Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611233)
Контекстум
Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности

Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности №1 2022 (60,00 руб.)

0   0
Страниц391
ID764423
АннотацияВ сборник включены работы по психолингвистике, в частности по онтолингвистике, особое внимание уделяется проблемам освоения родного и неродного языка, лексики и грамматики, вопросу о границах речевого варьирования, обусловленного факторами различной природы.
Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности .— 2022 .— №1 .— 391 с. — URL: https://rucont.ru/efd/764423 (дата обращения: 03.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психолингвистические_аспекты_изучения_речевой_деятельности_№1_2022.pdf
Министерство просвещения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» Уральское психолингвистическое общество Институт филологии и межкультурной коммуникации Кафедра общего языкознания и русского языка АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ Выпуск 20 Труды Уральского психолингвистического общества Екатеринбург 2022
Стр.2
УДК 81’23 ББК Ш100.6 П 86 Редакционная коллегия: Т.А. Гридина, д-р филол. наук, профессор (Уральский государственный педагогический университет); И.А. Бубнова, д-р филол. наук, профессор (Московский городской педагогический университет); Н.И. Коновалова д-р филол. наук, профессор (Уральский государственный педагогический университет); Б.Ю. Норман, д-р филол. наук, профессор (Белорусский государственный университет); Е.Ю. Протасова, д-р пед. наук, профессор (Хельсинкский государственный университет); И.А. Ваулина, канд. филол. наук, доцент (Уральский государственный педагогический университет) П 86 Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности : труды Уральского психолингвистического общества. Выпуск 20 / Уральский государственный педагогический университет ; главный редактор Т. А. Гридина. – Екатеринбург, 2022. – 389 с. – Текст : непосредственный. Данный выпуск посвящен обсуждению психолингвистических проблем, связанных с изучением лингвокреативной деятельности в разных коммуникативных дискурсах. Сборник содержит материалы докладов Международной научной конференции 11-12 ноября 2022 «Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности». Представлены исследования конкретных речевых феноменов с применением психолингвистических экспериментальных методов и методик. Особое внимание уделяется изучению языковой способности ребенка, ее диагностики и развития, в том числе проблемам билингвизма и обучения инофонов. Сборник адресован специалистам-филологам, психологам, аспирантам и студентам, учителям-практикам, а также всем, кто интересуется проблемами психолингвистики. ISSN 2411-5827 © ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2022 © Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности, 2022
Стр.3
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ И ЛИНГВОКРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ Бубнова И. А., Горохова Д.В. Родина: индивидуальное значение слова в ситуации стресса …………………………... Бутакова Л. О. Психолингвистические аспекты семантики: линии тренда ……………………………………... Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Психолингвистические аспекты интерпретации рефлексии стандартной и творческой языковых личностей…………………………………………………….... Мухин М. Ю. Психолингвистические и иные аспекты 6 18 игровых эргонимических феноменов ……………………………………………………… 31 Лаппо М. А., Стексова Т. И. Различия в языковой 51 формирования словника словаря-тезауруса …………………. 68 Пищальникова В. А. Этнопсихолингвистический аспект исследования речевого действия ……………...……………… 79 Плотникова А. М. Лингвокреативность стрит-арт текстов Екатеринбурга ……………………………………… 93 Руженцева Н. Б. Абсурд: кодирование и декодирование в дискурсе СМИ ……………………………………………… 103 Щербакова Н. Н. "Моя мама играла в Озорницу": окказиональная интерпретация устаревших слов …………... 116 РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ Доброва Г. Р. Экспериментальные исследования как метод изучения языкового сознания ребенка: преимущества и недостатки эксперимента по сравнению с исследованием спонтанной речи ……………………………………………….. 125 Еливанова М. А., Семушина В. А. Генетические влияния на цвет русского алфавита и восприятие текста на санскрите у синестетов …………………………………………………… 135 Лукьянова Е. Е. Лонгитюдное экспериментальное исследование как метод изучения фрагмента языкового 3
Стр.4
сознания школьника …………………………………………... 145 Сизова О. Б. Стратегии освоения языка как основа разнообразия нормы и механизм речевой патологии ……….. 158 РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ И ГРАММАТИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ Абрамова Н. С. «Жёлтый уголь» С.Д. Кржижановского: аспекты восприятия игрового слова …………………………. 172 Ваулина И. А. Средства фоносемантического воздействия в эргонимической номинации Екатеринбурга… 184 Иванова Е. Н. Фразеологизмы в разговорной практике носителей русского языка: языковая вольность vs. ошибка… 197 Красноперова Е. С. Грамматические векторы эргонимических номинаций Екатеринбурга…………………. 205 Михайлова Ю. Н. О чем говорят номинациигеймеронимы? …………………………………………………. 214 Муль И. Л. Что мы знаем о врачах? (Из наблюдений за «Честным словарём Караваева») ……………………………... 225 Снигирев А. В., Феденева Ю. Б. «И на цитаты разорвал»: преподаватель в восприятии студентов (на материале пабликов в соцсетях) ………………………………………….. Соболева Е. Г. Дискурсивные практики интернеткотоведения ……………………………………………………. Сунь Т. Прецедентные феномены в ассоциативном поле 237 246 глагола терпеть и его производных ………………………… 253 Талашманов С. С. Лингвокреативный потенциал интернет-комментария к мемам в поле языковой игры …… 264 Ян Ц. Слова «текущего момента» в китайском интернетдискурсе ………………………………………………………... 282 4
Стр.5
РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК РОДНОМУ И НЕРОДНОМУ Ружицкий И. В. Психолингвистические технологии в учебнике по русскому языку как иностранному (на материале пособия «Жизнь в мультфильмах и мультфильмы в жизни») ……………………………………………………….. 299 Михайлова О. А., Цуй В. Красивый и интересный в языковом сознании россиян и китайцев ……………………... 314 Просвирнина И. С. Оппозиция острый – тупой в русской и китайской лингвокультурах (по данным психолингвистического эксперимента) ……………………… 326 Абдужалилов М. И. угы, Кулбаева С. С. Лингвокультурологический подход к изучению языковых явлений ………………………………………………………… 345 Узаков А. Х., Хакимова Н. Р. Психолингвистическое описание семантики слова ………………………………….. Никаноров С. А. Потенциал языковой игры в обучении 355 инофонов русскому языку …………………………………….. 363 Добровольская И. В. Способы образования окказиональной лексики на уроках русского языка ………… 373 Мазурина Н. Е. Критерии определения качества учебного текста ……………………………………………… 381 5
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически