Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

енеалогия на Русском Севере: мемориальная культура и родовое древо Севера: материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Архангельской региональной общественной организации «Северное историко-родословное общество» (Архангельск, 20 сентября 2018) (290,00 руб.)

0   0
АвторыПопова Людмила Дмитриевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц304
ID759370
АннотацияСборник содержит научные материалы, прочитанные в виде докладов на международной научной конференции «Генеалогия на Русском Севере: мемориальная культура и родовое древо Севера», посвященной 20-летию АРОО «Северное историко-родословное общество», и отражает основные темы пленарного заседания и секций: «Мемориальная культура Русского Севера», «Родовая память северной деревни», «Ономастика Севера. Источниковедческие и историографические аспекты генеалогии на Русском Севере».
Кому рекомендованоИздание рассчитано на генеалогов, историков, краеведов и всех, кто интересуется отечественной историей и культурой
ISBN978-5-261-01384-6
енеалогия на Русском Севере: мемориальная культура и родовое древо Севера: материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Архангельской региональной общественной организации «Северное историко-родословное общество» (Архангельск, 20 сентября 2018) / Л.Д. Попова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2019 .— 304 с. — ISBN 978-5-261-01384-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/759370 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

енеалогия_на_Русском_Севере_мемориальная_культура_и_родовое_древо_Севера_материалы_международной_научной_конференции,_посвященной_20-летию_Архангельской_региональной_общественной_организации_«Северное_titlebreak_ое_общество»_(Архангельск,_20_сентября_2018).pdf
Архангельская региональная общественная организация «Северное историко-родословное общество» Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации МЕМОРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И РОДОВОЕ ДРЕВО СЕВЕРА ГЕНЕАЛОГИЯ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ: Архангельской региональной общественной организации «Северное историко-родословное общество» научной конференции, посвященной 20-летию Сборник материалов международной (Архангельск, 20 сентября 2018 г.) Архангельск 2019
Стр.1
БУДК 929.5БК 63.2 Г 34 дРецензенты: Г 34 доктор философских наук, профессор Н.М. Теребихин; октор культурологии, доцент В.Н. Матонин Генеалогия на Русском Севере: мемориальная кульнтура и родовое древо Севера: материалы международеверное историко-родословное общество» (Архан— Аргельск, 20 сентября 2018) / сост. и отв. ред. Л.Д. Попова. хой научной конференции, посвященной 20-летию Ар«Сангельской региональной общественной организации ISBN 978-5-261-01384-6 ви Сборник содержит научные материалы, прочитанные в р ево Севера», посвященной 20-летию АРОО «Северное истоде докладов на международной научной конференции «Генедралогия на Русском Севере: мемориальная культура и родовое нико-родословное общество», и отражает основные темы плехангельск: САФУ, 2019. — 306 с. г арного заседания и секций: «Мемориальная культура РусскоСо Севера», «Родовая память северной деревни», «Ономастика г евера. Источниковедческие и историографические аспекты всех, кто интересуется отечественной историей и культурой. БУДК 929.5БК 63.2 Печатается в авторской редакции в полном соответствии с предоставленным оригинал-макетом Подписано в печать 08.04.2019. Формат 84×108/16. Усл. печ. 17,78. Тираж 100 экз. Заказ № 6470. Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56 ISBN 978-5-261-01384-6 © Попова Л.Д., составление, 2019 © АРОО «Северное историко© С родословное общество», 2019 енеалогии на Русском Севере». Издание рассчитано на генеалогов, историков, краеведов и у еверный (Арктический) федеральный ниверситет им. М.В. Ломоносова, 2019
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ 20 сентября 2018 года в Архангельске в конференц-зале областной научной библиотеки имени Н.А. Добролюбова состоялась международная научная конференция «Генеалогия на Русском Севере: мемориальная культура и родовое древо Севера», посвященная 20-летию Архангельской региональной общественной организации «Северное историко-родословное общество». Конференция была организована Северным историко-родословным обществом совместно с библиотекой имени Н.