Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2022. Т. 22, № 1
Научный журнал
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
государственный
педагогический
университет
Соучредители
Новосибирский
Институт философии
и права СО РАН
Philosophy of education»
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
Журнал «Философия
образования/
Е. В. Андриенко
коммуникаций
ПИ № ФС 77-77136
от 6 ноября 2019 г.
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Б. О. Майер
Н. Пелцова
Т. С. Косенко
В. В. Петров
главный редактор, доктор философских наук, доцент
(Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, доктор философских
наук, профессор (Прага, Чехия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
К. К. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
Е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
чл.-корр. РАО, доктор физико-математических наук,
профессор (Новосибирск, Россия)
С. В. Иванова
А. А. Корольков
C. Мендонса
В. И. Панарин
«Урал-Пресс» – 43793
Подписной индекс
«Пресса России»,
чл.-корр. РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Кампинас, Бразилия)
доктор философских наук, доцент (Новосибирск, Россия)
И. А. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. А. Ромм
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
И. Сабо
О. Н. Смолин
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (Декальб, США)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
© ФГБОУ ВО «НГПУ»,
2022
Все права защищены
Я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор (Москва, Россия)
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
В. В. Целищев
А. Н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
СОДЕРЖАНИЕ 
РАЗДЕЛ I 
ФИЛОСОФИЯ 
ОБРАЗОВАНИЯ 
2022. Т. 22, №1 
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ 
Фурса И. А. (Минск, Беларусь). Ключевые концепты в современных исследованиях 
образовательного идеала ........................................................................................5 
Абасов З. А. (Ульяновск, Россия). Методологический анализ междисциплинарного 
понятия «креативность» ....................................................................................23 
Гончарова В. А. (Москва, Россия). Принцип построения идеала в антропологии 
современного образования .........................................................................................38 
РАЗДЕЛ II 
ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ 
Пузиков В. Г. (Омск, Россия). Образование и общество: тренд в новую конфигурацию 
отношений .................................................................................................................59 
Абрамова М. А. (Новосибирск, Россия). Модернизация российского образования 
как следствие интеграционных процессов в евразийском социокультурном 
пространстве ...............................................................................................................72 
РАЗДЕЛ III 
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ 
Авдеева Е. А. (Красноярск, Россия), Кочетков М. В. (Норильск, Россия). Человекоориентированный 
смысловой дискурс в теории и практике образования 
......................................................................................................................................................87 
Яковлева И. В., Кучинская И. А. (Новосибирск, Россия). Эмоциональное отражение 
действительности в содержании художественного творчества (ценностно-образовательный 
аспект) ................................................................................. 103 
РАЗДЕЛ IV 
ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ 
Емельянова И. Н. (Тюмень, Россия). Любовь как категория духовно-нравственного 
воспитания .......................................................................................................... 119 
Деменёв Д. Н. (Магнитогорск, Россия). Искусство как средство патриотического 
воспитания: опыт философского осмысления в эпоху глобализации 
.............................................................................................................................................134 
РАЗДЕЛ V 
КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДИКИ И ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ 
Штагер Е. В. (Владивосток, Россия). Дисциплинарная конвергенция как 
механизм модернизации образовательного пространства инженерного 
вуза ............................................................................................................................................154 
Крежевских О. В. (Шадринск, Россия). Основные подходы к проблеме 
трансдисциплинарности: от философской мысли к образовательной 
практике ............................................................................................................................. 171 
Журнал включен 
в Перечень ведущих 
рецензируемых 
научных изданий 
и журналов, 
рекомендуемых ВАК 
Журнал размещен 
в НЭБ и включен 
в базу данных РИНЦ 
Редактор 
Е. А. Бутина 
Переводчик 
Л. Б. Вертгейм 
Оператор 
электронной 
верстки 
А. Л. Заковряшин 
Ответственные 
секретари 
И. В. Яковлева, 
Е. С. Сусуева 
Адрес редакции, 
издателя: 
630126, Новосибирск, 
ул. Вилюйская, 28 
т. 244-16-71 
Выход в свет 
31.03.2022 
Формат 70×100/16 
Усл.-печ. л. 16,0. 
Уч.-изд. л. 13,5. 
Тираж 1000 экз. 
Цена свободная 
Заказ № 151. 
Отпечатано 
в Сибирском 
отделении РАН, 
630090 
Новосибирск, 
Морской проспект, 2 
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики 
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений 
служебным положением 
								                        
