BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2021, November № 4 (57). Subscription indices – 38683, Р8683
В соответствии с решением Президиума Высшей
аттестационной комиссии Минобрнауки России
от 19 февраля 2010 года № 6/6 журнал включен в перечень
ведущих рецензируемых научных журналов и изданий.
В соответствии с распоряжением Минобрнауки
России от 28 декабря 2018 г. № 90-р на основании рекомендаций
Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки
России (далее – ВАК) с учетом заключений
профильных экспертных советов ВАК издания, входящие
в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых
должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание ученой степени
кандидата наук, на соискание ученой степени доктора
наук (далее – Перечень), по группам научных специальностей,
считаются включенными в Перечень по научным
специальностям и соответствующим им отраслям
науки. Согласно рекомендации ВАК журнал «Бизнес.
Образование. Право» включен в перечень по научным
направлениям и специальностям:
08.00.01 Экономическая теория
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
08.00.13 Математические и инструментальные методы
экономики
— «Экономические науки»
12.00.04 Финансовое право; налоговое право; бюджетное
право
12.00.05 Трудовое право; право социального
обеспечения
12.00.06 Земельное право; природоресурсное право;
экологическое право; аграрное право
12.00.07 Корпоративное право; конкурентное право;
энергетическое право
12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное
право
12.00.09 Уголовный процесс
12.00.10 Международное право; Европейское право
12.00.11 Судебная деятельность, прокурорская деятельность,
правозащитная и правоохранительная
деятельность
12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
12.00.13 Информационное право
12.00.14 Административное право; административный
процесс
12.00.15 Гражданский процесс арбитражный процесс
— «Юридические науки»
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики
и образования
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания
(по областям)
13.00.04 Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки,оздоровительной и адаптивной
физической культуры)
13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной
деятельности
13.00.08 Теория и методика профессионального
образования
— «Педагогические науки»»
1
In accordance with the decision of the Presidium
of the Supreme Attestation Commission
of the RF Mi nistry of Education and Science dated
February 19, 2010 No. 6/6, the journal is included
in the list of the leading peer reviewed scientific journals
and publications. In accordance with the order
of the RF Ministry of Education and Science dated
December 28, 2018 No. 90-r, based on the recommendations
of the Supreme Attestation Commission
of the RF Ministry of Education and Science (hereinafter,
the SAC), taking into account conclusions
of the field-specific expert councils of SAC, the issues
included in the List of the peer reviewed scientific
publications, which publish major scientific results
of the theses for scientific degree of the candidate
of sciences, for scientific degrees of the doctor
of sciences (hereinafter, List), by the scientific specialty
groups, are considered included in the List
by the scientific specialties and appropriate fields
of study. According to the SAC recommendations,
the journal “Business. Education. Law” is included in
the list by the folljwing scientific fields of study and
specialties:
— “Economic sciences”
08.00.01 Economic theory
08.00.05 Economics and management of national
economy
08.00.10 Finance, money turnover and credit
08.00.12 Accounting records, statistics
08.00.13 Mathematical and instrumental controls
of economics
— “Legal sciences”
12.00.04 Financial law, tax law, budget law
12.00.05 Labor law, social security law
12.00.06 Land law, Земельное право; natural resources
law; agrarian law
12.00.07 Corporate law; competition law; energy law
12.00.08 Criminal law and criminology; criminal
and penal law
12.00.09 Criminal process
12.00.10 International law, European law
12.00.11 Judicial activity, prosecutorial activity, human
rights activity and law-enforcement activity
12.00.12 Science of criminal law; forensic expert
activity; criminal intelligence and surveillance
12.00.13 Information law
12.00.14 Administrative law, administrative process
12.00.15 Civil process; arbitration process
— “Pedagogical sciences”
13.00.01 General pedagogy, history of pedagogy
and education
13.00.02 Theory and method of education and bringing
up (by areas)
13.00.04 Theory and method of physical training, sport
training, recreational and adaptive physical culture
13.00.05 Theory, method and arrangement of sociocultural
activity
13.00.08 Theory and method of vocational education
Стр.3
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2021, ноябрь № 4 (57). Подписные индексы – 38683, Р8683
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО.
Учредитель (соучредители):
Ващенко Александр Николаевич,
индивидуальный предприниматель
Кумейко Елена Анатольевна
№ 4 (57), ноябрь 2021
ISSN 1990-536Х
Научный журнал издается с 2006 г. Выходит 4 раза в год.
Подписной индекс в каталоге «Почта России» — 38683
Редакционный индекс — Р8683
Главной целью научного журнала является освещение
результатов научно-исследовательской деятельности
российских и зарубежных ученых по направлениям: экономические
науки (основные направления), юридические
науки, педагогические науки.
ЦЕЛИ научного рецензируемого журнала:
– оперативное освещение результатов научно-исследоBUSINESS.
EDUCATION. LAW.
Founder (co-founders):
Vashchenko Alexander Nikolayevich,
idividual entrepreneur
Kumeiko Elena Anatolyevna
№ 4 (57), November 2021
ISSN 1990-536Х
Scientific journal has been published since 2006; and is issued 4 times a year.
Subscription index in the catalogue of «Mail of Russia» — 38683
Editorial address — Р8683
The main goal of the scientific journal is presentation
of the results of the scientific-research activity of Russian
and foreign scientists in the areas of economics (main
trends), law and pedagogics.
