Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636760)
Контекстум
Электро-2024

Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки (1980,00 руб.)

0   0
Первый авторСапольски
ИздательствоМ.: Альпина нон-фикшн
Страниц777
ID796383
АннотацияКак говорит знаменитый приматолог и нейробиолог Роберт Сапольски, если вы хотите понять поведение человека и природу хорошего или плохого поступка, вам придется разобраться буквально во всем — и в том, что происходило за секунду до него, и в том, что было миллионы лет назад. В книге автор поэтапно — можно сказать, в хронологическом разрезе — и очень подробно рассматривает огромное количество факторов, влияющих на наше поведение. Как работает наш мозг? За что отвечает миндалина, а за что нам стоит благодарить лобную кору? Что «ненавидит» островок? Почему у лондонских таксистов увеличен гиппокамп? Как связаны длины указательного и безымянного пальцев и количество внутриутробного тестостерона? Чем с точки зрения нейробиологии подростки отличаются от детей и взрослых? Бывают ли «чистые» альтруисты? В чем разница между прощением и примирением? Существует ли свобода воли? Как сложные социальные связи влияют на наше поведение и принятие решений? И это лишь малая часть вопросов, рассматриваемых в масштабной работе известного ученого.
ISBN978-5-00139-039-8
УДК159.9.019.43
ББК88-26
Сапольски, Р. Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки / Р. Сапольски .— Москва : Альпина нон-фикшн, 2019 .— 777 с. — ISBN 978-5-00139-039-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/796383 (дата обращения: 24.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Биология_добра_и_зла._Как_наука_объясняет_наши_поступки.pdf
УДК 159.9.019.43 ББК 88-26 С19 Переводчики Юлия Аболина, Елена Наймарк, д-р биол. наук Научный редактор Даниил Марков Редактор Анастасия Ростоцкая С19 Сапольски Р. Биология добра и зла: Как наука объясняет наши поступки / Роберт Сапольски ; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2019. — 766 с. ISBN 978-5-00139-039-8 Как говорит знаменитый приматолог и нейробиолог Роберт Сапольски, если вы хотите понять поведение человека и природу хорошего или плохого поступка, вам придется разобраться буквально во всем — и в том, что происходило за секунду до него, и в том, что было миллионы лет назад. В книге автор поэтапно — можно сказать, в хронологическом разрезе — и очень подробно рассматривает огромное количество факторов, влияющих на наше поведение. Как работает наш мозг? За что отвечает миндалина, а за что нам стоит благодарить лобную кору? Что «ненавидит» островок? Почему у лондонских таксистов увеличен гиппокамп? Как связаны длины указательного и безымянного пальцев и количество внутриутробного тестостерона? Чем с точки зрения нейробиологии подростки отличаются от детей и взрослых? Бывают ли «чистые» альтруисты? В чем разница между прощением и примирением? Существует ли свобода воли? Как сложные социальные связи влияют на наше поведение и принятие решений? И это лишь малая часть вопросов, рассматриваемых в масштабной работе известного ученого. УДК 159.9.019.43 ББК 88-26 Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети интернет и в корпоративных сетях, а также запись в память ЭВМ для частного или публичного использования, без письменного разрешения владельца авторских прав. По вопросу организации доступа к электронной библиотеке издательства обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru. © Robert M. Sapolsky, 2017. All Rights Reserved ISBN 978-5-00139-039-8 (рус.) ISBN 978-0143110910 (англ.) © Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2019
Стр.5
Оглавление Введение .............................................................................................................................. 9 Подход к изучению ................................................................................................. 12 Человек как животное, или Как разнообразна наша агрессия ............................16 ГЛАВА 1. ПОВЕДЕНИЕ ...................................................................................................21 ГЛАВА 2. ЗА СЕКУНДУ ДО… ....................................................................................... 26 Три метафорических (не буквальных!) слоя .........................................................27 Лимбическая система ............................................................................................ 28 Миндалина ...............................................................................................................34 Лобная кора ............................................................................................................ 46 Мезолимбическая / мезокортикальная дофаминовая система .............................63 Выводы .....................................................................................................................75 ГЛАВА 3. ЗА СЕКУНДЫ И МИНУТЫ ДО… ...............................................................78 Универсальные правила против натруженных ног .............................................. 79 Выводы .....................................................................................................................93 ГЛАВА 4. ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО… ..................................................................... 94 Кривотолки о тестостероне ................................................................................... 94 Окситоцин и вазопрессин: мечта маркетолога ................................................... 101 Эндокринология женской агрессии ..................................................................... 110 Стресс и неосмотрительные действия мозга ........................................................116 Развенчание мифа: алкоголь ................................................................................ 125 Итоги и некоторые выводы .................................................................................. 125 ГЛАВА 5. ЗА НЕДЕЛИ И МЕСЯЦЫ ДО… ................................................................. 127 Нелинейное возбуждение ..................................................................................... 128 «Ага! Вот оно!» И настоящее запоминание ......................................................... 129 Раскопки в куче исторического пепла ................................................................. 136 И другие области нейропластичности ................................................................. 139 Некоторые выводы ................................................................................................140 ГЛАВА 6. ПОДРОСТОК: «ЧУВАК, ГДЕ МОЯ ЛОБНАЯ КОРА?» ........................... 142 Реальность подросткового периода...................................................................... 