Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методика обучения математике (220,00 руб.)

0   0
АвторыСуханова Наталья Владимировна, Мугаллимова Светлана Ринатовна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц91
ID788190
АннотацияИздание разработано для организации аудиторной и самостоятельной работы учащихся в процессе освоения теоретического и практического материала дисциплины "Методика обучения математике", а также курсов по выбору, направленных на освоение методики обучения математике.
Методика обучения математике : методические рекомендации : направление подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)", направленность "Математика и Информатика", "Математика и Начальное образование" (уровень бакалавриата) / Н. В. Суханова, С. Р. Мугаллимова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2022 .— 91 с. — URL: https://rucont.ru/efd/788190 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методика_обучения_математике.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Методика_обучения_математике.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н. В. Суханова С. Р. Мугаллимова МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Методические рекомендации Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность Математика и Информатика Математика и Начальное образование Сургут 2022
Стр.1
УДК 372.851(078) ББК 74.262.21я81 Печатается по рекомендации отдела мониторинга качества обучения Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры высшей математики и информатики. Протокол № 2 от 20.10.2021 г. Рецензент: Далингер Виктор Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры математики и методики обучения математике ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» Суханова Н. В. С 91 Методика обучения математике : методические рекомендации : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Математика и Информатика», «Математика и Начальное образование» / Н. В. Суханова, С. Р. Мугаллимова ; Департамент образования и молодежной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут: РИО СурГПУ, 2022. – 90, [1] с. – Текст : непосредственный. Издание разработано для организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся в процессе освоения теоретического и практического материала дисциплины «Методика обучения математике», а также курсов по выбору, направленных на освоение методики обучения математике. Предложены оценочные средства, демонстрирующие содержание текущего, рубежного и промежуточного контроля, задача которых – ориентировать обучающихся на достижение запланированных результатов обучения дисциплине. Пособие предназначено для подготовки бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность «Математика и Информатика», «Математика и Начальное образование». УДК 372.851(078) ББК 74.262.21я81  Суханова Н. В., Мугаллимова С. Р., 2022  БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................... 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ................... 16 ПЛАНЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ...................... 18 МОДУЛЬ 1. Методическая система обучения математике .... 18 МОДУЛЬ 2. Логико-дидактические основы методики обучения математике ............................................. 27 МОДУЛЬ 3. Конструирование процесса обучения математике в общеобразовательной школе ............................... 39 МОДУЛЬ 4. Теория и методика обучения арифметике, алгебре и началам анализа ...................................... 57 МОДУЛЬ 5. Теория и методика обучения геометрии, стереометрии и анализу данных ............................ 70 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ........................................................................... 87
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Методика обучения математике» входит в обязательную часть в структуре учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (направленность Математика и Информатика). Для освоения дисциплины «Методика обучения математике» обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Основы учебной деятельности», «Психология», «Введение в профессию», «Алгебра», «Вводный курс математики», «Теория чисел», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Педагогика», «Диагностическая и коррекционно-развивающая деятельность педагога», «Математический анализ», «Геометрия», «Элементарная математика». Цель изучения дисциплины – овладение знаниями и умениями в области методики обучения математике для формирования профессиональных компетенций бакалавра. Задачи дисциплины: 1) Освоить знания о методической системе обучения математики. 2) Усвоить логико-дидактические основы методики обучения математике. 3) Изучить особенности конструирования процесса обучения математике в общеобразовательной школе. 4) Сформировать методические умения, необходимые для обучения арифметике, алгебре и началам анализа. 5) Сформировать методические умения, необходимые для обучения геометрии, стереометрии и анализа данных. Процесс освоения дисциплины направлен на формирование компетенций ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-4. 4