GOALS of the scientific peer-reviewed journal:
вательской, научно-практической и экспериментальной деятельности
российских и зарубежных ученых по направлениям:
экономические науки (основные направления), юридические
науки, педагогические науки;
– развитие международного сотрудничества в сфере
экономики, юриспруденции, педагогики;
– предоставление ученым возможности публиковать
результаты собственных исследований;
– формирование открытой научной полемики, способствующей
повышению качества диссертационных
исследований;
– привлечение внимания к наиболее актуальным проблемам
и перспективным направлениям развития экономических,
юридических и педагогических наук;
– поиск новых знаний для социально-экономического
развития России и субъектов Российской Федерации;
– налаживание научных связей и обмена мнениями
между исследователями различных регионов;
– развитие единого информационного пространства
– пропаганда основных достижений научно-исследонаучной
коммуникации в сфере экономики, юриспруденции,
педагогики;
вательской деятельности в РФ и Волгоградском институте
бизнеса.
• Всем статьям в выпусках журналов присваивается
цифровой идентификатор DOI
• Двухлетний импакт-фактор РИНЦ – 0,584
• Пятилетний импакт-фактор РИНЦ – 0,178
• Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим
журналам – 169
• Десятилетний индекс Хирша – 27
• Общее число статей из журнала в РИНЦ – 3160
• Общее число цитирований журнала в 2020 году – 13 390
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-33692 от 03.10.2008 г.
Перерегистрирован: регистрационный номер ПИ № 77-81518
от 15.07.2021 г.
2
– operative publication of results of the scientific-research,
scientific-practical and experimental activity of Russian and
foreign scientists in economics (main trends), legal sciences
and pedagogical sciences;
– promotion of international cooperation in economics,
law, pedagogy;
– providing scientists with the possibility of publication
of the results of researches;
– establishing an open scientific disputes contributing
to the increase of dissertation researches quality;
– attraction of attention to the most urgent issues and perspective
trends of development of the economic, legal and pedagogical
sciences;
– search for new knowledge for the social-economic
development of Russia and the entities of the Russian Federation;
– establishing scientific links and exchange of opinions
between researchers from different regions;
– development of united information space of scientific
communication in economics, law, pedagogic;
– promotion of the main achievements of scientific and
research activity in the Russian Federation and Volgograd
Business Institute.
• Digital identifier DOI is assigned to all articles published
in the journal
• Two-year impact factor RISC – 0,584
• The five-year impact factor RISC – 0,178
• The five-year Herfindahl by quoting magazines – 169
• Ten-year h-index – 27
• Total number of the journal’s articles in RISC – 3160
• The total number of citations of the journal
in the 2020 year – 13 390
The journal is registered by the Federal service for supervision
in the area of mass communications.
Certificate of registration
PI № FS 77-33692 dated 03.10.2008.
Re-registered: registration number PI № 77-81518
dated 15.07.2021.
Стр.4
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Главный редактор – Ващенко Александр Николаевич,
д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики
и управления АНО ВО «ВИБ».
Заместители главного редактора –
Кумейко Елена Анатольевна, канд. экон. наук;
Захарова Л. М., д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой
дошкольного и начального общего образования ФГБОУ
ВПО «Ульяновский государственный педагогический
университет им. И. Н. Ульянова»;
Козенко З. Н., д-р экон. наук, профессор, заслуженный
работник высшей школы РФ, Волгоградский государственный
аграрный университет
Члены редакционной коллегии:
Анисимов П. В., д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой
теории и истории государства и права АНО ВО «ВИБ»;
Бабушкин Г. Д., д-р пед. наук, профессор, Сибирский
государственный университет физической культуры и спорта
(г. Омск, РФ);
Винокуров А. Ю., д-р юрид. наук, профессор, ФГКОУ ВО
«Академия Генеральной прокуратуры РФ»,
главный научный сотрудник;
Восколович Н. А., д-р экон. наук, профессор Московского государственного
университета имени М. В. Ломоносова,
профессор кафедры экономики труда и персонала
экономического факультета;
Калиничева Р. В., д-р экон. наук, профессор, проректор
по учебной работе, профессор кафедры экономики,
бухгалтерского учета и аудита Волгоградского кооперативного института
(филиала) Российского университета кооперации;
Мещерякова Е. В., д-р пед. наук, профессор, профессор ФГБОУ
ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический
университет»;
Рахманова Е. Н., д-р юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой
уголовного права Северо-Западного филиала ФГБОУВО
«Российский государственный университет правосудие»;
Салиева Р. Н., д-р юрид. наук, профессор, Институт проблем
экологии и недропользования АН РТ, заведующий
лабораторией правовых проблем недропользования, экологии и
топливно-энергетического комплекса;
Столярчук Л. И., д-р пед. наук, профессор, профессор
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический
университет»;
Тютюкина Е. Б., д-р экон. наук, профессор, Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации, профессор
Департамента корпоративных финансов
и корпоративного управления;
Фахрутдинова А. В., д-р пед. наук, доцент, Казанский
(Приволжский) федеральный университет, профессор
кафедры иностранных языков;
Шамрай-Курбатова Л. В., канд. экон. наук, доцент,
проректор по учебной работе АНО ВО «ВИБ».
Ответственный секретарь — Кумейко Елена Анатольевна.
3
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2021, November № 4 (57). Subscription indices – 38683, Р8683
EDITORIAL COMMITTEE
Editor-in-chief – Vashchenko Alexander Nikolayevich,
doctor of economics, professor, professor of the department
of economics and management of ANO of HE «VIB».
