Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Введение в теорию языка: основы языкознания: практикум: учебно-методическое пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторГостева Жанна Евгеньевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц162
ID759163
АннотацияВ практикум включены вопросы и задания по 20 темам курса «Введение в теорию языка: основы языкознания», рассчитанные как на аудиторную, так и на самостоятельную работу студентов. К каждой теме прилагаются тесты для самостоятельной работы. Отдельные задания имеют творческий характер, для их выполнения требуется обращение к различным словарям, живое наблюдение над фактами современного языка.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров 45.03.02 «Лингвистика», профиль «Перевод и переводоведение», «Теория и практика межкультурной коммуникации», 44.03.02 Педагогическое образование, профиль «Иностранный язык».
ISBN978-5-261-01487-4
Гостева, Ж.Е. Введение в теорию языка: основы языкознания: практикум: учебно-методическое пособие / Ж.Е. Гостева .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2020 .— 162 с. — ISBN 978-5-261-01487-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/759163 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Введение_в_теорию_языка_основы_языкознания_практикум_учебно-методическое_пособие.pdf
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Ж.Е. Гостева ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЯЗЫКА: ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ Практикум Архангельск САФУ 2020 1
Стр.2
УДК 81(075.8) ББК 81 Г72 Рекомендован к изданию учебно-методическим советом высшей школы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: Оксана Николаевна Худякова, кандидат филологических наук, доцент кафедры экономики и управления Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск); Татьяна Энгельсовна Шестакова, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой русского языка и речевой культуры САФУ имени М.В. Ломоносова Гостева, Ж.Е. Г72 Введение в теорию языка: основы языкознания [Электронный ресурс]: практикум: учебно-методическое пособие / Ж.Е. Гостева; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2020. – 161 с. ISBN 978-5-261-01487-4 В практикум включены вопросы и задания по 20 темам курса «Введение в теорию языка: основы языкознания», рассчитанные как на аудиторную, так и на самостоятельную работу студентов. К каждой теме прилагаются тесты для самостоятельной работы. Отдельные задания имеют творческий характер, для их выполнения требуется обращение к различным словарям, живое наблюдение над фактами современного языка. Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров 45.03.02 «Лингвистика», профиль «Перевод и переводоведение», «Теория и практика межкультурной коммуникации», 44.03.02 Педагогическое образование, профиль «Иностранный язык». В авторской редакции. УДК 81(075.8) ББК 81 Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56 ISBN 978-5-261-01487-4 © Гостева Ж.Е., 2020 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2020 2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие .............................................................................................................. Семинарские занятия ............................................................................................. 4 6 Тема 1. Принципы классификации гласных и согласных ..................................... Тема 2. Фонетические процессы .............................................................................. 22 6 Тема 3. Основные понятия морфологии. Состав слова. Морфологические процессы ....................................................................... 33 Тема 4. Грамматическое значение и грамматические категории. Грамматические способы. Части речи ....................................................... 42 Тема 5. Синтагматические и парадигматические отношения. Словосочетание. Типы синтаксической связи ........................................................................ 55 Тема 6. Предложение ................................................................................................. 64 Тема 7. Слово. Лексическое значение ...................................................................... 72 Тема 8. Синонимия, антонимия. Полисемия, омонимия ....................................... 79 Тема 9. Исторические изменения словарного состава языка ................................ 92 Тема 10. Фразеология ................................................................................................ 100 Лекции ....................................................................................................................... 107 Тема 11. Основные понятия фонологии .................................................................. 107 Тема 12. Язык и речь ................................................................................................. 111 Тема 13. Язык как система знаков ........................................................................... 114 Тема 14. Типология значений. Значение слова и смысл высказывания .............. 118 Тема 15. Сравнительно-историческое языкознание. Генеалогическая классификация языков ................................................................. 123 Тема 16. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. Структурная лингвистика ......................................................................................... 126 Тема 17. Морфологическая классификация языков ............................................... 129 Тема 18. Основные направления антропоцентрической лингвистики................. 134 Глоссарий лингвистических терминов ............................................................... 140 Список литературы ................................................................................................. 160 3