А. Добролюбова, Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова и Архангельской митрополией. География конференции была обширна: кроме архангельских ученых в ней приняли участие генеалоги и видные историки из Северодвинска, Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Усть-Цильмы (Республика Коми), а также исследователи из Нидерландов (г. Гронинген) и Бельгии (г. Брюссель). Открылась конференция выступлением фольклорного коллектива Лешуконского землячества «Княжиця» (г. Архангельск, Россия). Участников конференции приветствовали представитель Правительства Архангельской области И.А. Репневский, глава Архангельской митрополии митрополит Даниил, настоятель Покровского храма г. Новодвинска протоиерей Владимир (Новиков), директор высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ им. М.В. Ломоносова А.М. Тамицкий, директор Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова О.Г. Степина, профессор САФУ, доктор исторических наук С.И. Шубин и др. Были зачитаны и поздравления, адресованные Северному ИРО, поступившие из Москвы от президентов Российской генеалогической федерации С.В. Думина, Союза Возрождения Родословных Традиций В.В. Бибикова, РОО «Поморское землячество в Москве» Л.П. Кононовой и первого заместителя 3
Стр.3
Предисловие председателя В.Н. Енягина, Санкт-Петербургского ИРО и Международной Академии Генеалогии И.В. Сахарова, а также от Международной генеалогической академии Б.Н. Морозова, Совета Межрегионального общественного движения «Русь Печорская» Е.И. Герасимовой и др. Отдельные приветствия и поздравления опубликованы в сборнике материалов конференции. Сборник материалов посвящен мемориальной культуре Русского Севера, исторической персонологии северных селений, изучающей историю народа как историю людей. Структура сборника отражает основные идеи состоявшихся обсуждений. Мы предпочли не публиковать материалы о Северном ИРО, прозвучавшие в мультимедийной презентации и в кратком рассказе об обществе как о хранителе исторической памяти на Русском Севере, а вместо этого познакомить читателей с историей Карельского генеалогического общества (см. статью О.Ю. Кулаковской). В пленарном докладе «К вопросу о национальности голландских купцов в торговле с Россией» Я.В. Велувенкампа рассказывается о старинных связях голландской и российской земель. Русский перевод статьи практически без изменений воспроизводит текст английского оригинала. Текст перевела М. Титова. В статье много имен собственных. При переводе они сохранены максимально близко к голландскому фонетическому варианту. Отдельные имена, как и имя автора статьи, даны в устоявшейся русской транскрипции. Российский читатель все варианты написания голландских фамилий и имен в современной транслитерации найдет в справочнике «Голландцы на Русском Севере в XVI-XX веках = The Dutch in the Russian North in the XVI-XX centuries: биобиблиографический справочник / сост. и отв. ред. Л.Д. Попова, Я.В. Велувенкамп (Архангельск, 2007). Первый раздел сборника посвящен мемориальной культуре Русского Севера. Он открывается статьей Л.Д. Поповой, в которой представлены традиционные и новые формы сохранения памяти предков на Русском Севере. Среди тради4
Стр.4
Предисловие ционных форм отмечены «родовые-гнезда» и уникальные помянники. Наши современники, чтобы сохранить ценности родовой и семейной культуры, создают родовые дома, организуют семейные встречи, инициируют конференции и выставки. Статья А.Л. Грязнова посвящена генеалогии Кемских князей в XV-XVI вв., в работе Г.А. Кондратовой дается историософско-генеалогический анализ развития родословного древа Пасторовых, а в исследовании М.С. Черкасовой рассказывается о наследственном статусе приходского духовенства в XVI — начале XVIII веков в свете генеалогического и демографического подхода. В.А. Добрыднев рассматривает социальные аспекты сохранения памяти о близких родственниках в семейных и автобиографических рассказах и описывает способы трансформирования отрывочных, разнородных, а иногда и противоречивых сведений о предках в цельный автобиографический нарратив. Ученый на примерах объясняет наиболее частые причины, по которым биография родственника может неосознанно искажаться или приобретать мифологизированный характер. При изучении структуры устных и письменных рассказов современников о самих себе и о своих предках обнаруживается, что они конструируются конвенционально, по существующим в данной культуре алгоритмам выстраивания биографий. Кто такие черевковские крестьяне Гусевы, какова их родословная и чем они знамениты, рассказывается в статье «Благотворители и меценаты черевковские крестьяне Гусевы» (В.В. Копытков, В.И. Щипин). Депутату Екатерининской Уложенной Комиссии от Архангельской губернии И.А. Чупрову и его родовым корням посвящена статья Т.Д. Вокуевой, приуроченная к 250-летию Комиссии, а история жизни и деятельности Н.Г. Сметанина и А.В. Ундозерова рассмотрена их потомком В.А. Сметаниным. Раздел «Родовая память северной деревни» открывается статьей В.Г. Захарова «Родословная крестьян Захаровых со 5
