УДК 159.9.019.43
ББК 88-26
С19
Переводчики Юлия Аболина,
Елена Наймарк, д-р биол. наук
Научный редактор Даниил Марков
Редактор Анастасия Ростоцкая
С19
Сапольски Р.
Биология добра и зла: Как наука объясняет наши поступки / Роберт Сапольски ;
Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2019. — 766 с.
ISBN 978-5-00139-039-8
Как говорит знаменитый приматолог и нейробиолог Роберт Сапольски, если
вы хотите понять поведение человека и природу хорошего или плохого поступка,
вам придется разобраться буквально во всем — и в том, что происходило за секунду
до него, и в том, что было миллионы лет назад. В книге автор поэтапно —
можно сказать, в хронологическом разрезе — и очень подробно рассматривает
огромное количество факторов, влияющих на наше поведение. Как работает
наш мозг? За что отвечает миндалина, а за что нам стоит благодарить лобную
кору? Что «ненавидит» островок? Почему у лондонских таксистов увеличен гиппокамп?
Как связаны длины указательного и безымянного пальцев и количество
внутриутробного тестостерона? Чем с точки зрения нейробиологии подростки
отличаются от детей и взрослых? Бывают ли «чистые» альтруисты? В чем разница
между прощением и примирением? Существует ли свобода воли? Как сложные
социальные связи влияют на наше поведение и принятие решений? И это
лишь малая часть вопросов, рассматриваемых в масштабной работе известного
ученого.
УДК 159.9.019.43
ББК 88-26
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами,
включая размещение в сети интернет и в корпоративных сетях,
а также запись в память ЭВМ для частного или публичного использования,
без письменного разрешения владельца авторских прав. По вопросу
организации доступа к электронной библиотеке издательства обращайтесь
по адресу mylib@alpina.ru.
© Robert M. Sapolsky, 2017.
All Rights Reserved
ISBN 978-5-00139-039-8 (рус.)
ISBN 978-0143110910 (англ.)
© Издание на русском языке, перевод,
оформление. ООО «Альпина нон-фикшн»,
2019
Стр.5
Оглавление
Введение .............................................................................................................................. 9
Подход к изучению ................................................................................................. 12
Человек как животное, или Как разнообразна наша агрессия ............................16
ГЛАВА 1. ПОВЕДЕНИЕ ...................................................................................................21
ГЛАВА 2. ЗА СЕКУНДУ ДО… ....................................................................................... 26
Три метафорических (не буквальных!) слоя .........................................................27
Лимбическая система ............................................................................................ 28
Миндалина ...............................................................................................................34
Лобная кора ............................................................................................................ 46
Мезолимбическая / мезокортикальная дофаминовая система .............................63
Выводы .....................................................................................................................75
ГЛАВА 3. ЗА СЕКУНДЫ И МИНУТЫ ДО… ...............................................................78
Универсальные правила против натруженных ног .............................................. 79
Выводы .....................................................................................................................93
ГЛАВА 4. ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО… ..................................................................... 94
Кривотолки о тестостероне ................................................................................... 94
Окситоцин и вазопрессин: мечта маркетолога ................................................... 101
Эндокринология женской агрессии ..................................................................... 110
Стресс и неосмотрительные действия мозга ........................................................116
Развенчание мифа: алкоголь ................................................................................ 125
Итоги и некоторые выводы .................................................................................. 125
ГЛАВА 5. ЗА НЕДЕЛИ И МЕСЯЦЫ ДО… ................................................................. 127
Нелинейное возбуждение ..................................................................................... 128
«Ага! Вот оно!» И настоящее запоминание ......................................................... 129
Раскопки в куче исторического пепла ................................................................. 136
И другие области нейропластичности ................................................................. 139
Некоторые выводы ................................................................................................140
ГЛАВА 6. ПОДРОСТОК: «ЧУВАК, ГДЕ МОЯ ЛОБНАЯ КОРА?» ........................... 142
Реальность подросткового периода...................................................................... 143
Изнанка созревания лобной коры .......................................................................144
Рисковые подростки .............................................................................................. 147
Сверстники, социальное принятие и социальное исключение .......................... 151
Эмпатия, сочувствие и моральные суждения ......................................................153
Подростковое насилие .......................................................................................... 156
И последнее: почему лобная кора не может взрослеть, как все? .......................157
ГЛАВА 7. НАЗАД — В КОЛЫБЕЛЬ, НАЗАД — В УТРОБУ ................................... 159
Путь усложнения ................................................................................................... 159
Коротко о развитии мозга .................................................................................... 159
Стадии ....................................................................................................................160
Последствия ............................................................................................................171
Начало начал: зачем нужна мама ........................................................................ 172
В шторм сгодится любая мама ..............................................................................175
К месту назначения разными дорожками ........................................................... 177
Психологический портрет с точки зрения биологии ......................................... 178
Два отступления ....................................................................................................180
Ключевой вопрос ................................................................................................... 182
Кувалда ................................................................................................................... 183
Культура с прописной и строчной К .................................................................... 184
Стр.7
Девять долгих месяцев ......................................................................................... 192
Устройство и особенности мозга мальчиков и девочек, что бы это ни значило ... 193
Выводы .................................................................................................................. 202
ГЛАВА 8. ТУДА, ГДЕ ВСЕ МЫ ЛИШЬ ОПЛОДОТВОРЕННЫЕ ЯЙЦЕКЛЕТКИ ..... 204
Часть 1: гены снизу вверх ..................................................................................... 206
Часть 2: гены сверху вниз — генетика поведения .............................................. 213
Часть 3: действительно, в какой мере гены определяют поведение
(о котором здесь идет речь)? ...............................................................................227
Выводы ...................................................................................................................239
ГЛАВА 9. ЗА СОТНИ И ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДО… ........................................................... 241
Определения, общность и различия ....................................................................243
Коллективизм против индивидуализма ..............................................................247
Скотоводы и южане ..............................................................................................254
Культуры равенства и неравенства ......................................................................262
Численность населения, плотность населения, неоднородность населения .....267
Последствия культурных кризисов ...................................................................... 271
…И религия ...........................................................................................................274
Гоббс или Руссо ...................................................................................................... 275
Некоторые выводы ................................................................................................293
ГЛАВА 10. ЭВОЛЮЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ......................................................................295
Эволюция 101 .........................................................................................................295
Поведение может формироваться эволюцией....................................................298
Низвержение группового отбора .........................................................................298
Индивидуальный отбор ....................................................................................... 300
Родственный отбор ................................................................................................302
Реципрокный альтруизм .......................................................................................308
На трех ногах ......................................................................................................... 318
Многоуровневый отбор......................................................................................... 323
А что у нас? ............................................................................................................ 327
Как всегда: при чем тут гены? .............................................................................. 334
Еще одна трудная тема: непрерывность и постепенность
эволюционных изменений ....................................................................................335
Последняя — политически важная — трудность: все ли признаки адаптивны? .....340
ГЛАВА 11. СВОИ ПРОТИВ ЧУЖИХ ............................................................................346
Мощь разделения на своих и чужих ....................................................................346
Мы ...........................................................................................................................351
Они ......................................................................................................................... 356
Уникальные черты деления на Мы и Они у людей .............................................362
Управление размежеванием .................................................................................374
Выводы ................................................................................................................... 378
ГЛАВА 12. ИЕРАРХИЯ, ПОВИНОВЕНИЕ И ОТПОР ..............................................380
Природа и разнообразие иерархий ..................................................................... 381
Ранг и иерархия у людей .......................................................................................384
Вид сверху, вид снизу ............................................................................................386
И мы сами ..............................................................................................................392
Ох, почему бы и нет? Политика и политическая ориентация ...........................397
Интеллект ..............................................................................................................398
Стиль мыслительного процесса ...........................................................................399
Разница в аффективных характеристиках.......................................................... 402
Повиновение и конформизм, неповиновение и нонконформизм ..............407
Природа власти или принуждение к конформизму со стороны социума ........419
Что требуется и в каком контексте ..................................................................... 420
Природа жертвы ................................................................................................... 422
Что зависит от того, на кого оказывают давление ..............................................423
Стр.8
8
БИОЛОГИЯ ДОБРА И ЗЛА
Стресс .....................................................................................................................423
Альтернатива ........................................................................................................ 424
Итоги и выводы .................................................................................................... 424
ГЛАВА 13. МОРАЛЬ И ПРАВИЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ —
ЕСЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ТАКОЕ ПРАВИЛЬНО ......................................................427
Главенство мышления при принятии моральных решений...............................428
Ну да, конечно: социальный интуитивизм......................................................... 430
Снова дети и животные ........................................................................................ 431
Мистер Спок и Иосиф Сталин ............................................................................. 435
Контекст .................................................................................................................436
На сцену вступают дураки: практическое приложение открытий науки
о нравственности .................................................................................................. 449
ГЛАВА 14. ЧУЖАЯ БОЛЬ: ПОЧУВСТВОВАТЬ, ПОНЯТЬ, ОБЛЕГЧИТЬ .................. 464
Чувствовать, переживать, понимать и другие тонкости ................................... 464
Животные, «заражающие» своими эмоциями и отзывчивые к чужим .....................466
Дети, «заражающие» своими эмоциями и отзывчивые к чужим ..................... 469
Эмоциональный посыл и/или разумное решение? ........................................... 470
Мифический скачок вперед ..................................................................................476
Самое главное: когда мы действительно что-то делаем ..................................... 481
Выводы .................................................................................................................. 489
ГЛАВА 15. УБИЙСТВЕННЫЕ МЕТАФОРЫ ..............................................................491
Пример 1 .................................................................................................................491
Пример 2 ............................................................................................................... 492
Примеры 3, 4 и 5 ................................................................................................... 492
Почувствовать чужую боль .................................................................................. 496
Отвращение и чистота ..........................................................................................497
Реальные и метафорические ощущения ..............................................................502
С помощью клейкой ленты ................................................................................. 504
На темной стороне метафор ................................................................................. 505
Огонек во тьме ......................................................................................................509
ГЛАВА 16. БИОЛОГИЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
И (ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?) СВОБОДА ВОЛИ............................................................ 514
Не забудьте проверить ее слезные каналы .......................................................... 514
Три позиции .......................................................................................................... 518
Демаркационные линии на песке ........................................................................ 518
Но можно ли из этих рассуждений извлечь нечто полезное? ...........................529
Какими они увидят нас ..........................................................................................535
Постскриптум: о трудном, но осуществимом действии ..................................... 541
ГЛАВА 17. ВОЙНА И МИР ............................................................................................ 543
Наши лучшие ангелы: более отрадные стороны души ....................................... 543
Некоторые традиционные способы .....................................................................548
Возможности ......................................................................................................... 573
Эпилог ...............................................................................................................................594
Благодарности ...................................................................................................................598
Приложение 1 ....................................................................................................................601
Приложение 2 ...................................................................................................................625
Приложение 3 ....................................................................................................................629
Список сокращений..........................................................................................................634
Аббревиатуры в ссылках ..................................................................................................636
Примечания ......................................................................................................................637
Источники иллюстраций .................................................................................................746
Предметно-именной указатель ........................................................................................748
Стр.9