Издается с 1999 года
Выходит шесть раз в год
ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО
№ 6 (131) 2021
Аронов Д.В. – д-р истор. наук, проф.,
г. Орел
Бершедова Л.И. – д-р психол. наук, проф.,
г. Москва
Бондырева С.К. – д-р психол. наук, проф.,
действительный член РАО, г. Москва
Булаев Н.И. – д-р пед. наук, проф.
г. Москва
Бучек А.А. – д-р психол. наук, проф.,
г. Белгород
Григорович Л.А. – д-р психол. наук, проф.,
г. Москва
Данакин Н.С. – д-р социол. наук, проф.,
г. Белгород
Жарков А.Д. – д-р пед. наук, проф.
г. Москва
Исаева Н.И. – д-р психол. наук, проф.,
г. Белгород
Костина Л.Н. – д-р психол. наук,
г. Орел
Лабейкин А.А. – д-р пед. наук, проф.
г. Орел
Лукацкий М.А. – д-р пед. наук, проф.
член-корреспондент РАО, г. Москва
Мосякин И.Я. – канд. истор. наук, доцент,
главный редактор журнала (зам. председателя
редакционного совета), г. Орел
Овчинников А.В. – д-р пед. наук,
г. Москва
Осадчая Г.И. – д-р социол. наук, проф.,
г. Москва
Паршиков Н.А. – д-р пед. наук, проф.,
г. Орел
Пилипенко О.В. – д-р техн. наук, проф.
(председатель редакционного совета),
г. Орел
Проказина Н.В. – д-р социол. наук,
доцент, г. Барнаул
Пузанкова Е.Н. – д-р пед. наук, проф.
г. Москва
Рябинкина А.Н. – канд. психол. наук,
доцент, г. Орел
Турбовской Я.С. – д-р пед. наук, проф.,
г. Москва
Туревский И.М. – д-р пед. наук, проф.
г. Тула
Уварова В.И. – канд. филос. наук, доцент,
г. Орел
Уман А.И. – д-р пед. наук, проф., г. Орел
Хохлов А.А. – д-р социол. наук, проф.,
г. Орел
Редакционная коллегия
Редакция
Главный редактор
Мосякин И.Я.
Заместитель главного редактора
Алдошина М.И.
Ответственный секретарь
Косарецкий С.Н.
Адрес издателя:
ФГБОУ ВО «Орловский государственный
университет имени И.С. Тургенева»,
302026, Орловская область, г. Орел,
ул. Комсомольская, д. 95
Контактный телефон: (4862) 75-13-18
http://oreluniver.ru/
Адрес редакции:
ФГБОУ ВО «Орловский государственный
университет имени
И.С. Тургенева», 302001, Орловская
область, г. Орел, Каменская площадь, д. 1
Контактный телефон: +7 909-228-13-35
http://oreluniver.ru/
e-mail: obrsoc@mail.ru
Зарегистрировано в Федеральной
службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых
коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство: ПИ № ФС77-73091
от 09 июня 2018 г.
