УДК 372.882
ББК 74.268.3
К95
К95
Кутявина С.В.
Поурочные разработки по литературному чтению.
эл. – 1 файл pdf : 433 с. – Москва : ВАКО, 2020. – (В по- 4 класс : пособие для учителя / С.В. Кутявина. – 7-е изд.,
мощь школьному учителю). – Систем. требования: Adobe
Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст :
электронный.
ISBN 978-5-408-05318-6
Пособие содержит поурочные разработки по курсу литературного
чтения для 4 класса к УМК образовательной системы «Школа России»
Л.Ф. Климановой и др. (М.: Просвещение), соответствующие требованиям
ФГОС НОО. Помимо развернутого планирования и подробных
сценариев уроков, оно включает в себя дополнительный материал для
учителя (биографии писателей, вопросы для бесед, темы проектов, тесты,
литературные игры и викторины).
Издание адресовано учителям начальных классов общеобразовательных
учреждений. Будет полезно студентам педагогических вузов
и колледжей.
УДК 372.882
ББК 74.268.3
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по литературному чтению. 4 класс : пособие для учителя / С.В. Кутявина. –
6-е изд. – Москва : ВАКО, 2020. – 432 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-05074-1. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05318-6
© ООО «ВАКО», 2015
Подходит к учебникам «Литературное чтение» в составе УМК
выпуска. Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. 2014–2018 гг.
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Планируемые результаты обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
У р о к 1. Введение. Знакомство с учебником . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
УЛетописи, былины, сказания, житияр о к 2. Внеклассное чтение. Самые интересные книги,
прочитанные летом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
У р о к 3. Знакомство с названием раздела, прогнозирование
его содержания . Из летописи «И повесил Олег щит свой
на вратах Царьграда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
У р о к 4. События летописи – основные события Древней Руси .
Сравнение текста летописи и исторических источников . . . . . . . . 26
У р о к 5. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» . . . . . . . . . . . . 29
У р о к 6. Летопись – источник исторических фактов . Сравнение
текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
р о к 8. Прозаический текст былины в пересказе
И. Карнауховой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
УУ р о к 7. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» . . . . 36
У р о к 9. Герой былины – защитник Русского государства .
Картина В. Васнецова «Богатыри» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
У р о к и 1 0, 1 1. Сергий Радонежский – святой земли
Русской . В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому».
Житие Сергия Радонежского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
У р о к 1 2. Обобщающий урок-игра «Летописи, былины,
сказания, жития» . Оценка достижений. Проект «Создание
календаря исторических событий» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
УЧудесный мир классикир о к 1 3. Знакомство с названием раздела , прогнозирование
его содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
У р о к и 1 4–1 6. П.П. Ершов «Конек-Горбунок» . Сравнение
литературной и народной сказок. Характеристика героев . . . . . . . 63
У р о к и 1 7, 1 8. А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Стр.429
Содержание
429
У р о к и 1 9–2 1. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне
Деление сказки на и о семи богатырях» . Характеристика героев.
части . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
У р о к 2 2. Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам
А.С. Пушкина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
УУ р о к и 2 3–2 6. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб» . . . 95
р о к и 2 7–2 9. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство» .
Басня «Как мужик камень убрал» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
У р о к 3 0. Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого . . . . . . . 113
УУ р о к и 3 1, 3 2. А.П. Чехов «Мальчики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
р о к 3 4. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
У р о к 3 3. Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики» . . . 121
УПоэтическая тетрадьр о к 3 5. Знакомство с названием раздела , прогнозирование
его содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
У р о к 3 6. Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как
неожиданно и ярко…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
УУ р о к 3 7. А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» . . . . . . . . . . . . . . . 138
У р о к 3 8. Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..» . . . . 142
У р о к 3 9. А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения . . . 145
У р о к 4 0. И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» . . . 148
р о к и 4 1, 4 2. Н.А. Некрасов «Школьник» , «В зимние
сумерки нянины сказки…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
У р о к 4 3. И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах
И.А. Бунина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
У р о к 4 4. Внеклассное чтение. Родные поэты (стихи для детей
поэтов-классиков XIX – начала XX в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
У р о к 4 5. Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая
тетрадь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
У р о к 4 6. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
УЛитературные сказкир о к 4 7. Знакомство с названием раздела , прогнозирование
его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» . . . . . . . 166
У р о к и 4 8, 4 9. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» .
Составление плана сказки. Подробный пересказ . . . . . . . . . . . . . 170
УУ р о к и 5 0–5 2. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» . . . . . . . . . . . . 176
У р о к и 5 3–5 5. П.П. Бажов «Серебряное копытце» . . . . . . . . . . . . . 183
У р о к и 5 6–5 9. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» . . . . . . . . . . . . . 190
р о к и 6 0, 6 1. Внеклассное чтение. Сказки любимых
писателей . Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики» . . . . . . 200
р о к 6 3. Знакомство с названием раздела , прогнозирование
его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» . . . 209
У р о к 6 2. Оценка достижений. Контрольная работа
за I полугодие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
УДелу время – потехе час
У р о к 6 4. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» .
