Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История России 1900-1991 гг. (220,00 руб.)

0   0
АвторыМалахова Людмила Петровна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц164
ID788171
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлен комплекс учебных и методических материалов для студентов по курсу «История России 1900–1991 гг.», позволяющий раскрыть основные тенденции и закономерности, выделить противоречия исторического процесса в России, выявить истоки самобытности исторического пути России, определить факторы, влияющие на эволюцию государства на разных этапах его развития на протяжении ХХ века. Содержание пособия позволяет рационально организовать учебные занятия и самостоятельную работу студентов по истории России ХХ века у бакалавров по Направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность История и Обществознание.
История России 1900-1991 гг. : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность «История и обществознание» / Л. П. Малахова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2021 .— 164 с. — URL: https://rucont.ru/efd/788171 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_России_1900-1991_гг..pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
История_России_1900-1991_гг..pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Л.П. Малахова ИСТОРИЯ РОССИИ 1900–1991 гг. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование Направленность «История и обществознание» Сургут, 2021 1
Стр.1
УДК 94(47+57)"1900/1991" ББК 63.3(2)6я73-9 М 18 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензент: Милевский Олег Анатольевич, доктор исторических наук, профессор кафедры социально-гуманитарного образования БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Малахова, Л. П. М 18 История России 1900–1991 гг. : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность «История и обществознание» / Л. П. Малахова ; Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – 163, [1] с. – Текст: непосредственный. В учебно-методическом пособии представлен комплекс учебных и методических материалов для студентов по курсу «История России 1900–1991 гг.», позволяющий раскрыть основные тенденции и закономерности, выделить противоречия исторического процесса в России, выявить истоки самобытности исторического пути России, определить факторы, влияющие на эволюцию государства на разных этапах его развития на протяжении ХХ века. Содержание пособия позволяет рационально организовать учебные занятия и самостоятельную работу студентов по истории России ХХ века у бакалавров по Направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность История и Обществознание. УДК 94(47+57)"1900/1991" ББК 63.3(2)6я73-9 © Малахова Л.П., 2021 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие .................................................................................................................................................... 4 Раздел 1. Российская империя в начале ХХ века УЭ 1.1. Тенденции социально-экономического развития России в конце XIX – начале XX вв. ........... 6 УЭ 1.2. Международные тенденции и внешняя политика Российской империи в начале XX в. ........... 10 УЭ 1.3. Революция 1905–1907 гг. в России. Основные направления внутренней политики царизма в 1907–1914 гг. ................................................................................................................................................ 15 УЭ 1.4. Россия в первой мировой войне и тенденции мировой политики ................................................ 27 УЭ 1.5. Серебряный век русской культуры: тенденции и противоречия ................................................. 33 Контроль самостоятельной работы студентов по Разделу 1 «Российская империя в начале ХХ века» .............................................................................. 38 Раздел 2. Формирование советского общества и тоталитарного государства (1917–1939 гг.) УЭ 2.1. Революционные тенденции 1917 года и первые преобразования большевиков ......................... 39 УЭ 2.2. Основные направления развития Советской России в 1917–1920 гг. .......................................... . 47 УЭ 2.3. Общественный антагонизм периода гражданской войны в России ............................................. 54 УЭ 2.4. Тенденции и противоречия во внутренней политике большевиков в 1920-е гг. ....................... 60 УЭ 2.5. Социально-экономический переворот конца 1920-х – 1930-х гг. Основные направления внутренней политики СССР в 1930-е гг. ............................................................. 68 УЭ 2.6. Противоречия во внешней политике СССР в 1920–1930-е гг. Тенденции советской дипломатии в предвоенный период ........................................................................ 76 УЭ 2.7. Культурное строительство в Советском Союзе 1920–1930-е гг. .................................................. 83 Контроль самостоятельной работы студентов по Разделу 2 «Формирование советского общества и тоталитарного государства (1917–1939 гг.)» ..... 89 Раздел 3. СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период УЭ 3.1. Причинно-следственные связи между событиями начального этапа Великой Отечественной войны (июнь 1941 – весна 1942 гг.) .................................................................... 90 УЭ 3.2. Причины и последствия коренного перелома в Великой Отечественной войне (весна 1942–1943 гг.) ...................................................................................................................................... 97 УЭ 3.3. Обусловленность событий на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Участие СССР в войне с Японией (1944–1945 гг.): причины и следствия ............................................... 103 УЭ 3.4. Условия послевоенного восстановления страны (1945–1953 гг.) ................................................ 110 Контроль самостоятельной работы студентов по Разделу 3 «СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период» .......................... 116 Раздел 4. Трансформация политического курса развития страны (1953–1991 гг.) УЭ 4.1. Политическая система и социально-экономические процессы в стране в 1953–1964 гг. .......... 117 УЭ 4.2. Система международных отношений и внешняя политика Советского Союза в 1953–1964 г. .................................................................................................................................................. 124 УЭ 4.3. Социально-экономическая и общественно-политическая структура страны в 1964–1985 гг. ................................................................................................................................................ 128 УЭ 4.4. Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. ................ 137 УЭ 4.5. Деформация государственной системы в 1985–1991 гг. ............................................................... 142 УЭ 4.6. Международное положение и внешняя политика (1985–1991 гг.) ............................................... 152 Контроль самостоятельной работы студентов по Разделу 4 «Трансформация политического курса развития страны (1953–1991 гг.)» ........................ 156 Заключение .................................................................................................................................................... 157 Приложения ................................................................................................................................................... 158 Учебно-методическое и программное обеспечение ................................................................................ 163
