ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
КАФЕДРА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
СБОРНИК СТАТЕЙ
X ВСЕРОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Сургут, 2021
1
Стр.1
УДК 37.016:811.11(082)
Печатается по решению
ББК 81.43-9я431+74.268.19=43я431
В 74
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензент :
Яковец Татьяна Яковлевна,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры лингвистики и переводоведения
БУ «Сургутского государственного университета»
Вопросы методики обучения иностранным языкам студентов и
В 74
школьников: теория и практика : сборник статей X Всероссийской студенческой
научно-практической конференции / Департамент образования и
молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего
образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический
университет» ; ответственный редактор: Н. В. Гераскевич. – Сургут :
РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет»,
2021. – 116, [1] с. – Текст : непосредственный.
Сборник содержит статьи, в которых отражены результаты
теоретических и практических исследований студентов в области
методики преподавания иностранных языков и культур, обсуждаются
проблемы использования современных технологий в обучении
иностранным языкам.
Для студентов специализированных факультетов, учителей иностранных
языков, специалистов в области методики преподавания иностранных
языков и межкультурной коммуникации.
Ответственность за точность цитирования и ссылок несут авторы
опубликованных материалов.
УДК 37.016:811.11(082)
ББК 81.43-9я431+74.268.19=43я431
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет, 2021
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
CONTENTS
Предисловие
Александрова А.А.
Возможности сетевого
взаимодействия в обучении
английскому языку в школе
Аллахвердиева Г.А.
Обучение английскому языку
с использованием обучающих
подкастов в школе
(на материалах British Council)
Байрамова Л.А.
Метод проектов как средство
развития мотивации
по английскому языку
на среднем этапе в школе
Баталина А.Л.
Психолингвистические основы
обучения синтаксису
английского языка в школе
Гасанова Ш.Н.
Использование социальных
сервисов веб 2.0 в обучении
иностранному языку в школе
Голубева А.А.
Распространенность
и эффективность мнемонических
способов запоминания
иноязычной лексики
(на материале результатов
анкетирования студентов
кафедры зарубежной
лингвистики ННГУ)
Демидов Н.А.
Интерактивное тестирование
как способ контроля
лексических навыков
6
8
15
Preface
Alexandrova A.A.
Possobilities of network interaction
in learning English language at school
Allakhverdieva G.A.
Learning English with the use
of learning podcasts at school
(from British Council materials)
Bayramova L.A.
20
Projects method as a means
of developing English language motivation
in secondary school
Batalina A.L.
31
Psycholinguistic foundations
Gasanova Sh.N.
27
Using social services web 2.0.
in teaching a foreign language in
secondary school
Golubeva А.А.
36
Popularity and efficacy of mnemonic
methods for memorizing foreign
language vocabulary (based on the
results of students questionnaire survey
of NNSU foreign linguistics chair)
of teaching English syntax in foreign
language lessons at school
Demidov N.A.
40
Interacive testing as a way
to control foreign language lexical skills
– 3 –
Стр.3
Курченко А.С.
Коллаборативное письмо
как форма групповой работы
обучающихся
Ларионова Д.В.
Формирование умений
письменной речи на уроках
иностранного языка
в средней школе
Мачула Л.М.
Технология Blended Learning
при организации самостоятельной
работы обучающихся на уроках
английского языка на среднем
этапе обучения
Мельникова В.А.
Методический потенциал
юмористических текстов
в обучении иностранному языку
на среднем этапе
Мосеев А.Ю.
Способы формирования
иноязычной речевой компетенции
обучающихся младших классов
на основе описания как типа речи
Немова О.А.
Тренинговая технология
актуализации словотворческой
активности на занятиях
по иностранному языку в школе
Ниязова К.М.
Стратегии смыслового чтения
англоязычного текста
Новикова С.С.
Приёмы формирования
грамматических навыков
иноязычной монологической
речи на среднем этапе
в общеобразовательной школе
в структуре системнодеятельностного
подхода
к обучению
Kurchenko A.S.
45
Colloborative writing as one of students
group work forms in a foreign language
Larionova D.V.
51
Formation of written speech skills
in foreign language lessons
in secondary school
Machula L.M.
58
Organization of unaided work of students
in the English language lessons
in secondary school based
on blended learning technology
65
Melnikova V.A.
