Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Филология: История. Методология. Современные проблемы (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторШтайн К. Э.
АвторыПетренко Д. И., Шаповалов В. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц916
ID776723
АннотацияВ учебном пособии филология рассматривается как интегративное научное знание, основывающееся на взаимодействии лингвистики и литературоведения в контексте других форм научной рациональности: философии, психологии, естественнонаучного знания. Это специфическая форма духовной деятельности, ориентированная на осмысление вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на литературу как вербальное искусство.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, бакалавров, магистров, а также аспирантов, обучающихся на филологическом факультете. Книга будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся проблемами филологии, семиотики.
ISBN978-5-9765-2736-2
УДК80:821.0(075.8)
ББК80:83я73
Штайн, К.Э. Филология: История. Методология. Современные проблемы : учеб. пособие / Д.И. Петренко; ред. В.А. Шаповалов; К.Э. Штайн .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 916 с. — (Филологическая книга) .— ISBN 978-5-9765-2736-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/776723 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Филология_История._Методология._Современные_проблемы.pdf
Ф К.Э. Штайн, Д.И. Петренко Филология: История. Методология. Современные проблемы Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021
Стр.1
УДК 801/820 ББК 80/84 Ш 87 Научный редактор доктор социологических наук профессор В.А. Шаповалов Рецензенты: доктор филологических наук профессор В.В. Бабайцева; доктор филологических наук профессор Л.П. Ефанова Штайн К.Э. Ш87 Филология: История. Методология. Современные проблемы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / К.Э. Штайн, Д.И. Петренко; под ред. д-ра социол. наук, профессора В.А. Шаповалова. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2021. — 916 с. ISBN 978-5-9765-2736-2 В учебном пособии филология рассматривается как интегративное научное знание, основывающееся на взаимодействии лингвистики и литературоведения в контексте других форм научной рациональности: философии, психологии, естественнонаучного знания. Это специфическая форма духовной деятельности, ориентированная на осмысление вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на литературу как вербальное искусство. Предназначено для студентов, бакалавров, магистров, а также аспирантов, обучающихся на филологическом факультете. Книга будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся проблемами филологии, семиотики. УДК 801/820 ББК 80/84 ISBN 978-5-9765-2736-2 ©Штайн К.Э, Петренко Д.И., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.3
Содержание Вступление ..................................................................................................................................................................................................9 Часть I. Филология в контексте смены типов научной рациональности ........ 11 Литература .............................................................................................................................................................................................. 18 Часть II. Филология как интегративное гуманитарное знание, в основе которого лежит понятие текста ................................................................................................... 19 Литература .............................................................................................................................................................................................. 28 Часть III. История русской филологии 1. Филология в системе взаимодействующих парадигм ........................................................................... 30 2. Мифологическая школа ....................................................................................................................................................... 35 Федор Иванович Буслаев ................................................................................................................................................ 35 Александр Николаевич Афанасьев ........................................................................................................................ 38 Орест Федорович Миллер ............................................................................................................................................. 40 Александр Александрович Котляревский ...................................................................................................... 41 3. Культурно­историческая школа ................................................................................................................................... 43 Александр Николаевич Пыпин ................................................................................................................................. 44 Николай Саввич Тихонравов ...................................................................................................................................... 44 4. Сравнительно­историческая школа ......................................................................................................................... 45 Александр Николаевич Веселовский .................................................................................................................. 45 Алексей Николаевич Веселовский ........................................................................................................................ 49 5. Психологическая школа ...................................................................................................................................................... 50 Александр Афанасьевич Потебня .......................................................................................................................... 50 Дмитрий Николаевич Овсянико­Куликовский ......................................................................................... 58 Аркадий Георгиевич Горнфельд ............................................................................................................................... 60 Алексей Васильевич Ветухов ...................................................................................................................................... 62 Русские фольклористы: М.К. Азадовский, В.Я. Пропп ......................................................................... 63 6. Русская литературная критика 1840­х — 1860­х годов ........................................................................ 67 Виссарион Григорьевич Белинский ................................................................................................................... 67 Николай Гаврилович Чернышевский ................................................................................................................. 70 7. Формирование филологических подходов в процессе становления гимназического образования в России в середине XIX века (на примере деятельности Ставропольской губернской гимназии под руководством Я.М. Неверова) .................................................................................................................................... 73 8. Общество изучения поэтического языка ............................................................................................................ 91 9. Московский лингвистический кружок ............................................................................................................... 103 10. Тартуско­московская семиотическая школа.............................................................................................. 113 5
Стр.5