Deputies of the editor-in-chief –
Kumeiko Elena Anatolyevna, candidate of economics
Zakharova L. M., doctor of pedagogical sciences, associate
professor, head of the department of pre-school and elementary
general education of FSBEI of HPE «Ulyanovsk state pedagogical
university named after I. N. Ulyanov»;
Kozenko Z. N., doctor of economics, professor,
honored worker of the higher school of the RF, VolGAU
Deputies of the editor-in-chief:
Anisimov P. V., doctor of law, professor, head of the department
of the theory and history of state and law,
ANO of HE «VIB»;
Babushkin G. D., doctor of pedagogical sciences, professor,
Siberian state university of physical culture and sports
(Omsk, RF);
Vinokurov A. Y., doctor of law, professor, FSCEI of HE
«Academy of the RF General Prosecutor Office»,
chief researcher;
Voskolovich N. A., doctor of economics,
professor, Moscow state university
named after M.V. Lomonosov ;
Kalinicheva R. V., doctor of economics, professor,
pro-rector for educational activity, professor
of the department of economics, accounting and audit
of Volgograd cooperative institute (branch)
of the Russian university of cooperation;
Meshcheryakova E. V., doctor of pedagogical sciences,
professor, professor of FSBEI of HPE «Volgograd state
social pedagogical university»;
Rakhmanova E. N., doctor of law, associate professor,
North-West branch of FSBEI HE RGUP;
Salieva R. N., doctor of law, professor,
Institute of the issues of ecology
and resources management of AN RT;
Stolyarchuk L. I., doctor of pedagogical sciences,
professor, professor of of FSBEI of HPE
«Volgograd state social pedagogical university»;
Tyutyukina E. B., doctor of economics, professor,
Financial university under the Government
of the Russian Federation ;
Fakhrutdinova A. V., doctor of pedagogical sciences,
associate professor,
«Kazan (Privolzhsky) federal university»;
Shamray-Kurbatova L. V., candidate of economics,
associate professor, vice-rector for academic affairs
ANO of HE «VIB».
Executive secretary — Kumeiko Elena Anatolyevna.
Стр.5
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2021, ноябрь № 4 (57). Подписные индексы – 38683, Р8683
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ АВТОРСКИХ
МАТЕРИАЛОВ, ПРИСЫЛАЕМЫХ В НАУЧНЫЙ
РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ
«БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО»
1. Для издания принимаются ранее не опубликованные в других
печатных или электронных изданиях авторские материалы – научные
статьи, обзоры, рецензии, отзывы, соответствующие научным
специальностям: 08.00.00 – Экономические науки; 12.00.00 – Юридические
науки; 13.00.00 – Педагогические науки.
2. Автором (-ми) в редакцию предоставляется обязательный печатный
и идентичный ему электронный пакет документов:
– текст статьи на русском или английском (с переводом), или
национальном языке (с переводом на русский язык) (печатный вариант
статьи подписывается всеми авторами);
– анкета автора (и соавторов);
– заявление автора о праве использования научной статьи в рецензируемом
журнале;
– справка с места учебы (для аспирантов).
Пакет документов направляется в редакцию:
– в печатном виде по адресу: 400010, г. Волгоград, ул. Качинцев,
д. 63, каб. 107;
– в электронном виде по адресу электронной почты:
meon_nauka@mail.ru
Телефон для справок: (8442) 52-62-43. URL: http://vestnik.volbi.ru
В статью в соответствии с требованиями ВАК должно быть
включено следующее:
– индекс УДК (располагается в начале научной статьи отдельной
строчкой слева);
– индекс ББК (располагается в начале научной статьи отдельной
строчкой слева);
– фамилия, имя, отчество полностью на русском и английском
языках;
– ученая степень, ученое звание, наименование и шифр научной
специальности (по номенклатуре), по которой автор проводит
диссертационное исследование, на русском и английском языках;
– аспирантами, докторантами, соискателями, преподавателями
вузов указывается кафедра, учебное заведение (магистранты указывают
направление подготовки) на русском и английском языках;
– должность, место работы, город, страна на русском и английском
языках;
– e-mail;
– шифр научной специальности (по номенклатуре);
– название статьи на русском и английском языках (заглавными
буквами, шрифт TNR 16, выравнивание по центру);
– аннотация на русском и английском языках (шрифт TNR 14,
начертание – курсив, выравнивание по ширине, не менее 600–800
знаков без пробелов);
– ключевые слова на русском и английском языках (10–12 слов
или словосочетаний из двух или трех слов, через запятую, шрифт
TNR 14, начертание – курсив, выравнивание по ширине);
– введение, где формулируются степень изученности проблемы,
актуальность, целесообразность разработки темы, научная новизна,
цель и задачи исследования;
– основная часть. В основной части статьи путем анализа и синтеза
информации раскрываются исследуемые проблемы, пути их решения,
обосновываются полученные результаты, их достоверность;
– методология. В этом разделе описывается последовательность
выполнения исследования, обосновывается выбор используемых
методов;
– результаты. Эта часть занимает основное место в научной
статье, в ней, с помощью обобщения и анализа данных, автором
доказывается рабочая гипотеза по проблеме. Результаты исследования
излагаются кратко, но содержат достаточно информации для
формирования выводов;
– заключение, выводы. Заключение содержит краткие результаты
исследования;
– библиографический список. В библиографическом списке
приводится только цитируемая в статье литература.
