Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История Сибири до XIX века (220,00 руб.)

0   0
АвторыРашевская Наталья Николаевна, Степаненкова Зоя Васильевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц128
ID757709
АннотацияУчебно-методическое пособие, ориентированное на изучение истории Сибири с древности до начала XIX века, предназначено для обучающихся по образовательным программам высшего образования направлений подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Материалы пособия включают учебно-тематическое планирование, структуру и основное содержание модулей курса, методические рекомендации и дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям, список основной и дополнительной литературы.
История Сибири до XIX века : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: История и обществознание, уровень бакалавриата / Н. Н. Рашевская, З. В. Степаненкова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2020 .— 128 с. — URL: https://rucont.ru/efd/757709 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_Сибири_до_XIX_века.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
История_Сибири_до_XIX_века.pdf
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» Рашевская Н.Н., Степаненкова З.В. История Сибири до XIX века Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность: История и обществознание Уровень бакалавриата Сургут, 2020
Стр.1
УДК 94(571)(075.8) ББК 63.3(253)я73-9 Р 28 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социально-гуманитарного образования 12 декабря 2019 года, протокол № 4 Рецензенты: Гололобов Евгений Ильич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры социально-гуманитарного образования Сургутского государственного педагогического университета Пашин Сергей Станиславович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры Отечественной истории Тюменского государственного университета. Рашевская, Н. Н., Степаненкова, З. В. Р 28 История Сибири до XIX века: учеб.-метод. пособие: направление подгот. 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) : уровень бакалавриата / Н.Н. Рашевская, З.В. Степаненкова; Бюджетн. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2020. – 126 [1] с. Учебно-методическое пособие, ориентированное на изучение истории Сибири с древности до начала XIX века, предназначено для обучающихся по образовательным программам высшего образования направлений подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Направленность: История и обществознание в соответствии с ФГОС ВО – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) от 22.02.2018 № 125. Материалы пособия включают учебно-тематическое планирование, структуру и основное содержание модулей курса, методические рекомендации и дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям, список основной и дополнительной литературы. Разработанные и представленные в приложении критерии оценивания позволяют сориентировать студентов на систему оценивания в ходе обучения. УДК 94(571)(075.8) ББК63.3(253)я73-9 © Рашевская Н. Н., Степаненкова З. В., 2020 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2020
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ............................................................................................4 Учебно-тематический план ....................................................................8 Модуль 1. Основные вопросы истории Сибири до XIX века ...............9 У.Э. 1.1. Общие вопросы истории Сибири до XIX века .........................11 У.Э. 1.2. История древних и средневековых обществ Сибири ............36 У.Э. 1.3. Русское освоение Сибири в XVI–XVIII вв..................................47 У.Э. 1.3. Рубежный контроль 1 «Основные вопросы истории Сибири до XIX века» ................80 Модуль 2. Разработка комплекта дидактических материалов для учащихся старших классов по истории ХМАО-Югры .... 85 У.Э. 2.1. Структура и содержание комплекта дидактических материалов для учащихся старших классов по истории ХМАО-Югры ...........................................................86 У.Э. 2.2. ХМАО-Югра в древности и средневековье .............................90 У.Э. 2.3. Рубежный контроль 2 «Разработка комплекта дидактических материалов для учащихся старших классов по истории ХМАО-Югры» .....96 Список источников и литературы ......................................................100 Приложения .........................................................................................105
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ «Российское могущество будет прирастать Сибирью..» М.В. Ломоносов Изучение дисциплины «История Сибири до XIX века» направлено на рассмотрение основных событий древней и средневековой истории Сибирского региона. Необходимость изучения данного курса обуславливается важностью Сибирского региона в истории страны. Зачастую при изучении истории страны очень мало внимания уделяется региональной специфике. Будущие учителя истории должны хорошо знать историю региона, в котором будут работать, чтобы суметь привить школьникам любовь и уважение к малой Родине. В ходе изучения курса особое внимание уделено современным трактовкам исторических событий в Сибирском регионе, новым подходам в историографии к походу Ермака, взаимоотношениям русского и аборигенного населения, системе управления Сибирью. В ходе прохождения курса студенты исследуют основные этапы включения огромного, богатого Сибирского региона в состав Российского государства. Освоение дисциплины направлено на формирование у обучающихся комплексного представления об истории Сибири как части Российского государства со своей спецификой. Изучение основных этапов развития Сибирского региона в древности и средневековье позволяет ориентировать обучающихся на возможности использования полученных знаний и умений для разработки внеклассных занятий со школьниками, разработке элективных курсов по истории ХМАО-Югры. Цель дисциплины – научиться использовать знания по истории Сибири в древности и средневековье для организации образовательного процесса по учебному предмету «История ХМАОЮгры».
