Издается с 1999 года
Выходит шесть раз в год
ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО
№ 5 (136) 2022
Редакционная коллегия
Аронов Д.В. – д-р истор. наук, проф.,
г. Орел
Бершедова Л.И. – д-р психол. наук, проф.,
г. Москва
Бондырева С.К. – д-р психол. наук, проф.,
действительный член РАО, г. Москва
Булаев Н.И. – д-р пед. наук, проф.
г. Москва
Бучек А.А. – д-р психол. наук, проф.,
г. Белгород
Григорович Л.А. – д-р психол. наук, проф.,
г. Москва
Данакин Н.С. – д-р социол. наук, проф.,
г. Белгород
Жарков А.Д. – д-р пед. наук, проф.
г. Москва
Исаева Н.И. – д-р психол. наук, проф.,
г. Белгород
Костина Л.Н. – д-р психол. наук,
г. Орел
Лабейкин А.А. – д-р пед. наук, проф.
г. Орел
Лукацкий М.А. – д-р пед. наук, проф.
член-корреспондент РАО, г. Москва
Овчинников А.В. – д-р пед. наук,
г. Москва
Осадчая Г.И. – д-р социол. наук, проф.,
г. Москва
Паршиков Н.А. – д-р пед. наук, проф.,
г. Орел
Пилипенко О.В. – д-р техн. наук, проф.
(председатель редакционного совета),
г. Орел
Проказина Н.В. – д-р социол. наук,
доцент, г. Барнаул
Пузанкова Е.Н. – д-р пед. наук, проф.
г. Москва
Рябинкина А.Н. – канд. психол. наук,
доцент, г. Орел
Турбовской Я.С. – д-р пед. наук, проф.,
г. Москва
Туревский И.М. – д-р пед. наук, проф.
г. Тула
Уварова В.И. – канд. филос. наук, доцент,
г. Орел
Уман А.И. – д-р пед. наук, проф., г. Орел
Хохлов А.А. – д-р социол. наук, проф.,
г. Орел
Редакция
Главный редактор
Алдошина М.И.
Ответственный редактор
Косарецкий С.Н.
Адрес издателя:
ФГБОУ ВО «Орловский государственный
университет имени И.С. Тургенева»,
302026, Орловская область, г. Орел,
ул. Комсомольская, д. 95
Контактный телефон: (4862) 75-13-18
http://oreluniver.ru/
Адрес редакции:
ФГБОУ ВО «Орловский государственный
университет имени
И.С. Тургенева», 302001, Орловская
область, г. Орел, Каменская площадь, д. 1
Контактный телефон: +7 909-228-13-35
https://oreluniver.ru/science/journal/edusocial
e-mail: obrsoc@mail.ru
Зарегистрировано в Федеральной
службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых
коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство: ПИ № ФС77-73091
от 09 июня 2018 г.
Подписной индекс 31180 по объединенному
каталогу «Пресса России»
на сайтах www.pressa-rf.ru и www.akc.ru
© ОГУ имени И.С. Тургенева, 2022
Учредитель – федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
(ОГУ имени И.С. Тургенева)
Содержание
Педагогические науки
Методология и история педагогики
Богуславский М.В., Богуславская Т.Н. Патриотическое мировоззрение и общественнопедагогическая
деятельность классика российского образования К.Д. Ушинского
(к 200-летию со дня рождения)………………………………………………………………………………………… 3
Тюлина А.С. К.Д. Ушинский о культурологических основаниях формирования
профессиональной культуры……………………………………………………………………………………………. 9
Горюнова Л.В. Наставничество как компонент образовательного процесса подготовки
аспирантов: теоретико-методологические основания…………………………………………………….. 14
Сорокина Е.Н., Тартышева А.В. Теоретические и нормативные основы наставничества,
как формы профессионального образования молодых специалистов………………………….. 23
Абаева Ф.Б. Основы подготовки педагога к работе с детьми цифрового поколения……. 32
Проблемы обучения и воспитания
Акишина Ю.И. Условия формирования организаторских умений учителей в процессе
внутришкольного повышения квалификации: проблемы и пути решения……………………. 39
Воронкова Л.В. Основные направления воспитательной деятельности студентов
в рамках реализации основной образовательной программы………………………………………. 45
Яковлева Ю.М. Развитие эмоционального интеллекта обучающихся
на занятиях иностранным языком……………………………………………………………………………………. 51
Халилов М.А., Первушин В.В., Мошкин А.С. Организация учебного процесса
студенческого олимпиадного движения по оперативной хирургии в Орловском