Тексты, рисунки, иллюстрации, представленные в редакцию
в рукописях авторов статей, не должны быть отсканированы.
Статьи, направляемые в редакцию без соблюдения вышеперечисленных
требований, не рассматриваются.
4
REQUIREMENTS TO EXECUTION OF THE MATERIALS
SUBMITTED TO THE SCIENTIFIC
PEER-REVIEWED JOURNAL
«BUSINESS. EDUCATION. LAW»
1. The author’s materials – scientific articles, reviews,
surveys, comments corresponding to the scientific specializations:
08.00.00 – Economic sciences; 12.00.00 – Legal sciences; 13.00.00 –
Pedagogical sciences, that have not been previously published in either
printed or electronic issues, are accepted for publication.
2. Author(s) shall submit the required hardcopy of the document
package and the similar electronic one to the editorial office:
– text of the article in the Russian or English languages (with
translation), or any national language (with translation into Russian)
(article hard copy shall be signed by all authors);
– author (or team of authors) questionnaire;
– application of the author regarding the right of use of the article
in the peer reviewed journal;
– certificate from the place of study (for post-graduate students).
Document package shall be submitted to the editorial office:
– hard copy to the address: 400010, Volgograd, Kachintsev Street,
building 63, office 107;
– electronic copy to the email address: meon_nauka@mail.ru
Telephone for enquiries: (8442) 52-62-43. URL: http://vestnik.volbi.ru
The following shall be included in the article in accordance with
the requirements of the Higher Attestation Commission:
– UDC index (to be located at the top left-hand corner at the beginning
of the scientific article);
– LBC index (to be located at the top left-hand corner of the
scientific article);
– last name, name and patronymic in the Russian and English
languages;
– scientific degree, academic rank, name and code of the scientific
specialty (as per the range) of the dissertation research of the author in
the Russian and English languages;
– department and educational institution shall be specified by the
post-graduate students, doctoral student, external doctoral students,
teachers of higher schools (master’s degree students shall specify
specialty of training) in the Russian and English languages;
– position, place of work, city, and country in the Russian and
English languages;
– e-mail;
– code of the scientific specialty (as per the range);
– title of the article in the Russian and English languages (in capital
letters, fonts TNR 16, center alignment);
– abstract in the Russian and English languages (fonts TNR 14,
typeface – italics, full justification, minimum 600–800 characters
without spaces);
– keywords in the Russian and English languages (10–12 words
or phrases consisting of two-three words, comma separated, fonts
TNR 14, typeface -– italics, full justification);
– introduction that states urgency, feasibility of the subject working
out, scientific novelty, goal and objectives of research;
– main part. Main part of the article shall disclose the issues
under consideration by means of analysis and synthesis,
the ways of their resolution; shall justify received results and their
confidence;
– methodology. This part shall describe sequence of research and
justify selection of the used methods;
– results. This part takes main part of the scientific article;
the author justifies the working hypothesis by means of generalization
and data analysis. Research results shall be stated in brief;
however, shall contain sufficient information for making
conclusions;
– conclusion, findings. Conclusion shall contain summary of
research results;
– references. References shall contain only the literature that
quoted in the article.
Introduction, in which the level of the issue examination,
its urgency, feasibility of studying, scientific novelty, goal and
objectives of research are stated.
The articles submitted to the editorial office without meeting
the above mentioned requirements shall not be reviewed.
Стр.6
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2021, November № 4 (57). Subscription indices – 38683, Р8683
СОДЕРЖАНИЕ
08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Шестакова Е. В., Ситжанова А. М., Прытков Р. М.
Промышленные предприятия: проблемы, особенности, направления развития ......................................... 11
Карсунцева О. В.
Инвестиции будущего: перспективы растущей индустрии .......................................................... 19
Коробкова О. К.
Кадровая безопасность персонала экономического субъекта сферы здравоохранения: проблемные вопросы и пути их решения ...... 24
Митина Н. Н., Шумакова Е. М., Ващенко М. О.
Приплотинные территории крупных гидротехнических сооружений как объект государственного управления .............. 30
Фейгель М. Л., Мейтова А. Н.
Перспективы развития бухгалтерского учета, уплаты налогов российских предприятий в условиях цифровизации .......... 40
Ендовицкая Е. В., Нуждин Р. В., Горковенко Е. В.
Методические инструменты-анализаторы мотиваторов проявления креативности кадров ................................ 44
Давлатзода Д. А.
Повышение эффективности государственного контроля путем анализа подходов, использования стандартов ISO 9000
и применения системы ARIS ............................................................... .................... 49
Асанова С. С., Неделька Е.
Ретроспективный анализ торгово-экономического сотрудничества Самарской области .................................. 58
Абрамян С. И., Федотов А. А.
Интегральный индекс человеческого потенциала: региональный анализ .............................................. 63
Кметь Е. Б., Бут А. С.
Исследование медиапредпочтений и медиаповедения в социальных сетях потребителей определенной группы товаров ...... 70
Рейхерт Н. В.
Анализ моделей внедрения цифровой валюты в России ............................................................ 76
Ратнер А. В.
Развитие форм поддержки экспортеров с XVIII в.: многообразие и преемственность .................................... 84
Жукова И. В.
К вопросу о неизбежности трансформаций современных подходов и концепций управления в условиях цифровой экономики ...90
Гриценко П. П.
Обоснование решений о вертикальной интеграции на основе ресурсно-целеориентированного подхода ................... 97
Новиков В. С.
