Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Экономика образования (220,00 руб.)

0   0
АвторыХромов Евгений Александрович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц114
ID708254
АннотацияУчебно-методическое пособие направлено на формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС ВО. Представлены материалы по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Экономика образования», входящей в основную образовательную программу бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата).
Экономика образования : учеб.-метод. пособие. Направления подгот. 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) / Е. А. Хромов .— Сургут : РИО СурГПУ, 2019 .— 114 с. — URL: https://rucont.ru/efd/708254 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экономика_образования.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Экономика_образования.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФИЛОСОФИИ ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) Сургут, 2019 1
Стр.1
УДК 33:37(075.8) ББК 65.497.4я81 Э 40 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензент: Латыпова Л. В., кандидат экономических наук БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Автор- составитель: Е. А. Хромов Э 40 Экономика образования : учеб.-метод. пособие. Направления подгот. 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) / Департамент образования и молодеж. политики ХМАО – Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; авт.-сост. Е. А. Хромов. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. – 113, [1] с. Учебно-методическое пособие направлено на формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС ВО. Представлены материалы по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Экономика образования», входящей в основную образовательную программу бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата). УДК 33:37(075.8) ББК 65.497.4я81 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие .......................................................................................... 4 Введение ................................................................................................ 10 Раздел I Введение в экономику образования Тема 1. Теория и методология экономики образования .................... 12 Тема 2. Рынок образовательных услуг ............................................... 21 Тема 3. Научно-педагогические кадры и их воспроизводство .......... 33 Тема 4. Материально-техническая база сферы образования ............. 47 Раздел II Хозяйственный механизм образования Тема 6. Финансирование системы образования ................................. 56 Тема 7. Ценообразование на образовательные услуги ...................... 71 Тема 8. Экономическое планирование в образовательной организации ........................................................................................... 82 Раздел III Социально-трудовые аспекты образования Тема 9. Труд и оплата труда работников образования ...................... 88 Тема 10. Расчет штатной численности образовательной организации ........................................................................................... 102 Заключение ............................................................................................ 106 Учебно-методическое и информационное обеспечение ....................... 109 Приложения ........................................................................................... 113 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Изучение экономики образования расширит экономическое мышление будущих выпускников. В условиях все большей коммерциализации отрасли образования выпускники педагогических направлений подготовки должны понимать существующие проблемы развития образовательного комплекса страны, особенности функционирования хозяйственного механизма сферы образования. Качественное освоение программы курса «Экономика образования» даст возможность обучающимся приобрести навыки не только экономического анализа отрасли образования, но и анализа образовательной деятельности отдельных образовательных организаций. Изучая экономику образования, обучающиеся присвоят и ее утилитарную функцию, заключающуюся в возможности разбираться в методиках расчета штатной численности образовательной организации, формировании заработной платы педагогических работников и т.п. Полученные знания и навыки помогут будущим выпускникам, при возникновении подобной необходимости, более качественно выполнять должностные обязанности групп должностей «руководители» образовательной организации. При этом освоенные в рамках курса знания и навыки дают возможность и рядовым исполнителям сферы образования более детально разбираться в экономической и хозяйственной деятельности образовательной организации и быть, соответственно, квалифицированными специалистами. Данное учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся направлений подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) и соответствует стандартам и требованиям, предъявляемым к организации самостоятельной работы по дисциплине «Экономика образования». Оно призвано помочь будущим выпускникам обеспечить эффективность профессиональной деятельности в сфере развития человеческого потенциала. Цель учебно-методического пособия заключается в осуществлении реальной методической помощи обучающимся в освоении материала по дисциплине «Экономика образования», выработке соответствующих навыков и умений и в организации самостоятельного изучения курса. Учебный материал пособия разбит на три раздела. Каждая тема в разделе имеет свой перечень практических заданий. Для каждого практического задания разработана пояснительная записка. 4