143 Изнанка созревания лобной коры .......................................................................144 Рисковые подростки .............................................................................................. 147 Сверстники, социальное принятие и социальное исключение .......................... 151 Эмпатия, сочувствие и моральные суждения ......................................................153 Подростковое насилие .......................................................................................... 156 И последнее: почему лобная кора не может взрослеть, как все? .......................157 ГЛАВА 7. НАЗАД — В КОЛЫБЕЛЬ, НАЗАД — В УТРОБУ ................................... 159 Путь усложнения ................................................................................................... 159 Коротко о развитии мозга .................................................................................... 159 Стадии ....................................................................................................................160 Последствия ............................................................................................................171 Начало начал: зачем нужна мама ........................................................................ 172 В шторм сгодится любая мама ..............................................................................175 К месту назначения разными дорожками ........................................................... 177 Психологический портрет с точки зрения биологии ......................................... 178 Два отступления ....................................................................................................180 Ключевой вопрос ................................................................................................... 182 Кувалда ................................................................................................................... 183 Культура с прописной и строчной К .................................................................... 184
Стр.7
Девять долгих месяцев ......................................................................................... 192 Устройство и особенности мозга мальчиков и девочек, что бы это ни значило ... 193 Выводы .................................................................................................................. 202 ГЛАВА 8. ТУДА, ГДЕ ВСЕ МЫ ЛИШЬ ОПЛОДОТВОРЕННЫЕ ЯЙЦЕКЛЕТКИ ..... 204 Часть 1: гены снизу вверх ..................................................................................... 206 Часть 2: гены сверху вниз — генетика поведения .............................................. 213 Часть 3: действительно, в какой мере гены определяют поведение (о котором здесь идет речь)? ...............................................................................227 Выводы ...................................................................................................................239 ГЛАВА 9. ЗА СОТНИ И ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДО… ........................................................... 241 Определения, общность и различия ....................................................................243 Коллективизм против индивидуализма ..............................................................247 Скотоводы и южане ..............................................................................................254 Культуры равенства и неравенства ......................................................................262 Численность населения, плотность населения, неоднородность населения .....267 Последствия культурных кризисов ...................................................................... 271 …И религия ...........................................................................................................274 Гоббс или Руссо ...................................................................................................... 275 Некоторые выводы ................................................................................................293 ГЛАВА 10. ЭВОЛЮЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ......................................................................295 Эволюция 101 .........................................................................................................295 Поведение может формироваться эволюцией....................................................298 Низвержение группового отбора .........................................................................298 Индивидуальный отбор ....................................................................................... 300 Родственный отбор ................................................................................................302 Реципрокный альтруизм .......................................................................................308 На трех ногах ......................................................................................................... 318 Многоуровневый отбор......................................................................................... 323 А что у нас? ............................................................................................................ 327 Как всегда: при чем тут гены? .............................................................................. 334 Еще одна трудная тема: непрерывность и постепенность эволюционных изменений ....................................................................................335 Последняя — политически важная — трудность: все ли признаки адаптивны? .....340 ГЛАВА 11. СВОИ ПРОТИВ ЧУЖИХ ............................................................................346 Мощь разделения на своих и чужих ....................................................................346 Мы ...........................................................................................................................351 Они ......................................................................................................................... 356 Уникальные черты деления на Мы и Они у людей .............................................362 Управление размежеванием .................................................................................374 Выводы ................................................................................................................... 378 ГЛАВА 12. ИЕРАРХИЯ, ПОВИНОВЕНИЕ И ОТПОР ..............................................380 Природа и разнообразие иерархий ..................................................................... 381 Ранг и иерархия у людей .......................................................................................384 Вид сверху, вид снизу ............................................................................................386 И мы сами ..............................................................................................................392 Ох, почему бы и нет? Политика и политическая ориентация ...........................397 Интеллект ..............................................................................................................398 Стиль мыслительного процесса ...........................................................................399 Разница в аффективных характеристиках.......................................................... 402 Повиновение и конформизм, неповиновение и нонконформизм ..............407 Природа власти или принуждение к конформизму со стороны социума ........419 Что требуется и в каком контексте ..................................................................... 420 Природа жертвы ................................................................................................... 422 Что зависит от того, на кого оказывают давление ..............................................423
