УДК 373.167.1:51
ББК 22.1я721
З38
З38
Захарова В.В.
Поурочные разработки по математике. 1 класс : пособие
1 для учителя / В.В. Захарова, М.В. Серова. – 2-е изд., эл. –
ISBN 978-5-408-05137-3
Пособие содержит подробные поурочные разработки по математике
для 1 класса и ориентировано на учителей, работающих по развивающей
системе Л.В. Занкова. Сценарии уроков написаны в занимательной
форме, включают различные виды игр, задания на развитие смекалки
и логики, веселые задачи, загадки, конкурсы, интересный дополнитель-ный материал. В издании также представлены тексты диагностических
работ, которые помогут организовать систематический контроль знаний,
умений и навыков учащихся.
Предназначено для учителей начальных классов и студентов педагогических
вузов.
УДК 373.167.1:51
ББК 22.1я721
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по математике. 1 класс : пособие для учителя / В.В. Захарова, М.В. Серова.
– Москва : ВАКО, 2010. – 288 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-00136-1. – Текст : непосредственный.
школьному учителю). – Систем. требования: Adobe Reader файл pdf : 293 с. – Москва : ВАКО, 2020. – (В помощь XI
либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
В
соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05137-3
© ООО «ВАКО», 2010
Стр.3
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 1 класса . . . . . 4
Примерное календарно-тематическое планирование уроков . . . . . . . . . 6
Урок 1. Выявление области математических представлений.
Откуда взялась математика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Урок 2. Сравнение объектов по одному общему признаку.
Понятия «много», «мало» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Урок 3. Ориентирование в пространстве и на плоскости.
Сравнение объектов по общему признаку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Урок 4. Знакомство с геометрическими фигурами: точкой, линией.
Установление закономерности в расположении заданных
объектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Урок 5. Относительность понятий «много», «мало» . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Урок 6. Понятия «больше», «меньше», «столько же». Способ
сравнения количества без пересчета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Урок 7. Отношения «больше», «меньше», «столько же».
Установление взаимно однозначного соответствия.
Операция сравнения количества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Урок 8. Линия и точка. Взаимное расположение линий и точек
относительно друг друга на плоскости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Урок 9. Относительность понятий «больше», «меньше». Линии и точки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Урок 10. Число и цифра. Способы изображения чисел
(Диагностическая работа № 1) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Урок 11. Число и цифра. Число и цифра 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Урок 12. Прямые и кривые линии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Урок 13. Число и цифра 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Урок 14. Число и цифра 4. Упорядочивание нескольких данных
рисунков и создание по ним сюжета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Урок 15. Отрезок. Построение отрезков при помощи линейки . . . . . . 38
Урок 16. Число и цифра 6. Сопоставление цифр 1, 4, 6 . . . . . . . . . . . . . 41
Урок 17. Первое представление о равенстве. Знак «=»,
и используемый для обозначения равенства. Точечная
Содержание
цифровая модель числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
УУрок 18. Число и цифра 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Урок 20. Равенства ирок 19. Сравнение множеств с использованием знаков сравнения . . . 48
Урок 21. Число и цифра 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Урок 22. Число и цифра 5. Чтение и запись равенств
Урок 23. Количественные и и неравенств(Диагностическая работа № 2) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
порядковые числительные . . . . . . . . . . . . 56
неравенства. Сравнение чисел и цифр 6 и 9 . . . . 50
Стр.289
Содержание
289
Урок 24. Луч, отрезок, прямая линия. Сходство и различие между
прямой линией, отрезком и лучом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Урок 25. Построение лучей и отрезков. Составление, запись
Урок 26. Число и и чтение числовых равенств и неравенств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
цифра 3. Составление равенств и неравенств . . . . . . 62
Урок 27. Знакомство с ломаной линией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Урок 28. Сравнение числовых характеристик множеств. Число и цифра 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Урок 29. Ломаные линии. Звено ломаной линии. Замкнутые и незамкнутые ломаные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Урок 30. Обозначение реальных объектов различными символами.
Число и цифра 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Урок 31. Обозначение звеньев ломаной линии при помощи букв
латинского алфавита. Классификация объектов по различным
признакам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Урок 32. Закрепление изученного материала (Диагностическая
работа № 3) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Урок 33. Число и цифра 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Урок 34. Сравнение групп объектов. Выделение признаков каждой
группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Урок 35. Сравнение групп объектов. Выделение признаков каждой
группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Урок 36. Введение понятия «натуральные числа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Урок 37. Введение понятия «натуральный ряд чисел» . . . . . . . . . . . . . . 84
Урок 38. Упорядочивание по разным основаниям . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Урок 39. Порядок увеличения и уменьшения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Урок 40. Порядок увеличения и уменьшения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Урок 41. Порядок увеличения и уменьшения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Урок 42. Свойства натурального ряда чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Урок 43. Объединение множеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Урок 44. Сложение: конкретный смысл действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Урок 45. Замкнутые и незамкнутые кривые линии . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Урок 46. Замкнутые и незамкнутые кривые линии . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Урок 47. Знак сложения «+». Использование этого знака для
обозначения выполняемой операции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Урок 48. Знакомство с термином «сумма». Чтение и запись сумм . . . 106
Урок 49. Знакомство с термином «значение суммы» . . . . . . . . . . . . . . 108
Урок 50. Замкнутые и незамкнутые ломаные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Урок 51. Обозначение прямой, луча и отрезка буквами латинского
алфавита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Урок 52. Отрезок натурального ряда чисел. Сравнение отрезка
натурального ряда с натуральным рядом чисел . . . . . . . . . . . . . . . 112
Уроки 53–54. Знакомство с термином «слагаемое» . . . . . . . . . . . . . . . 115
Урок 55. Правило чтения наименований прямых и отрезков . . . . . . . 118
Урок 56. Число и цифра 0 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Урок 57. Нахождение значения суммы путем пересчитывания и присчитывания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Урок 58. Пересекающиеся линии. Общие точки пересечения . . . . . . 124
Урок 59. Пересекающиеся линии. Общие точки пересечения . . . . . . 127
Стр.290
290
Поурочные разработки по математике: 1 класс
Урок 60. Сопоставление конкретного смысла действий сложения и вычитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Урок 61. Введение понятий «разность», «значение разности».
