Издается с 1999 года
Выходит шесть раз в год
ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО
№ 6 (125) 2020
Аронов Д.В. – д-р истор. наук, проф.,
г. Орел
Бершедова Л.И. – д-р психол. наук, проф.,
г. Москва
Бондырева С.К. – д-р психол. наук, проф.,
действительный член РАО, г. Москва
Булаев Н.И. – д-р пед. наук, проф.
г. Москва
Бучек А.А. – д-р психол. наук, проф.,
г. Белгород
Григорович Л.А. – д-р психол. наук, проф.,
г. Москва
Данакин Н.С. – д-р социол. наук, проф.,
г. Белгород
Жарков А.Д. – д-р пед. наук, проф.
г. Москва
Исаева Н.И. – д-р психол. наук, проф.,
г. Белгород
Костина Л.Н. – д-р психол. наук,
г. Орел
Лабейкин А.А. – д-р пед. наук, проф.
г. Орел
Лукацкий М.А. – д-р пед. наук, проф.
член-корреспондент РАО, г. Москва
Мосякин И.Я. – канд. истор. наук, доцент,
главный редактор журнала (зам. председателя
редакционного совета), г. Орел
Овчинников А.В. – д-р пед. наук,
г. Москва
Осадчая Г.И. – д-р социол. наук, проф.,
г. Москва
Паршиков Н.А. – д-р пед. наук, проф.,
г. Орел
Пилипенко О.В. – д-р техн. наук, проф.
(председатель редакционного совета),
г. Орел
Проказина Н.В. – д-р социол. наук,
доцент, г. Барнаул
Пузанкова Е.Н. – д-р пед. наук, проф.
г. Москва
Рябинкина А.Н. – канд. психол. наук,
доцент, г. Орел
Турбовской Я.С. – д-р пед. наук, проф.,
г. Москва
Туревский И.М. – д-р пед. наук, проф.
г. Тула
Уварова В.И. – канд. филос. наук, доцент,
г. Орел
Уман А.И. – д-р пед. наук, проф., г. Орел
Хохлов А.А. – д-р социол. наук, проф.,
г. Орел
Редакционная коллегия
Редакция
Главный редактор
Мосякин И.Я.
Заместитель главного редактора
Алдошина М.И.
Ответственный секретарь
Косарецкий С.Н.
Адрес издателя:
ФГБОУ ВО «Орловский государственный
университет имени И.С. Тургенева»,
302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95
Контактный телефон: (4862) 75-13-18
http://oreluniver.ru/
Адрес редакции:
ФГБОУ ВО «Орловский государственный
университет имени
И.С. Тургенева», 302028, г. Орел,
Каменская площадь, д. 1
Контактный телефон: +7 909-228-13-35
http://oreluniver.ru/
e-mail: obrsoc@mail.ru
Зарегистрировано в Федеральной
службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых
коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство: ПИ № ФС77-73091
от 09 июня 2018 г.
Подписной индекс 31180 по объединенному
каталогу «Пресса России»
© ОГУ имени И.С. Тургенева, 2020
Учредитель – федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
(ОГУ имени И.С. Тургенева)
Содержание
Педагогические науки
Методология и история педагогики
Хлызова И.В. Здоровьесбережение физического, душевного и духовного здоровья
человека, как основа его воспитаия………………………………………………………………………………… 3
Орлова Л.Н. История становления летнего отдыха детей в 20-е годы XX века
в Советском Союзе как одного из направлений деятельности пионерской
организации и прообраза современной системы оздоровления………………………………….. 10
Черняева Н.В. Взаимосвязь формального и неформального образования…………………… 18
Проблемы обучения и воспитания
Сысоева Л.А., Демьянков Е.Н., Петракова Т.В. Опыт организации исследовательской
работы учащихся на базе профильных кафедр вуза……………………………………………………….. 24
Моисеенко В.В. Практическое применение педагогических технологий
для эффективного развития инклюзивного образовательного процесса
в обучении младших школьников с позиций системно-деятельностного подхода……… 28
Артамонова С.Г. Развитие педагогических воспитательных технологий
в современном дополнительном образовании детей……………………………………………………. 37
Образование и культура
Любек Д.А., Илларионова Л.П., Талых А.А. Непрерывность и преемственность
в этнокультурном образовании и воспитании будущих учителей технологии……………… 42
Сафонова Н.В. Формирование концертного репертуара современного сольного
народного исполнителя в контексте развития образовательных технологий………………. 51
Профессиональное образование