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебно-методическое пособие по курсу «История России 1900–1991 гг.» составлено для бакалавров по Направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность История и Обществознание и направлено на актуализацию и систематизацию знаний по истории России ХХ века. Программа дисциплины «История России1900–1991 гг.» условно разделена на четыре содержательных раздела. В основу периодизации положены, прежде всего, политические изменения в руководстве и управлении страной. Именно изменения политической структуры страны оказывали свое воздействие на характер экономических и социальных преобразований, поэтому каждый раздел начинается с характеристики политической власти. Цель дисциплины: Научиться систематизировать информацию о ключевых тенденциях, закономерностях и противоречиях отечественной истории ХХ в. на основе анализа важнейших событий российской и мировой истории. Задачи дисциплины: 1. Научиться выявлять основные тенденции исторического процесса в Российской империи в начале ХХ века. 2. Научиться выявлять основные тенденции и противоречия в развитии советского общества и тоталитарного государства (1917–1939 гг.). 3. Научиться устанавливать причинно-следственные связи между событиями в стране, на фронте в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. 4. Научиться систематизировать информацию при интерпретации исторических событий и явлений в период трансформации политического курса развития страны (1953–1991 гг.). Место дисциплины в структуре учебного плана Дисциплина «История России (1900–1991 гг.)» относится к предметному модулю. Освоение дисциплины выстраивается на фундаментальных исторических знаниях студентов, приобретенных в результате освоения предшествующих дисциплин «История России (XVII-XVIII вв.)», «История России XIX в.». Дисциплина «История России (1900–1991 гг.)» изучается параллельно дисциплинам «Новейшая история стран Европы и Америки», «Новая и новейшая история стран Востока», «История Сибири XIX–XX вв.». Освоение дисциплины «История России (1900–1991 гг.)» является необходимой основой для изучения дисциплины «Исторические процессы в современной России и на постсоветском пространстве»», а также для прохождения педагогической практики и практики в области культурнопросветительской деятельности, подготовки к итоговой государственной аттестации. Данное пособие обеспечивает формирование у бакалавров следующих профессиональных компетенций:  способен формировать целостное представление об общественно-историческом процессе у обучающихся (ПК–1);  способен формировать у обучающихся умение работать с различными источниками информации по истории и обществознанию (ПК–2). В результате изучения дисциплины обучающийся должен: знать:  систему фактов исторического и общественного развития;  пространственные и хронологические рамки исторических событий и явлений общественной жизни;  принципы исторического познания и познания общества (принцип историзма, ценностный подход, принцип системности и т.д.); уметь:  представлять сложную историческую информацию в различных условно-графических формах;  формулировать проблему при изучении историографического материала;  устанавливать причинно-следственные связи между процессами и событиями отечественной истории;  систематизировать историческую информацию на основе представлений об общих закономерностях исторического процесса; – 4 –
Стр.4
владеть:  способами выделения тенденций и противоречий исторического процесса;  способами систематизации фактов исторического и общественного развития;  алгоритмом анализа конкретно-исторических проблем с использованием специальных принципов и методов;  приемами внешней и внутренней критики источников; иметь опыт:  анализа сложной исторической и обществоведческой информации;  выделения причинно-следственных связей между процессами и событиями;  работы с историческими картами, графической информацией;  выделения тенденций и противоречий исторического процесса;  представления исторической информации в различных знаковых системах. В содержании дисциплины на теоретическом уровне определены следующие содержательные блоки: 1. Истории России н. ХХ века в контексте мировой истории. 2. Власть и общество на рубеже XIX и XX вв. Противоборство классов и партий. 3. Реформы и революция в начале XX в. Внешнеполитическое положение России. 4. Российская революция 1917 года и преобразования большевиков. Советская страна в период гражданской войны и интервенции. 5. Становление однопартийной политической системы и ее военно-коммунистический курс. 6. Модернизация советского общества конца 1920–1930-х годов, ее причины и результаты. 7. Советский Союз накануне Второй мировой войны. 8. Великая Отечественная Война. 9. Послевоенное восстановление народного хозяйства и эволюция политического режима. 10. Международное положение и внешняя политика в 1953–1985 гг. 11. Социальное и культурное развитие советского общества в 1950 – начале 1960-х годов. 12. Противоречивость социально-экономического развития страны в 1960–1980-е годы. 13. Углубление политической дестабилизации советского общества и кризис власти в условиях перестройки. Специфика данного издания заключается в том, что все основные материалы, необходимые для организации самостоятельной деятельности студентов, собраны и структурированы в одном пособии, что значительно облегчает процесс подготовки студентов. Пособие состоит из четырех разделов (учебных элементов): 1. Российская империя в начале ХХ века. 2. Формирование советского общества и тоталитарного государства (1917–1939 гг.). 3. СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. 4. Трансформация политического курса развития страны (1953–1991 гг.). Каждая тема в пособии представлена по следующей схеме: тема занятия, цель занятия, структура учебного элемента, учебные результаты, вопросы и задания для самостоятельной работы, методические указания для организации самостоятельной работы, темы докладов, даты и события, персоналии, основные понятия, дополнительные материалы, дополнительная литература, источники и Интернет-ресурсы. Основная литература по всему изучаемому периоду представлена в конце пособия. Необходимость активизации самостоятельной работы студентов по изучению истории России повлекла за собой включение в пособие широкого спектра исторических персоналий, основных событий и дат, терминологического словаря к каждой теме курса. Такой подход способствует расширению возможности восприятия и понимания истории, кроме того, позволяет усвоить суть понятий, исторических процессов, политических, социально-экономических и культурных изменений в жизни общества. В пособии акцентируется внимание на анализе наиболее трудных и дискуссионных вопросов содержания курса истории, даются подробные указания как данное содержание лучше проработать для наиболее эффективного усвоения. Поскольку внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки бакалавров и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода, в Приложении пособия содержатся методические разработки интерактивных заданий для студентов. – 5 –
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