Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Нормативность речи и стилевое многообразие русского языка (220,00 руб.)

0   0
Первый авторШукаева Е. М.
ИздательствоСГАФКСТ
Страниц101
ID783327
АннотацияУчебно-методическое пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по всем направлениям. Учебно методическое пособие предназначено для студентов 2 курса Академии физической культуры, спорта и туризма. В пособии рассматривается нормативность речи (нормы произношения, ударения, лексики, морфологии, синтаксиса) и целесообразность речи (функциональные стили русского языка). Задача учебно-методического пособия - развитие речевой компетенции студентов, выработка умения общаться, вести гармоничный диалог и умело использовать богатые ресурсы языка. В пособии представлен теоретический материал, практические задания для аудиторной и самостоятельной работы.
Шукаева, Е.М. Нормативность речи и стилевое многообразие русского языка : учебно-методическое пособие / Е.М. Шукаева .— Смоленск : СГАФКСТ, 2020 .— 101 с. — URL: https://rucont.ru/efd/783327 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Нормативность_речи_и_стилевое_многообразие_русского_языка.pdf
СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА НОРМАТИВНОСТЬ РЕЧИ И СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА Учебно-методическое пособие Смоленск 2020
Стр.1
УДК 811. 161. I. (024): 796. 077. 5 (07) ББК 81.411.2-7 я 73 Ш95 Рекомендовано к изданию редакционно-экспертным советом Смоленской государственной академией физической культуры, спорта и туризма Шукаева Е.М. Нормативность речи и стилевое многообразие русского языки. Учебно-методическое пособие для студентов Академии физической культуры, спорта и туризма/ Е.М. Шукаева. 2-е изд. перераб. и доп. - Смоленск.: 2020. -103 с. Государственным Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования по всем направлениям. Учебно методическое пособие предназначено для студентов 2 курса Академии физической культуры, спорта и туризма. В пособии рассматривается нормативность речи (нормы произношения, ударения, лексики, морфологии, синтаксиса) и целесообразность речи (функциональные стили русского языка). Задача учебно-методического пособия - развитие речевой компетенции студентов, выработка умения общаться, вести гармоничный диалог и умело использовать богатые ресурсы языка. В пособии представлен теоретический материал, практические задания для аудиторной и самостоятельной работы. Рецензенты: зав. кафедрой иностранных языков, кандидат педагогических наук, доцент СГАФКСТ Н.П. Дроздова зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент СГАФКСТ К.Н. Ефременков © Шукаева Е.М.,2020 ©Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2020 4
Стр.2
Введение Современное высшее образование ориентировано на развитие личности, создание условий для самореализации не только в узкопрофессиональной сфере, но и в самых различных областях общественной жизни. Достижению этой цели способствует изучение цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе и дисциплины «Русский язык и культура речи». Настоящее учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и адресовано студентам всех специальностей неязыковых вузов. Цель пособия отражает цель самой дисциплины «Русский язык и культура речи»: способствовать повышению уровня культуры владения современным русским литературным языком, нормами речевого общения. Умение использовать русский язык как инструмент профессионального и межличностного общения в значительной мере определяет успех в профессиональной деятельности всех тех, кто по характеру этой деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, воспитывает, оказывает людям различные услуги. Не меньшее значение культура речи имеет в сфере непрофессионального межличностного общения. Пособие знакомит студентов с коммуникативными качествами речи, языковыми нормами русского литературного языка, функциональными стилями современного русского литературного языка. В нем представлен практический материал, сформулированы контрольные вопросы для самопроверки и рекомендована необходимая для углубленного изучения курса литература. Каждый раздел включает задания для работы на практических занятиях и для самостоятельной работы студентов. 5
Стр.3
Глава 1. Культура речи. Коммуникативные качества культурной речи 1.1. Понятие культуры речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи Культура речи - часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуре. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным показателем профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, учителей, политиков, спортсменов. Что же подразумевает понятие «культура речи»? Словосочетание «культура речи» применяется в трех основных значениях: - Культура речи - это раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мысли. - Культура речи - это какие-то ее признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о ее коммуникативном совершенстве. - Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка и целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка. (Лингвистический энциклопедический словарь - М., 1999. - С.247). Первое словосочетание определяет предмет изучения определенной отрасли филологии. Второе и третье значения определяют культуру речи 6
Стр.4
как совокупность и систему ее нормативных коммуникативных качеств, знание и овладение которыми является целью изучения этой дисциплины студентами. Выделяют три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Первый, важнейший аспект - нормативный. Нормативный аспект культуры речи предусматривает правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца. Термин «норма» имеет два значения: - общепринятое употребления разнообразных языковых средств, воспроизводимое говорящим; - предписания, правила, указания к употреблению тех или иных языковых средств, зафиксированы учебниками, словарями, справочниками. Языковая норма - это центральное понятие культуры речи. Она предполагает, прежде всего, соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца. Языковая норма нужна для того чтобы: - люди понимали друг друга правильно (социальная и коммуникативная функции); - отличить образованного человека от необразованного (социальная и культурная); - образованная часть людей с наиболее развитым языковым вкусом влияла на воспитание и развитие языкового вкуса у остальных (социальная и эстетическая); - сохранять языковые традиции (социальная и культурная). Вторым важным качеством культуры речи является коммуникативность. Это умение находить в языковой системе для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму. Выбор необходимых для данной цели 7
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