11. Выдающиеся ученые, сформировавшие отдельные направления в филологии Михаил Михайлович Бахтин ...................................................................................................................................127 Виктор Владимирович Виноградов .................................................................................................................. 136 Дмитрий Сергеевич Лихачев ...................................................................................................................................146 Литература ...........................................................................................................................................................................................153 Часть IV. Метапоэтика как инновационная парадигма в филологии 1. Метапоэтика — «размытая» парадигма .............................................................................................................. 158 2. Метапоэтика рецепции (принятия). Конец XVII — XVIII век ...................................................... 181 Феофан Прокопович ....................................................................................................................................................... 185 Михаил Васильевич Ломоносов ........................................................................................................................... 189 Николай Михайлович Карамзин.......................................................................................................................... 192 Александр Христофорович Востоков ............................................................................................................. 194 3. Метапоэтика преобразования (преображения) и установления ............................................. 199 Александр Сергеевич Пушкин ................................................................................................................................200 Михаил Юрьевич Лермонтов ..................................................................................................................................214 Характер и содержание представления знаний об искусстве и литературе в метапоэтике Л.Н. Толстого ............................................................. 241 4. Метапоэтика синтетики поэзии. Символизм Философия слова в метапоэтике символизма ....................................................................................... 245 Язык как деятельность и произведение: Проблема символа в статье А. Белого «Мысль и язык (философия языка А.А. Потебни)» .................................................... 251 Владимир Сергеевич Соловьев .............................................................................................................................. 255 Гармония и символ. «Незнакомка» А.А. Блока как воплощение символистского канона и реализация идеи жизнетворчества .............................................. 263 5. Метапоэтика акмеизма .......................................................................................................................................................288 Николай Степанович Гумилев.................................................................................................................................290 Осип Эмильевич Мандельштам ............................................................................................................................ 293 6. Метапоэтика аналитизма поэзии. Авангард .................................................................................................. 298 Велимир Хлебников ......................................................................................................................................................... 322 Владимир Владимирович Маяковский .......................................................................................................... 327 Алексей Елисеевич Крученых .................................................................................................................................330 7. Метапоэтика отображения реальной действительности и «отрешения» от нее. Реализм, соцреализм ...................................................................................................... 338 Демьян Бедный ...................................................................................................................................................................... 347 Борис Леонидович Пастернак ............................................................................................................................... 351 Илья Григорьевич Эренбург .....................................................................................................................................356 Александр Трифонович Твардовский ............................................................................................................. 359 8. Метапоэтика деконструкции. Постмодернизм .......................................................................................... 362 Евгений Леонидович Кропивницкий .............................................................................................................. 366 Владимир Яковлевич Строчков ............................................................................................................................. 368 Дмитрий Александрович Пригов ........................................................................................................................ 370 9. Метапоэтика И.А. Бродского как завершение развития метапоэтики эпохи XX века ...................................................................................................................... 373 Литература ...........................................................................................................................................................................................380 6
Стр.6
Часть V. Филология в контексте гуманитарного и естественнонаучного знания 1. Филология и история .......................................................................................................................................................... 390 2. Филология и философия. Русская феноменологическая философия и ее вклад в филологию ..........................................................................................................................................................402 Павел Александрович Флоренский ................................................................................................................... 407 Густав Густавович Шпет .................................................................................................................................................414 Сергей Николаевич Булгаков ..................................................................................................................................418 Алексей Федорович Лосев ..........................................................................................................................................420 3. Русская литература как философия. М.Ю. Лермонтов: «Бытие» и «ничто» героя ..... 425 4. Взаимодействие философской и филологической парадигм: этика, социология, повседневное и художественное мышление .................................................. 432 5. Синтетика поэзии и антиномизм как пересечение тем в науке, поэзии и метапоэтике ................................................................................ 443 6. Филология и политология ..............................................................................................................................................454 7. Филология и психология .................................................................................................................................................461 8. Филология и медицина. Принципы и методы библиологической психологии в их применении в медицинской практике (по методике Н.