Ковешникова Е.Н., Ковешников П.А. Теория преподавания дисциплины
«Ландшафтное проектирование» для бакалавров ландшафтной архитектуры
(на примере топиарного парка)……………………………………………………………………………………….. 59
Афонин А.Н. Формирование профессиональных компетенций студентов
в условиях удаленного подхода к процессу обучения……………………………………………………. 66
Хайдарова А.Р., Митяева А.М. Формирование карьерной компетенции как фактор
конкурентоспособности будущего специалиста (на примере специальности
«Обработка водных биоресурсов»)…………………………………………………………………………………. 71
Маленков А.О. Активизация личностного потенциала курсантов в ходе экспериментальной
работы по формированию профессионально-этической компетенции в военном вузе………… 78
Психологические науки
Психология развития и акмеология
Рябинкина А.Н. Связь психологического благополучия личности студентов
с базовыми убеждениями о мире……………………………………………………………………………………. 84
Горлова Ю.И., Власов А.В. Психологическая саморегуляция как фактор оптимизации
спортивной подготовки юных спортсменов 13–14 лет в айкидо……………………………………. 93
Гулякина В.В. Межличностные отношения студентов разного пола…………………………….. 98
Федосеева М.А., Мясина Е.П. Мотивация деятельности современного благотворителя
в оценках орловских студентов……………………………………………………………………………………….. 108
Гедулянов М.Т., Хандзрацян А.С. Гипотезы клинико-физиологических и экспериментальных
исследований пациентов в состоянии острого травматического стресса……….. 116
Фирсова О.А., Пантюхин Д.В. Формы взаимодействия детского врача с родителями
и ребенком – от патернализма к консенсусу…………………………………………………………………… 123
Лысенко В.В., Масалова А.В., Первушин В.В. Психологические проблемы
подросткового возраста и физиологические основы их возникновения………………………. 131
Журнал «Образование и общество» входит в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» ВАК по следующим группам
научных специальностей: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания,
13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования,
19.00.13 – Психология развития, акмеология.
Стр.1
♦ Педагогические науки
The journal is published since 1999
The journal is published 6 times a year
№ 6 (125) 2020
The Editorial Board
Aronov D.V. – Doc. Sc. Histor., Prof, Orel
Bershedova L.I. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Moscow
Bondyreva S.K. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
member of the RAO, Moscow
Bulaev N.I. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Buchek A.A. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Belgorod
Grigorovich L.A. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Moscow
Danakin N.S. – Doc. Sc. Social, Prof,
Belgorod
Zharkov A.D. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Isaeva N.I. – Doc. Sc. Psychol., Prof,
Belgorod
Kostina L.N. – Doc. Sc. Psycholog,
Associate Prof., Orel
Labeykin A.A. – Doc. Sc. Pedagog., Prof, Orel
Lukatsky M.A. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Corresponding Member RAO, Moscow
Mosyakin I.Ya. – Candidate Sc. Historical,
Associate Prof., editor in chief, Orel
Ovchinnikov A.V. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Osadchaya G.I. – Doc. Sc. Social, Prof,
Moscow
Parshikov N.A. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Orel
Pilipenko O.V. – Doc. Sc. Technical, Prof,
Orel
Prokazina N.V. – Doc. Sc. Social, Associate
Prof., Barnaul
Puzankova E.N. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Ryabinkina A.N. – Candidate Sc. Psychol.,
Associate Prof., Orel
Turbovskoy Ya.S. – Doc. Sc. Pedagog., Prof,
Moscow
Turevski I.M. – Doc. Sc. Pedagog., Prof, Tula
Uvarova V. I. – Candidate of Philos. Sciences,
Associate Prof, Orel
Uman A.I. – Doc. Sc. Pedagog., Prof, Orel
Khokhlov A.A. – Doc. Sc. Social, Prof, Orel
Editorial Office
Editor-in-Chief: Mosyakin I.Ya.
Deputy Editor: Aldoshina M.I.
Executive secretary: Kosaretsky S.N.
