Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2022. Т. 22, № 3
Научный журнал
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
государственный
педагогический
университет
Соучредители
Новосибирский
Институт философии
и права СО РАН
Philosophy of education»
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
Журнал «Философия
образования/
Е. В. Андриенко
коммуникаций
ПИ № ФС 77-77136
от 6 ноября 2019 г.
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Б. О. Майер
Н. Пелцова
Т. С. Косенко
В. В. Петров
главный редактор, доктор философских наук, доцент
(Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, доктор философских
наук, профессор (Прага, Чехия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
К. К. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
Е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров чл.-корр. РАО, доктор физико-математических наук,
профессор (Новосибирск, Россия)
С. В. Иванова
чл.-корр. РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
А. А. Корольков академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
C. Мендонса
В. И. Панарин
«Урал-Пресс» – 43793
Подписной индекс
«Пресса России»,
доктор PhD по философии, профессор (Кампинас, Бразилия)
доктор философских наук, доцент (Новосибирск, Россия)
И. А. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. А. Ромм
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
И. Сабо
О. Н. Смолин
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (Декальб, США)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
© ФГБОУ ВО «НГПУ»,
2022
Все права защищены
Я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор (Москва, Россия)
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
В. В. Целищев доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
А. Н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
СОДЕРЖАНИЕ 
РАЗДЕЛ I 
ФИЛОСОФИЯ 
ОБРАЗОВАНИЯ 
2022. Т. 22, №3 
ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ 
Изгарская А. А., Гордейчик Е. А. (Новосибирск, Россия). Образование на 
пути человечества к эгалитарному обществу. Часть 1. Критический анализ 
теории модернизации и неоинституциональной концепции мировой 
культуры .....................................................................................................................................5 
Ушакова Е. В., Кагиров Б. Н. (Барнаул, Россия), Косенко Т. С., Яковлева И. В. 
(Новосибирск, Россия). На пути к здоровью общества. Часть 2. Поиск оснований 
баланса жизни человека и общества в новом мировоззренческом 
формате (Коны Мироздания и социоконы бытия) .................................................22 
Петров М. А. (Красноярск, Россия). Социализация и познание: новые концептуальные 
аспекты в информационном обществе ...................................................42 
РАЗДЕЛ II 
ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
Казанцев К. Ю. (Новосибирск, Россия). Развитие моделей образования и их 
влияние на воспроизводство человеческого капитала в России ...................57 
Петров В. В. (Новосибирск, Россия). Цифровая репрезентация личности в виртуальной 
образовательной среде .....................................................................................69 
Метелкин Д. А. (Москва, Россия). Развитие общего образования в Советском 
Союзе во второй половине XX века: поиски и результаты .................................82 
РАЗДЕЛ III 
КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДИКИ И ИННОВАЦИИ 
В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ 
Бухтоярова А. А., Бухтояров М. С., Елизова Л. А., Козлова М. В. (Красноярск, 
Россия). «Сообщество исследователей» как концептуальная модель дизайна 
и оценки смешанного курса (на примере дисциплины «Философия») ..........98 
РАЗДЕЛ IV 
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ 
Крупина Л. И., Баронская Е. И. (Кемерово, Россия). Условия и средства развития 
духовности .................................................................................................................... 113 
РАЗДЕЛ V 
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ 
Яковлева И. В., Косенко Т. С. (Новосибирск, Россия), Ушакова Е. В. (Барнаул, 
Россия). Концептуальный плюрализм теории и практики развития образования 
в журнале «Философия образования» (2011–2015 гг.) ....................... 136 
Журнал включен 
в Перечень ведущих 
рецензируемых 
научных изданий 
и журналов, 
рекомендуемых ВАК 
Журнал размещен 
в НЭБ и включен 
в базу данных РИНЦ 
Редактор 
Е. А. Бутина 
Переводчик 
Л. Б. Вертгейм 
Оператор 
электронной 
верстки 
А. Л. Заковряшин 
Ответственный 
секретарь 
И. В. Яковлева 
Адрес редакции, 
издателя: 
630126, Новосибирск, 
ул. Вилюйская, 28 
т. 244-16-71 
Выход в свет 
30.09.2022 
Формат 70×100/16 
Усл.-печ. л. 17,7. 
Уч.-изд. л. 15,8. 
Тираж 1000 экз. 
Цена свободная 
Заказ № 297. 
Отпечатано 
в Сибирском 
отделении РАН, 
630090 
Новосибирск, 
Морской проспект, 2 
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики 
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений 
служебным положением 
								                        