Стр.5
Предисловие среднего Подвинья», посвященной родословной автора, который проследил нить родовой памяти от XVIII–XIX веков до наших дней. Е.Ф. Луцковская исследовала род Батуриных из Пертозерского старообрядческого скита Архангельского уезда Архангельской губернии и показала, как в истории этого рода отразилась сложная и многострадальная судьба российского старообрядчества. А.Г. Едовин посвятил свое исследование двинской ветви дворянского рода Митусовых и выявил на Двинской земле (позднее — в Архангелогородской губернии) два рода с фамилией Митусовы, представители которых занимали высокое положение в местном обществе. О своих предках, крестьянах деревни Грихновской Поповых и представителях турчасовской ветви их рода (Онежский район Архангельской области), выбившихся в санкт-петербургское купечество, рассказал Г.А. Попов. В статье К.К. Петугиной и Т.Н. Преображенской «Родом из Кенозерья» представлены результаты изучения родственных связей церковно- и священнослужителей, проживающих в Кенозерском приходе Олонецкой губернии. Авторы статьи исследуют истоки девяти кенозерских родов (включая род одного из авторов) и приводят схемы, имеющие ценную родословную информацию. В статье О.Ю. Кулаковской «Дом у околицы: родовое гнездо семейства Шиловых…» даны результаты исследований и архивных поисков автора, занимающегося историей семей Шиловых и Олюшкиных — крестьян Пудожемского уезда Олонецкой губернии. В части сборника, посвященной мемориальной культуре, рассмотрены описания Соломбальского селения (В.Г. Трофименко) и г. Красавино, что на Вологодчине (Т.В. Куркина). В первой работе приводится сравнительный анализ двух описаний Соломбальского селения середины XIX в.: С.Ф. Огородникова и С.В. Максимова. Оба автора внесли свой вклад в формирование образа Соломбальского селения в мемориальной культуре Русского Севера, которая складовалась, с одной 6
Стр.6
Предисловие стороны, как результат восприятия себя и своего «топоса» глазами зарождающейся местной интеллигенции, с другой стороны — как результат оценки Севера глазами столичной общественности. Завершается сборник разделом «Ономастика Севера. Источниковедческие и историографические аспекты генеалогии на Русском Севере». Открывается раздел работой Е.Н. Егоровой, в которой предпринята попытка дать лингвокультурный портрет города сквозь призму урбанимии, рассматриваются вопросы функционирования продуктивных семантических моделей урбанонимов. В статье Н.Н. Бединой рассматривается синодичная традиция XVI-XVIII вв. как форма коллективной памяти. Церковный обычай поминать усопших имел как духовную, так и экономическую составляющую. Богомольцы и паломники платили определенную плату за возможность вписать в монастырский или приходской синодики имена своих близких. Молитва (со стороны монастыря или церкви) и пожертвование (со стороны родных) являются проявлением милосердия по отношению к усопшим. Тема милосердия определяет структурно-содержательные особенности синодика, где память и милостыня осмысляется как форма совместного духовного делания. Статья А.М. Кондрескула посвящена пребыванию представителей боярского рода Романовых и их родственников в начале XVII века в ссылке на Европейском Севере России. Автор рассматривает источниковедческий и историографический аспекты изученности данной проблемы, показывает отношение жителей региона к сосланным и приходит к выводу о том, что многие северяне, сочувствуя ссыльным, поддерживали и помогали им в трудное время их жизни, тем самым сохраняя жизнь и здоровье представителей рода будущей царской династии. Завершается раздел статьей Л.Н. Хрушкой, в которой рассмотрены документы по церковному учету населения. 7
Стр.7
Пленарные выступления и доклады Все материалы, представленные в сборнике, содержательны и актуальны. Обращаясь к истории края и рода, авторы выявляют внутреннюю связь между историческими и современными явлениями в жизни общества. Сборник снабжен научно-справочным аппаратом и списком сокращений. Приведена краткая справочная информация об авторах. Л.Д. Попова ПЛЕНАРНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ И ДОКЛАДЫ ПРИВЕТСТВИЯ С.В. Думин Российская генеалогическая федерация (Москва) Президенту Северного историко-родословного общества доктору культурологии Л.Д. Поповой Глубокоуважаемая Людмила Дмитриевна! От имени Российской генеалогической федерации и Историко-Родословного Общества в Москве сердечно поздравляю Вас и всех Ваших коллег с замечательным юбилеем — 20-летием Северного историко-родословного общества! Основанное в Архангельске еще в прошлом веке, в 1998 году, Ваше общество объединило в своих рядах более 100 действительных и почетных членов, не только архангелогородцев, но и представителей многих других городов, интересующихся историей и генеалогией Русского Севера, и профессиональ8