А. Рубакина) ...............................................................................................................................................470 9. Филология и география ....................................................................................................................................................475 10. Связь филологии с естественнонаучным знанием ............................................................................. 480 Литература ...........................................................................................................................................................................................491 Часть VI. Принципы и методы исследования в филологии 1. Структурно­системный подход .................................................................................................................................496 2. Компьютерные технологии ..........................................................................................................................................512 3. Принцип деятельностного подхода ..................................................................................................................... 516 4. «Глубокие идеи» на службе филологии .............................................................................................................. 521 Принцип относительности в исследовании языка и текста ....................................................... 524 Феноменологический метод.......................................................................................................................................529 Стратегия деконструкции ..............................................................................................................................................533 Принцип симметрии ..........................................................................................................................................................537 Принцип дополнительности ......................................................................................................................................541 5. Художественный текст в эпистемологическом пространстве.................................................... 545 Литература ...........................................................................................................................................................................................555 Часть VII. Современные проблемы филологии 1. Язык и текст как «живые системы»: Филология и биология .........................................................560 Понятие витализма в естественнонаучном знании ............................................................................561 Отечественный филологический витализм ................................................................................................565 Филологический витализм метапоэтики К.И. Чуковского ............................................................571 Язык как «живая система» ..............................................................................................................................................574 7
Стр.7
2. Текст как «живая система»: Организация и самоорганизация .................................................... 588 3. Текст в свете гармонической организации ................................................................................................... 595 4. Языковые слои как факторы организации живой языковой ткани поэтического текста ..................................................................................................... 602 Графический слой .................................................................................................................................................................604 Звуковой слой ............................................................................................................................................................................615 Морфный (морфемный) слой ..................................................................................................................................625 Слой слов, словосочетаний .......................................................................................................................................... 633 Слой предложения ................................................................................................................................................................641 5. Неязыковые слои. Глубина поэтического текста (когнитивный анализ текста в свете феноменологии) ........................................................................... 648 6. Параметр «глубины» поэтического текста: когнитивный артефакт, интертекстуальность и прецедентные тексты ................................. 667 7. Фактура текста как проявление его живой жизни .................................................................................. 672 8. Филологический анализ текста .................................................................................................................................692 Первое произведение как семиологический факт ...............................................................................692 А.С. Пушкин: «Испытание сердец гармонией» Поэт .............................................................................................................................................................................................. 699 Пророк ...................................................................................................................................................................................... 709 В. Хлебников: «Певец железа» .....................................................................................................................................723 Таинственное обаяние прозы А.П.Чехова ......................................................................................................732 9. Текст и идеология К вопросу об идеологическом дискурсе социалистической государственности ....................................................................................................................738 Социальное насилие и языковые стереотипы в рекламе...............................................................753 Идеология, цензура и язык перевода ..................................................................................................................762 10. Семиотический анализ исторического текста Многослойность нарратива: «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева ..............................................................771 Семиотика повседневности курортного города Пятигорска .................................................... 781 Камень и солнце: Традиционный уклад Ставрополя в семиотической проекции ......................................................................................................................................... 819 Филармония на Кавказских Минеральных Водах (Кисловодск)............................................ 851 11. Творчество русских писателей как миросозидающая деятельность на Кавказе ..............................................................................................................................................................................................885 12. Синергизм природы, человека, творчества: Экологические заповеди Л.Н. Толстого в интерпретации К.И. Чуковского ......................... 898 Литература ...........................................................................................................................................................................................901 Заключение ..........................................................................................................................................................................................913 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.