Address of the publisher:
«Orel State University named
after I.S. Turgenev»
95, Komsomolskaya Street, Orel, 302026,
Russia (4862) 75-13-18
http://oreluniver.ru
Address of the editorial office:
«Orel State University named after
I.S. Turgenev»,
1, Kamenskaya square, Orel, 302028,
Russia, +7 909-228-13-35
http://oreluniver.ru, e-mail: obrsoc@mail.ru
Registered with the Federal Service for
Supervision of Communications,
Information Technologies and Mass
Communications (Roskomnadzor)/
Сertificate: PI № FS77-73091
dated June 09, 2018
Subscription index in United catalogue
“Press of Russia” 31180
© Orel State University, 2020
The journal is included in the «List of peer-reviewed scientific publications in which the main scientific results of dissertations for obtaining the scientific degree
of the candidate of sciences, for the academic degree of the doctor of sciences» of the Higher Attestation Commission for the following groups of scientific specialties:
13.00.01 – General pedagogy, history of pedagogy and education, 13.00.02 – Theory and methodology of training and education, 13.00.05 – Theory, methodology and
organization of social and cultural activities, 13.00.08 – Theory and methodology of professional education, 19.00.13 – Developmental Psychology, acmeology.
2 ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО
EDUCATION AND SOCIETY
The founder – The Federal State Budgetary Educational Institution
of Higher Education «Orel State University named after I.S. Turgenev»
(Orel State University)
Contents
Pedagogical science
Methodology and History of Pedagogy
Khlykova I.V. Healthy physical, mental and spiritual health, as the basis of his upbringing……… 3
Orlova L.N. The history of the formation of summer recreation for children in the 20s
of the XX century in the soviet union as one of the activities of the pioneer organization
and the prototype of the modern health improvement system………………………………………. 10
Chernyaeva N.V. Relationship between formal and non-formal education……………………… 18
Problems of training and education
Sysoeva L.A., Demyankov E.N., Petrakova T.V. Organizing the research work
of high school students at specialized academic department of the university………………… 24
Moiseenko V.V.,Practical application of pedagogical technologies for the effective
development of an inclusive educational process in teaching primary school children
from the perspective of a system-activity approach………………………………………………………… 28
Artamonova S.G. The development of pedagogical and educational technology
in the modern secondary education of children………………………………………………………………. 37
Education and culture
Lubek D.A., Illarionova L.P., Тalykh A.F. The continuity in ethnic and cultural education
of future teachers of technology……………………………………………………………………………………… 42
Safonova N.V. Contemporary concert repertoire of a solo folk performer:
problems of selection and implementation in the context of the development
of educational technologies…………………………………………………………………………………………….. 51
Professional education
Koveshnikova E.N., Koveshnikov P.A. Theory of teaching the discipline "Landscape
design" for bachelors of landscape architecture (on the example of a topiary park)………… 59
Afonin A.N. Formation of professional competencies of students in a remote approach
to the learning process……………………………………………………………………………………………………. 66
Khaydarova A.R., Mityaeva A.M. The formation of career competences as an factor
of the competitiveness of a future specialist (using the example of a specialty
«The processing of aquatic biological resources»)…………………………………………………………… 71
Malenkov A.O. Activation of personal potential in the course of experiment on the
formation of professional and ethical competence of the student of a military institution……… 78
Psychological science
Developmental Psychology and Acmeology
Ryabinkina A.N. Connection of students psychological well-being with basic beliefs
about the world………………………………………………………………………………………………………………. 84
Gorlova Yul.I., Vlasov A.V. Psychological self-regulation as a factor of aikido sports
training optimization of young athletes 13–14 years old…………………………………………………. 93
Gulyakina V.V. Interpersonal relationships of students of different genders…………………… 98
Fedoseeva M.A., Myasina E.P. Motivation of the activity of a modern charitant
in the assessments of orlovsky students………………………………………………………………………….. 108
Gedulyanov M.T., Khandzratsyan A.S. Hypotheses of clinical-physiological
and experimental studies of patients in condition acute traumatic press………………………… 116
Firsova O.A., Pantyukhin D.V. Forms of interaction between a child's doctor
and parents and a child – from paternalism to consensus……………………………………………….. 123
Lysenko V.V., Masalova A.V., Pervushin V.V. Adolescence’s psychological problems
and physiological foundations of it’s emerging………………………………………………………………… 131
Стр.2