Теоретико-прикладные аспекты исследования сетевых структур в виртуальных экономических отношениях .............. 102
Шишмарёва А. В.
Моделирование стратегических интересов и приоритетов в системе обеспечения национальной безопасности РФ .......... 112
Синицина Д. Г., Курочкин В. Н., Плешков А. Ю., Ульянкин П. Н.
Совершенствование процессов ценообразования в энергетической отрасли региона и способы оспаривания решений
региональных органов власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) ................................. 119
Иванов Н. Ю., Цынзак М. П.
Самозанятость и личное подсобное хозяйство в Республике Саха (Якутия) ........................................... 126
Иванова Р. М., Скроботова О. В., Полякова И. Е.
Цифровые технологии в развитии туристских маршрутов как формы межрегионального сотрудничества в сфере туризма ... 133
Кухтина Е. К., Перерва О. Л.
Роль современных информационных технологий в диагностике проблем социально-экономического развития
регионов и муниципальных образований ............................................................... ......... 144
Кулагина Н. А., Терехова А. А., Надежина О. С.
Диагностика уровня финансовой безопасности региона: вопросы оценки и сравнительного анализа ...................... 152
Баканач О. В., Кудряшов А. А.
Статистическая оценка межрегиональной специфики распределения интеллектуальных миграционных потоков
в Российской Федерации ............................................................... ...................... 159
Конева М. В.
Организация учетно-контрольного обеспечения дебиторской и кредиторской задолженности с применением ИКТ
в строительных организациях ............................................................... .................. 163
Трофимова Н. Н.
Особенности стратегического планирования в современных условиях развития бизнеса ................................ 169
Наугольнова И. А.
Концепция процессного подхода к управлению затратами ......................................................... 173
5
Инновационный потенциал наукоемких предприятий машиностроения .............................................. 138
Щербакова Т. А., Майорова Л. Н.
Концептуальный подход к развитию лесопромышленного комплекса региона на основе концепции циркулярной экономики ...107
Ефимова Е. Г., Лукашёнок Т. Р.
Стр.7
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2021, ноябрь № 4 (57). Подписные индексы – 38683, Р8683
Глоба С. Б., Васильев Е. П., Бутакова Н. М., Березовая В. В.
Исследование экономических факторов инвестиционной активности организаций в региональных инфраструктурных проектах .... 178
Шулекин А. Н.
Управление рисками и формирование резервной политики организаций жилищного строительства
в целях обеспечения их финансовой устойчивости ............................................................... 186
Волынский И. А.
Яковенко Д. А.
Формирование модели интегрированного управления транспортно-логистическими системами
морских портов Каспийского региона ............................................................... ........... 192
Сбалансированная система показателей результативности работы ведомственной службы контроля ..................... 198
Кемайкин Н. К., Королева М. Е.
Анализ рынка жилищных услуг г. Нижнего Новгорода ........................................................... 206
12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Телышев В. В.
Альтернативное разрешение спора (ADR) в Турции .............................................................. 211
Бутенко О. С.
Криптовалюты как общественно-экономическое явление и объект криминалистического анализа ........................ 217
Коноплянникова Т. В., Шагивалеева И. З.
Некоторые проблемы реализации гарантии правового и технического сопровождения в нотариальной деятельности
при защите гражданских прав ............................................................... .................. 222
Фалиштяну А. В., Дементеева Н. А., Артеменко Г. А.
Совершенствование налогообложения физических лиц ........................................................... 227
Липкина Н. Н.
Определение параметров реализации принципа государственного суверенитета в киберпространстве
в контексте принципа свободы усмотрения ............................................................... ....... 232
Галиев Л. М., Кирушин К. Р.
Исследования (экспертизы) по делам, связанным с осквернением увековечения памяти защитников Отечества ............ 236
Маткова Н. В.
О месте и содержании стратегии в криминалистике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Гришин Д. А.
Профилактика преступлений, совершаемых осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества .......... 247
Нуждин А. А.
Некоторые аспекты производства допроса с целью выявления обстоятельств, способствовавших совершению
пенитенциарных преступлений ............................................................... ................. 251
Красиков Д. В.
Развитие концепции цифрового суверенитета в правовой политике Европейского союза ............................... 255
Бык Ф. Л., Епифанцев А. В., Мышкина Л. С.
Коммунальная энергетика, или «Размер имеет значение» .......................................................... 260
Шпак А. В., Балмочных С. Ю.
К вопросу о необходимости дифференциации уголовно-процессуальной формы досудебного производства
в отношении несовершеннолетних участников уголовного процесса ................................................ 265
Савина Л. А., Шеховцова Л. С.
Преподавание основ криминалистического мышления в юридических вузах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
Гайдуков А. А., Щеглов А. И.
Официальное предостережение как средство профилактики правонарушений:
опыт применения в Российской Федерации и Республике Беларусь ................................................. 274
Аджиев А. Х.
Толкование международных договоров о правах человека: значение практики международных органов
в контексте концепции «последующего поведения государств» ..................................................... 279
Титоренко С. К.
Криптовалюта как объект налогообложения ............................................................... ...... 283
Рудакова С. В.
Уголовно-процессуальное обжалование в деятельности адвоката-защитника:
нравственные основы, этические правила, законодательное регулирование ........................................... 288
Шинякова Е. В.
Теоретический анализ предпосылок возникновения и развития юридического лица как субъекта права ................... 295
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Богоудинова Р. З., Царева Е. Е.