Стр.4
Модель формируемых компетенций Индекс (код) Иные учебные дисциплины, лируемой компетенции контроФормулировка компетенции ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики. участвующие в формировании компетенции (согласно курсам изучения) Основы правовых знаний Экономика и менеджмент в профессиональной сфере Педагогика Специальная педагогика и психология Введение в профессию Методика обучения информатике Курсовая работа по модулю «Модуль 6. Методический» Психолого-педагогическая практика Педагогическая практика (пробные уроки и занятия) Педагогическая практика (преподавательская по математике) Педагогическая практика (преподавательская по информатике) Педагогическая практика (стажерская) Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена Выполнение и защита выпускной квалификационной работы Практикум по организации летнего отдыха детей ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационнокоммуникационных технологий). Информационные технологии в профессиональной деятельности Педагогика Специальная педагогика и психология Проектная деятельность педагога Методика обучения информатике Курсовая работа по модулю «Модуль 6. Методический» Педагогическая практика (пробные уроки и занятия) Педагогическая практика (преподавательская по математике) Педагогическая практика (преподавательская по информатике) Педагогическая практика (стажерская) 5
Стр.5
Индекс (код) Иные учебные дисциплины, лируемой компетенции контроФормулировка компетенции участвующие в формировании компетенции (согласно курсам изучения) Технологическая (проектно-технологическая) практика Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена Выполнение и защита выпускной квалификационной работы Практикум по организации летнего отдыха детей ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Психология Педагогика Диагностическая и коррекционно-развивающая деятельность педагога Специальная педагогика и психология Практикум по работе с детьми с ОВЗ (по предмету) Основы вожатской деятельности Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса Курсовая работа по модулю «Модуль 6. Методический» Педагогическая практика (по организации воспитательной деятельности) Педагогическая практика (пробные уроки и занятия) Педагогическая практика (преподавательская по математике) Педагогическая практика (летняя) Педагогическая практика (преподавательская по информатике) Педагогическая практика (стажерская) Научно-исследовательская работа Преддипломная практика Технологическая (проектно-технологическая) практика Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена Выполнение и защита выпускной квалификационной работы Практикум по организации летнего отдыха детей 6
Стр.6
Индекс (код) Иные учебные дисциплины, лируемой компетенции контроФормулировка компетенции ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей. участвующие в формировании компетенции (согласно курсам изучения) История Основы кросс-культурного взаимодействия История религиозных и этических учений Психология Педагогика Основы вожатской деятельности Методика обучения информатике История ХМАО – Югры Психолого-педагогическая практика Педагогическая практика (по организации воспитательной деятельности) Педагогическая практика (летняя) Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена Выполнение и защита выпускной квалификационной работы Практикум по организации летнего отдыха детей ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями. Возрастная анатомия и физиология Психология Педагогика Диагностическая и коррекционно-развивающая деятельность педагога Практикум по работе с детьми с ОВЗ (по предмету) Основы вожатской деятельности Методика обучения информатике Курсовая работа по модулю «Модуль 6. Методический» Психолого-педагогическая практика Педагогическая практика (пробные уроки и занятия) Педагогическая практика (преподавательская по математике) Педагогическая практика (преподавательская по информатике) Педагогическая практика (стажерская) Научно-исследовательская работа 7
Стр.7
Индекс (код) Иные учебные дисциплины, лируемой компетенции контроФормулировка компетенции участвующие в формировании компетенции (согласно курсам изучения) Преддипломная практика Технологическая (проектно-технологическая) практика Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена Выполнение и защита выпускной квалификационной работы Практикум по организации летнего отдыха детей ПК-1 Способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий. Педагогика Практикум по работе с детьми с ОВЗ (по предмету) Методика обучения информатике Курсовая работа по модулю «Модуль 6. Методический» Алгебра Математический анализ Геометрия Элементарная математика Теория вероятностей и математическая статистика Практикум по решению геометрических задач школьного курса Курсовая работа по модулю «Модуль 7. Предметный (направленности “Математика”)» Учебно-исследовательская деятельность в образовательной организации Моделирование в системах динамической математики Особенности подготовки к итоговой аттестации в курсе математики средней школы Профильное обучение в образовательной организации История математики и методики ее преподавания 8