Чтение и запись выражений с вычитанием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Урок 62. Составление, запись и чтение выражений со знаками
«+» и «–» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Урок 63. Закрепление изученного материала. Чтение и запись
выражений на сложение и вычитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Урок 64. Закрепление изученного материала. Чтение и запись
выражений на сложение и вычитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Урок 65. Математический рассказ и запись действий к нему . . . . . . . 139
Урок 66. Новые объекты на карте страны Математики. Математические знаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Урок 67. Новые объекты на карте страны Математики. Сложение
Урок 68. Знакомство с и вычитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Урок 70. Повторение пройденного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Урок 71. Различные единицы измерения длины (Диагностическая
работа № 4) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
упорядоченном множестве изученных
Урок 69. Место нуля в терминами «уменьшаемое», «вычитаемое» . . 145
Урок 73. Состав числа 5Урок 72. Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром . . . 155 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Урок 74. Состав числа 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Урок 75. Вычитание по натуральному ряду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Урок 76. Правила черчения отрезков заданной длины . . . . . . . . . . . . . 164
Урок 77. Повторение пройденного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Урок 78. Состав числа 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Урок 79. Угол. Вершина угла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Урок 80. Состав числа 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Урок 81. Угол. Стороны угла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Урок 82. Переместительное свойство сложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Урок 83. Геометрическая фигура – угол. Обозначение углов
буквами латинского алфавита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Урок 84. Состав числа 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Урок 85. Прямой, острый, тупой углы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Урок 86. Состав чисел 2, 3, 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Урок 87. Неравенства. Разные способы преобразования
неравенств в равенства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Урок 88. Преобразование неравенств в верные равенства . . . . . . . . . . 192
Урок 89. Сокращение таблицы сложения (Диагностическая
работа № 5) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Урок 90. Введение терминов «выражение», «значение выражения».
Использование угольника для определения вида угла . . . . . . . . . 197
Урок 91. Таблица сложения (создание справочника-таблицы для
индивидуального пользования) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Урок 92. Нахождение значения суммы, если одно из слагаемых
равно нулю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Урок 93. Получение числа 10 – следующего числа в натуральном
ряду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Стр.291
Содержание
291
Урок 94. Образование десятка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Урок 95. Знаковая запись числа 10 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Урок 96. Счет десятками. Сложение и вычитание десятков . . . . . . . . 209
Урок 97. Запись круглых десятков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Урок 98. Принцип поместного значения цифр в записи каждого
числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Урок 99. Взаимосвязь сложения и вычитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Урок 100. Многоугольники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Урок 101. Двузначные числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Урок 102. Двузначные числа. Устная и письменная нумерация двузначных чисел второго десятка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Урок 103. Понятие об уравнении как особом виде равенств
(Диагностическая работа № 6) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
Урок 104. Верные и неверные равенства и неравенства . . . . . . . . . . . . 224
Урок 105. Первое представление о решении уравнения . . . . . . . . . . . . 226
Урок 106. Знакомство с новыми единицами измерения длины:
дециметром, метром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Урок 107. Решение уравнений различными способами
(подбором, движением по натуральному ряду) . . . . . . . . . . . . . . . 230
Урок 108. Выражения, содержащие несколько действий . . . . . . . . . . . 233
Урок 109. Решение уравнений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Урок 110. Стороны, вершины многоугольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Урок 111. Построение отрезков при помощи циркуля и линейки
без делений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Урок 112. Порядок действий в выражениях со скобками . . . . . . . . . . 243
Урок 113. Решение уравнений на основе взаимосвязи сложения
Урок 114. Увеличение числа на и вычитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
несколько единиц . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Урок 115. Использование букв латинского алфавита в различных
математических ситуациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Урок 116. Состав числа 10. Составление справочника-таблицы . . . . 252
Урок 117. Состав числа 11. Образование нового столбика
таблицы сложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Урок 118. Сложение однозначных чисел с переходом через разряд
различными способами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Урок 119. Состав числа 12 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Урок 120. Состав чисел 11 и 12 (повторение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Урок 121. Уменьшение числа на несколько единиц . . . . . . . . . . . . . . . 263
Урок 122. Разностное сравнение чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Урок 123. Состав числа 13 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
Урок 124. Вычитание с переходом через разряд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
Урок 125. Состав числа 14. Образование нового столбика
таблицы сложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Урок 126. Состав чисел 15, 16, 17, 18 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Урок 127. Числа третьего десятка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Урок 128. Решение уравнений вида a – x = b . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Урок 129. Числа четвертого десятка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Уроки 130–131. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Урок 132. Итоговый урок-игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
Стр.292