Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

ИКТ и медиаинформационная грамотность

0   0
Первый авторБелов Станислав Владимирович
АвторыРумянцева Ирина Борисовна, Завьялова Ольга Алексеевна, Зайцева Светлана Анатольевна, Белова Ирина Валерьевна
ИздательствоИздательство Шуйского филиала ИвГУ
Страниц246
ID779298
АннотацияФормирование медиаинформационной грамотности будущего учителя в настоящее время является одним из государственных приоритетов в условиях цифровизации российского образования, способствует осуществлению перехода на электронную систему документооборота и служит значимым показателем результативности внедрения цифровых технологий в образование. Учебное пособие знакомит будущего учителя с закономерностями и перспективами применения цифровых технологий обработки и представления информации в будущей профессиональной деятельности. Содержание учебного пособия подразделено на главы в соответствии с темами одноименной учебной дисциплины «ИКТ и медиаинформационная грамотность», которая включена в учебный план подготовки студентов бакалавриата по направлениям 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Каждая глава включает теоретические и практические материалы, представленные в виде лекций, комплекса практических заданий, методических рекомендаций по выполнению практических заданий и заданий для самостоятельной работы; последние сопровождаются инструкциями, примерами по их выполнению и ориентируют будущих педагогов на дальнейшее самостоятельное освоение новых непрерывно возникающих и обновляющихся образовательных медиа-технологий. Данное пособие также будет полезно педагогам-практикам, так как может помочь им повышать свой уровень ИКТ-компетентности и эффективность планомерного и результативного формирования медиаинформационной грамотности у обучающихся в соответствии с ФГОС.
ISBN978-5-86229-455-2
УДК378.14
ББК74.580-253
Белов, С.В. ИКТ и медиаинформационная грамотность : учебное пособие / И.Б. Румянцева, О.А. Завьялова, С.А. Зайцева, И.В. Белова; С.В. Белов .— Шуя : Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2021 .— 246 с. : ил. — ISBN 978-5-86229-455-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/779298 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИКТ_и_медиаинформационная_грамотность.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
ИКТ_и_медиаинформационная_грамотность.pdf
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Шуйский филиал ИвГУ Белов С.В., Румянцева И.Б., Завьялова О.А., Зайцева С.А., Белова И.В. ИКТ И МЕДИАИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ Учебное пособие ШУЯ 2021
Стр.2
УДК 378.14 ББК 74.580-253 И 74 Рецензенты: Федосеев В.Н. доктор технических наук, профессор, профессор Ивановского государственного политехнического университета Зуева Г.А. доктор физико-математических наук, профессор, заведующая кафедрой высшей и прикладной математики Ивановского государственного химикотехнологического университета И 74 Белов С.В., Румянцева И.Б., Завьялова О.А., Зайцева С.А., Белова И.В. ИКТ и медиаинформационная грамотность: учебное пособие – Шуя: Шуйский филиал ФГБОУ ВО «ИвГУ», 2021. – 245 с. ISBN 978-5-86229-455-2 Формирование медиаинформационной грамотности будущего учителя в настоящее время является одним из государственных приоритетов в условиях цифровизации российского образования, способствует осуществлению перехода на электронную систему документооборота и служит значимым показателем результативности внедрения цифровых технологий в образование. Учебное пособие знакомит будущего учителя с закономерностями и перспективами применения цифровых технологий обработки и представления информации в будущей профессиональной деятельности. Содержание учебного пособия подразделено на главы в соответствии с темами одноименной учебной дисциплины «ИКТ и медиаинформационная грамотность», которая включена в учебный план подготовки студентов бакалавриата по направлениям 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Каждая глава включает теоретические и практические материалы, представленные в виде лекций, комплекса практических заданий, методических рекомендаций по выполнению практических заданий и заданий для самостоятельной работы; последние сопровождаются инструкциями, примерами по их выполнению и ориентируют будущих педагогов на дальнейшее самостоятельное освоение новых непрерывно возникающих и обновляющихся образовательных медиа-технологий. Данное пособие также будет полезно педагогам-практикам, так как может помочь им повышать свой уровень ИКТ-компетентности и эффективность планомерного и результативного формирования медиаинформационной грамотности у обучающихся в соответствии с ФГОС. © Шуйский филиал ИвГУ © С.В. Белов, 2021 © И.Б. Румянцева, 2021 © О.А. Завьялова, 2021 © С.А. Зайцева, 2021 © И.В. Белова, 2021 Печатается по решению редакционно-издательского совета Шуйский филиал ИвГУ
Стр.3
Оглавление Введение ................................................................................................................................................................. 6 Глава 1. Понятие медийной и информационной грамотности .......................................................................... 9 1.1. Источники информации и информационные потребности ............................................................... 9 1.2. Информационная грамотность ........................................................................................................... 10 1.3. Медийная грамотность ........................................................................................................................ 11 1.4. Киберсоциализация личности ............................................................................................................ 15 1.5. Информационная безопасность .......................................................................................................... 20 Вопросы для самоконтроля к главе 1 ............................................................................................................ 22 Методические рекомендации по выполнению практических заданий к главе 1 ...................................... 22 Задания для самостоятельной работы к главе 1 ........................................................................................... 23 Глава 2. ИКТ в педагогических измерениях. Педагогический эксперимент ................................................. 25 2.1. Педагогический мониторинг. Педагогический эксперимент .......................................................... 25 2.2. Статистический эксперимент ............................................................................................................. 26 2.3. Основы теории погрешностей и теории приближений .................................................................... 28 Вопросы для самоконтроля к главе 2 ............................................................................................................ 31 Методические рекомендации по выполнению практических заданий к главе 2 ...................................... 32 Задания для самостоятельной работы к главе 2 ........................................................................................... 36 Глава 3. Возможности и основные функции Microsoft Word в профессиональной деятельности педагога ............................................................................................................................................................... 40 3.1. Текстовый процессор Microsoft Word ............................................................................................... 40 3.2. Интерфейс программы Microsoft Word (2010) .................................................................................. 41 3.3. Работа с таблицами, графиками и диаграммами в MS Word .......................................................... 44 3.4. Работа с большими документами ....................................................................................................... 52 3.5. Работа с формулами ............................................................................................................................ 