Стр.8
Содержание ПЛЕНАРНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ И ДОКЛАДЫ ПРЕДИСЛОВИЕ .................................. ПРИВЕТСТВИЯ 3 С.В. Думин. Российская генеалогическая федерация ........................................... 8 Б.Н. Морозов. Международная генеалогическая академия. Институт славяноведения РАН ............. 10 В.В. Бибиков. Союз Возрождения Родословных Традиций .............................. 10 И.В. Сахаров. Русское генеалогическое общество ....... 11 Л.П. Кононова, В.Н. Енягин. Поморское землячество в Москве ............................................ 12 Е.И. Герасимова. ИП МОД «Русь Печорская» ........... 13 С.И. Шубин. У наших предков есть чему поучиться . . . . . 14 ДОКЛАДЫ J.W. Veluwenkamp. The nationality of dutch merchants in the eighteenth century Russia commerce ............... 17 Я.В. Велувенкамп. К вопросу о национальности голландских купцов в торговле с Россией в XVIII веке ................................ 33 О.Ю. Кулаковская. Вехи истории становления генеалогического общества Карелии .................. 55 МЕМОРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО СЕВЕРА Л.Д. Попова. Старые и новые традиции н в развитии сохранения памяти предков а Русском Севере ................................... 69
Стр.302
А.Л. Грязнов. Генеалогия князей Кемских .............. 80 Г.А. Кондратова. Историософско-генеалогический анализ развития родословного древа Пасторовых на Русском Севере ........................... ....... 89 М.С. Черкасова. Приходское духовенство на Севере в XVI — начале XVIII в.: вопросы демографии и генеалогии .................... 94 В.А. Добрыднев. Биографии родственников: социальные аспекты памяти ......................... 104 В.В. Копытков, В.И. Щипин. Благотворители и меценаты черевковские крестьяне Гусевы ...................... 116 Т.Д. Вокуева. Чупров Иван Андреевич — депутат Екатерининской Уложенной Комиссии от Архангельской губернии и его родовые корни: к 250-летию Комиссии .............................. 130 В.А. Сметанин. Николай Григорьевич Сметанин и Андрей Власьевич Ундозеров — уроженцы Русского Севера на рубеже эпо...................................... 141 РОДОВАЯ ПАМЯТЬ СЕВЕРНОЙ ДЕРЕВНИ В.Г. Захаров. Родословная крестьян Захаровых со Среднего Подвинья .............................. 152 Е.Ф. Луцковская. Род Батуриных из Пертозерского старообрядческого скита Архангельского уезда Архангельской губернии ............................ 166 А.Г. Едовин. Двинская ветвь дворян Митусовых. Штрихи к биографиям .............................. 180 Г.А. Попов. Турчасовская ветвь Поповых в Санкт-Петербурге ................................. 185 К.К. Петугина, Т.Н. Преображенская. Родом из Кенозерья (О происхождении некоторых родов
Стр.303
из Олонецкой губернии) ............................ 201 О. Ю. Кулаковская. Дом у околицы: родовое гнездо семейства Шиловых в деревне Заозерье, на самой границе Олонецкой и Архангельской губерни . . . . . . . . . . . . . 213 В.Г. Трофименко. Соломбальское селение как часть мемориальной культуры второй половины XIX века .......................... 227 Т.В. Куркина. Красавино. Страницы истории . . . . . . . . . . 231 ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНЕАЛОГИИ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ ОНОМАСТИКА СЕВЕРА. ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ И Е.Н. Егорова. Урбанонимы в лингвокультурном портрете современного города: связь мотивов создания номинаций с семантическими моделями (на примере г. Архангельска) ........................ 247 Н.Н. Бедина. Древнерусский синодик как форма родовой памяти .......................... 263 А.М. Кондрескул. Романовы в северной ссылке в XVII веке: источниковедческий и историографический аспекты ........................ 269 Л.Н. Хрушкая. Документы по церковному учету населения как источник изучения вопроса о распространении старообрядческой идеологии на Архангельском Севере ................. 282 Список сокращений ................................. 296 Авторский коллектив .............................. 298
Стр.304

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