Нравственный смысл произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Стр.430
430
Содержание
У р о к и 6 5, 6 6. В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит
Мишка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
У р о к и 6 7, 6 8. В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» . . . . . . 221
У р о к 6 9. Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе . . . . 227
У р о к 7 0. Обобщающий урок «Делу время – потехе час» . . . . . . . . . 231
У р о к 7 1. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
УСтрана детствар о к и 7 2, 7 3. Знакомство с названием раздела ,
прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил
человечков» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
У р о к и 7 4, 7 5. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
УУ р о к 7 6. М.М. Зощенко «Елка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
У р о к 7 7. Обобщающий урок «Страна детства» . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
У р о к 7 8. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
р о к 7 9. Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково
их назначение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
УПоэтическая тетрадьр о к 8 0. Знакомство с названием раздела , прогнозирование
его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» . . . . . . . . . 261
р о к 8 2. М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»,
«Наши царства» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
УУ р о к 8 1. С.А. Есенин «Бабушкины сказки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
У р о к 8 3. Сравнение произведений разных поэтов на одну
и ту же тему . Конкурс чтецов. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . 269
У р о к 8 4. Устный журнал «Поэтическая тетрадь» . . . . . . . . . . . . . . . 273
УПрирода и мы
р о к и 8 5, 8 6. Знакомство с названием раздела ,
прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Приемыш» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
р о к и 9 2, 9 3. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои
рассказа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
УУ р о к и 8 7, 8 8. А.И. Куприн «Барбос и Жулька» . . . . . . . . . . . . . . . 282
У р о к и 8 9, 9 0. М.М. Пришвин «Выскочка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
У р о к 9 1. Е.И. Чарушин «Кабан» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
У р о к 9 4. Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы» . . . . . . . . . 300
У р о к 9 5. Проект «Природа и мы». Оценка достижений . . . . . . . . . 303
УПоэтическая тетрадьр о к 9 6. Знакомство с названием раздела , прогнозирование
его содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
УУ р о к 9 7. Б.Л. Пастернак «Золотая осень» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
У р о к 9 8. С.А. Клычков «Весна в лесу» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
У р о к 9 9. Д.Б. Кедрин «Бабье лето» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
У р о к 1 0 0. Н.М. Рубцов «Сентябрь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
У р о к 1 0 1. С.А. Есенин «Лебедушка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
р о к 1 0 2. Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные
страницы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
Стр.431
Содержание
431
У р о к 1 0 3. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
УРодинар о к 1 0 4. Знакомство с названием раздела ,
прогнозирование его содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
У р о к 1 0 5. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины
в поэтическом тексте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
У р о к 1 0 6. С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение
к изображаемому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
У р о к 1 0 7. А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» . . . . . . 337
У р о к 1 0 8. Обобщающий урок «Родина» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
У р о к 1 0 9. Внеклассное чтение . «Кто с мечом к нам придет,
от меча и погибнет!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
УУ р о к 1 1 0. Проект «Они защищали Родину» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
р о к 1 1 1. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
УСтрана Фантазияр о к и 1 1 2, 1 1 3. Знакомство с названием раздела ,
прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов
«Приключения Электроника» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
У р о к и 1 1 4, 1 1 5. Кир Булычев «Путешествие Алисы» .
Особенности фантастического жанра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
УУ р о к 1 1 6. Путешествие по стране Фантазии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
У р о к 1 1 7. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
р о к 1 1 8. Внеклассное чтение. «В путь, друзья!»
(книги о путешествиях и путешественниках,
настоящих и вымышленных) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
УЗарубежная литературар о к и 1 1 9–1 2 1. Знакомство с названием раздела , прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие
Гулливера» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
УУ р о к и 1 2 2–1 2 6. Г.Х. Андерсен «Русалочка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
У р о к и 1 2 7, 1 2 8. М. Твен «Приключения Тома Сойера» . . . . . . . 387
У р о к и 1 2 9, 1 3 0. С. Лагерлеф «Святая ночь» . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
У р о к и 1 3 1, 1 3 2. С. Лагерлеф «В Назарете» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395
р о к 1 3 3. Внеклассное чтение. Урок-отчет . Путешествие
по дорогам любимых книг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400
р о к 1 3 6. Урок-игра «Литературные тайны» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
УУ р о к 1 3 4. Контрольная работа за II полугодие . . . . . . . . . . . . . . . . 406
У р о к 1 3 5. Обобщающий урок «Зарубежная литература» . . . . . . . . 409
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Диагностика скорости чтения
и осознанности восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
Приложение 2. Стихотворное сопровождение
для проведения физкультминуток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
Стр.432