государственном университете им. И.С. Тургенева………………………………………………………… 61
Образование и культура
Манджиев А.А., Курсевич Д.В. Геймификация образовательного процесса
в свете пандемии SARS-COVID-19……………………………………………………………………………………… 66
Чувардин Г.С., Гончарова И.В. Военно-исторический музей как инструмент
формирования патриотического начала и гражданской позиции молодежи в РФ
в контексте музейной педагогики……………………………………………………………………………………. 73
Профессиональное образование
Турянская О.Ф. Содержание и этапы профессиональной подготовки будущих учителей…… 80
Малюгина А.В., Булгакова И.В. Взаимообучение на занятиях по иностранному языку
в образовательных организациях, осуществляющих подготовку
представителей силовых структур……………………………………………………………………………………. 85
Ковешников П.А. Технология формирования пространственных представлений
у бакалавров ландшафтной архитектуры при изучении дисциплины «Архитектурная
графика и основы композиции»………………………………………………………………………………………. 96
Психологические науки
Психология развития и акмеология
Савенкова И.А., Куверкина И.И. Проблема патриотизма в отечественной психологии……….. 100
Забабурина О.С., Щурова Ю. Е. Представление о смысле жизни в юности……………………. 106
Кочиева Э.Р., Чибирова А.Х. Коммуникативная компетентность как педагогическая
категория регуляции психологического климата коллектива………………………………………… 113
Гулякина В.В. Представления преподавателей и студентов о педагогическом общении……. 120
Новобранцев А.С. Психологическое здоровье подростка: отражение тревожности
учащихся в почерке…………………………………………………………………………………………………………… 128
Журнал «Образование и общество» входит в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» ВАК по следующим группам научных
специальностей: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования, 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и
уровням образования), 5.8.7. Методология и технология профессионального образования, 13.00.05 – Теория, методика и организация социальнокультурной
деятельности, 19.00.13 – Психология развития, акмеология.
Стр.2
♦ Педагогические науки
The journal is published since 1999
The journal is published 6 times a year
№ 5 (136) 2022
The Editorial Board
Aronov D.V. – Doc. Sc. Histor., Prof, Orel
Bershedova L.I. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Moscow
Bondyreva S.K. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
member of the RAO, Moscow
Bulaev N.I. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Buchek A.A. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Belgorod
Grigorovich L.A. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Moscow
Danakin N.S. – Doc. Sc. Social, Prof,
Belgorod
Zharkov A.D. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Isaeva N.I. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Belgorod
Kostina L.N. – Doc. Sc. Psycholog,
Associate Prof., Orel
Labeykin A.A. – Doc. Sc. Pedagog., Prof, Orel
Lukatsky M.A. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Corresponding Member RAO, Moscow
Ovchinnikov A.V. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Osadchaya G.I. – Doc. Sc. Social, Prof,
Moscow
Parshikov N.A. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Orel
Pilipenko O.V. – Doc. Sc. Technical, Prof,
Orel
Prokazina N.V. – Doc. Sc. Social, Associate
Prof., Barnaul
Puzankova E.N. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Ryabinkina A.N. – Candidate Sc. Psychol.,
Associate Prof., Orel
Turbovskoy Ya.S. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Turevski I.M. – Doc. Sc. Pedagog., Prof, Tula
Uvarova V. I. – Candidate of Philos. Sciences,
Associate Prof, Orel
Uman A.I. – Doc. Sc. Pedagog., Prof, Orel
Khokhlov A.A. – Doc. Sc. Social, Prof, Orel
Editorial Office
Editor-in-Chief: Aldoshina M.I.
Responsible editor: Kosaretsky S.N.
