ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Л.П. Малахова
ИСТОРИЯ РОССИИ 1900–1991 гг.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Направленность «История и обществознание»
Сургут, 2021
1
Стр.1
УДК 94(47+57)"1900/1991"
ББК 63.3(2)6я73-9
М 18
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензент:
Милевский Олег Анатольевич, доктор исторических наук, профессор
кафедры социально-гуманитарного образования
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Малахова, Л. П.
М 18
История России 1900–1991 гг. : учебно-методическое пособие : направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование, направленность «История и обществознание» /
Л. П. Малахова ; Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное
учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический
университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет»,
2021. – 163, [1] с. – Текст: непосредственный.
В учебно-методическом пособии представлен комплекс учебных и методических материалов
для студентов по курсу «История России 1900–1991 гг.», позволяющий раскрыть основные
тенденции и закономерности, выделить противоречия исторического процесса в России,
выявить истоки самобытности исторического пути России, определить факторы,
влияющие на эволюцию государства на разных этапах его развития на протяжении ХХ века.
Содержание пособия позволяет рационально организовать учебные занятия и самостоятельную
работу студентов по истории России ХХ века у бакалавров по Направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность История
и Обществознание.
УДК 94(47+57)"1900/1991"
ББК 63.3(2)6я73-9
© Малахова Л.П., 2021
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .................................................................................................................................................... 4
Раздел 1. Российская империя в начале ХХ века
УЭ 1.1. Тенденции социально-экономического развития России в конце XIX – начале XX вв. ........... 6
УЭ 1.2. Международные тенденции и внешняя политика Российской империи в начале XX в. ........... 10
УЭ 1.3. Революция 1905–1907 гг. в России. Основные направления внутренней политики царизма
в 1907–1914 гг. ................................................................................................................................................ 15
УЭ 1.4. Россия в первой мировой войне и тенденции мировой политики ................................................ 27
УЭ 1.5. Серебряный век русской культуры: тенденции и противоречия ................................................. 33
Контроль самостоятельной работы студентов
по Разделу 1 «Российская империя в начале ХХ века» .............................................................................. 38
Раздел 2. Формирование советского общества и тоталитарного государства (1917–1939 гг.)
УЭ 2.1. Революционные тенденции 1917 года и первые преобразования большевиков ......................... 39
УЭ 2.2. Основные направления развития Советской России в 1917–1920 гг. .......................................... . 47
УЭ 2.3. Общественный антагонизм периода гражданской войны в России ............................................. 54
УЭ 2.4. Тенденции и противоречия во внутренней политике большевиков в 1920-е гг. ....................... 60
УЭ 2.5. Социально-экономический переворот конца 1920-х – 1930-х гг.
Основные направления внутренней политики СССР в 1930-е гг. ............................................................. 68
УЭ 2.6. Противоречия во внешней политике СССР в 1920–1930-е гг.
Тенденции советской дипломатии в предвоенный период ........................................................................ 76
УЭ 2.7. Культурное строительство в Советском Союзе 1920–1930-е гг. .................................................. 83
Контроль самостоятельной работы студентов
по Разделу 2 «Формирование советского общества и тоталитарного государства (1917–1939 гг.)» ..... 89
Раздел 3. СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
УЭ 3.1. Причинно-следственные связи между событиями начального этапа
Великой Отечественной войны (июнь 1941 – весна 1942 гг.) .................................................................... 90
УЭ 3.2. Причины и последствия коренного перелома в Великой Отечественной войне
(весна 1942–1943 гг.) ...................................................................................................................................... 97
УЭ 3.3. Обусловленность событий на завершающем этапе Великой Отечественной войны.
Участие СССР в войне с Японией (1944–1945 гг.): причины и следствия ............................................... 103
УЭ 3.4. Условия послевоенного восстановления страны (1945–1953 гг.) ................................................ 110
Контроль самостоятельной работы студентов
по Разделу 3 «СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период» .......................... 116
Раздел 4. Трансформация политического курса развития страны (1953–1991 гг.)
УЭ 4.1. Политическая система и социально-экономические процессы в стране в 1953–1964 гг. .......... 117
УЭ 4.2. Система международных отношений и внешняя политика Советского Союза
в 1953–1964 г. .................................................................................................................................................. 124
УЭ 4.3. Социально-экономическая и общественно-политическая структура страны
в 1964–1985 гг. ................................................................................................................................................ 128
УЭ 4.4. Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. ................ 137
УЭ 4.5. Деформация государственной системы в 1985–1991 гг. ............................................................... 142
УЭ 4.6. Международное положение и внешняя политика (1985–1991 гг.) ............................................... 152
Контроль самостоятельной работы студентов
по Разделу 4 «Трансформация политического курса развития страны (1953–1991 гг.)» ........................ 156
Заключение .................................................................................................................................................... 157
Приложения ................................................................................................................................................... 158
Учебно-методическое и программное обеспечение ................................................................................ 163
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методическое пособие по курсу «История России 1900–1991 гг.» составлено для бакалавров
по Направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями
подготовки) Направленность История и Обществознание и направлено на актуализацию и систематизацию
знаний по истории России ХХ века.
Программа дисциплины «История России1900–1991 гг.» условно разделена на четыре содержательных
раздела. В основу периодизации положены, прежде всего, политические изменения
в руководстве и управлении страной. Именно изменения политической структуры страны оказывали
свое воздействие на характер экономических и социальных преобразований, поэтому каждый раздел
начинается с характеристики политической власти.
