УДК 372.881.161.1
ББК 74.268.1Рус
C41
C41
Ситникова Т.Н.
Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс : пособие
для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. – 8-е изд.,
эл. – 1 файл pdf : 496 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь
школьному учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI
либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN
978-5-408-05553-1
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Русский
язык» для 4 класса, составленные с учётом требований ФГОС. Порядок
тем соответствует учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, входящему
в действующий федеральный перечень учебников. Здесь педагог
найдет всё, что необходимо для качественной подготовки к уроку: теличные
игры, кроссворды, загадки. зматическое планирование учебного материала, подробные конспектыанятий, методические рекомендации по работе над проектами, разИздание
адресовано учителям начальных классов, студентам педагогических
вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Русский язык» в составе УМК В.П. Канакиной,
В.Г. Горецкого 2019–2021 гг. выпуска.
УДК 372.881.161.1
ББК 74.268.1Рус
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по
русскому языку. 4 класс : пособие для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко.
– 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : ВАКО, 2021. – 496 с. – (В помощь
школьному учителю). – ISBN 978-5-408-05415-2. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05553-1
©© ООО «ВАКО», 2016
ООО «ВАКО», 2021,
с изменениями
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование учебного материала
(170 ч, 5 ч в неделю) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Тематическое планирование учебного материала
(136 ч, 4 ч в неделю) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ПОВТОРЕНИЕ
УНаша речь и наш язык
р о к 1. Знакомство с учебником «Русский язык».
Наша речь и наш язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
У р о к 2. Наша речь и наш язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
УУТекстр о к 3. Текст и его план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
р о к 7. Виды предложений по цели высказывания
и интонации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
У р о к 4. Обучающее изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
р о к 5. Анализ изложения. Типы текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
УУПредложениер о к 6. Предложение как единица речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
УУ р о к 8. Обращение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
р о к 9. Главные и второстепенные члены предложения .
Основа предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
У р о к 10. Контрольный диктант по теме «Повторение» . . . . . . . 45
УСловосочетаниер о к 11. Анализ контрольного диктанта. Что такое
словосочетание? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УУОднородные члены предложенияр о к 12. Что такое однородные члены предложения? . . . . . . . . 50
р о к 13. Запятая между однородными членами,
соединёнными союзами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Стр.489
Содержание
489
У р о к 14. Запятая между однородными членами,
соединёнными союзами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
У р о к 15. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая
осень» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
р о к 17. Как отличить сложное предложение от простого
предложения? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
У р о к 16. Наши проекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
УПростые и сложные предложения
У р о к 18. Как отличить сложное предложение от простого
предложения с однородными членами? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
р о к 20. Контрольный диктант по теме «Предложение» . . . . . 76
р о к 22. Многозначные слова. Прямое и переносное
значения слов . Заимствованные слова. Устаревшие слова . . . 82
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
УУЛексическое значение словар о к 21. Слово и его значение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
УУ р о к 23. Синонимы, антонимы и омонимы . . . . . . . . . . . . . . . . 87
р о к 24. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических
группах слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
УУСостав словар о к 25. Значимые части слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
У р о к 26. Значимые части слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
У р о к 27. Значимые части слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
р о к 28. Правописание гласных и согласных в значимых
частях слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
У р о к 29. Правописание гласных и согласных в значимых
частях слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
р о к 32. Обучающее изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
У р о к 30. Правописание гласных и согласных в значимых
частях слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
УУ р о к 19. Обучающее изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
УУ р о к 31. Правописание слов с буквами Ь и Ъ . . . . . . . . . . . . . . 115
УЧасти речир о к 33. Анализ изложения. Что такое части речи?
Морфологические признаки частей речи . . . . . . . . . . . . . . . . 121
УУ р о к 34. Грамматические признаки частей речи . . . . . . . . . . . 124
У р о к 35. Грамматические признаки частей речи . . . . . . . . . . . 128
У р о к 36. Наречие. Значение и употребление в речи . . . . . . . . . 132
У р о к 37. Правописание наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
р о к 38. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова
«Иван Царевич на Сером волке» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
У р о к 39. Контрольный диктант по теме «Слово в языке
и речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Стр.490
490
Содержание
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
УИзменение по падежам имён существительных
У р о к 40. Как определить падеж имени существительного? . . . 145
У р о к 41. Как определить падеж имени существительного? . . . 148
У р о к 42. Как определить падеж имени существительного? . . . 152
У р о к 43. Как определить падеж имени существительного? . . . 155
р о к 44. Как определить падеж имени существительного? . . . 158
УТри склонения имён существительныхр о к 45. Как определить склонение имени существительного?
