У р о к 120. Шутки-минутки. В. Берестов «Заяц-барабанщик»,
«Коза» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
У р о к 121. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
УЖизнь дана на добрые дела
р о к 122. Знакомство с названием раздела. Основные
нравственные понятия раздела: трудолюбие, взаимопомощь,
честность, вежливость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
У р о к 123. Какие дела самые важные. С. Баруздин «Стихи
о человеке и его делах». Смысл заголовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
У р о к 124. Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи» . . . . . . . . . . . . . 375
У р о к 125. В. Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка . . . . . . . 378
У р о к 126. И. Пивоварова «Сочинение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 380
У р о к 127. Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим
«Не смей!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
У р о к 128. А. Гайдар «Совесть». Е. Григорьева «Во мне сидят два
с голоса…». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения
пословицей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
У р о к 129. Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит
поступать по совести». В. Осеева «Три товарища» . . . . . . . . . . . . . 387
У р о к 130. Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме» . . . 389
УУ р о к 131. Мы идем в библиотеку. Рассказы Н. Носова . . . . . . . . . . 392
р о к 132. Самостоятельное чтение. Н. Носов «Затейники».
Подбор заголовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395
У р о к 133. Н. Носов «Фантазеры». Чтение по ролям . . . . . . . . . . . . . 398
У р о к 134. Семейное чтение. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
Смысл басни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
У р о к 135. Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности».
Обобщение по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
ПРИЛОЖЕНИЕ
Физкультминутки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
Резервный урок. КВН «Цветик-семицветик»У р о к 136. Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
Стр.430