56 Вопросы для самоконтроля к главе 3 ............................................................................................................ 57 Методические рекомендации по выполнению практических заданий к главе 3 ...................................... 58 Задания для самостоятельной работы к главе 3 ........................................................................................... 61 Глава 4. Возможности и основные функции Microsoft Power Point в профессиональной деятельности педагога ................................................................................................................................................................ 63 4.1. Программа подготовки и просмотра презентаций Microsoft PowerPoint. Интерфейс программы ....................................................................................................................................................... 63 4.2. Методические рекомендации по оформлению презентации. .......................................................... 65 4.3. Создание новой презентации .............................................................................................................. 69 Вопросы для самоконтроля к главе 4 ............................................................................................................ 75 Методические рекомендации по выполнению практических заданий к главе 4 ...................................... 75
Стр.4
Задания для самостоятельной работы к главе 4 ........................................................................................... 77 Глава 5. Возможности и основные функции Microsoft Excel для обработки информации .......................... 78 5.1. Программа Microsoft Excel. Интерфейс программы ........................................................................ 78 5.2. Создание таблиц. Вставка формул ..................................................................................................... 80 5.3. Построение диаграмм и графиков как средства визуализации данных ......................................... 82 5.4. Построение вариационного ряда частот для обработки данных .................................................... 85 5.5. Построение полигона и гистограммы распределения частот ......................................................... 88 5.6. Использование возможностей Microsoft Excel для вычисления числовых характеристик выборки ............................................................................................................................................................ 89 Вопросы для самоконтроля к главе 5 ............................................................................................................ 95 Методические рекомендации по выполнению практических заданий к главе 5 ...................................... 95 Задания для самостоятельной работы к главе 5 ......................................................................................... 102 Глава 6. Технологии визуализации информации. Информационные технологии в образовании ............. 106 6.1. Технологии визуализации учебной информации ........................................................................... 106 6.2. Веб-сервисы и программы для визуализации информации .......................................................... 116 6.3. Интерактивная образовательная среда ............................................................................................ 125 6.4. Облачные технологии в образовании .............................................................................................. 132 6.5. Электронные сервисы для дистанционного обучения ................................................................... 143 Вопросы для самоконтроля к главе 6 .......................................................................................................... 152 Методические рекомендации по выполнению практических заданий к главе 6 .................................... 152 Задания для самостоятельной работы к главе 6 ......................................................................................... 154 Глава 7. Интерактивные образовательные платформы и сервисы для организации образовательного процесса в школе и вузе .................................................................................................................................... 156 7.1. в школе ........................................................................................................................................................... 157 7.2. Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» ............................................................................... 158 7.3. Информационно-образовательная среда «Российская электронная школа» ............................... 161 7.4. Web-сервисы от Google как элемент сопровождения процесса формирования информационномедийной грамотности обучающихся ......................................................................................................... 162 7.5. Использование сервиса SKYSMART в образовательном процессе ............................................. 167 7.6. Изучение основных возможностей приложения LearningApps для создания интерактивных заданий ........................................................................................................................................................... 173 7.7. Создание электронной версии тестов в тестовой программной оболочке iSpring Pro ............... 177 Вопросы для самоконтроля к главе 7 .......................................................................................................... 183 Методические рекомендации по выполнению практических заданий к главе 7 .................................... 184 Задания для самостоятельной работы к главе 7 ......................................................................................... 195 Глава 8. Возможности и основные функции интерактивной среды GeoGebra ........................................... 198 Образовательная платформа Учи.ру как элемент сопровождения процесса обучения математике
Стр.5
8.1. Установка программы GeoGebra ...................................................................................................... 198 8.2. Назначение и пользовательский интерфейс программы GeoGebra .............................................. 198 8.3. Работа в электронной таблице GeoGebra ........................................................................................ 201 8.4. Построение гистограммы распределения частот в программе GeoGebra .................................... 204 8.5. Вычисления характеристик выборки в GeoGebra .......................................................................... 209 8.6. Регрессионный анализ в GeoGebra. Построение линии регрессии .............................................. 211 Вопросы для самоконтроля к главе 8 .......................................................................................................... 213 Методические рекомендации по выполнению практических заданий к главе 8 .................................... 213 Задания для самостоятельной работы к главе 8 ......................................................................................... 215 Глава 9. Интерактивная доска ACTIVboard как элемент сопровождения образовательного процесса .... 216 9.1. Структура программного обеспечения ACTIVinspire .................................................................... 216 9.2. Программные инструменты для создания интерактивных заданий ............................................. 218 Вопросы для самоконтроля к главе 9 .......................................................................................................... 221 Методические рекомендации по выполнению практических заданий к главе 9 .................................... 221 Задания для самостоятельной работы к главе 9 ......................................................................................... 236 УЧЕБНАЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ......................................................................... 241
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