Научно-педагогическое обоснование результатов диагностики коммуникативной компетентности преподавателей вуза ..... 301
Сурат Л. И., Тебекин А. В.
Теоретические основы развития подходов к обучению в системе высшего образования ................................ 306
Сафронова Е. М., Золотых Н. В.
Анализ вариативного модуля воспитания школьников в виртуальной среде .......................................... 312
6
Стр.8
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2021, November № 4 (57). Subscription indices – 38683, Р8683
Пак Л. Г., Каменева Е. Г., Кочемасова Л. А.
Трудоустройство выпускников как проблема современного высшего образования ..................................... 317
Исмаилова С. И.
Поликультурное образование как условие формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей начальной школы ... 321
Бабушкин Г. Д., Клестов Д. К.
Программа определения предрасположенности пловцов к стилю плавания и технология ее реализации ................... 328
Семикина Ю. Г., Семикин Д. В., Гуляева Е. В.
Способы повышения учебной мотивации студентов в условиях дистанционного обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
Шалагинова К. С., Декина Е. В.
Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах у подростков с повышенным уровнем тревожности ..... 337
Николаева И. В., Слепцов Ю. А., Гоголева И. В.
Применение статистических гипотез в педагогическом эксперименте
(на примере оценки динамики национальной идентичности школьников-эвенов) ...................................... 343
Штанько М. А., Тажева З. Б.
Проблема патриотического воспитания в контексте конструктивизма: методический аспект ............................ 350
Зенцова И. М.
Модель организации наблюдений и опытов в домашних условиях для младших школьников
как средство пропедевтики изучения физики ............................................................... ..... 354
Куликова М. В., Руднева Л. В.
Технология социального партнерства педагогов и родителей дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной работы .... 359
Гвоздева А. Г.
Педагогические условия формирования готовности к деловому общению будущих учителей технологии
в инновационной проектной деятельности ............................................................... ....... 364
Беляева О. А., Жукова Н. М.
Эмпирическое исследование типов виртуальной образовательной среды обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ....369
Колмогорова Н. В.
Ларина Е. А., Гаркуша Н. В., Екимова С. Г.
Оптимизация предстартового состояния спортсменок высокой квалификации, занимающихся тайским боксом,
средствами психорегуляции ............................................................... ................... 374
Изучение нарушения голоса и способов его восстановления у преподавателей вуза .................................... 380
Павленко И. В., Трибушная Г. А.
Применение йоги как средства повышения эмоционального состояния у лиц, перенесших ишемический инсульт .......... 392
Седалищева С. Н.
Деятельность обучающихся посредством научно-исследовательских экспедиций школьников Республики Саха (Якутия) ... 396
Рахматов А. И.
Физическая подготовка юношей и девушек средствами силовых видов спорта по армрестлингу в высших учебных заведениях ... 401
Бабушкин Г. Д., Бобровский А. В., Бобровский В. А., Харахордин С. Е.
Психодиагностика в системе психологического обеспечения подготовки спортсменов ................................. 405
Джегутанова Н. И., Мигачева М. В., Ивашова В. А.
Современные треки развития дополнительного образования педагогов .............................................. 409
Данилова Г. Р., Баченина Е. А., Невмержицкая Е. В.
Методика повышения эффективности нападающих ударов волейболистов высокой квалификации ....................... 415
Марюков А. М.
Формирование регулятивной готовности к освоению универсальных учебных действий в шахматной игре ................ 421
Котикова О. В.
Педагогические условия социализации обучающихся в гетерогенной образовательной среде ........................... 425
Бессонова В. П., Бессонов П. П., Бессонова Н. Г., Молукова С. Р.
Физическое развитие школьников 10—13 лет городской и сельской местности Республики Саха (Якутия)
в период пандемии COVID-19 и смога ............................................................... ........... 430
Уракова Е. А.
Социальные, педагогические, научно-технические аспекты технологии профессионального обучения .................... 435
Шароватова Е. А., Кислая И. А.
Проблемы и перспективы национальной подготовки современных экономистов в сфере высшего образования ............ 441
Позднякова Т. М.
Реализация регионального компонента в школьном географическом образовании (тематическое исследование). . . . . . . . . . . . 447
Братков К. И., Степыко Д. Г., Колпакова И. А., Могилинец С. Н.
Формирование профессиональных компетенций руководителей физкультурно-спортивных организаций
с учетом требований рынка труда ............................................................... ............... 452
Ткаченко М. Е.
Обеспечение позитивной мотивации к учебно-трудовой деятельности как условие формирования познавательного интереса
у обучающихся 5—7-х классов в процессе изучения дисциплины «Технология» ...................................... 459
7
Воспитание ценностного отношения студентов педагогического вуза к чтению детской литературы: теоретические аспекты. . . .386
Александрова В. А., Скотникова А. В., Нигметова А. У.
Стр.9
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2021, ноябрь № 4 (57). Подписные индексы – 38683, Р8683
CONTENT
08.00.00 ECONOMIC SCIENCES
Shestakova E. V., Sitzhanova A. M., Prytkov R. M.
Industrial enterprises: problems, features, directions of development ..................................................... 11
Karsuntseva O. V.
Investment of the future: prospects for a growing industry ............................................................. 19
Korobkova O. K.
Personnel security of the staff of an economic entity in the healthcare sector: problematic issues and ways to solve them ............ 24
Mitina N. N., Shumakova E. M., Vashchenko M. O.
Near-dam territories of large hydraulic structures as an object of public administration ....................................... 30
Feygel M. L., Meytova A. N.