Стр.4
В записке выстроена не только технология выполнения задания, но и даются подробные методические рекомендации для его эффективного выполнения. Все темы практических занятий завершаются блоком учебно-методического и информационного обеспечения, в котором представлен список литературы, изучение которой позволит обучающимся расширить свои познания по изученной теме. Решение представленных в учебном пособии практических заданий даст возможность обучающимся не только анализировать экономические проблемы и процессы в сфере образования, но и выработать умения и навыки, необходимые и в других сферах деятельности выпускника педагогического направления подготовки. В частности, владея навыками экономического анализа и оценки, обучающимся будет проще осваивать, к примеру, такой курс как «Инноватика в образовании», так как они смогут выявить проблемы и оценить экономические издержки внедрения нововведений в сфере образования. Особенностью данного учебно-методического пособия является то, что автор стремился структурировать материал пособия таким образом, чтобы при выполнении самостоятельных практических заданий обучающимся было интересно и просто в плане поиска необходимой учебной информации и выполнения заданий. Доступность материала обеспечивается наличием большого количества примеров выполнения того или иного вида учебных заданий. К каждой теме предлагаются шаблоны схем, таблиц и практические задания, позволяющие определить уровень усвоения материала и сформированности компонентов компетенции. Использование схем-шаблонов, таблиц не только делает менее трудным процесс запоминания учебного материала, но и существенно облегчает процесс самоподготовки к занятиям. Представленные практические задания дифференцированы в зависимости от уровня познавательной активности обучающихся. Выполнение данных практических заданий поможет им успешно освоить учебный материал, а для преподавателя станет хорошим диагностическим инструментом освоенных обучающимися компонентов компетенции. Учебно-методическое пособие специально разработано для курса «Экономика образования», который рассчитан на полусеместр. Общий объем курса 72 часа (2 з.е.), из которых 36 часов – аудиторные занятия, включающие лекционные и практические занятия. Аудиторная работа дает возможность преподавателю не 5
Стр.5
только предоставить обучающимся необходимые знания, но и организовать и управлять их самостоятельной внеаудиторной работой через подобранные практические задания. Курс «Экономика образования» призван познакомить выпускников с реальными российскими проблемами экономики, с основными нововведениями в области финансирования, ценообразования, системы оплаты труда отрасли «Образование». Экономика образования читается на старших курсах, поэтому в рамках дисциплины обучающимся будет предложено регулярно читать специализированную профессиональную литературу при подготовке к практическим занятиям, учиться осуществлять поиск правовой и статистической информации, систематизировать материал. Изучение курса «Экономика образования» поможет обучающимся в освоении таких дисциплин, как «Инноватика в образовании». В целом пособие направлено на формирование у обучающихся универсальных и общепрофессиональной компетенций: – способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2); – способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6); – способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1). В ходе освоения практических заданий, представленных в пособии обучающиеся должны освоить следующие компоненты указанных компетенций: знать – основные правовые акты и теоретические концепции, описывающие все стороны функционирования сферы образования; – нормативно-правовые акты, регулирующие сферу образования в рамках ее экономической составляющей; – способы оценки плана действий по постановке целей и задач; – схему выбора оптимальных способов решения задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; – основные экономические и правовые понятия, применимые 6 в профессиональной деятельности; – методы и этапы принятия решений;
Стр.6