Стр.4
Предисловие 5 Задачи: 1. Научиться систематизировать основные события, явления, процессы и тенденции истории Сибири до XIX века; 2. Научиться отбирать материал для методического обеспечения отдельных тем по истории ХМАО-Югры. Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК – 1 Способен формировать целостное представление об общественно-историческом процессе у обучающихся; ПК – 2 Способен формировать у обучающихся умение работать с различными источниками информации по истории и обществознанию. В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: знать: основные события, явления, процессы и тенденции истории Сибири до XIX в.; историографию ключевых проблем истории Сибири до XIX в.; основные источники по истории Сибири до XIX в.; периодизацию истории Сибири до XIX в.; требования к комплекту дидактических материалов; содержание программы школьного курса истории ХМАО-Югры; уметь: выявлять основные проблемы истории Сибири до XIX в.; использовать историческую карту Сибири как источник информации; выявлять причинно-следственные связи и основные тенденции развития обществ, экономики и государств в Сибири до XIX в.; выделять формы взаимодействия между различными этносами в Сибири до XIX в.; характеризовать особенности культуры народов Сибири до XIX в.; выделять критерии отбора материала для комплекта дидактических материалов; оценивать комплексы дидактических материалов; разрабатывать систему заданий для комплекта дидактических материалов с опорой на различные источники информации;
Стр.5
6 ИСТОРИЯ СИБИРИ ДО ХХ ВЕКА презентовать разработанный комплект дидактических материалов; владеть: навыками работы с исторической картой; навыками поиска информации в различных видах источников; навыками выделения причинно-следственных связей; навыками систематизации исторических фактов по истории Сибири до XIX в. иметь опыт: выделения тенденций и этапов исторического процесса в Сибири до XIX в.; разработки комплекта дидактических материалов по истории ХМАО-Югры. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из них: контактная работа (лекционные, семинарские занятия, КСР) – 44 часа, самостоятельная работа – 62 часа, экзамен – 2 часа. Основные формы организации учебного процесса – лекционные и семинарские занятия. На лекциях рассматривается фактический материал, а также раскрываются и анализируются основные дискуссионные вопросы этимологии слова «Сибирь», основных этапов изучения сибирского региона, проблемных вопросов, связанных с походом Ермака. На семинарских занятиях обсуждаются ключевые события истории Сибири, что дает возможность вывести студентов на дискуссию, а также систематизировать и закрепить полученные ими знания и умения. Важной частью работы является анализ первоисточников. Аудиторная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с самостоятельной работой. Самостоятельная работа студентов реализуется в процессе подготовки к семинарским занятиям, а также подготовки к мини-зачету. Проверка самостоятельной работы студентов осуществляется посредством письменных контрольных работ во время аудиторной работы. Основные формы и виды текущего контроля успеваемости: семинарские занятия, контрольные работы (тесты, открытые вопросы), практические задания (составление таблиц, схем), подготовка докладов по отдельным проблемным вопросам исторического развития
Стр.6
Предисловие 7 Сибири до XIX века. Формы и процедуры промежуточной аттестации – экзамен, который выставляется по результатам освоения всех модулей и итоговому тестированию по рейтингу. В ходе изучения курса используются современные образовательные технологии: активные методы обучения, интерактивные формы учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Особое внимание уделено реализации деятельностного подхода в обучении. В ходе изучения дисциплины используются компьютеры, мультимедийные средства, материалы методического кабинета социально-гуманитарного факультета (картографический материал) и музея истории ремесел Западной Сибири, ресурсы библиотеки и образовательного портала университета, Интернет-ресурсы. В рамках первого модуля рассматриваются следующие аспекты: предмет, источники и историография истории Сибири до XIX в.; природно-географические условия Сибири; этнический состав населения Сибири в древности и средневековье; археологические культуры и памятники Сибири; древние и средневековые государства Сибири; социально-экономическое развитие коренного населения Сибири; культура населения Сибири в древности и средневековье; этапы колонизации Сибири; система управления Сибирью в XVI–XVIII вв.; социально-экономическое развитие русского населения Сибири в XVI–XVIII вв.; взаимодействие русского и коренного населения в Сибири в XVI–XVIII веках. В рамках второго модуля особое внимание уделено изучению таких аспектов, как понятие дидактического материала на уроках истории, структура комплекта дидактических материалов, принципы отбора информации для комплекта дидактических материалов; разработка плана составления комплекта дидактических материалов по истории ХМАО-Югры; принципы отбора иллюстративного материала для комплекта дидактических материалов, картографический материал по истории ХМАО-Югры, схематический материал по истории ХМАО-Югры, иллюстрации-реконструкции; принципы отбора источников для комплекта дидактических материалов, археологические источники по истории ХМАО-Югры, этнографические источники по истории ХМАО-Югры, письменные источники по истории ХМАО-Югры.