									                        Стр.3
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Novosibirsk State Pedagogical University 
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch 
of the Russian Academy of Sciences 
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2022, vol. 22, no. 1 
Scientific journal 
The co-founders 
of the journal 
Pedagogical University 
Novosibirsk State 
Institute of Philosophy 
and Law of the Siberian 
Branch of the Russian 
Academy of Sciences 
The journal “Philosophy 
of education” is registered 
by Federal service on 
supervision in sphere 
of communication, 
information technologies 
and mass communications 
PI 
№ FS 77-77136 from 
November, 6th, 2019 
N. Pelcova 
T. S. Kosenko 
V. V. Petrov 
E. V. Andrienko 
K. K. Begalinova 
E. V. Bryzgalina 
A. D. Gerasyov 
A. A. Gryakalov 
A. Zh. Zhafyarov 
The journal is based 
in 2001 
Editorial Board 
B. O. Mayer 
Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Docent 
(Novosibirsk, Russia) 
Assistant Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, 
Professor (Prague, Czech Republic) 
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences, 
Docent (Novosibirsk, Russia) 
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences, 
Docent (Novosibirsk, Russia) 
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Almaty, Kazakhstan) 
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia) 
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, 
Russia) 
Corresponding Member of the Russian Academy of Education, 
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor 
(Novosibirsk, Russia) 
S. V. Ivanova 
A. A. Korol’kov 
Published 4 times a year 
S. Mendonça 
V. I. Panarin 
“Ural-Press” – 43793 
Subscribe Index 
“Press of Russia”, 
I. A. Pfanenshtil 
T. A. Romm 
N. S. Rybakov 
N. A. Ryapisov 
I. Sabau 
O. N. Smolin 
© Novosibirsk State 
Pedagogical 
University, 2022 
All rights reserved 
Ya. S. Turbovskoi 
E. V. Ushakova 
A. Hogenova 
V. V. Tselishchev 
A. N. Chumakov 
Corresponding Member of the Russian Academy of Education, 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia) 
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of 
Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, Russia) 
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Campinas, Brazil) 
Doctor of Philosophical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia) 
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia) 
Doctor of Economics Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia) 
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (DeKalb, USA) 
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor 
of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia) 
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow, Russia) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague, Czech Republic) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia) 
								                        
									                        Стр.4
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
CONTENT 
PART I. METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE PHILOSOPHY 
OF EDUCATION 
Fursa I. A. (Minsk, Belarus). Key concepts in modern studies of the educational 
ideal........................................................................................................................................................5 
Abasov Z. A. (Ulyanovsk, Russia). Methodological analysis of the interdisciplinary 
concept of “creativity” .................................................................................................................23 
Goncharova V. A. (Moscow, Russia). The principle of the ideal-building in the 
anthropology of modern education ......................................................................................38 
PART II. PHILOSOPHY OF THE DEVELOPMENT OF SOCIETY AND EDUCATION 
Puzikov V. G. (Omsk, Russia). Education and society: trend to the new configuration 
of relationships ..............................................................................................................................59 
Abramova M. A. (Novosibirsk, Russia). Modernization of Russian education as 
a consequence of integration processes in the Eurasian socio-cultural space ...72 
PART III. ISSUES OF FORMATION OF SPIRITUALITY 
Avdeeva E. A. (Krasnoyarsk, Russia), Kochetkov M. V. (Norilsk, Russia). Humanoriented 
semantic discourse in the theory and practice of education ...................87 
Yakovleva I. V., Kuchinskaya I. A. (Novosibirsk, Russia). Emotional reflection of 
reality as the content of artistic creativity (value-educational aspect) .............. 103 
PART IV. PHILOSOPHY OF EDUCATION 
Emelyanova I. N. (Tyumen, Russia). Love as a category of spiritual and moral 
education ....................................................................................................................................... 119 
Demenev D. N. (Magnitogorsk, Russia). Art as a means of patriotic education: the 
experience of philosophical reflection in the era of globalization ........................ 134 
PART V. SPECIFIC TECHNIQUES AND INNOVATIONS IN THE PRACTICE 
OF EDUCATION 
Stager E. V. (Vladivostok, Russia). Disciplinary convergence as a mechanism for 
modernizing the educational space of an engineering university ........................ 154 
Krezhevskikh O. V. (Shadrinsk, Russia). Main approaches to the problem of 
transdisciplinarity: from philosophical thought to educational practice .......... 171 
PHILOSOPHY 
OF EDUCATION, 
2022, vol. 22, no. 1 
The journal is included 
in the list of the leading 
reviewed scientific 
editions and journals 
that are recommended 
by the State 
Commission for 
Academic Degrees 
and Titles (VAK) 
The journal is placed 
in the National 
Electronic Library 
and is included 
in the Russian Science 
Citation Index (RSCI) 
database 
Editor 
E. A. Butina 
Translator 
L. B. Vertgeym 
Electronic 
make-up operator 
A. L. Zakovryashin 
Executive Secretary 
I. V. Yakovleva, 
E. S. Susuyeva 
Editors address, 
publishers: 
630126 Novosibirsk, 
Vilyuiskaya, 28 
Tel. (383)244-16-71 
Publication 
31.03.2022 
Format 70×100/16. 
Printer’s sheets: 16,0. 
Publisher’s 
sheets: 13,5. 
Circulation 
1000 issues. 
Order № 151. 
Printed in the 
Siberian Branch 
of the Russian 
Academy of Sciences 
2, Morskoj ave., 
Novosibirsk, 630090 
The editors of the «Philosophy of Education» journal 
recognize the requirements of observing the ethics of scientific publications 
and declare that there is no abuse of official position. 
								                        
									                        Стр.5