МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Пензенский государственный аграрный университет»
Кафедра Управление, экономика и право
Д.Н. Порфирьев
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ,
МЕНЕДЖМЕНТА
И МАРКЕТИНГА
Учебное пособие для студентов среднего профессионального
образования, обучающихся по специальностям 35.02.05 Агрономия,
35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной
продукции, 35.02.07 Механизация сельского хозяйства,
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования, 36.02.01 Ветеринария, 36.02.02 Зоотехния
Пенза 2022
Стр.2
УДК 338.43(075)
ББК 65(Я7)
П60
Рецензент – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы
и информатизация бизнеса» ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ М.Ю.
Федотова.
(колледжа) от 31 января 2022 г., протокол №5.
П60
Печатается по решению методической комиссии факультета СПО
Порфирьев, Дмитрий Николаевич
Основы экономики, менеджмента и маркетинга: учебное пособие
для студентов среднего профессионального образования, обучающихся
по специальностям 35.02.05 Агрономия, 35.02.06 Технология
производства и переработки сельскохозяйственной прдукции,
35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 35.02.16 Эксплуатация
и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования,
36.02.01 Ветеринария, 36.02.02 Зоотехния / Д.Н. Порфирьев.
Мин-во сел. хоз-ва РФ, Пензен. гос. аграр. ун-т, каф. Управления,
экономики и права. – Пенза: ПГАУ,2022. – Текст: электронный. –
1CD (191)
Пособие подготовлено на кафедре «Управление, экономика и
право» Пензенского государственного аграрного университета и предназначено
для студентов среднего профессионального образования, обучающихся
по специальностям 35.02.05 Агрономия, 35.02.06 Технология
производства и переработки сельскохозяйственной продукции, 35.02.07
Механизация сельского хозяйства, 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования, 36.02.01 Ветеринария,
36.02.02 Зоотехния. Предлагаются основные понятия и термины, формулируются
вопросы для самостоятельной проверки знаний, комплект тестовых
заданий, темы докладов, рекомендуемая литература.
УДК 338.43(075)
ББК 65(Я7)
© Порфирьев Д.Н., 2022
© Оформление. ФГБОУ ВО Пензенский
государственный аграрный университет», 2022
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................................................................4
Раздел 1 Основы экономики...........................................................................5
Тема 1.1 Сущность экономики.......................................................................5
Тема 1.2 Микроэкономика...........................................................................21
Тема 1.3 Макроэкономика............................................................................42
Раздел 2 Предприятие в рыночной экономике...........................................60
Тема 2.1 Основные и оборотные фонды предприятий...............................60
Тема 2.2 Основные показатели деятельности предприятия.
Производительность труда..........................................................................74
Раздел 3 Основы менеджмента....................................................................91
Тема 3.1 Сущность и особенности современного
менеджмента.................................................................................................93
Тема 3.2 Методы управления. Лидерство и руководство........................121
Раздел 4 Основы маркетинга......................................................................135
Тема 4.1 Сущность, задачи и функции маркетинга..................................135
Тема 4.2 Комплекс маркетинга. Стратегический маркетинг...................151
Комплект тестовых заданий.......................................................................170
Темы докладов............................................................................................185
Вопросы для промежуточного контроля знаний студентов....................187
Литература..................................................................................................189
3
Стр.4