Pedagogical potencial of humoristic
texts in foreign language
teaching in secondary school
Moseev A.Y.
73
Methods for the formation
of foreign language speech competence
of primary school students based
on the description as a type of speech
Nemova O.A.
80
Training technology of actualization
of word-creative activity in foreign
language lessons at school
Niyazova K.M.
86
91
Semantic reading strategies
the English text
Novikova S.S.
Methods of forming foreign
grammatical skills monologue speech
in a secondary school in system-activity
approach structure to learning
– 4 –
Стр.4
Полетаева Н.С.
Использование пословиц как
средство изучения иностранного
языка и иноязычной культуры
Турабаева А.Я.
Песня как средство развития
иноязычных лексических
навыков
Шарафиева А.Р.
Нетрадиционные формы урока
как один из способов повышения
эффективности обучения
и интереса к иностранному языку
Яковлева С.С.
Техники тайм-менеджмента
в языковом образовании
Poletaeva N.S.
97
Use of proverbs as a way
Turabaeva A.Y.
102
Song as a means of developing foreign
language lexical skills
Sharafieva A.R.
106
Non-standard lesson forms
as one of the ways to increase
Yakovleva S.S.
112
Time management techniques in
language education
learning efficiency and interest
in a foreign language
of a foreign language studying
and a foreign language culture
– 5 –
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий сборник статей и материалов «Вопросы методики
обучения иностранным языкам студентов и школьников: теория и
практика» обобщает опыт исследований студентов различных учебных
заведений в области обучения иностранным языкам в школе
и вузе.
Среди авторов научных статей студенты – будущие педагоги,
лингвисты, переводчики, делающие первые, но вполне уверенные
шаги в профессии.
Результаты представленных исследований на материале английского,
французского и немецкого языков освещают широкий круг проблем
по различным направлениям развития современной методики
обучения иностранным языкам.
Авторов статей объединяет не только одна общая область или
тема исследований; значительно более важным является то, что все
они одинаково оценивают современное состояние методики обучения
иностранным языкам, стремятся к достижению одного результата,
одинаково определяют сущность практических и теоретических проблем.
Иначе говоря, во всех работах выражена одна общая позиция,
которая сводится к использованию средств, приёмов и методов обучения,
созвучных вызовам времени и способствующих более успешному
и эффективному процессу реализации задач Федеральных государственных
образовательных стандартов.
Тематика сборника определяется кругом научных интересов
авторов и отражает основные направления их исследовательской деятельности.
Структура
и содержание сборника выстроены таким образом,
чтобы максимально полно отразить все перспективные направления
научных исследований в методике обучения иностранным языкам.
Тематика представленных статей и материалов может быть объединена
в ряд тематических блоков.
Достаточно большое количество статей посвящено вопросам
обучения иностранным языкам в условиях школьного образования.
Авторы предлагают собственные решения проблемы внедрения деятельностного
подхода в процесс иноязычного образования.
Разнообразие этапов обучения, предлагаемых средств, методов
и приёмов говорит о наличии достаточной теоретико-методологической
базы, на основе которой строятся дальнейшие авторские практические
исследования и разработки.
– 6 –
Стр.6
Одним из приоритетных направлений развития иноязычного
образования в общеобразовательных организациях является введение
дистанционных форм обучения. В этой связи авторы ряда статей раскрывают
особенности обучения иностранным языкам с использованием
информационно-коммуникационных технологий.
Разноплановость публикуемых статей, разнопрофильность образовательных
организаций, представители которых выносят на суд
педагогической общественности результаты собственных научно-практических
исследований, свидетельствуют о неравнодушном отношении
студентов и их научных руководителей к будущему иностранных
языков в системе российского образования.
Завершая краткий обзор материалов сборника, можно с уверенностью
утверждать, что все они представляют перспективные направления
исследований в области общеметодических проблем обучения иностранным
языкам и имеют существенное прикладное значение для организации
оптимальных условий деятельности обучающихся и обучающих
в структуре иноязычного образования.
Ответственный редактор сборника
к.п.н., доцент кафедры лингвистического образования
и межкультурной коммуникации
Сургутского государственного
педагогического университета
Н.В. Гераскевич
– 7 –
Стр.7