Стр.8
Индекс (код) Иные учебные дисциплины, лируемой компетенции контроФормулировка компетенции участвующие в формировании компетенции (согласно курсам изучения) Обучение работе с математическими текстами Теория чисел Дискретная математика Дифференциальные уравнения Практикум по решению задач школьного курса математики Теория функций действительного и комплексного переменного Задачи повышенной сложности в школьном курсе математики Задачи исследовательского характера в обучении математике Предметно-содержательная практика (программное обеспечение ЭВМ) Педагогическая практика (пробные уроки и занятия) Педагогическая практика (преподавательская по математике) Педагогическая практика (преподавательская по информатике) Педагогическая практика (стажерская) Технологическая (проектно-технологическая) практика Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена Выполнение и защита выпускной квалификационной работы ПК-2 Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность. Педагогика Основы вожатской деятельности Методика обучения информатике Воспитательная работа по математике и информатике История математики и методики ее преподавания История информатики Математические игры и головоломки 9
Стр.9
Индекс (код) Иные учебные дисциплины, лируемой компетенции контроФормулировка компетенции участвующие в формировании компетенции (согласно курсам изучения) Старинные математические задачи Олимпиадные задачи по информатике Задачи повышенной сложности по информатике Педагогическая практика (по организации воспитательной деятельности) Педагогическая практика (пробные уроки и занятия) Педагогическая практика (преподавательская по математике) Педагогическая практика (летняя) Педагогическая практика (преподавательская по информатике) Педагогическая практика (стажерская) Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена Выполнение и защита выпускной квалификационной работы ПК-4 Способен организовывать различные виды учебной и внеурочной деятельности обучающихся по математике. Курсовая работа по модулю «Модуль 6. Методический» Алгебра Математический анализ Геометрия Элементарная математика Теория вероятностей и математическая статистика Практикум по решению геометрических задач школьного курса Курсовая работа по модулю «Модуль 7. Предметный (направленности “Математика”)» Моделирование в системах динамической математики Особенности подготовки к итоговой аттестации в курсе математики средней школы Обучение работе с математическими текстами 10
Стр.10
Индекс (код) Иные учебные дисциплины, лируемой компетенции контроФормулировка компетенции участвующие в формировании компетенции (согласно курсам изучения) Математические игры и головоломки Старинные математические задачи Преддипломный семинар Обработка результатов педагогического эксперимента Теория чисел Измерительный практикум Дискретная математика Дифференциальные уравнения Практикум по решению задач школьного курса математики Теория функций действительного и комплексного переменного Численные методы Задачи повышенной сложности в школьном курсе математики Задачи исследовательского характера в обучении математике Предметно-содержательная практика (системы математического моделирования) Педагогическая практика (пробные уроки и занятия) Педагогическая практика (преподавательская по математике) Педагогическая практика (стажерская) Научно-исследовательская работа Преддипломная практика Предметно-содержательная практика (по решению математических задач) Технологическая (проектно-технологическая) практика Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 11
Стр.11
Компоненты компетенций, подлежащие оценке 1. Знаниевый (знание) ОПК-6.1.4. Характеристик и условий реализации индивидуальных форм обучения и воспитания, методов и форм индивидуализации обучения математике. ОПК-6.1.7. Способов планирования учебных занятий с использованием технологий обучения, направленных на развитие математического мышления обучающихся. ПК-1.1.1. Содержания школьного курса математики в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями методики обучения математике. ПК-1.1.2. Специфики планирования процесса обучения математике по программам ООО / СОО. ПК-1.1.3. Методики обучения математике по дидактическим единицам и содержательно-методическим линиям программ ООО / СОО. ПК-1.1.4. Требований к результатам освоения обучающимися ООП; специфики организации педагогического мониторинга для оценки достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности по математике. ПК-4.1.7. Правил логического анализа математических объектов и процедур при осуществлении математической деятельности. ПК-4.1.8. Способов организации и проведения внеурочных мероприятий по математике для заданной целевой аудитории. 2. Ориентировочный (владение) ОПК-3.2.1. Выбирать организационные формы проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий по математике. ОПК-3.2.2. Определять состав и последовательность действий по разработке уроков и внеурочных занятий по математике. ОПК-3.2.3. Анализировать эффективность применения различных форм учебного занятия в зависимости от решаемых методических задач. ОПК-3.2.4. Оценивать результаты выбранной формы организации учебного занятия по математике. ОПК-3.2.5. Определять состав и последовательность действий по разработке воспитательных занятий во внеурочной деятельности по математике. 12