Стр.4
Предисловие Дисциплина «Введение в теорию языка: основы языкознания» представляет собой вводный теоретический курс, предваряющий все остальные лингвистические теоретические дисциплины, а также практический курс иностранного языка, как первого, так и второго. Данный курс призван служить для них методологической прогнозирующей основой и подготовить студентов к их восприятию. Это элементарное изложение вопросов общего языкознания, дающее первые сведения о языке вообще, о его структуре, основных понятиях и терминах лингвистики, без знания которых невозможно заниматься ни одним языком. Трудно не согласиться с академиком В.В. Виноградовым, который писал, что «этот курс должен служить методологической базой для построения всех курсов языковедческого цикла. Вооружая филолога знанием основных положений языкознания, настоящим пониманием главных категорий и понятий лингвистического исследования, этот курс затем – в процессе усвоения дисциплин той или другой языковедческой специальности – конкретизируется и углубляется» [Виноградов, с. 190]. Курс «Введение в теорию языка: основы языкознания» имеет своей целью как развитие у студентов умений и первоначальных навыков наблюдения и самостоятельного анализа языкового материала, так и критического отношения к научной и учебной литературе. Понятия, осваиваемые на занятиях по дисциплине, используются для объяснения фонетических, морфологических, семантических и синтаксических явлений при прохождении практических курсов иностранных языков, при разборе лингвистических трудностей в курсе практического перевода. Существует целый ряд учебников и учебных пособий («Введение в языкознание», «Основы языкознания», «Основы теории языка»), позволяющих студентам самостоятельно овладевать основами дисциплины и вместе с тем фиксировать такие разделы и фрагменты в учебной литературе, которые представляются им довольно сложными и недостаточно развернутыми и понятными. Поскольку языкознание развивается, то некоторые новые вопросы и идеи науки остаются неосвещенными в учебной литературе, особенно изданной десятки лет назад. Таким образом, с одной стороны, студенты способны овладеть самостоятельно достаточно элементарными и большей частью бесспорными знаниями путем чтения соответствующей учебной литературы (например, классификация звуков речи, звуковые процессы, грамматическое значение и грамматические способы, исторические изменения словарного состава языка и 4
Стр.5
пр.); с другой стороны, есть сложные и проблемные вопросы (например, знаковая сущность языка, новые методы изучения языка и пр.), которые требуют ведущей роли преподавателя в толковании их сущности. Представляется логичным, что в ходе усвоения курса «Введение в теорию языка: основы языкознания» сначала студентами изучаются более легкие вопросы, следовательно, на семинарских занятиях, а после этого более сложные вопросы – на лекциях. Поскольку и в темах, вынесенных на семинарские занятия, встречаются довольно сложные вопросы, преподаватель играет на занятиях активную роль, разъясняя студентам вопросы, не понятые ими из самостоятельного чтения рекомендованной литературы. Важный аспект в ходе усвоения отводится раскрытию противоречивой связи означающего и означаемого. Обучающиеся с самого начала освоения теории языкознания должны научиться различать средства выражения языкового значения (звучание слова, форма словосочетания, предложение, текстовый фрагмент и т.п.) и стоящие за ними неязыковые сущности – понятия ~ предметы, ситуации ~ события. Развитие такого понимания соотношения языка, речи и действительности будет служить необходимой подготовкой к освоению других лингвистических дисциплин. Итак, изучение языкознания первокурсниками связано с определенными трудностями, среди которых главные – большой объем материала и небольшой объем лекционных часов и семинарских занятий, обилие новых терминов и сложных понятий, понимание и усвоение которых требует развития абстрактного мышления. Практические задания имеют целью также проиллюстрировать теоретические положения простыми и наглядными примерами. Материалом курса служат по преимуществу знакомые обучающимся языки: русский, английский и др. Соотношение материала разных языков (главная опора на тот или иной, те или иные языки) определяется конкретной ситуацией. Малознакомый материал (в частности, экзотический) используется умеренно, в основном для демонстрации языкового многообразия. Пособие состоит из двух частей: темы семинарских занятий и темы лекций. Темы располагаются в том порядке, в котором они изучаются. Каждая тема семинара включает вопросы для обсуждения в аудитории и задания для самопроверки и самостоятельной работы по освоению материала. Вопросы призваны акцентировать наиболее важные моменты курса. Они помогут студенту систематизировать знания и отследить степень освоения материала. Задания ориентированы на организацию самостоятельной работы студентов над освоением курса: 1) знакомство с теоретическими и лексикографическими источниками; 2) анализ языкового материала; 3) анализ тестов. В конце пособия имеется список обязательной и дополнительной литературы, необходимой студентам при самостоятельной подготовке к семинарам и формам контроля, предусмотренным по дисциплине. 5
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