Цель дисциплины: Научиться систематизировать информацию о ключевых тенденциях,
закономерностях и противоречиях отечественной истории ХХ в. на основе анализа важнейших
событий российской и мировой истории.
Задачи дисциплины:
1. Научиться выявлять основные тенденции исторического процесса в Российской империи
в начале ХХ века.
2. Научиться выявлять основные тенденции и противоречия в развитии советского общества
и тоталитарного государства (1917–1939 гг.).
3. Научиться устанавливать причинно-следственные связи между событиями в стране,
на фронте в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
4. Научиться систематизировать информацию при интерпретации исторических событий
и явлений в период трансформации политического курса развития страны (1953–1991 гг.).
Место дисциплины в структуре учебного плана
Дисциплина «История России (1900–1991 гг.)» относится к предметному модулю.
Освоение дисциплины выстраивается на фундаментальных исторических знаниях студентов,
приобретенных в результате освоения предшествующих дисциплин «История России (XVII-XVIII вв.)»,
«История России XIX в.».
Дисциплина «История России (1900–1991 гг.)» изучается параллельно дисциплинам
«Новейшая история стран Европы и Америки», «Новая и новейшая история стран Востока», «История
Сибири XIX–XX вв.».
Освоение дисциплины «История России (1900–1991 гг.)» является необходимой основой
для изучения дисциплины «Исторические процессы в современной России и на постсоветском пространстве»»,
а также для прохождения педагогической практики и практики в области культурнопросветительской
деятельности, подготовки к итоговой государственной аттестации.
Данное пособие обеспечивает формирование у бакалавров следующих профессиональных
компетенций:
способен формировать целостное представление об общественно-историческом процессе
у обучающихся (ПК–1);
способен формировать у обучающихся умение работать с различными источниками информации
по истории и обществознанию (ПК–2).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
систему фактов исторического и общественного развития;
пространственные и хронологические рамки исторических событий и явлений общественной
жизни;
принципы исторического познания и познания общества (принцип историзма, ценностный
подход, принцип системности и т.д.);
уметь:
представлять сложную историческую информацию в различных условно-графических
формах;
формулировать проблему при изучении историографического материала;
устанавливать причинно-следственные связи между процессами и событиями отечественной
истории;
систематизировать историческую информацию на основе представлений об общих закономерностях
исторического процесса;
– 4 –
Стр.4
владеть:
способами выделения тенденций и противоречий исторического процесса;
способами систематизации фактов исторического и общественного развития;
алгоритмом анализа конкретно-исторических проблем с использованием специальных
принципов и методов;
приемами внешней и внутренней критики источников;
иметь опыт:
анализа сложной исторической и обществоведческой информации;
выделения причинно-следственных связей между процессами и событиями;
работы с историческими картами, графической информацией;
выделения тенденций и противоречий исторического процесса;
представления исторической информации в различных знаковых системах.
В содержании дисциплины на теоретическом уровне определены следующие содержательные
блоки:
1. Истории России н. ХХ века в контексте мировой истории.
2. Власть и общество на рубеже XIX и XX вв. Противоборство классов и партий.
3. Реформы и революция в начале XX в. Внешнеполитическое положение России.
4. Российская революция 1917 года и преобразования большевиков. Советская страна в период
гражданской войны и интервенции.
5. Становление однопартийной политической системы и ее военно-коммунистический курс.
6. Модернизация советского общества конца 1920–1930-х годов, ее причины и результаты.
7. Советский Союз накануне Второй мировой войны.
8. Великая Отечественная Война.
9. Послевоенное восстановление народного хозяйства и эволюция политического режима.
10. Международное положение и внешняя политика в 1953–1985 гг.
11. Социальное и культурное развитие советского общества в 1950 – начале 1960-х годов.
12. Противоречивость социально-экономического развития страны в 1960–1980-е годы.
13. Углубление политической дестабилизации советского общества и кризис власти в условиях
перестройки.
Специфика данного издания заключается в том, что все основные материалы, необходимые
для организации самостоятельной деятельности студентов, собраны и структурированы в одном
пособии, что значительно облегчает процесс подготовки студентов.
Пособие состоит из четырех разделов (учебных элементов):
1. Российская империя в начале ХХ века.
2. Формирование советского общества и тоталитарного государства (1917–1939 гг.).
3. СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
4. Трансформация политического курса развития страны (1953–1991 гг.).
Каждая тема в пособии представлена по следующей схеме: тема занятия, цель занятия,
структура учебного элемента, учебные результаты, вопросы и задания для самостоятельной работы,
методические указания для организации самостоятельной работы, темы докладов, даты и события,
персоналии, основные понятия, дополнительные материалы, дополнительная литература, источники
и Интернет-ресурсы. Основная литература по всему изучаемому периоду представлена в конце пособия.
Необходимость
активизации самостоятельной работы студентов по изучению истории России
повлекла за собой включение в пособие широкого спектра исторических персоналий, основных
событий и дат, терминологического словаря к каждой теме курса. Такой подход способствует расширению
возможности восприятия и понимания истории, кроме того, позволяет усвоить суть понятий,
исторических процессов, политических, социально-экономических и культурных изменений
в жизни общества.
В пособии акцентируется внимание на анализе наиболее трудных и дискуссионных вопросов
содержания курса истории, даются подробные указания как данное содержание лучше проработать
для наиболее эффективного усвоения.
Поскольку внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений
совершенствования подготовки бакалавров и обязательное условие эффективной реализации компетентностного
подхода, в Приложении пособия содержатся методические разработки интерактивных
заданий для студентов.
– 5 –
Стр.5