Стр.7
8 ИСТОРИЯ СИБИРИ ДО ХХ ВЕКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Всего часов Название темы Модуль 1. Основные вопросы истории Сибири до XIX века У.Э. 1.1. Основные вопросы истории Сибири до XIX века У.Э. 1.1.1. Предмет, источники и историография истории Сибири до XIX века У.Э. 1.1.2. Природно-географические условия Сибири У.Э. 1.1.3. Этническая характеристика Сибири в древности и средневековье У.Э. 1.1.4. Общая характеристика Сибирского региона – мини-зачет У.Э. 1.2. История древних и средневековых обществ Сибири У.Э. 1.2.1. Археологические культуры и памятники Сибири У.Э. 1.2.2. Древние и средневековые государства Сибири У.Э. 1.2.3. Социально-экономическое развитие коренного населения Сибири У.Э. 1.2.4. Культура населения Сибири в древности и средневековье 44 24 24 22 24 24 24 24 У.Э. 1.3. Русское освоение Сибири в XVI–XVIII веках У.Э. 1.3.1. Начало русской колонизации Сибири 44 У.Э. 1.3.2. Система управления Сибирью в XVI–XVIII вв.4 4 У.Э. 1.3.3. Социально-экономическое развитие русского населения Сибири в XVII-XVIII веках У.Э. 1.3.4. Взаимодействие русского и коренного населения в Сибири в XVII–XVIII вв. У.Э. 1.4. Рубежный контроль 1 – контрольная работа Модуль 2. Разработка комплекта дидактических материалов для учащихся старших классов по истории ХМАО-Югры У.Э. 2.1. Структура и содержание комплекта дидактических материалов для учащихся старших классов по истории ХМАО-Югры У.Э. 2.1.1. Планирование разработки комплекта дидактических материалов У.Э. 2.2. ХМАО-Югра в древности и средневековье У.Э. 2.2.1. Иллюстративный материал по истории ХМАО-Югры У.Э. 2.2.2. Источники по истории ХМАО-Югры У.Э. 2.3. Рубежный контроль 2 – учебная конференция 24 24 24 Всего: 8 26 62 10 24 24 24 24 Лекционные занятия Семинарские занятия СРС КСР
Стр.8
Модуль 1. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ СИБИРИ ДО ХIХ ВЕКА Цель модуля: научиться систематизировать основные события, явления, процессы и тенденции истории Сибири до XIX века. Задачи модуля: 1. Научиться анализировать основные события древней и средневековой Сибири. 2. Научиться систематизировать информацию об основных тенденциях, явлениях и процессах древней и средневековой Сибири. В результате изучения модуля студент должен: знать: историографию ключевых проблем истории Сибири до XIX в.; источники по древней и средневековой истории Сибири; археологические культуры и памятники, государства Сибири; этапы русской колонизации Сибири до XIX века; структуру общества и экономики государств Сибири; особенности социально-экономического и культурного развития народов Сибири; структуру управления Сибирью до XIX века. уметь: выявлять основные проблемы древней и средневековой истории Сибири; анализировать историческую информацию из разных видов источников по истории Сибири до XIX века; использовать историческую карту Сибири как источник информации по разным периодам времени; характеризовать природно-географические условия Сибири;
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