									                        Стр.3
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Novosibirsk State Pedagogical University 
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch 
of the Russian Academy of Sciences 
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2022, vol. 22, no. 3 
Scientific journal 
The co-founders 
of the journal 
Pedagogical University 
Novosibirsk State 
Institute of Philosophy 
and Law of the Siberian 
Branch of the Russian 
Academy of Sciences 
The journal “Philosophy 
of education” is registered 
by Federal service on 
supervision in sphere 
of communication, 
information technologies 
and mass communications 
PI 
№ FS 77-77136 from 
November, 6th, 2019 
N. Pelcova 
T. S. Kosenko 
V. V. Petrov 
E. V. Andrienko 
K. K. Begalinova 
E. V. Bryzgalina 
A. D. Gerasyov 
A. A. Gryakalov 
A. Zh. Zhafyarov 
The journal is based 
in 2001 
Editorial Board 
B. O. Mayer 
Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Docent 
(Novosibirsk, Russia) 
Assistant Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, 
Professor (Prague, Czech Republic) 
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences, 
Docent (Novosibirsk, Russia) 
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences, 
Docent (Novosibirsk, Russia) 
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Almaty, Kazakhstan) 
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia) 
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, 
Russia) 
Corresponding Member of the Russian Academy of Education, 
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor 
(Novosibirsk, Russia) 
S. V. Ivanova 
A. A. Korol’kov 
Published 4 times a year 
S. Mendonça 
V. I. Panarin 
“Ural-Press” – 43793 
Subscribe Index 
“Press of Russia”, 
I. A. Pfanenshtil 
T. A. Romm 
N. S. Rybakov 
N. A. Ryapisov 
I. Sabau 
O. N. Smolin 
© Novosibirsk State 
Pedagogical 
University, 2022 
All rights reserved 
Ya. S. Turbovskoi 
E. V. Ushakova 
A. Hogenova 
V. V. Tselishchev 
A. N. Chumakov 
Corresponding Member of the Russian Academy of Education, 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia) 
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of 
Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, Russia) 
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Campinas, Brazil) 
Doctor of Philosophical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia) 
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia) 
Doctor of Economics Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia) 
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (DeKalb, USA) 
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor 
of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia) 
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow, Russia) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague, Czech Republic) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia) 
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia) 
								                        
									                        Стр.4
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
CONTENT 
PART I. PHILOSOPHY OF DEVELOPMENT OF SOCIETY AND EDUCATION 
Izgarskaya A. A., Gordeychik E. A. (Novosibirsk, Russia). Education on the path 
of Humanity to an egalitarian Society. Part 1. Critical analysis of the theory of 
modernization and the neo-institutional concept of world culture ..........................5 
Ushakova E. V., Kagirov B. N. (Barnaul, Russia), Kosenko T. S., Yakovleva I. V. 
(Novosibirsk, Russia). On the way to the health of society. Part 2. The search for 
the foundations of the balance of human life and society in a new worldview 
format (The Ends of the Universe and the sociocons of being) ................................22 
Petrov M. A. (Krasnoyarsk, Russia). Socialization and cognition: new conceptual 
aspects in the Information Society ........................................................................................42 
PART II. VALUES AND GOALS OF RUSSIAN EDUCATION 
Kazantsev K. Yu. (Novosibirsk, Russia). Development of educational models and 
their impact on the reproduction of human capital in Russia ...................................57 
Petrov V. V. (Novosibirsk, Russia). Digital representation of personality in a virtual 
educational environment ..........................................................................................................69 
Metelkin D. A. (Moscow, Russia). The development of general education in the 
Soviet Union in the second half of the XX century: searches and results .............82 
PART III. SPECIFIC TECHNIQUES AND INNOVATIONS 
IN THE PRACTICE OF EDUCATION 
Bukhtoyarova A. A., Bukhtoyarov M. S., Elizova L. A., Kozlova M. V. (Krasnoyarsk, 
Russia). ˮCommunity of researchersˮ as a conceptual model for the design and 
evaluation of a mixed course (on the example of the discipline ˮPhilosophyˮ) ... 98 
PART IV. QUESTIONS OF THE FORMATION OF SPIRITUALITY 
Krupina L. I., Baronskaya E. I. (Kemerovo, Russia). Conditions and means of 
spirituality development ........................................................................................................ 113 
PART V. METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE PHILOSOPHY OF 
EDUCATION 
Yakovleva I. V., Kosenko T. S. (Novosibirsk, Russia), Ushakova E. V. (Barnaul, 
Russia). Conceptual pluralism of the theory and practice of education 
development in the journal ˮPhilosophy of Educationˮ (2011–2015) ............... 136 
PHILOSOPHY 
OF EDUCATION, 
2022, vol. 22, no. 3 
The journal is included 
in the list of the leading 
reviewed scientific 
editions and journals 
that are recommended 
by the State 
Commission for 
Academic Degrees 
and Titles (VAK) 
The journal is placed 
in the National 
Electronic Library 
and is included 
in the Russian Science 
Citation Index (RSCI) 
database 
Editor 
E. A. Butina 
Translator 
L. B. Vertgeym 
Electronic 
make-up operator 
A. L. Zakovryashin 
Executive Secretary 
I. V. Yakovleva 
Editors address, 
publishers: 
630126 Novosibirsk, 
Vilyuiskaya, 28 
Tel. (383)244-16-71 
Publication 
30.09.2022 
Format 70×100/16. 
Printer’s sheets: 17,7. 
Publisher’s 
sheets: 15,8. 
Circulation 
1000 issues. 
Order № 297. 
Printed in the 
Siberian Branch 
of the Russian 
Academy of Sciences 
2, Morskoj ave., 
Novosibirsk, 630090 
The editors of the «Philosophy of Education» journal 
recognize the requirements of observing the ethics of scientific publications 
and declare that there is no abuse of official position. 
								                        
									                        Стр.5