Address of the publisher:
«Orel State University named
after I.S. Turgenev»
95, Komsomolskaya Street, Orel, 302026,
Russia (4862) 75-13-18
http://oreluniver.ru
Address of the editorial office:
«Orel State University named after
I.S. Turgenev»,
1, Kamenskaya square, Orel, 302001,
Russia, +7 909-228-13-35
https://oreluniver.ru/science/journal/edusocial
e-mail: obrsoc@mail.ru
Registered with the Federal Service for
Supervision of Communications,
Information Technologies and Mass
Communications (Roskomnadzor) /
Сertificate: PI № FS77-73091
dated June 09, 2018
Subscription index in United catalogue
“Press of Russia” 31180
on websites www.pressa-rf.ru, www.akc.ru
© Orel State University, 2022
The journal is included in the «List of peer-reviewed scientific publications in which the main scientific results of dissertations for obtaining the scientific degree of the
candidate of sciences, for the academic degree of the doctor of sciences» of the Higher Attestation Commission for the following groups of scientific specialties: 5.8.1. General
pedagogy, history of pedagogy and education, 5.8.2. Theory and methodology of teaching and upbringing (by areas and levels of education), 5.8.7. Methodology and
technology of vocational education, 13.00.05 – Theory, methodology and organization of socio-cultural activities, 19.00.13 – Developmental psychology, acmeology.
2 ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО
Pedagogical science
Methodology and History of Pegogy
Boguslavsky M.V. Boguslavskaya T.N. Patriotic world view and public and pedagogical activity
of the classic of Russian education K.D. Ushinsky (on the 200 th anniversary of the birth)………. 3
Tyulina A.S. K.D. Ushinsky about the culturological bases for the formation
of professional culture……………………………………………………………………………………………………… 9
Goryunova L.V. Mentoring as a component of the educational process
of postgraduate student training: theoretical and methodological foundations………………. 14
Sorokina E.N., Tartysheva A.V. Theoretical and normative basis of mentoring as forms of
vocational education for young professionals………………………………………………………………. 23
Abaeva F.B. Basis of preparing a teacher to work with children of the digital generation………… 32
Problems of training and education
Akishina Y.I., Conditions for the formation of organizational skills of teachers
in the process of in-school professional development: problems and solutions………………. 39
Voronkova L.V. Basic directions of educational activity of students within the framework
of the implementation of the basic educational program: work experience…………………….. 45
Yakovleva Y.M. Students’ Emotional intelligence development
in a foreign language classroom………………………………………………………………………………………. 51
Khalilov M. A., Pervushin V.V., Moshkin A.S. The student olympiad movement educational
organization at the department of operative surgery of the Orel State University…………………… 61
Education and culture
Mandzhiev A.A., Kursevich D.V. Gamification of the educational process due
to the SARS-COVID-19 pandemic……………………………………………………………………………………… 66
Chuvardin G.S., Goncharova I.V. The Military History Museum as a tool for
the formation of the patriotic principle and the civic position of youth
in the Russian Federation in the context of museum pedagogy……………………………………….. 73
Professional education
Turyanskaya O.F. Content and stages of professional training of future teachers……………. 80
Malyugina A.V. Bulgakova I.V. Peer teaching in foreign language training
at educational institutions preparing candidates for service in security forces………………… 85
Koveshnikov P.A. The technology of formation of spatial representations for bachelors of
landscape architecture in the study of the discipline «Architectural graphics
and the basics of composition»………………………………………………………………………………………… 96
Psychological science
Savenkova I.A., Kuverkina I.Ig. The problem of patriotism in Russian psychology………… 100
Zababurina O.S., Shchurova Y.E. Understanding the meaning of life in youth…………….
EDUCATION AND SOCIETY
The founder – The Federal State Budgetary Educational Institution
of Higher Education «Orel State University named after I.S. Turgenev»
(Orel State University)
Contents
106
Kochieva E.R., Chibirova A.K. Communicative competence as a pedagogical category
of regulation of the psychological climate of the collective……………………………………………… 113
Gulyakina V.V. Representations of teachers and students about pedagogical communication……. 120
Novobrantsev Al.S. Psychological health of a teenager:
reflection of students' anxiety in their handwriting………………………………………………………….. 128
Стр.3