Стр.8
8 БИОЛОГИЯ ДОБРА И ЗЛА Стресс .....................................................................................................................423 Альтернатива ........................................................................................................ 424 Итоги и выводы .................................................................................................... 424 ГЛАВА 13. МОРАЛЬ И ПРАВИЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ — ЕСЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ТАКОЕ ПРАВИЛЬНО ......................................................427 Главенство мышления при принятии моральных решений...............................428 Ну да, конечно: социальный интуитивизм......................................................... 430 Снова дети и животные ........................................................................................ 431 Мистер Спок и Иосиф Сталин ............................................................................. 435 Контекст .................................................................................................................436 На сцену вступают дураки: практическое приложение открытий науки о нравственности .................................................................................................. 449 ГЛАВА 14. ЧУЖАЯ БОЛЬ: ПОЧУВСТВОВАТЬ, ПОНЯТЬ, ОБЛЕГЧИТЬ .................. 464 Чувствовать, переживать, понимать и другие тонкости ................................... 464 Животные, «заражающие» своими эмоциями и отзывчивые к чужим .....................466 Дети, «заражающие» своими эмоциями и отзывчивые к чужим ..................... 469 Эмоциональный посыл и/или разумное решение? ........................................... 470 Мифический скачок вперед ..................................................................................476 Самое главное: когда мы действительно что-то делаем ..................................... 481 Выводы .................................................................................................................. 489 ГЛАВА 15. УБИЙСТВЕННЫЕ МЕТАФОРЫ ..............................................................491 Пример 1 .................................................................................................................491 Пример 2 ............................................................................................................... 492 Примеры 3, 4 и 5 ................................................................................................... 492 Почувствовать чужую боль .................................................................................. 496 Отвращение и чистота ..........................................................................................497 Реальные и метафорические ощущения ..............................................................502 С помощью клейкой ленты ................................................................................. 504 На темной стороне метафор ................................................................................. 505 Огонек во тьме ......................................................................................................509 ГЛАВА 16. БИОЛОГИЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС И (ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?) СВОБОДА ВОЛИ............................................................ 514 Не забудьте проверить ее слезные каналы .......................................................... 514 Три позиции .......................................................................................................... 518 Демаркационные линии на песке ........................................................................ 518 Но можно ли из этих рассуждений извлечь нечто полезное? ...........................529 Какими они увидят нас ..........................................................................................535 Постскриптум: о трудном, но осуществимом действии ..................................... 541 ГЛАВА 17. ВОЙНА И МИР ............................................................................................ 543 Наши лучшие ангелы: более отрадные стороны души ....................................... 543 Некоторые традиционные способы .....................................................................548 Возможности ......................................................................................................... 573 Эпилог ...............................................................................................................................594 Благодарности ...................................................................................................................598 Приложение 1 ....................................................................................................................601 Приложение 2 ...................................................................................................................625 Приложение 3 ....................................................................................................................629 Список сокращений..........................................................................................................634 Аббревиатуры в ссылках ..................................................................................................636 Примечания ......................................................................................................................637 Источники иллюстраций .................................................................................................746 Предметно-именной указатель ........................................................................................748
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