– процессы планирования времени на личном, командном и корпоративном уровне; уметь – выявлять недостающую правовую информацию для решения поставленной профессиональной задачи; – выявлять потребность в недостающей правовой, статистической и иной информации для решения практических заданий, относящихся к проблематике экономики образования; – анализировать цель и задачи, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; – осуществлять выбор оптимальных способов решения задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; – осуществлять свою деятельность в определенных экономических условиях; – выбирать оптимальные способы их решение, исходя из дейнальной деятельности; – оценивать план действий по решению различных задач; – выстраивать свое поведение как участника рынка (в том ствующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; – проводить экономические расчеты в рамках профессиочисле рынка труда); – принимать обоснованные решения, исходя из имеющихся ресурсов и ограничений; – осуществлять учет личного рабочего времени; владеть – алгоритмом решения типовых задач и практических заданий в области экономики образования; – алгоритмом осуществления поиска правовой, статистической и иной информации для решения практических заданий, относящихся к проблематике экономики образования; – алгоритмом анализа собственной деятельности в определенной экономической ситуации; – алгоритмом обоснования решений; – методами планирования личного и рабочего времени; опыт – решения типовых задач и практических заданий, относящихся к проблематике экономики образования, на основе найденной правовой, статистической и иной информации; – анализа экономических аспектов системы образования на основе поиска правовой и статистической информации; 7
Стр.7
– планирования, анализа, оценки и реализации плана действий по определению круга задач в рамках поставленной цели и выбору оптимальных способов их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. В содержание дисциплины на теоретическом уровне определены следующие дидактические единицы: 1. Понятие системы образования. 2. Законодательные основы образования. 3. Рынок образовательных услуг. 4. Научно-педагогические кадры. 5. Маркетинг образовательных услуг. 6. Финансирование образования. 7. Организация труда и заработная плата в образовании. 8. Штатная численность образовательной организации. Особое место в пособии отводиться формам контроля освоения обучающимися компонентов компетенций. Текущий контроль осуществляется в форме заданий к практическим работам, составления таблиц, схем, решения практических заданий на основе правовой и статистической информации. Итоговая аттестация по курсу – зачет, оценку за который обучающиеся получают по освоению трех модулей и результатам итогового тестирования. Для эффективной работы с материалами учебно-методического пособия обучающимся предлагается ознакомиться со структурой и системой работы с пособием. Необходимо отметить, что пособие состоит из нескольких разделов, которые выделены по проблемному принципу. Первый раздел пособия направлен на усвоение научного аппарата дисциплины, проблем определения предмета и периодизации экономики образования. В разделе рассматриваются проблемы становление экономики образования как науки и учебной дисциплины, система рынка образовательных услуг, особенности воспроизводства научно-педагогических кадров и материальнотехнической базы сферы образования. Отдельный акцент делается на анализе уровня образования российских работников. Во втором разделе раскрываются существующий в стране способ хозяйствования, совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой образования. Обращается внимание на особенности финансирования системы образования, методы ценообразования на образовательные услуги и сущность экономического планирования в образовательной организации. В третьем разделе основное внимание обращается на социально-трудовые аспекты отече8
Стр.8
ственной системы образования. Обучающиеся знакомятся с особенностями организации труда и режимом отдыха работников образования, моделями оплаты труда учителя, выявляют особенности в формировании штатной численности образовательной организации. В рамках каждой темы представлены вопросы и задания для самостоятельной работы. В первую очередь именно с ними обучающиеся должны ознакомиться. Далее рекомендуется внимательно изучить содержание раздела «Учебные результаты». На достижение этих учебных результатов и ориентированы те практические задания, которые обучающиеся должны будут выполнить в рамках каждой темы. Прежде чем притупить к самостоятельному выполнению практических заданий и достижению намеченных учебных результатов, обучающимся необходимо ознакомиться с методическими указаниями для организации самостоятельной работы, которые представлены к каждой теме. В них содержится пошаговый алгоритм достижения каждого конкретного учебного результата и даются рекомендации по использованию наиболее подходящего для этого набора методов. В разделе «Практические задания и примеры их выполнения» представлены практические задания и примеры для достижения конкретного учебного результата (первого, второго и т.д. из раздела «Учебные результаты»). Предлагаемые шаблоны схем, таблиц, а также практические задания, подготовленные на основе правовых и статистических материалов, существенно облегчают самостоятельную подготовку обучающихся к занятию и дают возможность, при качественном самостоятельном поиске информации по теме, реализовать практические задания и достичь каждого учебного результата. Для достижения учебных результатов каждой темы учебнотематического плана обучающиеся должны: – ознакомиться с конспектом лекции по теме, если она предусмотрена учебно-тематическим планом; – самостоятельно изучить указанные разделы учебных пособий; – ознакомиться с выдержками статей периодических изданий и монографий, которые указаны в конце каждой темы, источниками правовой и статистической информации (раздел «Учебнометодическое и информационное обеспечение»). 9
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