СОДЕРЖАНИЕ
Ампилогова Н.С. Уникальные памятники природы Оренбургской области…………6
Аполинаров А.А. Историко-краеведческий подход в обучении географии………...23
Асхатхузина Д. В. География рекреационных ресурсов Зарубежной Азии как основа
развития международного туризма……………………………………………………...37
Бессмертная В.В. Разработка настольной географической игры «Моё Оренбуржье»
……………………………………………………………………………………………...50
Вандышева А.А. Социально-экономическая комфортность: географический
аспект…….………………………………………………………………………………59
Демахина М.А. Научные исследования заповедника «Остров Врангеля»………....65
Домнин А.П., Ястребова Н.В. Электронный образовательный ресурс по учебному
предмету «География» (8 класс) как средство дистанционного обучения по теме
«Северная и Центральная Америка»……………………………………………………82
Жармаганбетова Н.С., Хаируллина А.К. Разнообразие национального состава Западно-Казахстанской
области…………………………………………………………104
Ирисханова С.Р. Методика оформления учебно-методической документации по географии
в текстовых редакторах………………………………………………………..113
Козьмин О.В. Технологии личностно-ориентированного обучения школьной географии
как средство формирования ценности «Красота природы и искусства»…138
Кривенко М.М. География технополисов и технопарков высокоразвитых стран мира………………………………………………………………………………………….151
Лукша
М.В. Прогноз конвективных явлений холодного периода на примере аэродрома
Минск-2…………………………………………………………………………..166
Матецкая Т.В. Формирование метапредметных компетенций в образовательном
процессе по учебному предмету «География»………………………………………..181
Мысская Л.Н. Город как система: колористика урбанизированных пространств..............................................................................................................................195
Павлухина
Ю.С. Олимпиада школьников по географии в формировании познавательной
компетенции…………………………………………………………………...209
Походеева Л.А. Безработица: ее причины и последствия в Оренбургской области
………………………………………………………………………………………….…224
Прокофьева У.А. Озера как природно-аквальные комплексы Земли……………..236
Пронина Е.В. Вода и ее роль в природе………………………………………………261
Ремезова Д.А. Турецкая диаспора в Германии: история формирования, современное
положение и проблемы интеграции……………………………………………………277
Рондак У.А. Исследование и оценка экологического состояния зеленых насаждений
общего пользования г. Минска (на примере Фрунзенского района)………………..294
3
Стр.3
Серова Т.С., Мингалева А.П. Мировой океан и его части. Современное исследование
Мирового океана…………………………………………………………………...309
Силицкая О.В. Возможности, предоставляемые ArcGIS для интерпретации результатов
изучения геологической деятельности рек Восточно-Европейской платформы и
смежных территорий……………………………………………………………………331
Соболь К.В. Изменения комфортности погодных условий летнего сезона в городе
Вологде в 1970-2020 годы……………………………………………………………...344
Соколовский Ю.К. Межпредметные связи учебного предмета «География» как основа
для составления заданий по формированию естественнонаучной функциональной
грамотности учащихся…………………………………………………………….356
Солодовник А.А. География минерально-сырьевой базы республик Средней Азии и
ее использование………………………………………………………………………..371
Федоров М.А. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами автомобильного
транспорта в Оренбургской области…………………………………………………385
Филиппова М.А. Атмосферные осадки……………………………………………...396
Харина А.М. Национальные парки как средство конструирования географических
образов…………………………………………………………………………………...409
Хисамова О.В. Разработка программы проектной деятельности для обучающихся по
начальному курсу географии 6 класса………………………………………………..424
Хмыз А.В. География и графика: визуальный образ – основа формирования метакомпетенций
учащихся…………………………………………………………………439
Цейгер Т.И. Авторская методика комплексной геоэкологической оценки территории
(на примере Соль-Илецкого городского округа)……………………………………..452
Шабунина А.С. Перспективы развития туризма в Беляевском районе Оренбургской
области…………………………………………………………………………………...463
Щетинина М.В. Развитие экологического туризма на охраняемых природных территориях…………………………………………………………………………………….471
Яковлева
О.П. Заповедники родного края – Бузулукский бор……………………492
4
Стр.4
Уважаемые участники конкурса!
В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место
занимает познание или приобретение знания об окружающем мире, его природе и
структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом
обществе. Познание в целом есть процесс получения человеком нового знания,
открытие неизвестного ранее, а географическое познание есть творческая
деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире.
Проведение конкурса является важным шагом к повышению эффективности
работы по получению достоверных географических знаний об исследуемых
предметах, явлениях, процессах в России и мире, решению практических задач,
связанных с повседневными проблемами и глобальными вызовами современной
цивилизации.
Междисциплинарный характер географической науки усиливает взаимосвязь
географических знаний с жизнью и, как следствие, обеспечивает развитие
познавательного интереса к географии, творчества и сотрудничества средствами
географии.
Участие в конкурсе молодых ученых, аспирантов, обучающихся (бакалавров,
магистров) российских и зарубежных высших школ, а также представителей
научных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в области
исследований географической направленности и охраны окружающей среды
позволяет обсудить широкий круг серьезных вопросов, отражающих современные
представления о системности в природе и обществе, о тесных взаимодействиях в
триаде «природа-население-хозяйство», о развивающихся геосистемах для
формирования кадрового
потенциала, способного
интеллектуального продукта для науки, производства и образования.
Благодаря участию в конкурсе, вы сами, во многом, вносите значительный
вклад в дело углубленного изучения теоретических основ отдельных отраслей
географической науки, в сочетании с практико-ориентированной научноисследовательской
работой по географии и содействуете популяризации
географических знаний и географического образования.
Желаю вам успехов во всех творческих начинаниях, уверенности в
обосновании новых идей, личных побед и открытия новых перспектив для
дальнейшего сотрудничества!
От всей души желаю вам победы в конкурсе!
Заведующий кафедрой географии и методики преподавания
географических дисциплин, д.п.н., доцент Н.А. Иванищева
5
к продуцированию
Стр.5
УНИКАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Ампилогова Надежда Сергеевна
Оренбургский государственный педагогический университет
Научный руководитель:
Иванищева Надежда Александровна,
д.п.н., доцент
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Памятники природы – это одна из форм особо
охраняемых природных территорий. Термин «памятник природы» появился более
170 лет назад. Это понятие ввел в науку выдающийся немецкий естествоиспытатель
и путешественник Александр фон Гумбольдт. Со времен фон Гумбольдта это выражение
завоевало большую популярность и широко внедрилось в практику.
Существуют различные формы особо охраняемых территорий, такие как заповедники,
национальные парки, природные парки, дендрологические и ботанические
сады и т.д. Можно сказать, что памятники природы представляют собой уникальные,
невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении
природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного
происхождения, для которых установлен режим особой охраны.
Россия располагает уникальными природными ресурсами. На ее территории
находятся объекты национального, мирового культурного, исторического наследия.
В настоящее время внутреннему туризму государство уделяет большое внимание [6].
Такой вид туризма становится все более и более востребованным.
Оренбургская область – край неповторимых природных контрастов, экзотического
колорита степных просторов, неожиданно горно-скалистых и карстовых
ландшафтов, островных оазисных сосновых, дубовых и березовых лесов.
Цель исследования: изучить уникальные памятники природного наследия в
Оренбургской области.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи
исследования:
1. Изучить природное наследие Оренбургской области.
2. Выявить уникальные памятники природы.
6
Стр.6