1-е склонение имён существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
У р о к 46. Падежные окончания имён существительных
1-го склонения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
р о к 49. Падежные окончания имён существительных
2-го склонения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
У р о к 47. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый
снег» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
УУ р о к 48. 2-е склонение имён существительных . . . . . . . . . . . . 172
УУ р о к 50. 3-е склонение имён существительных . . . . . . . . . . . . 179
р о к 51. Падежные окончания имён существительных
3-го склонения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
У р о к 52. Алгоритм определения склонения имени
существительного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
У р о к 53. Обучающее изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
УПравописание безударных падежных окончанийр о к 54. Анализ изложения . Правописание безударных
в падежных окончаний имён существительных
единственном числе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
УУ р о к 55. Именительный и винительный падежи . . . . . . . . . . . 194
р о к 57. Именительный, родительный и винительный
падежи одушевлённых имён существительных . . . . . . . . . . . 203
У р о к 56. Родительный падеж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
УУ р о к 58. Дательный падеж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
У р о к 59. Дательный падеж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
У р о к 60. Дательный падеж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
У р о к 61. Творительный падеж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
У р о к 62. Творительный падеж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
У р о к 63. Предложный падеж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
У р о к 64. Предложный падеж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
р о к 65. Правописание безударных окончаний имён
существительных во всех падежах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
У р о к 66. Правописание безударных окончаний имён
существительных во всех падежах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
У р о к 67. Правописание безударных окончаний имён
существительных во всех падежах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Стр.491
Содержание
491
У р о к 68. Сочинение по картине В.А. Тропинина
«Кружевница» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
У р о к 69. Контрольный диктант по теме «Правописание
в безударных падежных окончаний имён существительных
единственном числе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
УУ р о к 70. Анализ контрольного диктанта. Повторение . . . . . . 241
УУ р о к 72. Именительный падеж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
У р о к 73. Родительный падеж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
р о к 74. Винительный падеж одушевлённых имён
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
УУ р о к 75. Дательный, творительный, предложный падежи . . . 257
У р о к 76. Обучающее изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
множественном числе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
УУ р о к 78. Контрольный диктант за первое полугодие . . . . . . . . 266
р о к 77. Анализ изложения. Правописание падежных
и окончаний имён существительных в единственном
р о к 79. Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
У р о к 80. Наши проекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
УПовторениер о к 81. Роль имён прилагательных в языке . Что обозначают
и как образуются имена прилагательные? . . . . . . . . . . . . . . . . 272
УУ р о к 82. Род и число имён прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . 276
У р о к 84. Падеж имени прилагательного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
р о к 83. Описание игрушки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
УИзменение по падежам имён прилагательных
р о к 85. Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина
В.А. Серова “Мика Морозов”» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
УПравописание падежных окончанийр о к 86. Склонение имён прилагательных мужского
и среднего рода в единственном числе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
УУ р о к 87. Именительный падеж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
У р о к 88. Родительный падеж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
У р о к 89. Дательный падеж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
р о к 90. Именительный, винительный, родительный падежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
р о к 92. Правописание падежных окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода . . . . . . . . . . . . . . . 304
р о к 71. Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных во множественном числе . . . . . . . . . 244
УУ р о к 91. Творительный и предложный падежи . . . . . . . . . . . . 301
У р о к 93. Выборочное изложение описательного текста.
Наши проекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
Стр.492
492
Содержание
У р о к 94. Анализ изложения. Правописание падежных
окончаний имён прилагательных мужского и среднего
рода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
р о к 97. Родительный, дательный, творительный
и предложный падежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
У р о к 95. Склонение имён прилагательных женского рода
в единственном числе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
УУ р о к 96. Именительный и винительный падежи . . . . . . . . . . . 312
У р о к 98. Родительный, дательный, творительный
и предложный падежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
р о к 101. Анализ изложения. Правописание падежных
окончаний имён прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
У р о к 99. Правописание падежных окончаний имён
прилагательных женского рода в единственном числе . . . . . 320
УУ р о к 100. Изложение описательного текста . . . . . . . . . . . . . . . 323
У р о к 102. Склонение имён прилагательных
во множественном числе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
У р о к 103. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха
«Заморские гости» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
р о к 106. Дательный и творительный падежи . . . . . . . . . . . . . 338
УУ р о к 104. Именительный и винительный падежи . . . . . . . . . . 331
У р о к 105. Родительный и предложный падежи . . . . . . . . . . . . . 335
Обобщение
УУ р о к 107. Обобщение по теме «Имя прилагательное» . . . . . . . 341
р о к 108. Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря
«Февральская лазурь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
У р о к 109. Обобщение по теме «Имя прилагательное».
Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
МЕСТОИМЕНИЕ
Личные местоимения
УУ р о к 112. Роль местоимений в речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348
р о к 114. Изменение личных местоимений по падежам .
Правописание местоимений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
У р о к 110. Контрольный диктант по теме «Имя
прилагательное» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
У р о к 111. Анализ контрольного диктанта. Повторение . . . . . 346
У р о к 113. Роль местоимений в речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
У р о к 115. Изменение личных местоимений по падежам .
Правописание местоимений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
У р о к 116. Изменение личных местоимений по падежам .
Правописание местоимений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
У р о к 117. Изложение повествовательного текста
с элементами описания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
Стр.493
Содержание
493
У р о к 118. Анализ изложения. Обобщение по теме
«Местоимение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364
р о к 120. Анализ контрольного диктанта. Повторение . . . . . 366
УУ р о к 119. Контрольный диктант по теме «Местоимение» . . . 365
ГЛАГОЛ
УУПовторениер о к 121. Роль глаголов в языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368
р о к 126. Изложение повествовательного текста
по цитатному плану . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381
У р о к 122. Время глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
У р о к 123. Неопределённая форма глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . 374
У р о к 124. Неопределённая форма глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . 376
У р о к 125. Изменение глаголов по временам . . . . . . . . . . . . . . . 378
УУСпряжение глаголовр о к 127. Анализ изложения. Что такое спряжение глагола? . . . 383
р о к 128. Какие глаголы спрягаются? Как определить лицо
и число спрягаемых глаголов? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385
У р о к 129. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени
в единственном числе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
У р о к 130. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна.
Большая вода» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
р о к 133. Наши проекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
УУ р о к 131. I и II спряжение глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
У р о к 132. I и II спряжение глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
УПравописание глаголовр о к 134. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени . . . . . . . . . . . . . . . 398
У р о к 135. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени . . . . . . . . . . . . . . . 400
У р о к 136. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени . . . . . . . . . . . . . . . 403
У р о к 137. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени . . . . . . . . . . . . . . . 405
У р о к 138. Правописание возвратных глаголов . Что такое
возвратные глаголы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407
У р о к 139. Правописание -тся и -ться в возвратных
глаголах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 410
У р о к 140. Правописание -тся и -ться в возвратных
глаголах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413
р о к 143. Правописание родовых окончаний глаголов
в прошедшем времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421
У р о к 141. Закрепление изученного . Составление рассказа
по серии картинок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416
УУ р о к 142. Правописание глаголов в прошедшем времени . . . 418
Стр.494
494
Содержание
У р о к 144. Правописание безударного суффикса в глаголах
прошедшего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
У р о к 145. Изложение повествовательного текста
по вопросам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
У р о к 146. Контрольный диктант по теме «Глагол» . . . . . . . . . . 428
УУОбобщениер о к 147. Анализ контрольного диктанта. Повторение . . . . . 429
У р о к 148. Обобщение по теме «Глагол» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430
У р о к 149. Обобщение по теме «Глагол» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433
У р о к 150. Изложение повествовательного текста . . . . . . . . . . . 436
У р о к 151. Проверка знаний по теме «Глагол» . . . . . . . . . . . . . . 438
р о к 152. Анализ изложения, тестовой работы. Повторение . . . 439
УУПовторениер о к 153. Язык и речь. Текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
р о к 158. Сочинение на тему «Мои впечатления от картины
И.И. Шишкина “Рожь”» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454
У р о к 154. Предложение и словосочетание . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
У р о к 155. Предложение и словосочетание . . . . . . . . . . . . . . . . . 446
У р о к 156. Предложение и словосочетание . . . . . . . . . . . . . . . . . 448
У р о к 157. Лексическое значение слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451
УУ р о к 159. Состав слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456
У р о к 160. Состав слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 459
У р о к 161. Состав слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463
У р о к 162. Состав слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465
У р о к 163. Части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 468
У р о к 164. Части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 470
р о к 165. Изложение повествовательного текста
по цитатному плану . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
УУ р о к 166. Анализ изложения. Части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . 474
У р о к 167. Итоговый контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . 478
У р о к 168. Анализ контрольного диктанта. Повторение . . . . . 479
У р о к 169. Звуки и буквы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 481
р о к 170. Игра «По галактике Частей Речи» . . . . . . . . . . . . . . . 484
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486
Стр.495