Подписной индекс 31180 по объединенному
каталогу «Пресса России»
© ОГУ имени И.С. Тургенева, 2021
Учредитель – федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
(ОГУ имени И.С. Тургенева)
Содержание
Педагогические науки
Методология и история педагогики
Расчетина С.А. Фрейм-анализ становления понятийного аппарата социальной
педагогики: исторический аспект………………………………………………………………………………….. 3
Милькевич О.А. Размышления о возможных последствиях реализации
дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения…. 14
Будякова Л.В. Особенности формирования инклюзивной образовательной среды
общеобразовательной организации……………………………………………………………………………..... 20
Проблемы обучения и воспитания
Шульгина Е.В. Структурно-функциональная модель формирования социокультурных
ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми
и сверстниками……………………………………………………………………………………………………………….... 25
Воронков С.В. Методическая система преподавания учебной дисциплины «Организация
воспитательной деятельности по истории» с использованием кейс-метода……………….......... 34
Балык А.С., Семкина Е.Н. Обучение посредством дистанционных образовательных
технологий как форма организации учебного процесса студентов
психолого-педагогического направления в вузе…………………………………………………………..... 41
Кавардакова М.А., Цилибина А.И. Возможности современных
электронно-образовательных ресурсов в обучении бакалавров-менеджеров
второму иностранному языку………………………………………………………………………………………..... 49
Образование и культура
Абашина А.Д. Синергетический подход к анализу социально-педагогической
деятельности………………………………………………………………………………………………………………........ 56
Чжан Шу. Модель формирования информационной грамотности детей
дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности……………....... 62
Профессиональное образование
Сезонова Т.В. Преддипломная практика как завершающий этап формирования
компетенций будущих юристов-следователей…………………………………………………………….... 70
Лебедева Ю.И. Технология формирования проектной компетентности педагога
в дистанционном обучении системы дополнительного
профессионального образования………………………………………………………………………………....... 76
Воронкова Л.В., Воронков С.В. Из опыта работы формирования субъектной позиции
студентов в рамках изучения учебных дисциплин педагогического цикла…………………... 81
Резниченко И.Ю., Малко Д.А., Косова Е.С. Лабораторные испытания в организации
учебного процесса, как фактор формирования профессиональных навыков……………….. 95
Ляхова О.Л., Сысоева Л.А., Смагина Т.В. Изучение студентами лейкоцитарной
формулы в теме «Кровь» по курсу гистологии………………………………………………………………… 101
Никифоров С.В. Диагностика сформированности правовой культуры бакалавра
юриспруденции международно-правового профиля…………………………………………………..... 107
Психологические науки
Психология развития и акмеология
Йомби К.Ф. Сравнительная характеристика интегрально-креативного стиля
мышления русскоязычных и иноязычных студентов…………………………………………………...... 116
Мануйлова Е.И. «Логические пятиминутки» как средство становления
учебно-логических умений в начальной школе………………………………………………………………. 122
Озерова Л.В. Влияние игры на познавательную деятельность первоклассников
с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..... 127
Журнал «Образование и общество» входит в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» ВАК по следующим группам
научных специальностей: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания,
13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования,
19.00.13 – Психология развития, акмеология.
Стр.2
♦ Педагогические науки
The journal is published since 1999
The journal is published 6 times a year
№ 6 (131) 2021
The Editorial Board
Aronov D.V. – Doc. Sc. Histor., Prof, Orel
Bershedova L.I. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Moscow
Bondyreva S.K. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
member of the RAO, Moscow
Bulaev N.I. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Buchek A.A. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Belgorod
Grigorovich L.A. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Moscow
Danakin N.S. – Doc. Sc. Social, Prof,
Belgorod
Zharkov A.D. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Isaeva N.I. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Belgorod
Kostina L.N. – Doc. Sc. Psycholog,
Associate Prof., Orel
Labeykin A.A. – Doc. Sc. Pedagog., Prof, Orel
Lukatsky M.A. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Corresponding Member RAO, Moscow
Mosyakin I.Ya. – Candidate Sc. Historical,
Associate Prof., editor in chief, Orel
Ovchinnikov A.V. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Osadchaya G.I. – Doc. Sc. Social, Prof,
Moscow
Parshikov N.A. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Orel
Pilipenko O.V. – Doc. Sc. Technical, Prof,
Orel
Prokazina N.V. – Doc. Sc. Social, Associate
Prof., Barnaul
Puzankova E.N. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Ryabinkina A.N. – Candidate Sc. Psychol.,
Associate Prof., Orel
Turbovskoy Ya.S. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Turevski I.M. – Doc. Sc. Pedagog., Prof, Tula
Uvarova V. I. – Candidate of Philos. Sciences,
Associate Prof, Orel
Uman A.I. – Doc. Sc. Pedagog., Prof, Orel
Khokhlov A.A. – Doc. Sc. Social, Prof, Orel
Editorial Office
Editor-in-Chief: Mosyakin I.Ya.
Deputy Editor: Aldoshina M.I.
Executive secretary: Kosaretsky S.N.