Prospects for the development of accounting, payment of taxes of Russian enterprises in the conditions of digitalization ............ 40
Endovitskaya E. V., Nuzhdin R. V., Gorkovenko E. V.
Methodological tools-analyzers of motivators for the manifestation of personnel creativity ................................... 44
Davlatzoda D. A.
Increasing the effectiveness of state control by analysing approaches, using ISO 9000 standards and applying the ARIS system ...... 49
Asanova S. S., Nedelka E.
Retrospective analysis of trade and economic cooperation of the Samara region ............................................ 58
Abramyan S. I., Fedotov A. A.
Integral human potential index: regional analysis ............................................................... ..... 63
Kmet E. B., But A. S.
Study of media preferences and media behavior in social networks of consumers of a particular product group .................... 70
Reykhert N. V.
Analysis of digital currency implementation models in Russia .......................................................... 76
Ratner A. V.
Development of forms of support for exporters since the XVIII century: variety and continuity ................................ 84
Zhukova I. V.
On the inevitability of transformations of modern approaches and management concepts in the digital economy. .................. 90
Gritsenko Р. Р.
Justification of decisions on vertical integration based on a resource-goal-oriented approach .................................. 97
Novikov V. S.
Theoretical and applied aspects of the study of network structures in virtual economic relations .............................. 102
Shishmareva A. V.
Conceptual approach to developing forestry sector of the region based on the concept of circular economy ...................... 107
Efimova E. G., Lukashenok T. R.
Modeling strategic interests and priorities in the system of ensuring the national security of the Russian Federation ............... 112
Sinitsina D. G., Kurochkin V. N., Pleshkov A. Yu., Ulyankin P. N.
Improving the pricing processes in the energy sector of the region and ways to challenge the decisions of regional authorities
in the field of state regulation of prices (tariffs) ............................................................... ...... 119
Ivanov N. Yu., Tsynzak M. P.
Self-employment and private subsidiary farming in the Republic of Sakha (Yakutia) ....................................... 126
Ivanova R. M., Skrobotova O. V., Polyakova I. E.
Digital technologies in the development of tourist routes as a form of interregional cooperation in the field of tourism ............. 133
Kukhtina E. K., Pererva O. L.
Innovation potential of high-tech mechanical engineering enterprises ................................................... 138
Shcherbakova T. A., Mayorova L. N.
The role of modern information technologies in the diagnosis of problems of socio-economic development of regions and municipalities ... 144
Kulagina N. A., Terekhova A. A., Nadezhina O. S.
Diagnostics of the level of financial security in the region: evaluation and comparative analysis issues ......................... 152
Bakanach O. V., Kudryashov A. A.
Statistical assessment of inter-regional intellectual migration flows distribution in the Russian Federation ...................... 159
Koneva M. V.
Organization of accounting and control support of receivables and payables with the use of ICT in construction organizations ...... 163
Trofimova N. N.
Features of strategic planning in modern conditions of business development ............................................. 169
Naugolnova I. A.
The concept of a process approach to cost management .............................................................. 173
Globa S. B., Vasilev E. P., Butakova N. M., Berezovaya V. V.
Study of economic factors of investment activity of organizations in regional infrastructure projects ........................... 178
Shulekin A. N.
8
Risk management and the formation of a reserve policy of housing construction companies in order to ensure their financial stability ....186
Стр.10
BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2021, November № 4 (57). Subscription indices – 38683, Р8683
Volynskiy I. A.
Formation of a model of integrated management of transport and logistics systems of seaports of the Caspian region .............. 192
Yakovenko D. A.
Balanced scorecard for departmental control service ............................................................... .. 198
Kemaykin N. K., Koroleva M. E.
Analysis of the housing and communal services market in Nizhny Novgorod ............................................. 206
12.00.00 LAW SCIENCES
Telyshev V. V.
Alternative dispute resolution (ADR) in Turkey ............................................................... ..... 211
Butenko O. S.
Cryptocurrencies as a social-economic phenomenon and the object of forensic analysis ..................................... 217
Konoplyannikova T. V., Shagivaleeva I. Z.
Some problems of implementation of legal and technical support guarantee in notarial activity in the protection of civil rights ...... 222
Falishtyanu A. V., Dementeeva N. A., Artemenko G. A.
Improving the taxation of individuals ............................................................... .............. 227
Lipkina N. N.
Specification of parameters for the implementation of principle of state sovereignty in cyberspace in the context of the principle
of margin of appreciation ............................................................... ....................... 232
Galiev L. M., Kirushin K. R.
Research (expert examinations) in cases related to the desecration of the memory of defenders of the Fatherland ................. 236
Matkova N. V.
On the place and content of strategy in forensics ............................................................... ..... 241
Grishin D. A.
Prevention of offences committed by persons sentenced to non-custodial penalties ......................................... 247
Nuzhdin A. A.
Some aspects of the interrogation process in order to identify the circumstances that contributed to the commission of penitentiary crimes ... 251
Krasikov D. V.
Development of the concept of digital sovereignty in the legal policy of the European Union ................................. 255
Byk F. L., Epifantsev A. V., Myshkina L. S.
Communal energy or “the size matters” ............................................................... ............ 260
Shpak A. V., Balmochnykh S. Yu.
On the need to differentiate the criminal procedure form of pre-trial proceedings in relation to minor participants in criminal proceedings .....265
Savina L. A., Shekhovtsova L. S.
Teaching the basics of forensic thinking in law schools ............................................................... 270
Gaydukov A. A., Shcheglov A. I.
