ББК 700 я 73
М 3 3
Рецензенты:
д-р филос. наук, профессор Р.В. Михайлова
(Чувашская сельскохозяйственная академия)
д-р филол. наук, профессор Н.И. Егоров
(Чувашский государственный институт гуманитарных наук)
Матвеев Г.М.
М-33 Мифоязыческая картина мира чувашского народа. Чебоксары:
Изд-во Чуваш.ун-та, 2004. 248 с.
ISBN 5-7677-0755-3
Рассматриваются вопросы мифоязыческой картины мира в
мировоззрении и образе жизни чувашей, мифоязыческая картина
строения мира, влияние мифоязыческой картины мира на образ
жизни этноса, система культов и обрядов, магия в системе картины
мира.
Для студентов, аспирантов, а также молодых преподавателей
гуманитарных факультетов, читающих спецкурсы по философии,
культурологии и концепции современного естествознания.
Научный редактор: профессор Э.З.Феизов
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
Государственна др?;ав 'С-ч-Чувашской
FVeityC•
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЗК'-tf'f/:..
д> уь^^ х я-^ м
ISBN 5-7677-0755-3
№
^З о ~
ББ К 700я7 3
© Г.М.Матвеев, 2004
Стр.4
Оглавление
Предисловие
Введение
Глава I. Теоретические аспекты исследования мифоязыческой
картины мира
1.1. Общие черты картины мира
1.2. Миф - как исторически первый тип картины мира
1.3. Своеобразие языческих верований чувашей
Глава II. Мифологическая картина строения мира
2.1. Мифологическая модель мира
2.2. От космического хаоса к упорядоченному миру.
2.3. Роль демиургов в превращении хаоса в организованный
космос
Глава III. Влияние мифоязыческой картины мира на образ жизни
этноса
3.1. Традиции, обряды и образ жизни в системе картины мира
3.2. Социально-психологический и мифоязыческий аспекты
регулирования образа жизни людей
3.3. Мифы, языческие верования и календарные обряды
в жизнедеятельности чувашского народа
Глава IV. Система культов и обрядов в мировоззрении и
образе жизни чувашей
4.1. Боги, духи и небесные светила в мифоязыческом
представлении
4.2. Культ Киреметя и Йёрёх
4.3. Культ предков, погребальные обряды и поминки
Глава V. Магия в системе картины мира
5.2. Субъекты магических обрядов
5.1. Общие черты магии
5.3. Магические обряды, колдуны и знахари в образе жизни
чувашского народа
Заключение
Цитируемая литература
4
6
14
14
28
38
51
51
62
70
78
78
95
108
132
132
149
165
180
180
194
207
232
235
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Большой интерес представляет монография Г.М.Матвеева
«Мифоязыческая картина мира чувашского народа», в которой
рассматриваются проблемы менталитета моего народа, истоки этого
феномена.
Меня всегда интересовал менталитет чувашского народа, его
истоки, прошлое и настоящее этого явления, положительные и
отрицательные черты психологии, духовного склада и образа жизни
чувашей.
В моем понимании «менталитет» - это духовные основы народной
жизни, основные черты характера народа, особенности его души и быта,
отношение к религии как главному средству очищения его души.
Каковы же главные идеи и положения, которые нашли свое
отражение в работе Г.М.Матвеева? Автор пишет, что исторически
первым типом мировоззрения и менталитета у всех народов мира были
мифы и языческие верования. Миф - это не первоначальная форма
знаний, а особый вид миропонимания, специфически образное
представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифах и
старой чувашской вере мы находим зачатки не только нравственного
сознания и всех видов современного искусства, но также элементы
философского размышления о смысле жизни, сущности мироздания. К
осознанию смысла жизни и сути миропонимания разные народы пришли
по-разному.
В своей работе Г.М.Матвеев особо отмечает, что каждый народ
имеет свою, присущую только ему, культуру и историю, имеет великое
желание определить свое место в потоке исторических событий, но для
этого необходимо формирование в его мировоззрении развитого
национального самосознания и менталитета.
Культурные, исторические события обычно осознаются людьми
не просто как часть своего прошлого, одновременно у людей возникает
субъективное ощущение преемственности, которое проявляется в
традициях и обрядах и связанных с ними мифах и религиозных верованиях.
Осознанное отношение к историческим событиям, духовным ценностям
и сами чувства народа - все это проявление национального самосознания
и менталитета этноса.
В настоящее время у многих народов, проживающих в России,
повышается интерес к прошлому, что явно связано с ростом
национального самосознания. Это стремление объясняется желанием
Стр.6
познать свое историческое прошлое. В недалеком прошлом подобное
желание осуждалось и квалифицировалось как национализм. Изучение
места и роли мифов, религиозных верований дает возможность понять
соотношение исторического и национального самосознания народа.
Каждый народ имеет свои истоки бытия. Чуваши в далеком
прошлом, как и все народы мира, выработали свое особое видение мира,
которое мы называем мифами и языческими верованиями.
Мифоязыческое миропонимание этноса проходит через призму его
национального переживания, так как чувства, вкусы, запросы и идеалы
почерпнуты из глубины души народа, его характера, образа жизни.
Автор пишет, что мифы, традиции и обряды раскрывают культуру
народа, его психологию, менталитет. Они, будучи феноменом культуры,
во все времена выступали как связующая нить, обеспечивали
преемственность поколений. Наши предки всю информацию о мире,
растениях, животных, а также знания и навыки в практической,
повседневной жизни получали и хранили только лишь в традициях и
обрядах.
В современных условиях российской действительности идет
процесс осмысления и обновления прошлого и настоящего во всех сферах
жизни общества, который коснулся и духовно-нравственной сферы, жизни
чувашского народа. Духовное обновление немыслимо без усвоения
непреходящих общечеловеческих ценностей. Оно требует возвращения
исторической памяти и восстановления забытых традиций и обрядов.
Поэтому весьма актуально изучение духовно-нравственной культуры
многих поколений. В мифах, в языческом веровании, традициях и обычаях
чувашского народа заложены основы его жизненной философии.
Языческая религия и менталитет явились основой и составной
частью миропонимания чувашского народа. Они сыграли положительную
роль в исторической судьбе чувашского народа, регламентируя жизнь и
быт наших предков, сохраняя и сплачивая чувашский этнос, поддерживая
добрые нравственные устои, милосердие и порядочность. В языческой
религии чуваши находили утешение, веру и надежду.
действительный
Российской академии
JI.II. Кураков,
член
образования
Стр.7