Address of the publisher:
«Orel State University named
after I.S. Turgenev»
95, Komsomolskaya Street, Orel, 302026,
Russia (4862) 75-13-18
http://oreluniver.ru
Address of the editorial office:
«Orel State University named after
I.S. Turgenev»,
1, Kamenskaya square, Orel, 302001,
Russia, +7 909-228-13-35
http://oreluniver.ru, e-mail: obrsoc@mail.ru
Registered with the Federal Service for
Supervision of Communications,
Information Technologies and Mass
Communications (Roskomnadzor)/
Сertificate: PI № FS77-73091
dated June 09, 2018
Subscription index in United catalogue
“Press of Russia” 31180
© Orel State University, 2021
The journal is included in the «List of peer-reviewed scientific publications in which the main scientific results of dissertations for obtaining the scientific degree
of the candidate of sciences, for the academic degree of the doctor of sciences» of the Higher Attestation Commission for the following groups of scientific specialties:
13.00.01 – General pedagogy, history of pedagogy and education, 13.00.02 – Theory and methodology of training and education, 13.00.05 – Theory, methodology and
organization of social and cultural activities, 13.00.08 – Theory and methodology of professional education, 19.00.13 – Developmental Psychology, acmeology.
2 ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО
EDUCATION AND SOCIETY
The founder – The Federal State Budgetary Educational Institution
of Higher Education «Orel State University named after I.S. Turgenev»
(Orel State University)
Contents
Pedagogical science
Methodology and History of Pegogy
Raschetina S.A. Frame analysis of the formation of the conceptual apparatus
of social pedagogy: historical aspect……………………………………………………………………………..... 3
Milkevich O.A. Reflections on the possible consequences of the implementation
of the didactic concept of digital vocational education and training………………………………… 14
Budyakova L.V. Features of the formation of an inclusive educational environment
of a general education organization……………………………………………………………………………...... 20
Problems of training and education
Shulgina Е.V. Structural and functional model of the formation of socio-cultural values
of preschool children in interaction with adults and peers…………………………………………….... 25
Voronkov S.V. Methodical system of teaching the discipline «organization
of educational activities in history» using the case method…………………………………………..... 34
Balyk A.S., Semkina E.N. Learning through distance educational technologies
as a form of organizing the educational process of students of the psychological
and pedagogical direction at the university……………………………………………………………………… 41
Kovardakova M.A., Tsilibina A.I. Possibilities of modern e-learning resources
in second foreign language training of bachelor managers……………………………………………... 49
Education and culture
Abashina A.D. Methodological systems of activity of a social teacher in changing social
and cultural environment: problem definition and conceptual apparatus……………………..... 56
Zhang Shu. A model for the formation of information literacy of preschool children
in cognitive research activities……………………………………………………………………………………...... 62
Professional education
Sezonova T.V. Pre-graduate practice as the final stage of the formation
of the competencies of the future investigative lawyers…………………………………………………. 70
Lebedeva Y.I. Technology for the formation of the project competence
of a teacher in distance learning of the system of additional professional education………. 76
Voronkova L.V., Voronkov S.V. From work experience to forming the subject position
of students in the framework of studying the educational disciplines
of the pedagogical cycle…………………………………………………………………………………………………… 81
Reznichenko I.Yu., Malko D.A., Kosova E.S. Laboratory tests in the organization
of the educational process as a factor building professional skills……………………………………. 95
Lyakhova O.L., Sysoeva L.A., Smagina T.V. The study of the leukocyte formula
by students in the topic "blood" in the course of histology……………………………………………... 101
Nikiforov S.V. Diagnostics of the formation of the legal culture
of the bachelor of jurisprudence of the international legal profile…………………………………… 107
Psychological science
Yombi K.F. A comparative analysis of the integral and creative thinking style
of russian speaking and non russian speaking students……………………………………………………. 116
Manuilova E.I. «Logical five minutes» as a means development of educational
and logical skills in elementary school………………………………………………………………………………. 122
Ozerova L.V. Impact of the game on the cognitive activity
of first graders with mental delay…………………………………………………………………………………….. 128
Стр.3