Official warning as a means of prevention of offenses: experience of application in the Russian Federation and the Republic of Belarus .... 274
Adzhiev A. Kh.
Interpretation of international human rights treaties: the role of international bodies’ practice
in the context of the “subsequent states’ conduct” concept ............................................................ 279
Titorenko S. K.
Cryptocurrency as an object of taxation ............................................................... ............ 283
Rudakova S. V.
Criminal procedural appeals in the work of a defence lawyer: moral basis, ethical rules, legislative regulation ................... 288
Shinyakova E. V.
Theoretical analysis of the preconditions for the emergence and development of a legal entity as a subject of law ................. 295
13.00.00 PEDAGOGICAL SCIENCES
Bogoudinova R. Z., Tsareva E. E.
Scientific and pedagogical substantiation of the results of diagnosing the communicative competence of university teachers ........ 301
Surat L. I., Tebekin A. V.
Theoretical foundations for the development of approaches to training in the higher education system ......................... 306
Safronova E. M., Zolotykh N. V.
Analysis of the variable module for educating schoolchildren in a virtual environment ...................................... 312
Pak L. G., Kameneva E. G., Kochemasova L. A.
Graduate employment as a problem of modern higher education ....................................................... 317
Ismailova S. I.
Polycultural education as a condition for forming ethnopedagogical competence of future primary school teachers ............... 321
Babushkin G. D., Klestov D. K.
Program for identifying swimmers’ predisposition to a swimming style and technology for its realization ....................... 328
9
Стр.11
БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2021, ноябрь № 4 (57). Подписные индексы – 38683, Р8683
Semikina Yu. G., Semikin D. V., Gulyaeva E. V.
Methods of increasing students’ motivation for learning in the context of distance education ................................. 333
Shalaginova K. S., Dekina E. V.
Developing skills for constructive conflict behaviour in adolescents with high levels of anxiety ............................... 337
Nikolaeva I. V., Sleptsov Yu. A., Gogoleva I. V.
Application of statistical hypotheses in pedagogical experiment
(on the example of assessment of the national identity dynamics in Even schoolchildren) .................................... 343
Shtanko M. A., Tazheva Z. B.
The problem of patriotic education in the context of constructivism: a methodical aspect .................................... 350
Zentsova I. M.
A model for organising observations and experiments at home for primary school students
as a means of propaedeutic learning of Physics ............................................................... ...... 354
Kulikova M. V., Rudneva L. V.
Gvozdeva A. G.
The technology of social partnership between teachers and parents of preschool children in the process of physical education
and recreational work ............................................................... .......................... 359
Pedagogical conditions for forming readiness for business communication of future technology teachers in innovative project activities .... 364
Belyaeva O. A., Zhukova N. M.
An empirical study of the types of virtual learning environment for children with disabilities ................................. 369
Kolmogorova N. V.
Optimising the pre-start state of highly qualified female athletes engaged in Thai boxing by means of psychoregulation ........... 374
Larina E. A., Garkusha N. V., Ekimova S. G.
Study of voice impairment among university teachers and ways to restore it .............................................. 380
Pavlenko I. V., Tribushnaya G. A.
Developing a value-based attitude towards reading children’s literature among students of pedagogical universities: theoretical aspects .... 386
Aleksandrova V. A., Skotnikova A. V., Nigmetova A. U.
The use of yoga as a means of enhancing emotional well-being in ischaemic stroke survivors ................................ 392
Sedalishcheva S. N.
Students’ activities through research expeditions of schoolchildren of the Republic of Sakha (Yakutia) ......................... 396
Rakhmatov A. I.
Physical training of young men and women by means of power sports in arm wrestling at higher educational institutions .......... 401
Babushkin G. D., Bobrovskiy A. V., Bobrovskiy V. A., Kharakhordin S. E.
Psychodiagnostics in the system of psychological support of athletes’ training ............................................ 405
Dzhegutanova N. I., Migacheva M. V., Ivashova V. A.
Modern tracks of teachers’s continuing education development ........................................................ 409
Danilova G. R., Bachenina E. A., Nevmerzhitskaya E. V.
Methods for increasing the efficiency of attacking strikes of highly qualified volleyball players ............................... 415
Maryukov A. M.
Formation of regulatory readiness to master universal learning activities in the game of chess ................................ 421
Kotikova O.V.
Pedagogical conditions for the socialization of students in a heterogeneous educational environment .......................... 425
Bessonova V. P., Bessonov P. P., Bessonova N. G., Molukova S. R.
Physical development of 10—13 year old schoolchildren in urban and rural areas of the Republic of Sakha (Yakutia)
during the COVID-19 pandemic and the smog ............................................................... ...... 430
Urakova E. A.
Social, pedagogical, scientific and technical aspects of vocational training technology ...................................... 435
Sharovatova E. A., Kislaya I. A.
Problems and prospects of national training of modern economists in higher education ..................................... 441
Pozdnyakova T. M.
Implementation of the regional component in school geography education (case study) ..................................... 447
Bratkov K. I., Stepyko D. G., Kolpakova I. A., Mogilinets S. N.
Forming the professional competencies of the heads of physical culture and sports organizations with regard
to the labor market requirements ............................................................... ................. 452
Tkachenko M. E.
Providing positive motivation for educational and labor activities as a condition for the formation of cognitive interest
among students of grades 5—7 in the process of studying the discipline “Technology” ...................................... 459
10
Стр.12