Стр.12
ОПК-3.2.7. Оценивать результаты выбранной формы организации воспитательного занятия во внеурочной деятельности по математике. ОПК-6.2.2. Планировать учебные занятия с использованием технологий обучения, направленных на развитие математического мышления обучающихся. ОПК-6.2.4. Планировать воспитательные занятия с использованием различных технологий, направленных на развитие математического мышления обучающихся. ПК-1.2.1. Действиями по конструированию содержания обучения математике в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики. ПК-1.2.2. Действиями по планированию процесса обучения математике по программам ООО / СОО. ПК-1.2.3. Действиями по реализации процесса обучения математике на основе современных образовательных технологий по программам ООО / СОО. ПК-1.2.4. Действиями по реализации мониторинга результатов процесса обучения математике по программам ООО / СОО. ПК-2.2.1. Действиями по конструированию содержания воспитательной (внеучебной) деятельности по математике в соответствии с требованиями ФГОС, ООП. ПК-4.2.3. Способом осуществления математических рассуждений в учебной математической деятельности. ПК-4.2.4. Способом осуществления взаимопереходов знаковых систем в процессе реализации учебной математической деятельности. ПК-4.2.5. Способом выбора критериев оценки корректности математических текстов и математических рассуждений. ПК-4.2.6. Способами формирования у обучающихся творческой активности, направленной на углубление знаний в области программного материала по математике, развития их логического мышления, смекалки. ПК-4.2.7. Способом оценки себя как специалиста, умеющего организовывать различные виды учебной и внеурочной деятельности по математике. 13
Стр.13
3. Операциональный (умение) ОПК-1.3.1. Осуществлять поиск актуальных нормативных актов в области математического образования. ОПК-2.3.1. Реализовать действия, необходимые для разработки рабочих программ по математике. ОПК-3.3.1. Реализовать различные формы организации учебных занятий по математике. ОПК-4.3.1. Реализовать действия, необходимые для решения задач духовно-нравственного воспитания в учебной и внеучебной деятельности по математике. ОПК-6.3.1. Реализовывать учебные занятия с использованием технологий обучения, направленных на развитие математического мышления обучающихся. ОПК-6.3.2. Реализовывать внеучебные занятия с использованием технологий воспитания, направленных на развитие математического мышления обучающихся. ПК-1.3.1. Конструировать содержание обучения математике в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями методики обучения математике. ПК-1.3.2. Планировать процесс обучения математике по программам ООО / СОО. ПК-1.3.3. Реализовывать процесс обучения математике на основе современных образовательных технологий по программам ООО / СОО. ПК-1.3.4. Реализовывать педагогический мониторинг результатов образовательной деятельности, включая детей с особыми образовательными потребностями по программам ООО / СОО. ПК-2.3.1. Конструировать содержание воспитательной (внеучебной) деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, ООП. ПК-4.3.1. Выявлять обобщенные действия, осуществлять анализ и синтез математических объектов и процедур в различных видах учебной математической деятельности. ПК-4.3.7. Осуществлять и обосновывать математические рассуждения в учебной и внеурочной деятельности по математике. ПК-4.3.8. Осуществлять различные виды внеурочной деятельности по математике, направленные на углубление знаний в области программного материала по математике, развитие их логического мышления, смекалки. 14
Стр.14
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, из них:  контактная работа (лекционные, семинарские занятия, коллоквиумы, групповые консультации, индивидуальная работа, интерактивные формы занятий) – 102 часа,  самостоятельная работа – 124 часа. Формы и виды организации учебного процесса: лекции, семинары, практические занятия, деловые игры, работа с кейсом, выполнение учебных заданий. Формы и виды текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: работа с кейсом, выполнение учебных заданий, коллоквиум. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Итоговая оценка по дисциплине складывается из результата рейтинга текущего и рубежного контроля успеваемости и результата промежуточной аттестации в соотношении 60% и 40%. При планировании аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся используются облачные сервисы, предназначенные для сферы образования (GoogleForms, LearningApps, Mindmeister, ЯКласс, Мастер Технологических Карт и др.) компьютерное тестирование, сетевое взаимодействие на образовательном портале университета и другие возможности информационно-коммуникационных технологий. 15
Стр.15

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.