В. Б. Цыренова, Е. Е. Сартакова, Н. Б. Лумбунова
ПЕДАГОГИКА.
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Учебное пособие
Улан-Удэ 2022
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
В. Б. Цыренова, Е. Е. Сартакова, Н. Б. Лумбунова
ПЕДАГОГИКА.
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Рекомендовано УМС БГУ в качестве учебного пособия
для обучающихся по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование,
44.03.05 Педагогическое образование
с двумя профилями подготовки
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2022
Стр.2
УДК 371.32
ББК 74.489
Ц 975
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом Бурятского
госуниверситета протокол №2 от 9 марта 2022 г.
Рецензенты:
В. И. Ваганова
доктор педагогических наук, профессор
Восточно-Сибирского государственного университета
технологий и управления
С. А. Юн-Хай
кандидат педагогических наук, доцент
Бурятского государственного университета
Цыренова В. Б.
Ц 975 Педагогика. Теория обучения: учебное пособие /
В. Б. Цыренова, Е. Е. Сартакова, Н. Б. Лумбунова. —
Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2022. —
94 с. ISBN 978-5-9793-1710-6
В учебном пособии изложен краткий материал курса «Педагогика»
для студентов ВУЗов по направлениям подготовки
44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое
образование (с двумя профилями подготовки) очной и заочной
форм обучения. В структуре пособия выделяются предисловие,
учебные материалы, дополненные вопросами и заданиями, рекомендуемой
литературой.
УДК 371.32
ББК 74.489
© В. Б. Цыренова, Е. Е. Сартакова,
Н. Б. Лумбунова, 2022
ISBN 978-5-9793-1710-6
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2022
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………… 4
Глава 1. Основные вопросы педагогики…………….. 7
§ 1.1 Краткая история развития педагогики как науки…. 7
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения….… 9
§ 1.2 Объект, предмет, функции педагогики…………..… 10
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения……. 13
§ 1.3 Структура педагогической науки…………………… 15
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения…….. 17
§ 1.4 Основные категории педагогики……………………. 18
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения…….. 23
§ 1.5 Методологические подходы в педагогике………….. 25
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения…….. 32
§ 1.6 Связь педагогики с другими науками………………. 33
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения…….. 36
Рекомендуемая литература………………………………… 37
Глава 2. Теоретические основы обучения………..……. 39
§ 2.1 Дидактика как наука об обучении…………………... 39
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения…….. 45
§ 2.2 Понятие и сущность процесса обучения…………… 45
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения…….. 52
§ 2.3 Содержание образования…………………………….. 53
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения…….. 58
§ 2.4 Методы, формы и средства обучения………………. 59
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения…….. 68
§ 2.5 Диагностика обучения……………………………….. 68
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения…….. 73
§ 2.6 Современный урок…………………………………… 73
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения…….. 92
Рекомендуемая литература………………………………… 92
Стр.4
Предисловие
Настоящее учебное издание представляет собой учебное
пособие для дисциплин «Основы общей педагогики, история
педагогики и введение в педагогическую деятельность»,
«Теория и технология обучения», «Введение в педагогическую
деятельность», «Педагогика» в рамках реализации образовательных
программ высшего образования по направлениям
подготовки 44.03.01 Педагогическое образование,
44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями очной,
заочной формы обучения и подготовлено в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплины
«Основы общей педагогики, история педагогики
и введение в педагогическую деятельность», «Теория и
технология обучения» относятся к обязательным дисциплинам
"Психолого-педагогического модуля" Блока 1 в структуре
образовательной программы по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование.
Дисциплины «Введение в педагогическую деятельность»,
«Педагогика» являются частью базового профессионального
модуля "Педагогическое образование" обязательной части
Блока 1 в структуре образовательной программы направления
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями
подготовки).
В результате освоения дисциплин обучающийся должен:
Знать:
- основную научную и учебную литературу по специфике
изучаемой дисциплины;
- базовые категории, закономерности и принципы в обучении;
-
- современные технологии обучения и контроля;
сти;
4
современные формы организации учебной деятельно
Стр.5
ти - технологию составления и проведения уроков разных
пов уроков в традиционной и нетрадиционной формах;
технологию составления и проведения внеклассных форм работы.
Уметь:
льность
и получать новые знания, применяя различные методы;
совершенствовать и углублять свои знания, быстро
адаптироваться к любым ситуациям;
ность с учетом специфики предметной области в образовательных
организациях.
Владеть:
- - организовывать учебную деятельность;
- способностью к самоорганизации и к самообразованию,
а также способами совершенствования профессиональных
знаний и умений путем использования возможностей информационной
среды образовательного учреждения, региона,
области, страны;
- способностью представлять и адаптировать знания с
учетом уровня аудитории;
- способностью к организации учебной деятельности в
конкретной предметной области;
- способностью к организации учебной деятельности в
ных работ.
Демонстрировать способность и готовность:
сознавать социальную значимость своей будущей
профессии, обладать мотивацией к осуществлению
- - к самоорганизации и самообразованию;
5
конкретной предметной области:
- способностью к проведению методических и экспертте
- самостоятельно планировать профессиональную дея-
передавать результат своих исследований в виде конпланировать
и осуществлять педагогическую деятелькретных
рекомендаций, выраженных в терминах предметной
области изучавшегося явления;
Стр.6